Напоминание

«РАБОТА НАД АППЛИКАТУРОЙ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО»


Автор: Чурбанова Ольга Геннадиевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ им. Н.А. Римского–Корсакова"
Населённый пункт: Тихвин, Ленинградская область
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ
Тема: «РАБОТА НАД АППЛИКАТУРОЙ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств имени Н. А. Римского - Корсакова»

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ «РАБОТА НАД АППЛИКАТУРОЙ

В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО»

Подготовлено преподавателем

высшей квалификационной категории

по классу фортепиано Чурбановой О. Г.

Тихвин 2017

Аппликатуре уделялось значительное внимание на протяжении почти

всего периода существования клавирного и фортепианного искусства.

Ознакомление с аппликатурными принципами различных мастеров

пианистического искусства убеждает о чрезвычайной пестроте взглядов на

эти вопросы.

С первых лет обучения необходимо воспитывать в ученике сознательное

отношение к аппликатуре. Точно ориентироваться в выборе аппликатурных

средств в зависимости от выразительности мелодии, характерных

особенностей ритмики, голосоведения, артикуляции.

Аппликатурная узловая точка, в которой пересекаются музыкальные и

двигательные возможности.

Необходимо постепенно знакомить учащихся с основными аппликатурными

принципами.

1 принцип - Наилучшей является та аппликатура, которая позволяет наиболее

верно передать данную музыку и наиболее точно согласуется с ее смыслом.

Музыкальное смысловое удобство бывает и не совпадает с удобствами

физическими (двигательно-пальцевыми), но и противоречит ему.

Бетховен Вариации

Гораздо удобнее эту гамму играть общепринятой аппликатурой. Удобными

пальцами не удобно передать фразировку (музыкальный смысл). Если бы над

всеми нотами стояла лига, это было бы удобно.

По возможности надо стремиться к естественной последовательности

пальцев. Надо разъяснить, что рядом ноты – рядом пальцы. Постепенно в

дальнейшей работе надо

показать, как в связи с различными видами изложения от этой

закономерности приходится отказываться.

В секвенционных последовательностях естественно в большинстве

случаев играть одинаковые группы одними и теми же пальцами.

Это способствует быстроте и прочности запоминания (иногда приходится 1 и

5 на черных) надо подвинуть руку вглубь клавиатуры.

При подборе пальцев надо обратить внимание на то чтобы рука и

находилась в естественно-собранном положении.

Сжатое состояние руки способствует извлечению певучего звука (Дед-мороз).

Нелегко добиться сочности кантилены. Более тесное расположение помогает

преодолевать трудность (быстрое последование).

Шуман Дед-мороз

Чайковский Мазурка

Большие трудности для учеников представляют те места, требующие

достижения максимальной связности при помощи пальцевого legato. Это

относится к исполнению повторяющихся звуков legato. Используется

подмена пальцев, придающая игре больше плавности.

Шуман Первая утрата

При повторении несвязных звуков, когда они должны прозвучать с

одинаковой силой, целесообразнее применять одинаковые пальцы. (Моцарт.

Сонатина)

Моцарт Сонатина

Внимание учащихся должна привлекать задача полного художественного

раскрытия одного из важнейших выразительных средств музыки – мелодии.

Майкапар Вариации

2 аппликатуры. Первая - не всегда способствует правильной фразировке,

дробит мелодическую линию. Слишком частое употребление 1го пальца –

короткие позиции, нарушают распевность.

Чайковский Подснежник

«Ля» - 1 п. - утяжеляет данный звук для пластичности фразировки.

Разъединение конца одного построения и начало другого путем

использования одного и того же пальца, требующего переноса руки (связь

аппликатуры с мелодическим дыханием)

Сделать ясным мотивное строение. Мотив показывается не посредством

цезуры, а путем легкого акцентирования первого тона мотива. Выполнению

этого может содействовать аппликатура – употребление 1 (наиболее

тяжелого) пальца.

Постепенно учащегося следует познакомить с более сложными видами

аппликатуры, использующимися для достижения legato перекладыванием

пальцев, беззвучной подменой и скольжением пальцев с клавиши на клавишу.

(Пример: Мусоргский Слеза)

Особенно часто эти приемы используются в полифонической музыке, но

нередко они применяются в сочинениях гомофонно-гармонического склада.

