Напоминание

"Хоровод" русский танец


Автор: Рябцева Ниля Аслямовна
Должность: педагог по танцам
Учебное заведение: МАУ ДО "Дворец творчества" с.Уральск Творческий центр "Иремель"
Населённый пункт: Республика Башкортостан, Учалинский район,село Уральск
Наименование материала: Мастер–класс
Тема: "Хоровод" русский танец
Раздел: дополнительное образование





Назад




Мастер-класс «Русский хоровод»

Цель занятия:

Обучение использованию элементов русского хоровода для реализации

нравственно-этического воспитания, а именно создания дружного коллектива

детей разного возраста.

Задачи:

-Поделиться личным опытом работы по проведению уроков.

-Познакомить педагогов с элементами русского хоровода, направленными на

формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе;

-Развивать творческую активность педагогического коллектива.

На занятии используется музыкальный центр для аккомпанемента во время

исполнения движений и выполнения заданий, мультимедийный проектор,

ноутбук для показа презентации или аккомпаниатор.

Актуальность.

Танец – яркий и эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических

переживаний ребенка. Еще один способ раскрыть свой внутренний мир и

показать его окружающим.

Форма организации учебного процесса:

Коллективное взаимодействие – разучивание композиции.

.

Ход мастер- класса

(Звучит народная музыка, щебет птиц).

Педагог: Никак Весна в гости пожаловала!

- Здравствуйте, люди добрые! Низкий поклон вам.

- Какие вы нарядные. Не иначе как весну встречать собрались.

(Звучит хороводная музыка в инструментальной обработке).

- И музыка здесь звучит веселая. Ноги так и просятся в пляс! Собирайся

народ, Весна идет! Солнышко светит, плясать зовет!

На своём мастер-классе я хочу показать вам, как водят хороводы.

Хоровод- это не только самый распространенный, но и самый древний вид

русского танца. Не случайно основное построение хоровода – круг, его

круговая композиция и движение по ходу солнца, хождение за солнцем, берут

свое начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся

могущественному богу солнца – Ярило.

Определение хоровода было бы не полным, если бы мы не сказали, что

хоровод объединяет и собирает большое количество участников.

В хороводе всегда проявляется чувство единения, дружбы, товарищества.

Участники его, как правило, держатся за руки, иногда за платок, шаль, пояс,

венок. В некоторых хороводах участники за руки не берутся, а движутся друг

за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами,

тройками.

Хоровод – «водить групповой танец».

Хороводы очень разнообразны в своих построениях, но начальной

формой является круг. Каждый рисунок, каждое построение хоровода имеет

свое название, например: «Круг», «Воротца», «Улитка», «Капуста».

В народном представлении хоровод выполнял особую охранительную

роль: в пределы магического круга злые духи проникнуть не могут. Раньше,

когда ребёнок заболевал, его сажали в центр круга и водили хоровод.

Считалось, что вся положительная энергия, идущих по кругу людей,

направлена на выздоровление дитя. Даже « Каравай» на день рождения

ребёнка мы тоже поём в кругу, сопровождая определёнными движениями.

Наиболее типичны хороводы лирического, праздничного и шуточного

характера. Хоровод можно исполнять в любое время года: весной, летом,

осенью и зимой, на любом детском празднике можно водить хороводы, будь

то, 8марта или 23 февраля, масленица, весенние или рождественские

посиделки.

В хороводе проявляется важная особенность фольклора – сочетание

традиционности и обновления: хороводы не исчезают, а эволюционируют,

приобретая в новых условиях общественной жизни иные формы бытования.

Методика исполнения рис. № 1

Круг

Танцующие поворачиваются лицом к центру круга и,

взявшись за руки, образуют замкнутый круг.

Методика исполнения рис. № 2

Ворота

Стоящие в кругу люди медленно поднимают руки

вверх, образуя, как бы «ворота», и так же медленно опускают вниз.

Методика исполнения рис. № 3

Лучики

Исходя из двух кругов, которые

располагаются

Рядом, образуются

«лучики». Танцующие

разворачиваются боком к центру,

закрепляя свои руки в одной точке,

продолжая двигаться в заданном

направлении.

Методика исполнения рис. № 4

Ручеек

Рисунок строится на основе двух

колон, стоят рядом и подают друг

другу руки, поднимая их вверх (одна

девушка поднимает правую, другая –

левую руки). Каждая пара

поочередно проходит вперед под

руками остальных пар, в это время

все танцующие продвигаются назад

шагом на низких полупальцах.

Начинает последняя пара.

Методика исполнения рис. № 5

Улица

Два ряда, две параллельные линии,

стоящие лицом друг к другу,

образуют рисунок «улица». Эти две

линии сходятся и расходятся

одновременно. Танцующие держатся

за руки и идут шагом на низких

полупальцах.

Методика исполнения рис. № 6

Змейка

Этот рисунок хоровода может

начинаться из линии. Ведущий

хоровода начинает делать повороты

вправо и влево, подражая изгибам

змеи. Все танцующие не разрывая

рук, следуют за ведущим.

Очень хочется верить, что мы будем помнить и уважать культуру своего

народа, своей страны, и передавать опыт будущим поколениям. А я на этом с

вами прощаюсь с вами и желаю вам красивых хороводов!



В раздел образования