Напоминание

"Запросы к качеству образования."


Автор: Ушакова Елена Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ"СОШ№23"
Населённый пункт: П. Айхал, Мирнинский р–н
Наименование материала: статья
Тема: "Запросы к качеству образования."
Раздел: начальное образование





Назад




Запросы к качеству образования.

Министр образования и науки Российской Федерации Васильева Ольга Юрьевна : «Мы

должны подготовить человека, гражданина, которому сможем передать страну, который

будет защищать интересы нашей Родины».

Последнее время стало для школьного образования периодом интенсивного поиска

новых концептуальных идей, путей развития. В теории и на практике активно

разрабатывались вопросы дифференциации и профилизации обучения, интеграции

содержания образования. Время и практика, однако, показали, что ни одну из этих и

других идей, концепций нельзя рассматривать как главную, всеохватывающую из-за их

направленности на совершенствование отдельных компонентов сложной системы

школьного образования.

Поиски ключевой идеи развития современной общеобразовательной школы

продолжаются и по сей день, но уже сейчас можно утверждать, что все большее и

большее число специалистов принимает и активно поддерживает идею качества

образования как ведущую, доминирующую.

Идея качества актуальна для всех без исключения, компонентов и уровней системы

образования. Она одинаково применима для оценки материально-технической,

кадровой, содержательной, нормативной и других подсистем; она может показать вклад

субъектов деятельности того или иного иерархического уровня в общий результат.

В качестве образования комплексно отражается следующее:

1. Способность школы выполнять на определенном уровне свои функции и задачи;

2. Объем, структура и полнота реализации школой кадрового, научно-методического,

материально-технического и иных потенциалов и ресурсов;

3. Динамика процессов развития школы, совершенствования всех ее структур как

педагогической системы (целевой, нормативной, критериальной, организационной,

информационной, содержательной, мотивационно-стимулирующей);

4. Позитивное восприятие ее обществом, участниками образовательного процесса;

5. Ее общая роль и значимость как социокультурного института формирования духовности,

воспроизводства интеллектуальных ресурсов;

6. Связи школы с учреждениями культуры, другими учреждениями образования –

дополнительного, профессионального и т.д.;

7. Достижения школы, педагогов; обучаемых в различных конкурсах; подготовленность и

конкуретноспособность ее выпускников;

8. Развитие школы как социальной системы;

9. Совершенство подходов, технологий и процедур обеспечения качества

образовательного процесса и его результатов.

ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ОБРАЗОВАНИЮ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

ОБЩЕСТВА

Современное общество заинтересовано в повышении качества образования — развитие в

русле цивилизации невозможно вне рамок высококачественного образования. Но что же

такое это высококачественное образование? Что оно в себя включает?

В настоящее время накоплен обширный арсенал методик, требований, моделей оценки

качества образования. В конечном итоге, актуальность разработки критериев оценки

качества образования такова, что ее можно оценить как особый социальный заказ,

предложенный общественным наукам в современных условиях. К сожалению, часто

формализованный подход, опирающийся не на комплексную оценку, а на

«фрагментированную», не учитывает такие параметры оценки результативности

образования, как уровень его соответствия современным потребностям перспективного

развития страны, интересы различных социальных и территориальных групп. Если

рассматривать подходы к оценке\запросам качества образования с точки зрения

требований к современному выпускнику, можно выделить несколько групп,

непосредственно заинтересованных в этих результатах.

Первая, самая глобальная – государство в целом. Для данной группы наиболее подходит

определение качества образования, данное Шишовым С.Е.( Заведующий кафедрой

«Педагогика и психология», Доктор педагогических наук, профессор).и Кальней В.А

(Валентина АлексеевнаДоктор педагогических наук, профессор, почетный работник

высшего профессионального образования Российской Федерации.:) «Качество

образования — это социальная категория, отражающая состояние и результативность

процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества

в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций

личности».

В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования

указаны требования к личностным, метапредметным и предметным результатам

обучения, которые и должны определить «портрет» современного выпускника. При этом

важно помнить, что без системного подхода к формированию планируемых

образовательных результатов сложно построить образовательный процесс, приводящий к

ожидаемым результатам. Следовательно, на первый план выходят специально

конструируемые педагогические ситуации, требующие от учащихся конкретных видов

деятельности (исследовательской, инновационной, проектировочной, коммуникативной,

рефлексивной, управленческой), основанной на конкретном предметном содержании и

ограниченном включении педагога в образовательный процесс на протяжении

определенного времени. Такое построение приходит в противоречие со своей формой,

заставляет по-другому организовать процесс, изменяет саму деятельность школьного

коллектива, требования к подготовке учителей.

Другая группа, заинтересованная в результатах обучения – родители подрастающего

поколения. Еще несколько лет назад главным требованием данной социальной группы

являлась подготовка школьника к сдаче экзаменов в школе, а в дальнейшем и при

поступлении в институт. В настоящее время имеется тенденция к смене приоритетов.

Родители, оценивая быстро меняющиеся социальные и экономические условия,

требования рынка труда, оценивают уже не только баллы, полученные на экзамене, но и

приобретенные практические навыки деятельности, сформированность личностных

качеств, способность к образовательной и профессиональной мобильности. Это ведет к

перестройке образовательного процесса, переориентации с передачи знаний на

использование интерактивных моделей обучения.

Еще одна немаловажная группа – это работодатели. Нужна ли ориентация на данную

социальную группу в образовательном процессе? Несомненно. Это было отмечено еще в

2008 году в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской

Федерации на период до 2020 года как основной приоритет социальной и экономической

политики вместе с ориентацией на фундаментализацию образования. Реализацией

запросов данной категории может служить введение практикоориентированных

элективных курсов, т.е. курсов, ориентированных на потребности рынка труда. При этом

можно отметить две сложности, которые могут служить препятствием для реализации

такого подхода. Это, в первую очередь, несоответствие темпом модернизации школы и

ранка труда. С другой стороны – ресурсная ограниченность возможностей разработки

качественных элективных курсов такой направленности. И учителям приходится

самостоятельно, в зависимости от профиля, конструировать новые элективные курсы,

удовлетворяющие потребностям каждой конкретной школы с точки зрения ее

расположения и бизнес–окружения. При этом потенциальные работодатели, которые

выходят на связь со школой не ищут совокупность предметных знаний. Они направлены

на подбор самостоятельных, профессионально мобильных личностей, нацеленных на

результат, со способностями к коммуникации и нестандартному подходу к решению

задач, т.е. определенный набор личностных качеств, определяющих лидера. Таким

образом, мы опять возвращаемся к вопросу о построении педагогических ситуаций.

И, наконец, далеко не последняя группа – сами учащиеся. Для достижения

образовательных результатов, повышения качества образования, в их шкале потребностей

далеко не последнее место занимает мотивация. С точки зрения учащегося важным

стимулом к учебе является Интерес. Это также позволяет говорить о необходимости

отхода от традиционной классно–урочной системы и включения многообразия форм

организации образовательной деятельности учащихся в учебный процесс.

Таким образом повышение качества образования является одной из важнейших задач

модернизации образования, реализация которой позволит эффективно функционировать

как общеобразовательному учреждению, так и всей системе образования.

От качества образования во многом зависит то, насколько успешным будет не только

отдельный человек, но и всё государство.



В раздел образования