При перекладывании пальцев (4-5,3-4) важно обратить внимание на гибкость

запястья, нужное ощущение в кончиках пальцев. Ни один палец не должен

покидать клавишу, пока другой не возьмет следующую.

Поработать полезно путем упражнений.

Е.Ф.Гнесина Упр.

Один из важных аппликатурных принципов – соответствие пальцев правой

руки и левой руки. Это дает возможности значительно быстрее осваивать

трудность. Соответствие аппликатур может быть достигнуто при

противоположном движении. К соответствию аппликатур нужно стремиться

и в параллельном движении.

Аппликатура на принципе соответствия (одиночные группы по 4 звука в

каждой руке)

Второй принцип из Нейгауза

«…Изучение и бережное отношение к авторской аппликатуре…»

Третий принцип – это принцип удобства аппликатуры для данной руки в

связи с ее индивидуальными особенностями (он подчинен двум первым).

Не исключает авторских художественных намерений.

Не всем учащимся, например, подходит аппликатура, требующая широкого

растяжения пальцев при выдержанных клавишах. Так например в Бахе.

Бах Маленькая прелюдия

Если аппликатура с подменой пальцев окажется неподходящей, можно

обойтись и без подмены, следя за плавным подведением 1 пальца к черной

клавише.

Ученик, обладающий большой рукой легко сыграет тритон 2-4 пальцами,

если трудно, то можно рекомендовать другой вариант.

Моцарт Фантазия

Иногда можно прибегнуть к способу: изменению авторского распределения

рук.

Например: детям с маленькой рукой неудобно на звуке соль менять с 4 на 5

палец, без чего они не могут сыграть последующую секунду. Можно

распределить звуки секунда между руками.

Шуман Веселый крестьянин

В пьесе «Первая утрата» для исполнения фа# требуется довольно большое

растяжение.

Иногда играют два раза подряд 1 пальцем – нарушается связность звучания.

Распределить между двумя руками:

Соль 1 п. правая рука, фа# 1 п. левая рука.

Понимание и ощущение индивидуальности отдельных пальцев – тоже

один из лучших советчиков для нахождения хорошей аппликатуры.

Этот принцип аппликатуры был разаработан еще пианистами-романтиками.

Прекрасной иллюстрацией может служить аппликатура Шопена.

Знакомить с этим принципом целесообразно уже подвинутых учеников, так

как использование его требует известной, степени владения инструментом.

Для выделения отдельных звуков в музкальные ткани используются не только

1 п., но и другие «крепкие» пальцы, это «2» и «3».

Использование трехпальцевой аппликатуры, особенно в подвижных

пассажах, не должно быть единственным решением. Например в «Клоунах»

Кабалевского возможны два способа (1-2-3) и (2-3-4) – так как три длинных

пальца часто являются опорными как для позиционных подвижных фигур,

так и для пластичных интонирующих мелодий (например Мечты

Пахульского)

Пахульский Мечты

При исполнении мягких кончаний коротких кантиленных мотвов следует

минимально применять 1-3 пальцы.

Часто заменяется 5 палец в аккомпанементах левой руки 3 п. или каким-

нибудь другим (на f и ff). Для того чтобы было удобнее надо брать клавишу

«плашмя» мякотью и тогда будет удобно 5 п.

Большой палец «наиболее тяжелый» уместно применять, если это окажется

возможным, для извлечения особенно насыщенных звуков. Также первый

палец берется, естественно, в случаях когда руку надо переводить из одного

положения в другое (менять позицию).

4 палец – там, где требуется некоторая утонченность звучания.

Гаммы

Совершенно необязательно изучать аппликатуру гамм или арпеджио. Нередко

исполнение вытекает из художественного образа.

Знание классически необходимо как исходный момент, позволяет по мере

развития мышления и понимания стилевых закономерностей музыки.

Большое значение имеет своевременное приобретение учащимся

элементарных практических навыков применения аппликатуры в наиболее

типичных фактурных условиях (гаммы, арпеджио, ломаные интервалы,

позиционные фигурации). Они усваиваются и автоматизируются главным

образом на этюдах и подвижных произведениях с однородной фактурой.

