Напоминание

Внеклассное мероприятие "Посвящение в юные химики"


Автор: Копытова Юлия Александровна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ Лазовская СОШ №1
Населённый пункт: с.Лазо, Лазовского района, Приморского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Внеклассное мероприятие "Посвящение в юные химики"
Раздел: полное образование





Назад




Внеклассное мероприятие «Посвящение в химики. Чемпионат НХЛ»

(Национальная химическая лига)

Разработала: учитель химии I квалификационной категории Копытова Ю.А.,

МБОУ Лазовской СОШ №1

Цель: Развитие познавательного интереса учащихся к предмету химии.

Обобщение, закрепление и систематизация знаний учащихся о химических

элементах, расстановке коэффициентов в уравнениях и определении типов

химических реакций, определении кислот, солей, оснований, оксидов, их

номенклатурных названиях. Развитие умений и навыков при работе с

периодической системой, умений работать в группе (команде).

Оборудование и материалы: Описаны в опытах.

Структура мероприятия:

1. Организационный момент.

2. Вводное слово учителя.

3. Проникнемся «духом химии» - демонстрация опытов.

4. Открытие чемпионата НХЛ.

5. Состязания.

6. Подведение итогов и награждение.

7. Посвящение в Национальную Химическую Лигу.

8 .Фейерверк в честь химиков.

9. Закрытие чемпионата НХЛ.

Здравствуйте дорогие гости и учащиеся! Вот и наступил этот ЧАС, по

истечении которого нынешние 8-классники смогут с гордостью носить

звание - ЮНЫЙ ХИМИК!

Вводное слово учителя.

(Разочарованно.) Да, Мы - химики, а химия – это бессонные ночи, это

постоянные разговоры о химии, это лабораторные работы и это родители,

которые говорят: «ДА… Наш ребёнок – химик!» И это счастье, и это

жизнь??!

Вы хотите спросить, почему же становятся химиками?

(Торжественно.) Да потому, что химия – это бессонные ночи, это постоянные

разговоры о химии, это лабораторные и практические работы и это родители,

которые говорят: «УРА!!! Наш ребёнок – химик!» И это счастье, и это жизнь!

Проникнемся духом химии – демонстрация опытов.

Наука, из которой выросла химия, называется - алхимия. Алхимики верили в

магическую силу философского камня, который, по их убеждению, способен

превращать различные неблагородные металлы в золото. Они также

занимались поисками эликсира молодости, долголетия и проводили

различные опыты. До нас дошли некоторые из них:

1. Знакомая Берцелиуса. (помогает Женя Шелабода)

Жители одного небольшого городка, в котором жил и работал

знаменитый шведский ученый Й. Я. Берцелиус, спросили однажды его

знакомую:

- «Чем собственно занимается твой хозяин?»

- «Не могу сказать в точности, - ответила она, - Он берет большую

колбу с какой-то жидкостью, выливает из не в меньшую, встряхивает,

выливает еще в меньшую, опять встряхивает и выливает в совсем

маленькую…»

Для опыта: 4 колбы разных объемов. В большую – б-ц разб.р-р

щелочи, 2-ю – смачивают раствором ф-ф (малинов.окрашив.). В 3-ю

немного конц. р-ра соляной кислот (обесцвечивание). В 4-ю оч.конц.р-р

щелочи (малин).

2. П. Вероника. Вы наверняка слышали, что дыма, без огня не бывает.

Попробую вам доказать, что это не так! Дым без огня бывает!

3. (Ю.А.) У меня в руках платок, который не сгорает в пламени!

4. К. Катя. Оперирую без боли, правда, будет много крови.

При каждой операции нужна стерилизация.

Йодом сможем мы обильно, чтобы было все стерильно.

Не вертитесь пациент, нож подайте ассистент.

Посмотрите: прямо струйкой кровь течет, а не вода.

Но сейчас я вытру руку – от пореза нет следа!

Открытие чемпионата НХЛ (национальной химической лиги)

«Национальная химическая лига объявляется открытой!

Сегодня на чемпионате НХЛ за право называться химиками сражаются

команда . . .»

Представление команд, сост. Из 5-7 человек, разных классов одной

параллели.

