Автор: Моногарова Евгения Владимировна
Должность: Мастер производственного обучения
Учебное заведение: БПОУ ОО "Ливенский строительный техникум"
Населённый пункт: г.Ливны, Орловской области
Наименование материала: Статья
Тема: ВОСПИТАНИЕ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел: среднее профессиональное
Статья на тему
: «
ВОСПИТАНИЕ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Подготовила мастер п/о Моногарова Е.В.
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Орловской области
«Ливенский строительный техникум»
Компетентностный подход в обучении и воспитании обучающихся
невозможен без воспитания сознательной дисциплины.
Воспитать и научить мастерству молодого человека – вот сложная задача,
которую должен выполнить мастер п/о в течение трех лет, работая с
обучающимися, он для них близкий человек, воспитатель и наставник.
Перед мастером п/о стоит две задачи: обучить и воспитать.
В своей педагогической практике я стремлюсь, чтобы каждый обучающийся
группы был хорошим специалистом и человеком, чтобы зерна воспитания,
заложенные в техникуме, дали всходы и принесли плодотворные плоды в его
жизни. Но прежде, чем обучить и воспитать, нужно знать, кого ты будешь
воспитывать.
Главным я считаю изучение индивидуальных особенностей ребят, откуда они,
кто их родители и товарищи, почему они выбрали данную профессию.
Перечитываю характеристики, изучаю аттестаты, справки о семейном
положении, представляю образ и характер каждого.
При практическом контакте с группой узнаешь положительные и
отрицательные особенности каждого обучающегося, кто не приучен к труду,
кто груб, кто плохо относится к окружающим, ведет себя не достойно. К
таким ребятам необходим особый подход, стараюсь выяснить причину такого
поведения, вызвать на контакт, объяснить неприемлемость такой черты
характера.
На производственном обучении, начиная с первого занятия, сама показываю,
как нужно работать. С некоторыми приходится работать индивидуально, и
такой подход успешен. Надо, чтобы обучающийся поверил в свои силы, и
тогда любая работа будет спориться. На лабораторно-практических занятиях,
применяю карточки-задания, технологические карты, приучаю ребят к
самостоятельности. Ребята уважают того педагога (мастера или
преподавателя), который ценит их человеческое достоинство. За моей
работой и поведением они внимательно наблюдают. Поэтому в своей работе я
стараюсь честно трудиться, выполнять порученное дело, стараюсь постичь
новое и передать своим обучающимся. Добиться взаимопонимания и
должного контакта с каждым обучающимся – сложная задача, поэтому, чем
чаще общаешься с группой, с каждым – тем лучше узнаешь их склонности,
настроения и желания. Ребята очень чувствительны ко всему и, если видят,
что мастер п/о о них заботиться, они отвечают взаимностью.
При работе с ребятами нельзя оставлять без внимания ни одного проступка,
необходимо требовать выполнения указаний и правил поведения.
Справедливая требовательность, не унижающая человеческого достоинства,
никогда не вызывает чувства обиды. Как бы ни было трудно, как бы ученик
не выводил меня из равновесия, стараюсь говорить с ним ровным голосом, не
срываться – это действует сильнее. Провожу индивидуальные беседы,
созваниваюсь и встречаюсь с родителями. Моя кропотливая индивидуальная
работа мастера п/о приносит свои плоды, но стоит и другая задача – создать в
группе коллектив из различных по характеру и склонностей обучающихся.
Здесь помогают наблюдения, накопленные на этапах знакомства с группой.
Нельзя подходить с одной меркой ко всем, к каждому нужен свой подход.
Значительно облегчает мою работу выполнение поручений обучающимися,
остается больше времени на другую работу, и ребята чувствуют значимость,
они нужны коллективу, они авторитетны, с ними считаются.
Задача создания ученического коллектива не разрешима без подбора
хорошего, надежного ядра – актива группы. Этот момент один из самых
ответственных. Правильно подобранный актив группы, при систематической
работе с ним, может быть хорошим помощником мастеру. Актив
контролирует выполнение плана культурно-массовой работы, контролирует
посещаемость, работает с неуспевающими, организует праздники,
спортивные мероприятия.
С активом группы и классным руководителем обсуждаем планы работы на
будущий месяц. Ребята сами предлагают, что можно добавить интересного.
Общественные поручения играют серьезную роль в воспитании
обучающихся, желательно, чтобы охват этими поручениями был больше.
Выполнение поручений дисциплинирует молодежь, воспитывает в них
ответственность, активность, но поручения лишь тогда дадут положительный
эффект, когда мастер научит ребят их выполнять, и сам будет контролировать
и помогать.
Известно, что огромное влияние на воспитание детей оказывает семья. К
сожалению, главной формой связи с родителями остается у нас родительское
собрание, с неизменной повесткой об успеваемости и дисциплине. В тоже
время, во многих семьях, родители не знакомы с вопросом педагогики и
методики воспитания. У многих ребят в семьях не благополучно. Поэтому
связь с родителями, контроль за воспитанием подростков с их стороны –
непростая проблема для мастера. Несмотря на трудности, я стараюсь чаще
быть в контакте с родителями. Одни поддерживают отношения со мной по
телефону, другие посещают техникум, к некоторым приходится ехать самой.
Иногда групповые родительские собрания проводим вместе с обучающимися.
Вместе обсуждаем дела группы и поведение отдельных ребят. Обучающиеся
сами могут слышать мнение мастера о себе в присутствии родителей, об их
учебе и дисциплине. Такие собрания заставляют обучающихся лучше
относиться к учебе, а некоторых родителей пересмотреть отношение к
воспитанию и учебе своего ребенка.