Напоминание

"Гигиенические требования к урокам русского языка в первом классе"


Автор: Мельникова Татьяна Владимировна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГПОУ ТО "Тульский педагогический колледж"
Населённый пункт: Тула,Тульская область
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "Гигиенические требования к урокам русского языка в первом классе"
Дата публикации: 13.09.2018
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Гигиенические требования к урокам русского языка в первом

классе

Забота о здоровье –

это важнейший труд воспитателя…

В.А.Сухомлинский

Успешность

в

обучении

чистописанию

во

многом

определяется

созданием

гигиенических

условий:

правильного

подбора

и

расстановки

школьной мебели, соответствие парты (стола) росту ученика, удобства ее

(его) конструкции для письма, должного уровня освещенности рабочих мест,

класса в целом и другого. От создания соответствующих условий зависит

выполнение

важнейших

гигиенических

требований

в

процессе

письма:

соблюдение

правильной

посадки,

положение

ручки

в

руке,

размещение

тетради на плоскости стола и ее продвижения во время письма, что в итоге

способствует профилактике нарушения осанки и зрения детей, повышению

работоспособности, формированию четкого, быстрого письма. Все основные

гигиенические

требования

описаны

в

СанПиН

2.4.2.2821-10

"Санитарно-

эпидемиологические

требования

к

условиям

и

организации

обучения

в

общеобразовательных учреждениях».

Неправильная посадка при письме, когда обучающийся сгибается над

столом,

вызывает

быстрое

утомление,

искривление

позвоночника

и

сутулость. Неправильное положение головы во время письма, когда учащиеся

сгибают

их

набок,

так

же

может

вызвать

искривление

позвоночника

и

содействует развитию близорукости.

Для достижения нужного результата

необходимо соответствие определенным требованиям школьного материала:

тетрадь

должна

иметь

качественную

бумагу,

определенную

разлиновку,

поверхность бумаги должна быть гладкой, чтобы стержень легко скользил по

ней. Важна и форма стержня. Он должен быть с удлиненным наконечником и

оставлять тонкий след, чтобы выписывать мелкие элементы букв. Ручка не

должна быть толстой. В нижней ее части лучше иметь поперечную насечку

или же «мягкую» основу, что создаст удобство руке при письме и снимет

напряжение. Что касается разлиновки в тетради, то хотелось бы отметить

следующее.

Обучение

первоначальному

письму

должно

осуществляться

именно

в

узкой

разлиновке.

Переход

на

тетради

в

одну

линейку

результативнее всего осуществить в первой четверти 3 класса. А вот косые

линейки в тетради после изучения прописей можно исключить, предоставив

обучающемуся

самому

контролировать

свое

боковое

зрение,

то

есть

осуществить ровное письмо без опорных косых линий. Но это вводится по

усмотрению

учителя.

Однако

следует

помнить

о

том,

что

более

ранний

переход

ведет

к

тому,

что

в

тетрадях

школьников

может

появиться

преждевременное

мелкое

письмо,

которое,

как

правило,

приводит

к

графическим искажениям, так как правильно выписать мелкие элементы не

представляется возможным.

Гигиенические требования так же должны предъявляться и к мебели.

Соотношение

основных

частей

ученических

стола

и

стула

должны

устанавливаться

на

основании

специальных

антропометрических

исследований школьников. В школьной мебели обязательно должно быть

выдержано правильное соотношение основных элементов: крышки стола,

сиденья и спинки стула (скамьи). Так как выше описанные требования к

школьной

мебели

не

всегда

соблюдаются,

то

у

более

50%

учащихся

наблюдаются

серьезные

физиологические

нарушения

(искривление

позвоночника, нарушение зрения), что приводит к серьезным последствиям.

Поэтому,

воспитывать

правильную

посадку

у

школьников

необходимо

с

первых дней посещения школы, и прежде всего следует принять меры к

устранению недостатков, уже имеющихся в посадке детей.

Так, при поступлении детей в школу более половины из них, по многим

наблюдениям, не умеют правильно сидеть. Некоторые дети низко склоняются

над тетрадью, держат голову наклонно. Некоторые поворачиваются к парте

боком, поджимая под себя ноги, и переносят таким образом центр тяжести

корпуса далеко вперед. Бумага часто передвигается с одного места на другое:

то сдвигается вниз, вследствие чего руки свешиваются с парты вниз, то

выдвигается далеко, заставляя налегать всем корпусом на парту.

