Автор: Рябцева Ниля Аслямовна
Должность: педагог по танцам
Учебное заведение: МАУ ДО "Дворец творчества" с.Уральск Творческий центр "Иремель"
Населённый пункт: Республика Башкортостан, Учалинский район,село Уральск
Наименование материала: Мастер–класс
Тема: "Хоровод" русский танец
Раздел: дополнительное образование
Мастер-класс «Русский хоровод»
Цель занятия:
Обучение использованию элементов русского хоровода для реализации
нравственно-этического воспитания, а именно создания дружного коллектива
детей разного возраста.
Задачи:
-Поделиться личным опытом работы по проведению уроков.
-Познакомить педагогов с элементами русского хоровода, направленными на
формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе;
-Развивать творческую активность педагогического коллектива.
На занятии используется музыкальный центр для аккомпанемента во время
исполнения движений и выполнения заданий, мультимедийный проектор,
ноутбук для показа презентации или аккомпаниатор.
Актуальность.
Танец – яркий и эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических
переживаний ребенка. Еще один способ раскрыть свой внутренний мир и
показать его окружающим.
Форма организации учебного процесса:
Коллективное взаимодействие – разучивание композиции.
.
Ход мастер- класса
(Звучит народная музыка, щебет птиц).
Педагог: Никак Весна в гости пожаловала!
- Здравствуйте, люди добрые! Низкий поклон вам.
- Какие вы нарядные. Не иначе как весну встречать собрались.
(Звучит хороводная музыка в инструментальной обработке).
- И музыка здесь звучит веселая. Ноги так и просятся в пляс! Собирайся
народ, Весна идет! Солнышко светит, плясать зовет!
На своём мастер-классе я хочу показать вам, как водят хороводы.
Хоровод- это не только самый распространенный, но и самый древний вид
русского танца. Не случайно основное построение хоровода – круг, его
круговая композиция и движение по ходу солнца, хождение за солнцем, берут
свое начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся
могущественному богу солнца – Ярило.
Определение хоровода было бы не полным, если бы мы не сказали, что
хоровод объединяет и собирает большое количество участников.
В хороводе всегда проявляется чувство единения, дружбы, товарищества.
Участники его, как правило, держатся за руки, иногда за платок, шаль, пояс,
венок. В некоторых хороводах участники за руки не берутся, а движутся друг
за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами,
тройками.
Хоровод – «водить групповой танец».
Хороводы очень разнообразны в своих построениях, но начальной
формой является круг. Каждый рисунок, каждое построение хоровода имеет
свое название, например: «Круг», «Воротца», «Улитка», «Капуста».
В народном представлении хоровод выполнял особую охранительную
роль: в пределы магического круга злые духи проникнуть не могут. Раньше,
когда ребёнок заболевал, его сажали в центр круга и водили хоровод.
Считалось, что вся положительная энергия, идущих по кругу людей,
направлена на выздоровление дитя. Даже « Каравай» на день рождения
ребёнка мы тоже поём в кругу, сопровождая определёнными движениями.
Наиболее типичны хороводы лирического, праздничного и шуточного
характера. Хоровод можно исполнять в любое время года: весной, летом,
осенью и зимой, на любом детском празднике можно водить хороводы, будь
то, 8марта или 23 февраля, масленица, весенние или рождественские
посиделки.
В хороводе проявляется важная особенность фольклора – сочетание
традиционности и обновления: хороводы не исчезают, а эволюционируют,
приобретая в новых условиях общественной жизни иные формы бытования.
Методика исполнения рис. № 1
Круг
Танцующие поворачиваются лицом к центру круга и,
взявшись за руки, образуют замкнутый круг.
Методика исполнения рис. № 2
Ворота
Стоящие в кругу люди медленно поднимают руки
вверх, образуя, как бы «ворота», и так же медленно опускают вниз.
Методика исполнения рис. № 3
Лучики
Исходя из двух кругов, которые
располагаются
Рядом, образуются
«лучики». Танцующие
разворачиваются боком к центру,
закрепляя свои руки в одной точке,
продолжая двигаться в заданном
направлении.
Методика исполнения рис. № 4
Ручеек
Рисунок строится на основе двух
колон, стоят рядом и подают друг
другу руки, поднимая их вверх (одна
девушка поднимает правую, другая –
левую руки). Каждая пара
поочередно проходит вперед под
руками остальных пар, в это время
все танцующие продвигаются назад
шагом на низких полупальцах.
Начинает последняя пара.
Методика исполнения рис. № 5
Улица
Два ряда, две параллельные линии,
стоящие лицом друг к другу,
образуют рисунок «улица». Эти две
линии сходятся и расходятся
одновременно. Танцующие держатся
за руки и идут шагом на низких
полупальцах.
Методика исполнения рис. № 6
Змейка
Этот рисунок хоровода может
начинаться из линии. Ведущий
хоровода начинает делать повороты
вправо и влево, подражая изгибам
змеи. Все танцующие не разрывая
рук, следуют за ведущим.
Очень хочется верить, что мы будем помнить и уважать культуру своего
народа, своей страны, и передавать опыт будущим поколениям. А я на этом с
вами прощаюсь с вами и желаю вам красивых хороводов!