Напоминание

Техника обучения игре в футбол на уроке физической культуры


Автор: Притужалов Дмитрий Геннадьевич
Должность: Учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ ООШ № 19
Населённый пункт: город Ленинск–Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Техника обучения игре в футбол на уроке физической культуры
Дата публикации: 14.09.2018
Раздел: среднее образование





Назад




Техника обучения игре в футбол на уроке физической культуры

Техника игры в футбол сложна и многообразна. На уроках физической

культуры в МБОУ ООШ № 19 обучение техническим приемам я стараюсь

проводить

в

следующей

последовательности:

разучивание

приема

в

упрощенных

условиях,

разучивание

приема

в

усложненной

обстановке,

закрепление приема, объяснение и показ. С помощью объяснения я стараюсь

добиться

создания

у

ребят

правильного

представления

о

структуре

изучаемого приема, сосредоточивая при этом их внимание лишь на основном

и опуская все тонкости и детали данного движения.

Порядок объяснения такой : сначала показываю прием, затем акцентирую

внимание

на

его

сущности

и

в

заключении

раскрываю

его

тактические

возможности. Показ может также осуществляться одним из подготовленных

школьников

-

футболистов.

В

целях

создания

у

занимающихся

четкого

представления

о

структуре

изучаемого

приема,

показ

чередую

с

объяснением.

Общее

ознакомление

с

приемом

заканчивается

его

практическим опробованием футболистами.

Разучивание

технических

приемов

на

своих

уроках

осуществляю

с

помощью целостного и расчлененного методов. Целостный метод –главный

при разучивании большинства приемов. При разучивании же таких сложных

приемов как удар ногой по мячу в падении через себя, удар головой по мячу в

броске, ловля и отбивание мяча в падении и ряда других, не обойтись без

применения расчлененного метода. Это объясняется тем, что, не обладая

необходимым

двигательным

опытом,

начинающие

футболисты

не

смогут

справиться со сложным двигательным заданием.

К

применению

расчлененного

метода

необходимо

прибегать

и

в

тех

случаях, когда занимающиеся, изучая прием в целостном виде, допускают

грубые ошибки. В этом случае следует правильно вычленить искажаемый

элемент

движения

и

упражняться

над

его

правильным

исполнением.

Например, выполняя удар по мячу серединой подъема мои учащиеся часто

допускают типичную ошибку, ставя опорную ногу не на одной линии с

мячом, а ближе или дальше. Для исправления ошибки я

рекомендую зим

имитировать

удар

с

разбега,

ставя

опорную

ногу

на

специально

обозначенную на одной линии с мячом отметку. Однако нередко искажение

технических

приемов

футболистами

-

школьниками

связано

с

их

недостаточной физической подготовкой. В таких случаях перед мной встает

задача

правильно

подобрать

и

использовать

при

обучении

необходимые

подготовительные

подводящие

упражнения,

которые

бы

эффективно

способствовали освоению изучаемого движения.

Изучение

технических

приемов

в

усложненной

обстановке

в

первую

очередь

предполагает

воспитание

у

занимающихся

умений

выполнять

приемы

в

различных

изменяющихся

условиях,

приближенных

к

игровой

обстановке. Такой подход должен обеспечить формирование у футболистов

гибких

двигательных

навыков,

совершенствование

техники.

Усложнение

выполнения

технических

приемов

осуществляю

в

следующей

последовательности: на месте, в движении при пассивном, а затем активном

сопротивлении

соперника,

в

подвижных

играх,

игровых

упражнениях

и

учебных играх.

При этом выполнение приемов на месте не следует затягивать во времени.

После

опробования

приема

на

месте

необходимо

сразу

же

перейти

к

выполнению

его

в

движении.

В

целом

же

на

этом

этапе

обучения

не

рекомендуется

стремиться

к

достижению

для

всех

занимающихся

одинакового уровня овладения техникой игры. Усилия футболистов стараюсь

сосредотачивать на отработке “своих” приемов, учитывая индивидуальные

особенности строения тела, двигательную одаренность.