В I классе необходимо на всех уроках неоднократно повторять правила

посадки

при

письме.

Для

наглядности

учитель

может

демонстрировать

таблицу «Правильно сиди при письме» и обращать внимание на несколько

важных моментов:

сиденье стула должно заходить за край стола;

стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между

грудью и столом помещалась ладонь, кулак (если парта и стул

соединены неподвижно, то это обеспечивает более устойчивые

посадку и расстояние от плоскости стола до глаз, которое должно

равняться приблизительно 30 см);

руки на столе (парте) лежат свободно;

на тетради лежит правая рука и кисть левой; обе ноги всей

ступней опираются на пол.

Для формирования правильной и устойчивой позы на уроках письма

очень важно научить детей готовить рабочее место, правильно размещать

тетрадь и другие учебные принадлежности, а также научить верно держать

ручку и тетрадь. Необходимо обеспечить условия обзора классной доски

(интерактивной) и дидактических учебных материалов. Свет должен падать

слева для большинства учащихся, пишущих правой рукой, чтобы тень от

руки не мешала процессу письма.

Важное значение для соблюдения гигиенических требований имеет

правильное

определение

длительности

непрерывного

письма.

Так,

продолжительность непрерывного письма не должна превышать: в I классе –

5 минут, во II классе – 8 минут, в III классе – 12 минут, в IV классе 15 минут.

При большом объеме и продолжительности письменных работ у школьников

развивается

утомление

под

влиянием

комплексного

воздействия

непосредственно

умственной

работы

и

статической

нагрузки.

Оно

выражается

в

определенном

возбуждении,

проявляется

в

двигательном

беспокойстве, в сравнительно частых изменениях положения тела.

Это

важно

учитывать

при

планировании

уроков,

предусматривая

рациональное

чередование

устных

и

письменных

видов

работ.

При

выполнении упражнений большого объема (в силу необходимости) следует

организовать краткий отдых детей, вводить упражнения для глаз (гимнастика

для глаз). Такой краткий отдых важен и для корректировки позы учащихся.

Они теряют рабочую посадку через каждые 2-7 минут после предъявленного

к

ним

требования.

Естественно,

что

одноразовые

физкультминутки,

обращения к детям по поводу посадки не имеют ощутимого педагогического

воздействия.

Следовательно, при обучении письму учителю важно опираться на

принцип

учета

индивидуальных

особенностей

детей:

хорошо

знать

способности детей к письму, учитывать особенности зрения детей, замечать

отклонения

в

моторике

(подергивание

руки

во

время

письма,

дрожание

пальцев, частая смена положения тетради и руки на столе и другое). Учитель

должен видеть каждого ученика не в общих, а в конкретных его действиях.

Так же при работе с младшими школьниками необходимо проведение

2-3

физкультминуток

и

специальных

подготовленных

упражнений

для

развития

пальцев,

кисти,

предплечья

руки.

Соблюдение

учащимися

гигиенических требований в процессе письма важно на протяжении всего

периода обучения в школе. В настоящее время деятельность учителя по

обучению посадке сводится к периодическому напоминанию – сядьте ровно,

сядьте правильно – или же не проводится вовсе. Существенным недостатком

деятельности

учителя

по

обучению

письму

является

несоблюдение

длительности непрерывного письма, то есть временных норм, отводимых на

письменные работы. Если при планировании уроков учитель не учитывает

рациональное чередование письменных и устных видов работ, это также

является грубым несоблюдением санитарно-гигиенических норм обучения

письму.

Таким

образом,

процесс

формирования

навыков

письма

имеет

и

большое

педагогическое

и

общественно-воспитательное

значение.

Так,

приучая

школьников

к

аккуратному

и

четкому

письму,

заботясь

об

устойчивости их почерка, учитель воспитывает аккуратность, трудолюбие,

добросовестное и старательное отношение к выполнению любой работы( не

только

письменной),

способствует

их

эстетическому

воспитанию.

От

создания

соответствующих

условий

зависит

выполнение

важнейших

гигиенических

требований

в

процессе

письма:

соблюдение

правильной

посадки, положение ручки в руке, размещение тетради на плоскости стола и

ее продвижение во время письма, что в итоге способствует профилактике

нарушения

осанки

и

зрения

детей,

повышению

работоспособности,

формированию четкого, быстрого письма.



В раздел образования