Напоминание

Культура чтения в современном информационном обществе.


Автор: Чиликанова Елена Владиславна
Должность: педагог – библиотекарь
Учебное заведение: МКОУ Средне – Муйская СОШ
Населённый пункт: село Средняя Муя Усть –удинский р–н Иркутской обл.
Наименование материала: статья
Тема: Культура чтения в современном информационном обществе.
Раздел: полное образование





Назад




«УОМО УСТЬ – УДИНСКИЙ РАЙОН»

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Средне – Муйская образовательная школа

(МКОУ Средне – Муйская СОШ)

ТЕМА: «КУЛЬТУРА ЧТЕНИЯ

В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ»

Подготовила педагог -

библиотекарь

Чиликанова Елена Владиславна

( из опыта работы).

2018

Человек, считающий себя достаточно культурным, относится к чтению, как к

жизненно необходимому умственному творческому процессу, ведущему к познанию мира

и обогащению души. От того, как человек читает, зависит развитие личности этого

читателя.

Культура чтения подразумевает умение не просто воспринимать напечатанное, но и

осмысливать его, выделять главное, сопоставлять с тем, что прочитано ранее, запоминать

суть прочитанного, делать выписки, уметь составить план чтения, знать условия работы

библиотек

и

в

библиотеках,

их

каталогов,

картотек,

справочно-библиографического

аппарата, бережно относится к произведениям печати.

Только работа в библиотеке с многообразием первоисточников может дать человеку

широкий спектр фактов и взглядов, из которых сложится собственный взгляд на мир.

Почему надо читать книги?

Д. Дидро однажды написал о том, что люди перестают мыслить лишь в том случае,

когда перестают читать. И это действительно правильное утверждение. Каждый человек

прекрасно

понимает,

что

чтение

расширяет

кругозор,

повышает

интеллектуальные

способности, заставляет мыслить и анализировать (и это лишь незначительная часть

положительного влияния, которое оказывает на нас художественная и другая литература).

Интересные факты о чтении:

1.

Книга снижает стресс.

Богатство

и

ритм

языка

имеет

свойство

успокаивать

психику

и

избавлять

организм от стресса.

2.

Чтение защищает от болезни Альцгеймера.

Когда

вы

читаете,

активность

мозга

увеличивается,

а

это

благотворно

сказывается на его состоянии.

3.

Чтение придает уверенность.

Чтение книг делает нас более грамотными. Когда в разговоре мы демонстрируем

глубокое знание того или иного предмета, то невольно ведем себя более собранно.

Признание окружающими вашей

эрудиции

положительно влияет на личную

самооценку.

4.

Улучшает мозговую активность.

При

чтении

мы

представляем

много

деталей:

персонажей,

окружающие

их

предметы. Поэтому необходимо запоминать множество вещей, которые нужны

для понимания книги. Вот почему чтение тренирует память и логику.

Каким же книгам стоит отдавать предпочтение? Рекомендуется читать научную

литературу. Подобные книги помогают правильно воспринимать и понимать мир вокруг

нас. Именно научная литература прекрасно развивает интуицию, стимулирует интерес

к саморазвитию и усовершенствованию личности. Также желательно (хоть иногда)

читать философию, ведь это достаточно интересная наука о человеческой жизни.

Философия

прекрасно

развивает

мышление,

она

помогает

понимать

желания

и

потребности человека, учит находить интерес и цель в жизни. В домашней библиотеке

(кроме вышеперечисленных книг) должна быть серьезная, художественная литература,

история и поэзия.

Художественная литература улучшает письмо, правильность речи, а история

помогает осознать жизнь, понять все события и легче (правильней) принять реальность.

Поэзия заслуживает особого места в нашей библиотеке, поскольку она считается одним

из важнейших достижений человечества. Поэзия развивает красноречие и оттачивает

языковые умения.

Итак,

какую

же

пользу

мы

получаем

от

чтения

книги?

Во-первых,

чтение

развивает кругозор и повышает интеллектуальные способности, заставляет мыслить и

анализировать.

Во-вторых, чтение учит общению и помогает приятно (и с пользой) провести свободное

время.

В-третьих,

чтение

дарит

спокойствие,

помогает

сконцентрироваться

и

радостно

воспринимать окружающий мир. Не напрасно Петрарка писал, что книги имеют особое

очарование, они вызывают особое наслаждение. Хорошая книга способна поддержать,

дать дельный совет, стать живым другом.

Каким образом формируется культура чтения в нашей школе?

Чтобы привить интерес к чтению у учащихся, в нашей школе проводятся библиотечные

уроки: ««Путешествие в город друзей» - знакомство с библиотекой (1класс) «О книге и

библиотеке. Структура книги», «Книга-произведение искусства», «Библиография – ключ к

знаниям», «Какие вопросы задают сказки» (беседа по сказкам Р.Киплинга),

« Урок

мудрости по сказке Сент-Экзюпери «Маленький принц», «Эдуард Успенский и все, все,

все». Игра-викторина по произведениям Э.Успенского.

