Автор: Притужалов Дмитрий Геннадьевич
Должность: Учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ ООШ № 19
Населённый пункт: город Ленинск–Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Техника обучения игре в футбол на уроке физической культуры
Раздел: среднее образование
Техника обучения игре в футбол на уроке физической культуры
Техника игры в футбол сложна и многообразна. На уроках физической
культуры в МБОУ ООШ № 19 обучение техническим приемам я стараюсь
проводить
в
следующей
последовательности:
разучивание
приема
в
упрощенных
условиях,
разучивание
приема
в
усложненной
обстановке,
закрепление приема, объяснение и показ. С помощью объяснения я стараюсь
добиться
создания
у
ребят
правильного
представления
о
структуре
изучаемого приема, сосредоточивая при этом их внимание лишь на основном
и опуская все тонкости и детали данного движения.
Порядок объяснения такой : сначала показываю прием, затем акцентирую
внимание
на
его
сущности
и
в
заключении
раскрываю
его
тактические
возможности. Показ может также осуществляться одним из подготовленных
школьников
-
футболистов.
В
целях
создания
у
занимающихся
четкого
представления
о
структуре
изучаемого
приема,
показ
чередую
с
объяснением.
Общее
ознакомление
с
приемом
заканчивается
его
практическим опробованием футболистами.
Разучивание
технических
приемов
на
своих
уроках
осуществляю
с
помощью целостного и расчлененного методов. Целостный метод –главный
при разучивании большинства приемов. При разучивании же таких сложных
приемов как удар ногой по мячу в падении через себя, удар головой по мячу в
броске, ловля и отбивание мяча в падении и ряда других, не обойтись без
применения расчлененного метода. Это объясняется тем, что, не обладая
необходимым
двигательным
опытом,
начинающие
футболисты
не
смогут
справиться со сложным двигательным заданием.
К
применению
расчлененного
метода
необходимо
прибегать
и
в
тех
случаях, когда занимающиеся, изучая прием в целостном виде, допускают
грубые ошибки. В этом случае следует правильно вычленить искажаемый
элемент
движения
и
упражняться
над
его
правильным
исполнением.
Например, выполняя удар по мячу серединой подъема мои учащиеся часто
допускают типичную ошибку, ставя опорную ногу не на одной линии с
мячом, а ближе или дальше. Для исправления ошибки я
рекомендую зим
имитировать
удар
с
разбега,
ставя
опорную
ногу
на
специально
обозначенную на одной линии с мячом отметку. Однако нередко искажение
технических
приемов
футболистами
-
школьниками
связано
с
их
недостаточной физической подготовкой. В таких случаях перед мной встает
задача
правильно
подобрать
и
использовать
при
обучении
необходимые
подготовительные
подводящие
упражнения,
которые
бы
эффективно
способствовали освоению изучаемого движения.
Изучение
технических
приемов
в
усложненной
обстановке
в
первую
очередь
предполагает
воспитание
у
занимающихся
умений
выполнять
приемы
в
различных
изменяющихся
условиях,
приближенных
к
игровой
обстановке. Такой подход должен обеспечить формирование у футболистов
гибких
двигательных
навыков,
совершенствование
техники.
Усложнение
выполнения
технических
приемов
осуществляю
в
следующей
последовательности: на месте, в движении при пассивном, а затем активном
сопротивлении
соперника,
в
подвижных
играх,
игровых
упражнениях
и
учебных играх.
При этом выполнение приемов на месте не следует затягивать во времени.
После
опробования
приема
на
месте
необходимо
сразу
же
перейти
к
выполнению
его
в
движении.
В
целом
же
на
этом
этапе
обучения
не
рекомендуется
стремиться
к
достижению
для
всех
занимающихся
одинакового уровня овладения техникой игры. Усилия футболистов стараюсь
сосредотачивать на отработке “своих” приемов, учитывая индивидуальные
особенности строения тела, двигательную одаренность.
Закрепление
технических
приемов
осуществляется
с
помощью
многократного
выполнения
упражнений
в
подвижных
играх,
игровых
упражнения максимально приближенных к игре, в учебных и календарных
играх, в которой даю каждому участнику конкретные задания. В этой связи
на занятиях значительно больше внимания уделяю индивидуальной работе
футболистов, направленной на совершенствование специфических приемов,
необходимых для выполнения в игре конкретных игровых функций.
Технику игры в футбол принято делить на два основных раздела: техника
игры в нападении и техника игры в защите. Характерными чертами техники
современного
футбола
являются
простота
и
предельная
рациональность
каждого приема. Настоящего мастерства футболист достигает, когда овладеет
всем
арсеналом
техники,
выполняет
прием
быстро
и
точно,
владея
непринужденно
обеими
ногами.
Особенно
важно
умение
безошибочно
владеть
мячом
при
быстром
передвижении
и
непосредственном
противодействии соперника.
Технику игры можно разделить на общую, которой должны владеть все
игроки, независимо от занимаемого места в команде, и специальную, которой
игрок
пользуется
с
учетом
своих
игровых
функций.
Имеется
некоторая
разница
и
в
движении
рук.
Если
у
спринтера
руки
движутся
строго
параллельному
туловищу,
то
у
футболиста,
в
более
горизонтальном
положении, что создает лучшие условия для сохранения равновесия и смены
направления бега.
Но футболист должен знать основы легкой атлетики и уметь бегать по-
спринтерски, когда ему нужно догонять мяч или противника.
В футболе кроме бега часто применяются прыжки, с помощью которых
осуществляется борьба за верховые мячи. В движении прыжки выполняются
толчком одной ноги, а с места - толчком двух. Очень важно и то, что спор в
борьбе за мяч ведется не в одиночку, а коллективно. Согласованные действия
с
товарищами
по
команде,
взаимопомощь
и
взаимовыручка
сближают
спортсменов.
Технические
приемы
-
это
средства
ведения
игры.
От
того,
насколько
полноценно футболист владеет всем многообразием этих средств, как умело
и
эффективно
применяет
их
в
рамках
правил
для
решения
конкретных
тактических
задач
в
вариативных
условиях
игровой
обстановки
и
деятельности при противодействии игроков команды соперника, а часто и
при
прогрессирующем
утомлении,
во
многом
зависит
возможность
достижения
высоких
результатов.
Искусное
владение
техникой
-
неотъемлемая
часть
всесторонней
подготовки
и
гармонического
развития
футболистов.
К
критериям
технического
мастерства
футболистов
можно
отнести
следующие количественные и качественные показатели:
-Объем и разносторонность, т.е. общее количество используемых в игре
технических приемов и их широкое сочетание;
-Эффективность,
характеризуемую
рациональным
и
безошибочным
применением технических приемов, что обеспечивает оптимальное решение
игровых задач;
-Надежность,
определяемую
постоянством
выполнения
технических
приемов с высокой степенью эффективности;
-Изучение приемов, необходимых для индивидуальных и коллективных
действий;
-Совокупность
специальных
качеств
мышления
и
творче ских
способностей,
обеспечивающих
рациональный
выбор
и
успешное
применение изученных средств и методов ведения спортивной борьбы.
В
процессе
совершенствования
техники
игры
стремлюсь
добиться
от
учащихся следующего: использовать разнообразные технические способы и
разновидности
(резаные
удары,
остановки
с
переводами,
отбор
мяча
в
подкате и т.д.); сокращать применение нерациональных приемов и способов,
(удары боковой частью головы, остановки мяча без переводов); повышать
коэффициент использования удара внешней частью подъема, остановок мяча
средней частью подъема, бедром, грудью, бросков мяча руками (техника
вратаря); расширять круг обманных движений (финтов).