Автор: Грищенкова Марина Вячеславовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Посудичская ООШ
Населённый пункт: с. Посудичи
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Рабочая программа по алгебре"
Раздел: среднее образование
1
МБОУ
Посудичская
ООШ
Рабочая
программа
8
класс
.
Алгебра
.
Учебник
для
8
класса
.
Ю
.
Н
.
Макарычев
,
Н
.
Г
.
Миндюк
,
К
.
И
.
Нешков
,
С
.
Б
.
Суворова
,
под
редакцией
С
.
А
.
Теляковского
User
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь
следующих результатов:
В направлении личностного развития:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить
примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные
высказывания, отличать гипотезу от факта;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об
этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении
математических задач
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач,
решений, рассуждений.
В метапрёдметном направлении:
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других
дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения
математических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решение
в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики,
диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации,
аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость
их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть
различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в
соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения
учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач
исследовательского характера;
первоначальные представления об идеях и методах математики как универсальном
языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов.
В предметном направлении:
предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.
Предметная область «Арифметика»
2
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь
в виде обыкновенной и обыкновенную — в виде десятичной, записывать большие и
малые числа с использованием целых степеней десятки;
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать
рациональные и действительные числа, находить в несложных случаях значения
степеней с целыми показателями, находить значения числовых выражений;
округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с
недостатком и избытком, выполнять оценку числовых выражений;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади,
объема,
выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и
пропорциональностью величин, с дробями и процентами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием
(при необходимости) справочных материалов, калькулятора, компьютера;
устной прикидки и оценки результата вычислений, проверки результата
вычисления с использованием различных приемов;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с
реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Предметная область «Алгебра»
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в
выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие
вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое, выражать в
формулах одну переменную через остальные;
выполнять: основные действия со степенями с целыми показателями, с
многочленами и с алгебраическими дробями; разложение многочленов на
множители; тождественные преобразования рациональных выражений;
решать линейные уравнения, системы двух линейных уравнений с двумя
переменными;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный
результат, проводить отбор решений исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих
зависимости между реальными величинами, нахождения нужной формулы в
справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с
использованием аппарата алгебры;
3
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими
формулами при исследовании несложных практических ситуаций.
Предметная область «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории
вероятностей»
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из
известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую
правильность рассуждений, использовать
примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках,
составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных
вариантов и с использованием правила умножения;
вычислять средние значения результатов изменений;
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые
статистические данные;
находить вероятности случайных событий в простейших случаях.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге;
распознавания логически некорректных рассуждений;
записи математических утверждений, доказательств;
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков,
таблиц;
решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с
использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов,
времени, скорости;
решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора
вариантов;
сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности
случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной
ситуацией;
понимания статистических утверждений.
Содержание учебного предмета
4
Глава 1. Рациональные дроби (23 часа)
Рациональная
дробь.
Основное
свойство
дроби,
сокращение
дробей.
Тождественные преобразования рациональных выражений. Функция у =
к
х
и её график.
Цель: выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных
выражений.
Так как действия с рациональными дробями существенным образом опираются на
действия с многочленами, то в начале темы необходимо повторить с обучающимися
преобразования целых выражений.
Главное место в данной теме занимают алгоритмы действий с дробями. Учащиеся
должны понимать, что сумму, разность, произведение и частное дробей всегда можно
представить в виде дроби. Приобретаемые в данной теме умения выполнять сложение,
вычитание, умножение и деление дробей являются опорными в преобразованиях дробных
выражений. Поэтому им следует уделить особое внимание. Нецелесообразно переходить к
комбинированным
заданиям
на
все
действия
с
дробями
прежде,
чем
будут
усвоены
основные алгоритмы. Задания на все действия с дробями не должны быть излишне
громоздкими и трудоемкими.
При нахождении значений дробей даются задания на вычисления с помощью
калькулятора. В данной теме расширяются сведения о статистических характеристиках.
Вводится понятие среднего гармонического ряда положительных чисел.
Изучение темы завершается рассмотрением свойств графика функции
у =
к
х
.
Глава 2. Квадратные корни (19 часов)
Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах.
Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня.
Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни.
Функция у =
√
х
, её свойства и график.
Цель: систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об
иррациональных
числах,
расширив
тем
самым
понятие
о
числе;
выработать
умение
выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни.
В
данной
теме
учащиеся
получают
начальное
представление
о
понятии
действительного числа. С этой целью обобщаются известные обучающимся сведения о
рациональных
числах.
Для
введения
понятия
иррационального
числа
используется
интуитивное представление о том, что каждый отрезок имеет длину и потому каждой
точке
координатной
прямой
соответствует
некоторое
число.
Показывается,
что
существуют точки, не имеющие рациональных абсцисс.
При введении понятия корня полезно ознакомить обучающихся с нахождением
корней с помощью калькулятора.
Основное
внимание
уделяется
понятию
арифметического
квадратного
корня
и
свойствам
арифметических
квадратных
корней.
Доказываются
теоремы
о
корне
из
произведения и дроби, а также тождество
√
а
2
=
|
а
|
, которые получают применение в
преобразованиях
выражений,
содержащих
квадратные
корни.
Специальное
внимание
5
уделяется освобождению от иррациональности в знаменателе дроби в выражениях вида
а
√
b
,
а
√
b
±
√
с
.
Умение
преобразовывать
выражения,
содержащие
корни,
часто
используется как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии, алгебры и начал
анализа.
Продолжается работа по развитию функциональных представлений обучающихся.
Рассматриваются функция у=
√
х
, её свойства и график. При изучении функции у=
√
х
,
показывается ее взаимосвязь с функцией у = х
2
, где х ≥ 0.
Глава 3. Квадратные уравнения (21 час)
Квадратное
уравнение.
Формула
корней
квадратного
уравнения.
Решение
рациональных
уравнений.
Решение
задач,
приводящих
к
квадратным
уравнениям
и
простейшим рациональным уравнениям.
Цель:
выработать
умения
решать
квадратные
уравнения
и
простейшие
рациональные уравнения и применять их к решению задач.
В начале темы приводятся примеры решения неполных квадратных уравнений.
Этот материал систематизируется. Рассматриваются
алгоритмы
решения
неполных
квадратных уравнений различного вида.
Основное внимание следует уделить решению уравнений вида ах
2
+ bх + с = 0, где, а
¿
0,
с
использованием
формулы
корней.
В
данной
теме
учащиеся
знакомятся
с
формулами Виета, выражающими связь между корнями квадратного уравнения и его
коэффициентами.
Они
используются
в
дальнейшем
при
доказательстве
теоремы
о
разложении квадратного трехчлена на линейные множители.
Учащиеся
овладевают
способом
решения
дробных
рациональных
уравнений,
который
состоит
в
том,
что
решение
таких
уравнений
сводится
к
решению
соответствующих целых уравнений с последующим исключением посторонних корней.
Изучение
данной
темы
позволяет
существенно
расширить
аппарат
уравнений,
используемых для решения текстовых задач.
Глава 4. Неравенства (20 часов)
Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых
неравенств.
Погрешность
и
точность
приближения.
Линейные
неравенства
с
одной
переменной и их системы.
Цель: ознакомить обучающихся с применением неравенств для оценки значений
выражений, выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их
системы.
Свойства числовых неравенств составляют ту базу, на которой основано решение
линейных неравенств с одной переменной. Теоремы о почленном сложении и умножении
неравенств находят применение при выполнении простейших упражнений на оценку
выражений по методу границ. Вводятся понятия абсолютной Погрешности и точности
приближения, относительной погрешности.
Умения
проводить
дедуктивные
рассуждения
получают
развитие,
как
при
доказательствах указанных теорем, так и при выполнении упражнений на доказательства
неравенств.
В связи с решением линейных неравенств с одной переменной дается понятие о
числовых
промежутках,
вводятся
соответствующие
названия
и
обозначения.
6
Рассмотрению
систем
неравенств
с
одной
переменной
предшествует
ознакомление
обучающихся с понятиями пересечения и объединения множеств.
При
решении
неравенств
используются
свойства
равносильных
неравенств,
которые
разъясняются
на
конкретных
примерах.
