Автор: Ростовская Лариса Борисовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО ДШИ№3
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Подготовка к публичному выступлению"
Раздел: дополнительное образование
Подготовка к публичному выступлению
Ростовская Лариса Борисовна
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №3», г. Сургут
Цель работы: помочь ученику возможно лучше донести до слушателей
то, что было задумано и отработано в классных домашних заданиях; пути
достижения того, чтобы выступление доставило удовлетворение и ученику и
педагогу. Преодоление факторов страха перед сценой, установка на успех и
воспитание сценической выдержки и воли.
Многие факторы оказывают влияние на исполнительство. Не говоря
уже о музыкальных способностях ученика, имеют значения его физическая и
нервная
конституция,
общекультурный,
интеллектуальный
уровень,
что
составляет
особенности
его
индивидуальности.
Но
решающим,
доминирующим
фактором,
является
метод
обучения
музыке.
Публичное
выступление
есть
итог
всей
системы
обучения
ребенка
музыке,
где
все
взаимосвязано.
Воспитание
музыкального
мышления,
слушания,
памяти,
двигательных
навыков,
контроль
педагога
над
режимом
и
дисциплиной
домашних занятий.
Для
того,
чтобы
удачно
выступить
на
концерте
или
сыграть
на
экзамене, ученику необходимо быть в состоянии оптимальной концертной
готовности.
Такое
состояние
по
своим
психологическим
параметрам
соответствует тому же, что у спортсменов называют оптимальным боевым
состоянием.
Поддержание
организма
в
хорошей
физической
форме
требует
выполнения каждодневной нормы физических упражнений.
При хорошем физическом самочувствии, возникает ощущение здоровья
во всём организме, тело кажется сильным, гибким и послушным. Физическая
подготовка музыканта может включать в себя такие виды спорта, как бег,
плавание, футбол.
Особое
значение
в
предконцертной
подготовке
должно
уделяться
функции внимания, которое должно быть одновременно и очень устойчивым,
и гибким, и объёмным. Ежедневные упражнения на концентрацию внимания
должны входить в программу подготовки ученика-исполнителя.
Удачным выступлениям сопутствуют приподнятое настроение, желание
играть хорошо, особый боевой задор, хорошее отношение с окружающими,
нормальное физическое самочувствие.
Публичное выступление связано с ситуацией оценки выступающего со
стороны
других
людей,
которые
могут
повысить
или
понизить
его
самооценку. Это вызывает рост психической напряжённости, которая сначала
повышает,
а
затем
снижает
устойчивость
проявления
выработанных
психических
процессов
–
внимания,
памяти,
восприятия,
мышления,
двигательных реакций
Боязнь
потерпеть
неудачу
или
услышать
негативный
отзыв
часто
становится причиной страха выступления.
Сценические
переживания
сходны
с
переживаниями
человека
в
экстремальной ситуации. Потеют и дрожат руки, учащенно бьется сердце,
прерывается дыхание.
Одна из причин сценического волнения – боязнь музыканта забыть
текст. Чтобы избежать этого используем следующие приемы.
Первый – методика создания «опорных точек». Работая над разбором,
запоминаем материал по фразам и периодам. Границы разделов должны стать
опорными
пунктами.
Данная
методика
дает
ученику
навык
исполнения
произведения, начиная, практически с любого места.
Далее. Прием, помогающий исполнителю свободно ориентироваться в
тексте, играя наизусть, - подробная проработка всех элементов музыкальной
ткани.
Например,
пьесе
П.
И.
Чайковского
«Сладкая
греза»
обращаем
внимание на наличие трех выразительных элементов – мелодии, гармонии и
баса. Каждый из них должен прослушиваться как самостоятельно, так и в
соединении
с
окружением.
Для
осознанного
запоминания
наизусть
используется способ проговаривания нотного текста. Акцентируем внимание
ученика на том, с какого звука начинается произведение, как идет движение
мелодии, где кульминация.