Закрепление

технических

приемов

осуществляется

с

помощью

многократного

выполнения

упражнений

в

подвижных

играх,

игровых

упражнения максимально приближенных к игре, в учебных и календарных

играх, в которой даю каждому участнику конкретные задания. В этой связи

на занятиях значительно больше внимания уделяю индивидуальной работе

футболистов, направленной на совершенствование специфических приемов,

необходимых для выполнения в игре конкретных игровых функций.

Технику игры в футбол принято делить на два основных раздела: техника

игры в нападении и техника игры в защите. Характерными чертами техники

современного

футбола

являются

простота

и

предельная

рациональность

каждого приема. Настоящего мастерства футболист достигает, когда овладеет

всем

арсеналом

техники,

выполняет

прием

быстро

и

точно,

владея

непринужденно

обеими

ногами.

Особенно

важно

умение

безошибочно

владеть

мячом

при

быстром

передвижении

и

непосредственном

противодействии соперника.

Технику игры можно разделить на общую, которой должны владеть все

игроки, независимо от занимаемого места в команде, и специальную, которой

игрок

пользуется

с

учетом

своих

игровых

функций.

Имеется

некоторая

разница

и

в

движении

рук.

Если

у

спринтера

руки

движутся

строго

параллельному

туловищу,

то

у

футболиста,

в

более

горизонтальном

положении, что создает лучшие условия для сохранения равновесия и смены

направления бега.

Но футболист должен знать основы легкой атлетики и уметь бегать по-

спринтерски, когда ему нужно догонять мяч или противника.

В футболе кроме бега часто применяются прыжки, с помощью которых

осуществляется борьба за верховые мячи. В движении прыжки выполняются

толчком одной ноги, а с места - толчком двух. Очень важно и то, что спор в

борьбе за мяч ведется не в одиночку, а коллективно. Согласованные действия

с

товарищами

по

команде,

взаимопомощь

и

взаимовыручка

сближают

спортсменов.

Технические

приемы

-

это

средства

ведения

игры.

От

того,

насколько

полноценно футболист владеет всем многообразием этих средств, как умело

и

эффективно

применяет

их

в

рамках

правил

для

решения

конкретных

тактических

задач

в

вариативных

условиях

игровой

обстановки

и

деятельности при противодействии игроков команды соперника, а часто и

при

прогрессирующем

утомлении,

во

многом

зависит

возможность

достижения

высоких

результатов.

Искусное

владение

техникой

-

неотъемлемая

часть

всесторонней

подготовки

и

гармонического

развития

футболистов.

К

критериям

технического

мастерства

футболистов

можно

отнести

следующие количественные и качественные показатели:

-Объем и разносторонность, т.е. общее количество используемых в игре

технических приемов и их широкое сочетание;

-Эффективность,

характеризуемую

рациональным

и

безошибочным

применением технических приемов, что обеспечивает оптимальное решение

игровых задач;

-Надежность,

определяемую

постоянством

выполнения

технических

приемов с высокой степенью эффективности;

-Изучение приемов, необходимых для индивидуальных и коллективных

действий;

-Совокупность

специальных

качеств

мышления

и

творче ских

способностей,

обеспечивающих

рациональный

выбор

и

успешное

применение изученных средств и методов ведения спортивной борьбы.

В

процессе

совершенствования

техники

игры

стремлюсь

добиться

от

учащихся следующего: использовать разнообразные технические способы и

разновидности

(резаные

удары,

остановки

с

переводами,

отбор

мяча

в

подкате и т.д.); сокращать применение нерациональных приемов и способов,

(удары боковой частью головы, остановки мяча без переводов); повышать

коэффициент использования удара внешней частью подъема, остановок мяча

средней частью подъема, бедром, грудью, бросков мяча руками (техника

вратаря); расширять круг обманных движений (финтов).



В раздел образования