Особое
внимание
следует
уделить
отработке умения решать простейшие неравенства вида ах
> b, ах < b,
остановившись
специально на случае, когда, а<0.
В этой теме рассматривается также решение систем двух линейных неравенств с
одной переменной, в частности таких, которые записаны в виде двойных неравенств.
Глава 5. Степень с целым показателем. Элементы статистики (11 часов)
Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Начальные
сведения об организации статистических исследований.
Цель: выработать умение применять свойства степени с целым показателем в
вычислениях
и
преобразованиях,
сформировать
начальные
представления
о
сборе
и
группировке статистических данных, их наглядной интерпретации.
В
этой
теме
формулируются
свойства
степени
с
целым
показателем.
Метод
доказательства этих свойств показывается на примере умножения степеней с одинаковыми
основаниями. Дается понятие о записи числа в стандартном виде. Приводятся примеры
использования такой записи в физике, технике и других областях знаний.
Учащиеся
получают
начальные
представления
об
организации
статистических
исследований. Они знакомятся с понятиями генеральной и выборочной совокупности.
Приводятся
примеры
представления
статистических
данных
в
виде
таблиц
частот
и
относительных частот. Обучающимся предлагаются задания на нахождение по таблице
частот таких статистических характеристик, как среднее арифметическое, мода, размах.
Рассматривается
вопрос
о
наглядной
интерпретации
статистической
информации.
Известные обучающимся способы наглядного представления статистических данных с
помощью столбчатых и круговых диаграмм расширяются за счет введения таких понятий,
как полигон и гистограмма.
6. Повторение (11 часов)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс
алгебры 8 класса
Тематическое планирование
7
№
п/п
Наименование разделов, тем
Количество
часов
Дата по
плану
Дата факти
чески
Глава I. Рациональные дроби – 23 часа
1
Рациональные выражения.
1
04.09
2
Рациональные дроби.
1
06.09
3
Основное свойство дроби.
1
07.09
4
Сокращение дробей.
1
11.09
5
Сокращение дробей.
1
13.09
6
Сложение дробей с одинаковыми знаменателями.
1
14.09
7
Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
1
18.09
8
Сложение дробей с разными знаменателями.
1
20.09
9
Вычитание дробей с разными знаменателями.
1
21.09
10
Сложение и вычитание дробей.
1
25.09
11
Сложение и вычитание дробей.
1
27.09
12
Контрольная работа №1.«Рациональные
выражения. Сложение и вычитание дробей»
1
28.09
13
Умножение дробей.
1
02.10
14
Возведение дроби в степень.
1
04.10
15
Умножение дробей.
1
05.10
16
Деление дробей.
1
09.10
8
17
Деление дробей.
1
11.10
18
Преобразование рациональных выражений.
1
12.10
19
Преобразование рациональных выражений.
1
16.10
20
Преобразование рациональных выражений.
1
18.10
21
Функция
y
=
k
x
и ее график.
1
19.10
22
Функция
y
=
k
x
и ее график.
1
23.10
23
Контрольная работа №2. «Произведение и
частное дробей»
1
25.10
Квадратные корни 19 ч
24
Рациональные числа.
1
26.10
25
Иррациональные числа.
1
30.10
26
Квадратные корни.
1
08.11
27
Арифметический квадратный корень.
1
09.11
28
Уравнение
x
2
=
a .
1
13.11
29
Нахождение приближенных значений
квадратного корня
1
15.11
30
Функция
y
=
√
x
и ее график.
1
16.11
31
Функция
y
=
√
x
и ее график.
1
20.11
32
Квадратный корень из произведения и дроби.
1
22.11
33
Квадратный корень из произведения и дроби
1
23.11
34
Квадратный корень из степени.
1
27.11
35
Контрольная работа №3. «Квадратные корни»
1
29.11
36
Вынесение множителя из-под знака корня.
1
30.11
9
37
Внесение множителя под знак корня.
1
04.12
38
Преобразование выражений, содержащих
квадратные корни.
1
06.12
39
Преобразование выражений, содержащих
квадратные корни.
1
07.12
40
Преобразование выражений, содержащих
квадратные корни.
1
11.12
41
Преобразование выражений, содержащих
квадратные корни.
