Напоминание

"Некоторые методы работы при обучении на струнных инструментах в детских музыкальных учреждениях"


Автор: Загидуллина Алия Фанилевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ"
Населённый пункт: Агрызского муниципального района
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Некоторые методы работы при обучении на струнных инструментах в детских музыкальных учреждениях"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Некоторые методы работы при обучении на струнных инструментах

в детских музыкальных учреждениях

Методическое сообщение

В современной музыкальной педагогике развитие художественно-

эстетического переживания, музыкального мышления и исполнительского

мастерства рассматривается как целостный процесс, все элементы которого

взаимосвязаны и взаимообусловлены. В настоящее время в музыкальных

школах становится все более актуальной разработка таких методов и форм

обучения, которые содействуют комплексному воспитанию этих качеств.

Но преподаватели обычно берут за основу одно или несколько

методических положений, которые рассматриваются как панацея от всех зол

и универсальный рецепт к овладению техникой исполнительства на струнных

инструментах. Основное внимание обычно уделяют проблемам постановки

рук, техническим приемам, главным образом, технике левой руки; при этом

во многих случаях обходятся вопросы художественной интерпретации и

музыкального воспитания. В реальности же подобные системы работы

непригодны в качестве руководства к обучению, ставящему своей целью

гармоничное развитие всех сторон исполнительского мастерства.

Прежде чем говорить о методе, необходимо определить его

направленность, то есть конечную цель, ради которой он применяется и

которая определяет собой сущность и содержание.

Цель, которая ставится в работе с учениками, заключается в воспитании

подлинного музыканта, широко образованного, сочетающего отличное

владение инструментом с высокой музыкальной культурой, вполне

подготовленного к самостоятельной творческой деятельности.

Формирование музыканта происходит не только в классе по

специальности. Все отрасли музыкального искусства, в той или иной мере

влияют на его творческий рост, обогащая его музыкальное сознание и

практический опыт. Особенно большое воздействие в этом смысле оказывают

различные формы совместного исполнения (игра в учебном оркестре, в

ансамбле). Вместе с тем главную роль в процессе формирования скрипача

играет педагог по специальности, остающийся основным руководителем

ученика, направляющим его рост и развитие по намеченному пути.

Говоря о формировании и воспитании педагогом разносторонне

образованного музыканта скрипача, следует указать основные условия,

обеспечивающие выполнение этой задачи.

Прежде всего необходимо, чтобы педагог сам отлично знал природу

инструмента, его особенности и все те элементы, из которых складывается

мастерство музыканта. Он должен тонко, всесторонне знать своего ученика,

иметь полное представление о его природных данных, о характере дарования,

об особенностях его мышления и развития. Только на этой основе можно

строить свою педагогическую работу и находить наиболее правильные и

эффективные методы.

Насколько значительны индивидуальные различия между учениками,

хорошо знает каждый внимательный педагог. Интеллектуальные качества,

особенности психической и нервной организации, проявляющиеся в работе

ученика, в его успеваемости, в особенностях его развития, трудно поддаются

учету и точному определению. Но это разнообразие все же не исключает

возможности обобщения в смысле определения повторяющихся качеств. По

ним, в свою очередь, выстраиваются и методы работы с учащимися.

Некоторые из них:

1.

Инициативность, самостоятельность. Ученики сами умеют

претворять и развивать мысли, указания педагога.

2.

Неспособность ученика к обобщениям музыкально-творческого и

методического порядка. В этом случае особенно важно уметь

сконцентрировать внимание ученика на главном, не детализируя.

Метод зубрежки и натаскивания в таких случаях вреден, так как дает

только кратковременный эффект, но по существу потакает слабым

сторонам ученика.

3.

Неумение довести работу до конца при легком и быстром усвоении

материала. В таких учащихся необходимо воспитывать

целеустремленность и упорство в работе, волю и настойчивость. Одна

или несколько по-настоящему выученных и с успехом сыгранных пьес

окажут решающее воздействие.

4.

Повышенная эмоциональность. Освобождение от излишней

возбужденности требует длительного времени и большую

осторожность, чтобы не заглушить творческую индивидуальность

ученика. Особенно полезным оказывается предварительное и

детальное ознакомление с пьесой за фортепиано – анализ строения,

разбор тематического материала, установление темпов, ритма и так

далее.

5.

Проявление пассивности и флегматичности. Из методов

педагогического воздействия особое значение имеет подбор

соответствующего репертуара, на котором можно постепенно развить

эмоциональную сторону исполнения. Большое значение имеет работа

над динамикой, над акцентами, придающими исполнению характер

живости и энергии.

6.

Проявление нервозности. Выражением этого состояния являются

технические промахи и погрешности, внезапные провалы в памяти,

непроизвольные ускорения и замедления темпа. Помимо общих мер по

укреплению физического здоровья и нервной системы, наиболее

испытанным средством против «эстрадной болезни» являются более

частые выступления, а также соответствующая тренировка на уроках и

репетициях. Зачастую ошибки являются следствием преувеличенной

фиксации внимания на отдельных технических трудностях, пассажах.

В этом случае следует отвлекать внимание переключением его на

моменты художественной интерпретации. Чаще трудность оказывается

намного преувеличенной вследствие психологической настройки,

самовнушения. В этих случаях нужно стараться избавить его от

мешающих представлений.

7.

Проявление упрямства и строптивости обычно встречается у

способных учеников с ярко выраженной индивидуальностью. Метод

безапелляционного подавления ученика своим авторитетом

непригоден. «Непокорный» ученик иногда бывает прав по-своему.

Нужно стремиться понять его и выявить то ценное и положительное,

что в нем есть. Отмечая положительные моменты, нужно в то же время

указать на отрицательные стороны, мешающие выполнению его же

собственных намерений. Главное, чтобы он не почувствовал себя

подавленным и ущемленным в отношении проявления своей

индивидуальности.

8.

Отсутствие ясно выраженных вкусов, склонностей, устремлений,

слабая творческая инициатива – наряду с наличием хороших данных

и умений в точности выполнять все указания педагога. В занятиях с

такими учениками особенно нужно развивать качества для

самостоятельной работы: формировать художественный вкус, приучать

к самостоятельному мышлению.

Следует указать, что вышеприведенные характерные черты не всегда

встречаются в чистом виде и их еще достаточное количество в

педагогической практике. Это обстоятельство еще раз показывает, насколько

гибкими должны быть методы руководства, применяемые сообразно

индивидуальным особенностям каждого ученика.

С методической точки зрения вопрос о развитии ученика включает в себя,

как мне кажется, три основных момента:

1.

Всесторонняя характеристика ученика на данном этапе.

2.

Определение пути развития.

3.

Определение темпа развития.

Характеристика учащегося означает, прежде всего, правильное

определение его природных данных. Но зачастую только в процессе занятий

выясняется ряд важных моментов: степень приспособляемости к

инструменту, способность к развитию, восприимчивость, заинтересованность

и тому подобные. Хотя многое зависит от индивидуальных данных юного

музыканта, стимулирование педагогом заинтересованности ученика в

занятиях, умение ставить определенную цель делает процесс обучения более

эффективным.



В раздел образования