Очень
важно
выучить
программу
не
позднее,
чем
за
месяц
до
выступления. Музыкальный материал должен «устояться, прижиться»
Учить произведение необходимо тщательно и крепко. Уметь играть с
разных мест, уметь пропеть и сыграть мелодию и подголоски, знать форму и
гармоническое
строение.
Произведение
нужно
выучить
так,
чтобы
исполнитель ни на секунду не задумывался об его технических трудностях.
Пальцы все делают сами, автоматически, «голова» только контролирует их
движения. Программу необходимо настолько выграть (не заиграть, а именно
выграть), чтобы появилось ощущение, что исполнитель знает ее как самого
себя, чтобы не думать о нотах, а думать о музыке!
Чувство неуверенности возникает у исполнителя из-за недостаточной
работы, т.е. работай честно, сосредоточенно, внимательно и результат не
заставит
себя
ждать!
Ощущение
«чистой
совести»
наполнит
исполнение
уверенностью и свободой.
Но существуют ученики, которые все выучили, все знают, но при этом
страшно
боятся
выходить
на
сцену.
Чувство
тревоги,
беспокойство,
стрессовая ситуация не лучшим образом влияют на исполнение. Волнуются
потому,
что
боятся
забыть,
а
забывают
потому,
что
волнуются.
Таким
ученикам необходимо как можно больше играть на сцене перед публикой.
Чем
больше
исполнительский
опыт,
тем
реже
ученик
страдает
от
сценического волнения.
Этим ученикам можно посоветовать метод игры перед воображаемой
аудиторией.
Игра
перед
воображаемой
аудиторией.
На
заключительных
этапах работы, когда вещь уже готова, она проигрывается целиком от начала
до
конца
с
представлением,
что
играешь
перед
очень
взыскательной
комиссией или слушателями. Во время исполнения надо быть готовым к
любым неожиданностям и при встрече с ними не останавливаться, а идти
дальше, играя как на концерте. А. Б. Гольденвейзер писал: «пусть такое
исполнение будет редким, но наиважнейшим событием в процессе работы».
Этот приём помогает проверить степень влияния сценического волнения на
качество исполнения, заранее выявить слабые места, которые проявляются в
ситуации,
когда
волнение
усиливается.
Рекомендуется
несколько
раз
повторить
этот
приём.
Это
помогает
уменьшить
влияние
волнения
на
исполнение.
Можно
записывать
исполнение
на
диктофон,
устраивать
домашние
концерты, сосредотачиваясь на творческих задачах.
Обыгрывание программы надо делать как можно чаще и постараться
достичь того, чтобы трудное стало привычным, лёгкое – приятным.
Для
закрепления концертного исполнения существуют следующие
приёмы:
1. Завязать глаза платком. В медленном темпе или
среднем темпе,
уверенным,
крепким
туше
с
установкой
на
безошибочную
игру
сыграть
произведение.
2. Игра с помехами и отвлекающими факторами (для концентрации
внимания). То же с завязанными глазами. Подобные упражнения требуют
большого нервного напряжения.
3.
В
момент
исполнения
программы
в
трудном
месте
педагог
произносит психотравмирующее слово «Ошибка», но музыкант при этом
должен суметь не ошибиться.
4. Сделать несколько поворотов головой вокруг своей оси до появления
лёгкого головокружения. Затем, собрав внимание начать играть в полную
силу с максимальным подъёмом.
5. Выполнить 50 прыжков или 30 приседаний до большого учащения
пульса и начинать играть программу. Несколько похожее состояние бывает в
момент
выхода
на
сцену.
Выявленные
ошибки
устранять
тщательным
проигрыванием программы в медленном темпе.
Педагогу нужно помнить, что предконцертное самочувствие ученика
целиком зависит от его психического состояния. Учитель должен вселять
бодрость и уверенность в сердца своих учеников, быть для них своеобразным
психотерапевтом.