1
13.12
42
Контрольная работа №4 «Применение свойств
арифметического квадратного корня»
1
14.12
Глава III. Квадратные уравнения – 21 час
43
Определение квадратного уравнения.
1
18.12
44
Неполные квадратные уравнения.
1
20.12
45
Формула корней квадратного уравнения
1
21.12
46
. Формула корней квадратного уравнения
1
25.12
47
Решение квадратных уравнений по другой
формуле
1
27.12
48
Решение задач с помощью квадратных
уравнений.
1
10.01
49
Решение задач с помощью квадратных
уравнений.
1
11.01
50
Теорема Виета.
1
15.01
51
Теорема Виета.
1
17.01
10
52
Решение квадратных уравнений.
1
18.01
53
Контрольная работа №5 «Квадратные
уравнения»
1
22.01
54
Решение дробных рациональных уравнений.
1
24.01
55
Решение дробных рациональных уравнений.
1
25.01
56
Решение дробных рациональных уравнений.
1
29.01
57
Решение дробных рациональных уравнений.
1
31.01
58
Решение задач с помощью рациональных
уравнений.
1
01.02
59
Решение задач с помощью рациональных
уравнений.
1
05.02
60
Решение задач с помощью рациональных
уравнений.
1
07.02
61
Графический способ решения уравнений.
1
08.02
62
Решение дробных рациональных уравнений.
1
12.02
63
Контрольная работа №6.«Дробные
рациональные уравнения»
1
14.02
Глава IV. Неравенства – 20 часов
64
Числовые неравенства.
1
15.02
65
Числовые неравенства
1
19.02
66
Свойства числовых неравенств.
1
21.02
67
Свойства числовых неравенств.
1
22.02
68
Сложение числовых неравенств.
1
26.02
69
Умножение числовых неравенств.
1
28.02
70
Погрешность и точность приближений
1
01.03
71
Числовые промежутки.
1
05.03
11
72
Числовые промежутки.
1
07.03
73
Контрольная работа №7 «Числовые
неравенства и их свойства»
1
12.03
74
Решение неравенств с одной переменной.
1
14.03
75
Решение неравенств с одной переменной.
1
15.03
76
Решение неравенств с одной переменной.
1
19.03
77
Решение неравенств с одной переменной.
1
21.03
78
Решение систем неравенств с одной
переменной.
1
02.04
79
Решение систем неравенств с одной
переменной.
1
04.04
80
Решение систем неравенств с одной
переменной.
1
05.04
81
Решение систем неравенств с одной
переменной.
1
09.04
82
Решение систем неравенств с одной
переменной.
1
11.04
83
Контрольная работа №8.«Неравенства с одной
переменной и их системы»
1
12.04
Степень с целым показателем. Элементы
статистики 11ч
84
Определение степени с целым отрицательным
показателем.
1
16.04
85
Степень с целым отрицательным показателем.
1
18.04
86
Свойства степени с целым показателем.
1
19.04
87
Свойства степени с целым показателем.
1
23.04
88
Стандартный вид числа.
1
25.04
89
Выполнение действий над числами в
стандартном виде.
1
26.04
90
Сбор и группировка статистических данных
1
30.04
91
Сбор и группировка статистических данных
1
02.05
12
92
Наглядное представление статистической
информации
1
03.05
93
Наглядное представление статистической
информации
1
07.05
94
Контрольная работа №9. «Степень с целым
показателем»
1
09.05
Повторение 11 ч
95
Повторение темы «Преобразование
рациональных выражений».
1
10.05
96
Повторение темы «Преобразование выражений,
содержащих квадратные корни».
1
14.05
97
Повторение темы «Преобразование выражений,
содержащих квадратные корни».
1
16.05
98
Повторение
темы
«Решение
квадратных
уравнений».
1
17.05
99
Повторение
темы
«Решение
квадратных
уравнений».
1
21.05
100
Повторение темы «Решение систем неравенств
с одной переменной».
1
23.05
101
Повторение темы «Решение систем неравенств
с одной переменной».
1
24.05
102
Итоговый зачет
1
28.05
103
Итоговая контрольная работа №10
1
30.05
104
Итоговая контрольная работа №10
1
105
Повторение «Решение задач»
1
13