Представление жюри чемпионата.

Я предлагаю принять участие в состязаниях, « дабы вывести ВАШИ знания

на чистую воду и проявить НЕБЫВАЛУЮ химическую активность».

Состязания

1. Визитная карточка. Каждая команда озвучивает девиз.

Оценки Жюри. А в это время по 2 участника каждой команды вызываю на 2

состязание.

2. Разминка. По 2 участника каждой команды расшифровывают послание

агента 007 с помощью Периодической системы химических элементов

Д.И.Менделеева. Буквы текста зашифрованы порядковыми номерами

химических элементов.

Учащиеся должны найти элементы с указанными номерами в таблице и

записать в пустые клеточки под цифрами первые буквы их названий.

Для первой команды:

2

4

4

9

1

2

7

7

6

3

1

6

1

9

3

9

6

3

8

8

6

3

1

8

1

9

5

2

4

9

7

4

11

1

8

ч

ы

Правильный ответ:

2

4

4

9

1

2

7

7

6

3

1

6

1

9

3

9

6

3

8

8

6

3

1

8

1

9

5

2

4

9

7

4

11

1

8

х

и

м

и

ч

е

с

к

и

е

р

е

а

к

т

и

в

ы

н

а

Для второй команды:

7

4

1

9

1

6

8

4

8

8

7

6

5

7

6

7

4

1

8

5

2

11

6

3

3

7

9

у

ь

ь

я

!

Правильный ответ:

7

4

1

9

1

6

8

4

8

8

7

6

5

7

6

7

4

1

8

5

2

11

6

3

3

7

9

в

к

у

с

п

р

о

б

о

в

а

т

ь

н

е

л

ь

з

я

!!

!

После расшифровки учитель объединяет 2 отрывка, и получается фраза:

«Химические реактивы на вкус пробовать нельзя!»

В то время, пока четверо учащихся расшифровывают послание агента 007,

учитель проводит разминку с оставшимися участниками команд по

следующим вопросам:

1. Какой элемент всегда рад? (Радон).

2. Какой газ утверждает, что он – это не он? (Неон).

3. Какой элемент является лесом? (Бор).

4. Название, какого элемента состоит из названий двух млекопитающих?

(Мышьяк).

5. Какой элемент является настоящим гигантом? (Титан).

6. Какой элемент вращается вокруг Солнца? (Уран).

7. Название, какого металла заключает в себе волшебника? (Магний).

8. Какой элемент утверждает, что может воду родить? (Водород).

9. Каким газом можно заполнить половину баллона? (Нет такого газа)

10. Как пронести в ладошке 1 литр воды не пролив ни капли? (Заморозить)

11. Какой элемент утверждает, что может кислоту родить? (Кислород).

12. Из 1 г какого металла можно вытянуть проволоку длиной 2,5 км?

(Золото)

3. Эстафета.

Командам выдаются листы с заданием. На них записано по 5-6 уравнений

реакций для каждой команды. Задача участников – по очереди расставить

коэффициенты в уравнениях реакций и указать тип реакции. Последним идет

капитан, проверяя все уравнения.

Первой команде: Второй команде:

Fe(OH)

3

Fe

2

O

3

+ H

2

O Ca(OH)

2

+

CO

2

CaCO

3

+ H

2

O

CaO + HNO

3

Ca(NO

3

)

2

+ H

2

O Fe

2

O

3

+ H

2

Fe + H

2

O

Na + H

2

O NaOH + H

2

Mg + HCl MgCl

2

+ H

2

P + O

2

P

2

O

5

Al + O

2

Al

2

O

3

KOH + ZnCl

2

KCl + Zn(OH)

2

Ba(NO

3

)

2

+ H

2

SO

4

BaSO

4

+

HNO

3

Чтобы участники отдохнули, конкурс для зрителей. (2 участника)

В кристаллизатор налита вода с добавлением фенолфталеина. В меленький

химический стакан налита щелочь, его поместили в аквариум так, чтобы

жидкость из него не выливалась. Из зрителей вызывают 2 участников. Им

дают монеты одного достоинства и предлагают называть все известные им

металлы. По очереди игроки кладут монетки в стаканчик, и называют

металл. В случае ошибки игрок кладет штрафную монетку. Проигрывает

тот, кто утопит монеты и стаканчик.