Перед
концертом
нельзя
переутомляться
ни
физически,
ни
эмоционально. Лучше заняться тем, что дарит радостные эмоции и хорошее
настроение.
Нельзя зацикливаться на мысли о концерте, как о чем-то страшном,
неизбежном, нужно воспитывать в себе чувство уверенности перед выходом
на сцену. Перед концертом музыканту лучше меньше заниматься, можно
просто просматривать программу: проверить еще раз текст и указания автора,
вспомнить замечания и пометки преподавателя, это будет способствовать
освежению
восприятия.
Также
для
разыгрывания
можно
поиграть
дома
упражнения. Они не требуют больших эмоциональных затрат и не утомляют
ребенка.
Максимальная
сценическая
готовность
–
это
единство
трех
компонентов:
физического,
умственного
и
эмоционального.
Хорошая
физическая
подготовка
дает
ученику
ощущения
здоровья,
силы
и
выносливости, прокладывает путь к хорошему эмоциональному состоянию,
положительно сказывается на протекании умственных процессов, связанных
с концентрацией внимания, мышления и памяти, столь необходимых во время
выступления.
В
период
подготовки
к
концерту
необходимо
репетировать
выход,
поклон, начало и завершение выступления, уход со сцены. Это позволяет
учащимся чувствовать себя более свободно и повышает их артистизм. Перед
началом выступления важно мысленно проиграть самое начало исполняемого
произведения про себя, чтобы вступить в нужном темпе и характере.
Надо
помнить,
что
в
день
выступления
важна
каждая
мелочь.
Исполнитель должен быть спокоен, все делать без спешки и контролируя
себя. Прийти на выступление нужно обязательно заранее, а не бежать сломя
голову, ведь к выступлению нужно подготовиться, понадобится время, чтобы
настроиться. В процессе разыгрывания нужно помнить о темпах: игра в
быстрых темпах ведет к усилению беспокойства. Можно повторить только
некоторые моменты из программы и не играть произведение целиком, чтобы
не устать и исполнять произведение с полной отдачей всех сил уже на сцене.
На
сцене
все
должно
быть
удобно:
правильно
поставленный
стул,
достаточная яркость освещения, обо всем необходимо позаботиться заранее.
Важной является и одежда, в которой выступает музыкант. Она тоже
должна быть максимально удобной и не мешать свободе движений. Садясь за
рояль, прежде всего, нужно найти контакт с самим: дыхание спокойное,
голова ясная. Настраиваться нужно на музыку, которая должна будет сейчас
звучать, а не на то, кто и что о вас подумает, гоните прочь ненужные мысли,
играйте для себя и для публики – она ваш друг! И с каждым новым выходом
на сцену будет крепнуть ваша уверенность!
В заключении нужно сказать, что успешное выступление связано с
индивидуально-личностными особенностями учащихся, но целенаправленная
работа
на
поднятие
самооценки
и
чувства
собственного
достоинства
укрепляет
уверенность
в
своих
силах.
В
результате
учащиеся
лучше
справляются со сценическим волнением и добиваются удачных выступлений.
Список литературы:
1. Л.А. Баренбойм. «Музыкальная педагогика и исполнительство» Л.: Музыка
1986 г.
2. В классе Гольдевейзера. М., 1986 г.
3. Е.А. Голубева. «Способности и индивидуальность». – М., Прометей. 1993 г.
4. Л. Маккинон. «Игра наизусть» М.: Классика XXІ, 2006 г.
5. В.И Петрушин. «Музыкальная психология». – М., Пассим. 1994 г.
6. К.С. Савшинский. «Режим и гигиена работы пианиста» Л.: Советский
композитор, 1963 г.
7. Е.К. Федоров. «К вопросу об эстрадном волнении» М., 1979 г.
8. А.П. Щапов. «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище».
Классика- XXІ. 2001 г.