Автор: Лукутина Вера Александровна
Должность: преподаватель музыкально–теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа №1"
Населённый пункт: г. Новомосковск Тульская область
Наименование материала: "Духовность подрастающего поколения –залог процветания музыкальной культуры."
Тема: "Духовность подрастающего поколения."
Раздел: дополнительное образование
Духовность подрастающего поколения -залог процветания
музыкальной культуры.
Под
духовно-нравственным
воспитанием,
понимается
процесс
содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у
него:
нравственных
чувств
(совести,
долга,
веры,
ответственности,
гражданственности,
патриотизма),
нравственного
облика
(терпения,
милосердия,
кротости);нравственной
позиции
(способности
различению
добра
от
зла,
проявлению
самоотверженной
любви,
готовности
к
преодолению жизненных испытаний);нравственного поведения (готовности
служения
людям
и
Отечеству,
проявления
духовной
рассудительности,
послушания, доброй воли).
Одна из важнейших задач художественного образования - это
воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности,
воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных
идеалов.
В России духовно-нравственное воспитание традиционно
содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе
музыкальной культуры во всех формах ее проявления. Особая роль в
воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети
соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание
они получают в детском саду - а в последующем и в школе. Ведь
музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности
ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее
пробудить интерес детей к познанию.
Получая с детства музыкальные впечатления, человек учится различать
язык
разных
видов
музыкального
искусства:
духовной,
народной,
классической и современной музыки, постигает «интонационный словарь»
музыки
разных
стилей
и
эпох.
Музыка
является
одним
из
сильнейших
средств,
способных
воздействовать
на
духовно-нравственную
сферу
личности человека.
Нравственное воспитание учащихся средствами классической
музыки
Классическая музыка является наиболее важным видом
музыкального искусства. Она оказывает благотворное влияние не только
на человека, но и на весь окружающий его мир. Опыты с растениями и
животными показали, что классическая музыка является эталоном музыки
в целом.
Один из известных французских актёров Жерар Депардье с детства
страдал заиканием, и музыка Моцарта помогла ему справиться с этим
недугом. По совету врача, он каждый день по два часа слушал произведения
композитора, спустя некоторое время он почувствовал улучшение, а затем
полностью излечился от этого недуга.
Было доказано, что при прослушивании произведений
П.И.Чайковского, Ф. Шопена, Ф. Листа человек быстрее успокаивается,
восстанавливаются его душевные силы и равновесие.
Древнейший человек мыслил с помощью музыки ещё до того, как
открыл абстрактное мышление и научился пользоваться понятиями.
Умственные навыки человека на протяжении тысячелетий складывались в
рамках искусства музыки с тем , чтобы отделиться от нее. Таким образом,
музыка способствует развитию эмоциональной сферы, она побуждает
ребенка к совершению добрых дел и поступков, помогает познать историю,
культуру своей страны и своего народа.
Классическая музыка способна пробудить в душе ребенка чувство
стыда и желание исправиться, стремление свершить доброе дело, пожалеть,
приласкать, помочь тому, кто в этом нуждается, а также учиться быть
внимательным к окружающему миру и людям.
Большинство из современных музыкальных направлений оказывают
негативное и даже разрушительное влияние на личностное развитие ребёнка,
если ему изначально не привита соответствующая музыкальная культура.
Один из выдающихся советских педагогов Василий Александрович
Сухомлинский говорил: «Музыка является чудодейственным, самым тонким
средством привлечения к добру, красоте, человечности… Как гимнастика
выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека».
Она, как и любое творчество, неизменно выражает
мировоззрение композитора и может быть сильным оружием как добра, так и
зла. Будучи одной из самых вдохновенных форм искусства, она своим
ритмом, мелодией, гармонией, динамикой, разнообразием звукосочетаний и
нюансов способна передать бесконечную гамму чувств и настроений.
Музыка, особенно классическая, «воспитывает» душу человека,
пробуждает в нём возвышенные чувства, способствует формированию
системы ценностей, на основе которой человек строит свою дальнейшую
жизнь. Она является неотъемлемым компонентом художественно-творческого
воспитания ребёнка.
Сила музыки заключается в том, что, минуя разум, она прямо
проникает в душу, в подсознание и создает настроение человека.
Соответственно своему содержанию она может вызывать в нем самые
возвышенные и благородные чувства или, напротив, самые темные желания.
Не только инструментальная, но и вокальная музыка открывает перед
ребенком красоту мира.
Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности
восприятия ведет к желанию слушать классические музыкальные
произведения, рождает творческую активность.Развивая эмоции, интересы,
мышления, воображения вкусы ребёнка мы формируем основы его духовно-
нравственного сознания и музыкальной культуры в целом.
Все это имеет важное значение не только для музыкального, но и
общего развития ребенка, духовно- нравственного становления личности.
Слушая классические произведения разного времени- старинную
музыку Вивальди, Генделя, Баха, произведения Моцарта, Бетховена,
Мендельсона и других композиторов- классиков тем самым
формируются у детей эталоны красоты.
Сколько
композиторов
классиков
внесли
свой
вклад
в
мировую
копилку
духовно-
нравственного
развития
детей
своими
произведениями
П.Чайковский
«
Детский
альбом».
Его
произведения
заставляют
по
настоящему переживать эти эмоции.
Музыкальные произведения композиторов-классиков высоко духовны по
содержанию, раскрывают перед ребенком мир прекрасного.