Напоминание

"Духовность подрастающего поколения."


Автор: Лукутина Вера Александровна
Должность: преподаватель музыкально–теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа №1"
Населённый пункт: г. Новомосковск Тульская область
Наименование материала: "Духовность подрастающего поколения –залог процветания музыкальной культуры."
Тема: "Духовность подрастающего поколения."
Раздел: дополнительное образование





Назад




Духовность подрастающего поколения -залог процветания

музыкальной культуры.

Под

духовно-нравственным

воспитанием,

понимается

процесс

содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у

него:

нравственных

чувств

(совести,

долга,

веры,

ответственности,

гражданственности,

патриотизма),

нравственного

облика

(терпения,

милосердия,

кротости);нравственной

позиции

(способности

различению

добра

от

зла,

проявлению

самоотверженной

любви,

готовности

к

преодолению жизненных испытаний);нравственного поведения (готовности

служения

людям

и

Отечеству,

проявления

духовной

рассудительности,

послушания, доброй воли).

Одна из важнейших задач художественного образования - это

воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности,

воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных

идеалов.

В России духовно-нравственное воспитание традиционно

содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе

музыкальной культуры во всех формах ее проявления. Особая роль в

воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети

соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание

они получают в детском саду - а в последующем и в школе. Ведь

музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности

ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее

пробудить интерес детей к познанию.

Получая с детства музыкальные впечатления, человек учится различать

язык

разных

видов

музыкального

искусства:

духовной,

народной,

классической и современной музыки, постигает «интонационный словарь»

музыки

разных

стилей

и

эпох.

Музыка

является

одним

из

сильнейших

средств,

способных

воздействовать

на

духовно-нравственную

сферу

личности человека.

Нравственное воспитание учащихся средствами классической

музыки

Классическая музыка является наиболее важным видом

музыкального искусства. Она оказывает благотворное влияние не только

на человека, но и на весь окружающий его мир. Опыты с растениями и

животными показали, что классическая музыка является эталоном музыки

в целом.

Один из известных французских актёров Жерар Депардье с детства

страдал заиканием, и музыка Моцарта помогла ему справиться с этим

недугом. По совету врача, он каждый день по два часа слушал произведения

композитора, спустя некоторое время он почувствовал улучшение, а затем

полностью излечился от этого недуга.

Было доказано, что при прослушивании произведений

П.И.Чайковского, Ф. Шопена, Ф. Листа человек быстрее успокаивается,

восстанавливаются его душевные силы и равновесие.

Древнейший человек мыслил с помощью музыки ещё до того, как

открыл абстрактное мышление и научился пользоваться понятиями.

Умственные навыки человека на протяжении тысячелетий складывались в

рамках искусства музыки с тем , чтобы отделиться от нее. Таким образом,

музыка способствует развитию эмоциональной сферы, она побуждает

ребенка к совершению добрых дел и поступков, помогает познать историю,

культуру своей страны и своего народа.

Классическая музыка способна пробудить в душе ребенка чувство

стыда и желание исправиться, стремление свершить доброе дело, пожалеть,

приласкать, помочь тому, кто в этом нуждается, а также учиться быть

внимательным к окружающему миру и людям.

Большинство из современных музыкальных направлений оказывают

негативное и даже разрушительное влияние на личностное развитие ребёнка,

если ему изначально не привита соответствующая музыкальная культура.

Один из выдающихся советских педагогов Василий Александрович

Сухомлинский говорил: «Музыка является чудодейственным, самым тонким

средством привлечения к добру, красоте, человечности… Как гимнастика

выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека».

Она, как и любое творчество, неизменно выражает

мировоззрение композитора и может быть сильным оружием как добра, так и

зла. Будучи одной из самых вдохновенных форм искусства, она своим

ритмом, мелодией, гармонией, динамикой, разнообразием звукосочетаний и

нюансов способна передать бесконечную гамму чувств и настроений.

Музыка, особенно классическая, «воспитывает» душу человека,

пробуждает в нём возвышенные чувства, способствует формированию

системы ценностей, на основе которой человек строит свою дальнейшую

жизнь. Она является неотъемлемым компонентом художественно-творческого

воспитания ребёнка.

Сила музыки заключается в том, что, минуя разум, она прямо

проникает в душу, в подсознание и создает настроение человека.

Соответственно своему содержанию она может вызывать в нем самые

возвышенные и благородные чувства или, напротив, самые темные желания.

Не только инструментальная, но и вокальная музыка открывает перед

ребенком красоту мира.

Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности

восприятия ведет к желанию слушать классические музыкальные

произведения, рождает творческую активность.Развивая эмоции, интересы,

мышления, воображения вкусы ребёнка мы формируем основы его духовно-

нравственного сознания и музыкальной культуры в целом.

Все это имеет важное значение не только для музыкального, но и

общего развития ребенка, духовно- нравственного становления личности.

Слушая классические произведения разного времени- старинную

музыку Вивальди, Генделя, Баха, произведения Моцарта, Бетховена,

Мендельсона и других композиторов- классиков тем самым

формируются у детей эталоны красоты.

Сколько

композиторов

классиков

внесли

свой

вклад

в

мировую

копилку

духовно-

нравственного

развития

детей

своими

произведениями

П.Чайковский

«

Детский

альбом».

Его

произведения

заставляют

по

настоящему переживать эти эмоции.

Музыкальные произведения композиторов-классиков высоко духовны по

содержанию, раскрывают перед ребенком мир прекрасного.



В раздел образования