Необходимо тщательно изучать классическую аппликатуру гамм.

Знание облегчает не только исполнение, но и разбор нотного текста помогает

овладевать фактурой. Использование традиционной аппликатуры гамм

способствует восприятию тонального плана произведения. Встречая в пьесах

гаммообразующие последовательности и исполняя их соответствующей

аппликатурой, пианист как бы закрепляет тональность пианистической

пьесы.

Предпочтительное употребление одних и тех же пальцев в хроматических

гаммах независимо от их быстроты и силы. Хроматических в медленном

темпе трехпалой аппликатуры. Быстрый темп требует уменьшения

подкладывания 1-го пальца за счет включения в аппликатуру 4 и 5-го

пальцев.

Полифония

При обдумывании аппликатуры связно исполняемого 3-хголосного

произведения, прежде всего, следует определить исполнения среднего голоса.

Нижний голос исполняется левой рукой верхний голос правой рукой, а вот

средний голос – можно распределить между двумя руками так, что каждая

сможет связно исполнить порученный ей двухголосный фрагмент.

При 4-хголосии: 1) одна рука исполняет 1 голос

другая 3 голоса

2) каждой руке поручается 2 голоса

В первом случае рука не всегда сможет выполнить связно выполнять

последовательность трезвучий. Но и во втором не всегда можно связно

исполнить порученные ей 2 голоса.

Простейший пример это параллельные сексты.

3 приема их исполнения.

1)

подмена пальцев, дающая возможности полного legato

2)

Один голос исполняет legato, Другой staccato,

Например, аппликатура в правой руке

3 4 3 4 4 5 4 5

| | | | | | | | при восходящем движении даст возможность

исполнить связно верхний голос.

3)

Оба голоса исполняются в одинаковой манере non legato

Исполнение последовательности секст свободным non legato

производит часто более плавное впечатление, чем попытка связать

трудно связуемое.

Это может быть перенесено на 4,5,6 голосов.

Впрочем на фортепиано есть средство помогающее сочетать

непринужденные, свободные движения рук со связностью звучания.

Это правая педаль.

Заключение

Выучивать надо, как правило, одну твердо установленную, наилучшую из

возможных аппликатур.

Уверенное исполнение, как известно, опирается на слуховую, и на

логическую, и на моторно-осязательную память.

При отсутствии постоянной аппликатуры моторно-осязательная память

функционирует недостаточно, поскольку нет привычки брать определенные

клавиши требуемыми пальцами. Во время исполнения, когда основное

внимание должно быть направлено на реализацию художественного

замысла, происходит процесс обдумывания аппликатуры. Это может

привести к срывам на выступлении.

Чем раньше установлена аппликатура, тем легче автоматизировать и

закреплять в сознании.

Если педагогу приходится заменять или восполнять недостающие

аппликатурные указания, то это следует делать, проигрывая сочинение в

темпе. Надо помнить, что аппликатура удобная в медленном движении может

оказаться неприемлемым в быстром Обозначая пальцы целесообразно

выписывать их не все подряд, но лишь относительно которых может

возникнуть неясность.

Постоянная тщательная работа над аппликатурой дисциплинирует учащихся.

Знание типичных аппликатурных формул облегчает разбор и выучивание

нотного текста, поднимая оба эти процесса на более высокий уровень.

Выявление специфических особенностей разных пальцев развивает слуховое

воображение и тембровый слух учащихся.

Изучение аппликатуры в тесной связи с техническими приемами исполнения

способствует более осмысленному подходу учащихся к развитию

пианистического мастерства.

Изучение авторской аппликатуры, сравнение аппликатуры различных

редакторов развивает мышление, способствует выработке своего

собственного отношения к исполнительским задачам.

Список использованной литературы

1.Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано; М., Музыка, 1978

2.Вопросы фортепианной педагогики. Выпуски 1, 3; М., Музыка, 1963

3.Вопросы музыкальной педагогики. Выпуски 2, 5; М.. Музыка, 1980

4.Милич Б. Воспитание ученика-пианиста; Киев, Музыкальная Украина, 1977

5.Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры; М., Музыка, 1987

6.Савшинский С. Детская фортепианная педагогика. Сборник Вопросы

фортепианной педагогики, выпуск 4; М., 1976



В раздел образования