Автор: Загидуллина Алия Фанилевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ"
Населённый пункт: Агрызского муниципального района
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Некоторые методы работы при обучении на струнных инструментах в детских музыкальных учреждениях"
Раздел: дополнительное образование
Некоторые методы работы при обучении на струнных инструментах
в детских музыкальных учреждениях
Методическое сообщение
В современной музыкальной педагогике развитие художественно-
эстетического переживания, музыкального мышления и исполнительского
мастерства рассматривается как целостный процесс, все элементы которого
взаимосвязаны и взаимообусловлены. В настоящее время в музыкальных
школах становится все более актуальной разработка таких методов и форм
обучения, которые содействуют комплексному воспитанию этих качеств.
Но преподаватели обычно берут за основу одно или несколько
методических положений, которые рассматриваются как панацея от всех зол
и универсальный рецепт к овладению техникой исполнительства на струнных
инструментах. Основное внимание обычно уделяют проблемам постановки
рук, техническим приемам, главным образом, технике левой руки; при этом
во многих случаях обходятся вопросы художественной интерпретации и
музыкального воспитания. В реальности же подобные системы работы
непригодны в качестве руководства к обучению, ставящему своей целью
гармоничное развитие всех сторон исполнительского мастерства.
Прежде чем говорить о методе, необходимо определить его
направленность, то есть конечную цель, ради которой он применяется и
которая определяет собой сущность и содержание.
Цель, которая ставится в работе с учениками, заключается в воспитании
подлинного музыканта, широко образованного, сочетающего отличное
владение инструментом с высокой музыкальной культурой, вполне
подготовленного к самостоятельной творческой деятельности.
Формирование музыканта происходит не только в классе по
специальности. Все отрасли музыкального искусства, в той или иной мере
влияют на его творческий рост, обогащая его музыкальное сознание и
практический опыт. Особенно большое воздействие в этом смысле оказывают
различные формы совместного исполнения (игра в учебном оркестре, в
ансамбле). Вместе с тем главную роль в процессе формирования скрипача
играет педагог по специальности, остающийся основным руководителем
ученика, направляющим его рост и развитие по намеченному пути.
Говоря о формировании и воспитании педагогом разносторонне
образованного музыканта скрипача, следует указать основные условия,
обеспечивающие выполнение этой задачи.
Прежде всего необходимо, чтобы педагог сам отлично знал природу
инструмента, его особенности и все те элементы, из которых складывается
мастерство музыканта. Он должен тонко, всесторонне знать своего ученика,
иметь полное представление о его природных данных, о характере дарования,
об особенностях его мышления и развития. Только на этой основе можно
строить свою педагогическую работу и находить наиболее правильные и
эффективные методы.
Насколько значительны индивидуальные различия между учениками,
хорошо знает каждый внимательный педагог. Интеллектуальные качества,
особенности психической и нервной организации, проявляющиеся в работе
ученика, в его успеваемости, в особенностях его развития, трудно поддаются
учету и точному определению. Но это разнообразие все же не исключает
возможности обобщения в смысле определения повторяющихся качеств. По
ним, в свою очередь, выстраиваются и методы работы с учащимися.
Некоторые из них:
1.
Инициативность, самостоятельность. Ученики сами умеют
претворять и развивать мысли, указания педагога.
2.
Неспособность ученика к обобщениям музыкально-творческого и
методического порядка. В этом случае особенно важно уметь
сконцентрировать внимание ученика на главном, не детализируя.
Метод зубрежки и натаскивания в таких случаях вреден, так как дает
только кратковременный эффект, но по существу потакает слабым
сторонам ученика.
3.
Неумение довести работу до конца при легком и быстром усвоении
материала. В таких учащихся необходимо воспитывать
целеустремленность и упорство в работе, волю и настойчивость. Одна
или несколько по-настоящему выученных и с успехом сыгранных пьес
окажут решающее воздействие.
4.
Повышенная эмоциональность. Освобождение от излишней
возбужденности требует длительного времени и большую
осторожность, чтобы не заглушить творческую индивидуальность
ученика. Особенно полезным оказывается предварительное и
детальное ознакомление с пьесой за фортепиано – анализ строения,
разбор тематического материала, установление темпов, ритма и так
далее.
5.
Проявление пассивности и флегматичности. Из методов
педагогического воздействия особое значение имеет подбор
соответствующего репертуара, на котором можно постепенно развить
эмоциональную сторону исполнения. Большое значение имеет работа
над динамикой, над акцентами, придающими исполнению характер
живости и энергии.
6.
Проявление нервозности. Выражением этого состояния являются
технические промахи и погрешности, внезапные провалы в памяти,
непроизвольные ускорения и замедления темпа. Помимо общих мер по
укреплению физического здоровья и нервной системы, наиболее
испытанным средством против «эстрадной болезни» являются более
частые выступления, а также соответствующая тренировка на уроках и
репетициях. Зачастую ошибки являются следствием преувеличенной
фиксации внимания на отдельных технических трудностях, пассажах.
В этом случае следует отвлекать внимание переключением его на
моменты художественной интерпретации. Чаще трудность оказывается
намного преувеличенной вследствие психологической настройки,
самовнушения. В этих случаях нужно стараться избавить его от
мешающих представлений.
7.
Проявление упрямства и строптивости обычно встречается у
способных учеников с ярко выраженной индивидуальностью. Метод
безапелляционного подавления ученика своим авторитетом
непригоден. «Непокорный» ученик иногда бывает прав по-своему.
Нужно стремиться понять его и выявить то ценное и положительное,
что в нем есть. Отмечая положительные моменты, нужно в то же время
указать на отрицательные стороны, мешающие выполнению его же
собственных намерений. Главное, чтобы он не почувствовал себя
подавленным и ущемленным в отношении проявления своей
индивидуальности.
8.
Отсутствие ясно выраженных вкусов, склонностей, устремлений,
слабая творческая инициатива – наряду с наличием хороших данных
и умений в точности выполнять все указания педагога. В занятиях с
такими учениками особенно нужно развивать качества для
самостоятельной работы: формировать художественный вкус, приучать
к самостоятельному мышлению.
Следует указать, что вышеприведенные характерные черты не всегда
встречаются в чистом виде и их еще достаточное количество в
педагогической практике. Это обстоятельство еще раз показывает, насколько
гибкими должны быть методы руководства, применяемые сообразно
индивидуальным особенностям каждого ученика.
С методической точки зрения вопрос о развитии ученика включает в себя,
как мне кажется, три основных момента:
1.
Всесторонняя характеристика ученика на данном этапе.
2.
Определение пути развития.
3.
Определение темпа развития.
Характеристика учащегося означает, прежде всего, правильное
определение его природных данных. Но зачастую только в процессе занятий
выясняется ряд важных моментов: степень приспособляемости к
инструменту, способность к развитию, восприимчивость, заинтересованность
и тому подобные. Хотя многое зависит от индивидуальных данных юного
музыканта, стимулирование педагогом заинтересованности ученика в
занятиях, умение ставить определенную цель делает процесс обучения более
эффективным.