В этом учебном году к 50 – летию со дня рождения литературного героя Чебурашки

разработан проект конкурса на лучшую поделку (иллюстрации, мягкие игрушки, поделки

из пластилина и солёного теста) героев книги Успенского «Крокодил Гена и его друзья»

Особую

активность

проявили

ребята

начальных

классов,

5-6

классов(всего

приняли

участие

35

человек)

По

результатам

конкурса

были

отмечены

лучшие

работы

и

награждены грамотами:

Луковникова Даша (2 кл), Бутаков Илья (1 кл), Шипицын Дима (1 кл), Крыков Данил

(1кл), Жукова Лера(3кл), Суринова Саша (4 кл), Королёв Сергей (5 кл), Михеева Наталья

(6 кл).

В течение двух лет проводится интеллектуальная игра для начальной школы и 5-7

классов «Что такое? Кто такой?», которая формирует и развивает умения пользоваться

энциклопедиями,

словарями,

справочниками.

Также

организуется

шоу-викторина

«Восьмое чудо света» для средних

и старших классов,

главная цель мероприятия –

оценить значение книги в жизни человека, ведь ее считают по праву восьмым чудом света.

Была

составлена

и

реализована

насыщенная

программа

ко

Дню

Победы:

проводились

беседы

на

тему:

«Национальные

герои

Отечества»,

«Уроки

мужества»,

читательская

конференция

по

книге

«

Минувших

лет

светлая

память»,

выпускались

книжки – самоделки с поэтическими страничками о ВОВ (активное участие принял 8

класс). Была оформлена выставка книжек – самоделок в школе, а затем в

Сельском

Культурном Досуговом Центре. Все эти мероприятия служат основой для формирования

патриотических чувств у детей и юношества.

В библиотеке есть календарь юбилейных дат, руководствуясь которым проводятся

различные мероприятия:

- к 100- летию со дня рождения К.Симонова был организован показ презентации

биографии и творчества писателя, оформлена выставка и чтение книг этого автора;

- 90 – летию произведения М.Шолохова « Нахалёнок» прочитали и провели беседу по

данному произведению, был организован просмотр фильма «Нахалёнок»;

- к юбилейным датам А.А.Фета, М.Е Салтыкова – Щедрина, Н Рубцова, А.Барто,

М.А Булгакова были организованы выставки книг, выпущены литературные вестники.

Целью

этих

мероприятий

являлось

знакомство

с

творчеством

писателей

и

поэтов

и

развитие интереса к чтению.

Школьная библиотека тесно сотрудничает с учителями – предметниками и классными

руководителями. Она постоянно пополняется литературой и дисками с материалами по

ведению уроков. Имеются папки – накопители и электронные папки с разработками

занятий,

электронные

учебники.

Всё

это

помогает

учителям

готовиться

к

урокам

и

внеклассным мероприятиям.

Развитию

интереса

к

самообразовательному

чтению

школьников

способствует

организация открытого доступа к фондам, выставочная работа, консультации у книжных

полок, обзоры книг, наглядная информация, помогающая ученикам в поиске нужного

материала.

В

библиотеке

издаются

буклеты

с

советами

юным

читателям,

рекламой

библиотеки,

обзором

новых

книг,

правилами

пользования

библиотекой

и

книгой,

оформлены стенды.

С целью улучшения работы школьной библиотеки проводится анкетирование детей

и родителей. Результаты последних данных анкетирования показывают, что многие наши

читатели

увлекаются

лишь

познавательной

или

научно-популярной

литературой,

большинство

приходит

в

библиотеку

за

учебной

информацией

или

программной

литературой.

Особенно

это

относится

к

старшим

школьникам.

В

этом

возрасте

формируется их избирательное отношение к литературе по отдельным темам, углубляются

интересы,

активнее

происходит

приобщение

к

литературе,

адресованной

взрослым

читателям. Очень важно в этот момент не упустить читателя-старшеклассника.

В школе стало регулярным проведение недели литературы и русского языка, недели

детской и юношеской книги, конкурса чтецов. В течение недели детской и юношеской

книги проводятся различные мероприятия: выставка поделок «Книжки-самоделки» (по

произведениям Андерсена), конкурс - выставка книжных закладок, готовятся костюмы

литературных героев.

Чтобы

сформировать

потребность

в

регулярном

чтении

детской

литературы,

привлечь родителей к руководству детским чтением, наряду с традиционным конкурсом

«Самый читающий класс» и «Читатель года», школьная библиотека совместно с сельской

библиотекой проводит

конкурс – «Вторая жизнь

книге». Родители и дети сдают в

библиотеку

свои,

уже

прочитанные

книги.

Например,

семья

Шипициных

Натальи

Алексеевны и Владислава Сергеевича пополнила библиотеку «Золотой коллекцией книг»

-

это

80

экземпляров

русских

и

зарубежных

классиков.

И

это

только

один

из

многочисленных примеров. На данный момент школьная библиотека пополнилась на 544

экземпляра художественной литературы. Очень печальным остаётся тот факт, что на

протяжении 20 лет школьная библиотека не пополняется детской литературой.

В

заключении

хочется

сказать,

что

в

век

компьютерных

технологий

книга

не

утрачивает своего значения. Если все мы хотим жить в нравственном цивилизованном

обществе, нам необходимо осознать истину:

- чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека, это

окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя;

- книга сегодня, независимо от формы ее представления (печатной или электронной), по-

прежнему остается основой культуры и грамотности;

- важность книги и чтения неоспорима, и эта идея поддерживается мировым сообществом.



В раздел образования