4. Интеллектуальное состязание.

Из списка веществ выбрать отдельно:

1-ая команда: кислоты и основания.

2-ая команда: оксиды и соли.

Свой выбор пояснить!

Li

2

O, Al(OH)

3

, H

3

PO

4

, O

3

, As, BaO, Ba(NO

3

)

2

, H

2

SO

3

, Al

2

(SO

4

)

3

, N

2

O, Zn(OH)

2

,

Fe

2

O

3

, Fe(OH)

3

, HNO

2

, ClO

3

, Ag, Na

3

PO

4

, MnO

2

, Ca(NO

3

)

2

, H

2

SiO

3

, Cr(OH)

3

,

Br

2

O, Ba(OH)

2

.

Во время выполнения задания учитель работает со зрителями:

«Загадки и ребусы Старца из форта Баярд ».

Из меня состоит все живое. Я – металл серебристый и легкий.

Я – графит, антрацит и алмаз. Я зовусь «самолётный металл».

Я – на улице, в школе и в поле, И покрыт я оксидною пленкой,

Я – в деревьях и в каждом из вас. Чтоб меня кислород не достал.

(Углерод.) (Алюминий.)

Какой русский химик занимался изготовлением чемоданов?

(Д.И.Менделеев.)

Как называются соли угольной кислоты? ( Карбонаты.)

Какой элемент наиболее распространён во Вселенной? (Водород.)

Какой металл жидкий при комнатной температуре? (Ртуть.)

Какой газ называют «веселящим»? Его формула…(Оксид азота (I).)

Какой газ называют «угарным»? Его формула…(Оксид углерода (II).)

Какую соль добавляют в борщ? (Поваренную, NaCl)

Какие индикаторы вам известны? (Лакмус, фенолфталеин, метилоранж)

Состязание пятое. Практикум.

Собрать прибор для нагревания жидкости в пробирке и лабораторный

штатив. Пояснить ТБ. Обсуждение, исправление ошибок (если таковые

будут иметь место) - помощь зрителей.

Состязание на внимательность.

Найти в карточке две клетки, в которых записаны одинаковые символы

химических элементов. ИЛИ вычеркнуть из строки лишние символы

(металлов - неметаллов).

Состязание последнее. Кто последний?

Каждая команда по очереди отвечает, на вопрос, не повторяясь. Кто даёт

последний ответ, тот и выиграл!

1. Назовите драгоценные (благородные) металлы, используемые в науке и

технике:

Золото иридий осмий палладий платина родий

Рутений серебро

2. Назовите неметаллы: (называют команды по очереди)

Азот аргон астат бор бром

водород

Гелий йод кислород кремний криптон

ксенон

Мышьяк неон радон селен сера

Теллур углерод фосфор фтор хлор

Подведение итогов и награждение

Жюри подводит итоги состязаний и называет:

Чемпиона НХЛ.

Самого химически активного участника.

ПОСВЯЩЕНИЕ В НАЦИОНАЛЬНУЮ ХИМИЧЕСКУЮ ЛИГУ

Учитель читает вслух клятву химика, а ВСЕ учащиеся её повторяют:

КЛЯТВА ХИМИКА

Я, юный химик, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь:

Горячо любить уроки химии и никогда их не прогуливать.

Помнить химические свойства любого вещества на Земле.

Знать все 110 элементов Периодической системы наизусть.

Порошкообразные вещества не просыпать.

Жидкие не проливать.

Газообразные не выпускать наружу.

Не тратить зря спирт, в спиртовке.

Жить, учиться и химичить, как завещал великий Менделеев.

А если я нарушу клятву, то пусть меня покарает суровая рука НХЛ!

Клянусь! Клянусь! Клянусь!

Фейерверк в честь химиков!

Смесь перманганата калия, порошка желез и древесного угля в

металлическом наперстке (ложечке для сжигания веществ) внести в пламя

спиртовки.

Закрытие чемпионата НХЛ!

Поздравляем чемпионов НХЛ с принятием в химики!

Национальная химическая лига объявляется закрытой!

Спасибо за участие!



В раздел образования