Напоминание

"Фантазия"


Автор: Емичева Ольга Леодоровна
Должность: педагог–организатор
Учебное заведение: муниципального автономного общеобразовательного учреждения муниципального образования город Краснодар средней общеобразовательной школы №101 имени Героя Советского Союза Степана Андреевича Неустроева
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Тема: "Фантазия"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар средняя общеобразовательная

школа №101 имени Героя Советского Союза Степана Андреевича Неустроева

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Фантазия»

Уровень программы: ознакомительный

Срок реализации программы:1 год (34 ч.)

Возрастная категория: от 10 до 17 лет

Вид программы: модифицированная

Автор-составитель:

Емичева Ольга Леодоровна

Педагог-организатор

I категории

г. Краснодар, 2017 – 2018 учебный год

Раздел 1.

«Комплекс

основных

характеристик

образования:

объем,

содержание,

планируемые

результаты»

Пояснительная

записка.

Н а п р а в л е н н о с т ь

п р о г р а м м ы « Ф а н т а з и я »

п о

ц е л е в о й

направленности является

социально-педагогическая,

по

тематической

направленности

-

художественно-эстетической;

по

функциональному

предназначению

-

общекультурной,

по

форме

организации

- кружковой,

по времени реализации – годичная, по структуре – циклическая, по

форме

организации

содержания

и

процесса

педагогической

деятельности

-

интегрированная. Основной состав: учащиеся МАОУ СОШ № 101. При

реализации

программы

особое

внимание

уделялось

детям

и з

малообеспеченных, неполных семей, опекаемых, а также детям, находящимся

в трудной жизненной ситуации и состоящим на различных видах учёта.

Программа

разработана

с

учётом

следующих

законодательных

нормативно-правовых документов:

- Конвенция ООН о правах ребёнка

- Конституция РФ

- Закон РФ «Об образовании»

-

Федеральный

закон

«Об

основных

гарантиях

прав

ребёнка

в

Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124 – ФЗ

-Закон Краснодарского края № 1539-КЗ «О мерах по профилактике

безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском

крае».

Программа

разработана

на

основе

методики

автора Ю. В.

Колчеева, преподавателя ВГИКа и Н. М. Колчеевой, учителя города

Москвы.

Новизна

программы состоит

в

том,

что

деятельность

ребенка не

замыкается в рамках кружка, а реализуется в свободное время, в общении со

сверстниками,

в

кругу

семьи

через

творческие

задания,

имеется

межпредметная связь.

Актуальность

программы.

Решает

задачи

комплексного

развития

детских

способностей

через игру,

творческие

задания,

программа

разработана для ребят занятых в ученическом самоуправлении.

Данная

программа помогает развитию и совершенствованию основных психических

возможностей

ребенка

(ощущения,

восприятия,

мышления,

внимания,

памяти, воли, эмоций) и производных от них свойств: наблюдательности,

фантазии, смелости публичного выступления.

Педагогическая

целесообразность программы

объясняется

необходимостью помочь ребенку наладить коммуникативные связи, привить

умение

находить

общий

язык

со

сверстниками.

Плодотворнее всего

это

можно

сделать,

призвав

на

помощь

великую

силу искусства.

Постигая разные стороны художественной деятельности, ребенок становится

не только богаче духовно, но его может увлечь дальнейшее

нравственное

самосовершенствование,

творческая

работа.

В

программе

«Фантазия»

действия производятся коллективно и индивидуально. Занятия проводятся

в

форме

коллективных

и

индивидуальных

заданий

и

сопровождаются

интересной

предварительной

подготовкой:

изготовление

реквизита

для

школьного

мероприятия,

декораций,

создание

эскизов

костюмов.

В

результате обучения, в конце учебного года, во время подведения итогов

школьного

самоуправления

у

ребят

происходит

полная

творческая

самоотдача и эмоциональное удовлетворение.

Цели программы:

Обучить детей основам театрального мастерства (умению двигаться

на сцене, видеть себя со стороны)

Привить

детям

любовь

к

театру,

как

возможности

проявления

их

творческих способностей.

В о с п и т ы в а т ь

н р а в с т в е н н у ю

и

д у х о в н у ю

л и ч н о с т ь ,

раскрывающую

свои

творче ские

возможно сти

на

о с н о ве

умений

и

навыков,

приобретенных

занимаясь

по

программе

«Фантазия».

Задачи:

Развивать и воспитывать культуру общения в коллективе.

Вырабатывать

у

детей

положительные

черты

х а р а к т е р а ,

спо собствующие

лучшему

взаимопониманию

в

п р о ц е с с е

общения.

Развивать

самоконтроль

в

отношении

проявления

сво его

эмоционального

состояния

в

ходе

общения.Формировать доверие к

собеседнику.

Осуществлять межпредметные связи, интегрировать навыки и умения

в области актёрской игры, сольного и хорового пения и танцевального

искусства.

Создать

сплоченный

коллектив

единомышленников,

творческих

личностей, объединенных одной идеей.

Отличительные особенности программы.

Программа

«Фантазия»

не

преследует

цели

изучения приемов

и

методов театрального искусства, акцент делается на развитие личностных

качеств

ребенка,

его

духовного

мира. Использование

игровой

формы

позволит

ненавязчиво

знакомить детей с законами сцены и театральным

творчеством.

Программа

интегрирована

с

определенными

предметами

в школе:

литературой, окружающим миром, письмом, рисованием.

Программа «Фантазия» делится на три раздела:

1. «Гимнастика чувств»

2. «Импровизационный метод существования»

3. «Драматические опыты»

Основные методы обучения:

- наглядный;

- наглядно-слуховой;

- анализ;

- объяснительно-иллюстративный;

- практический.

Возраст

детей, участвующих в реализации данной образовательной

программы: от 10 до 17 лет. Работу нужно организовать так, чтобы вызвать

интерес у детей, стимулировать их к самостоятельному творческому поиску.

Коллектив – разновозрастной.

Сроки реализации программы «Фантазия» - 1 год.

Формы занятий. Занятия групповые, парные, индивидуальные. Каждое

занятие состоит из теоретической и практической частей, большее количество

времени занимает практическая часть. Форма занятий - беседы, игры, творческие

задания, публичное выступления, урок-концерт, урок-зачёт, экскурсия.

Режим занятий: 1 год обучения - в неделю одно занятия по 1 часу.

(занимается весь коллектив).

Ожидаемые результаты 1 года обучения:

Воспитанник будет знать:

Как он связан невидимыми нитями истории театра с далекими

предками, с их традициями, культурой, мышлением.

Народные традиции краснодарского края.

Использование театрального реквизита.

Воспитанник будет уметь:

Работать в коллективе.

Образно мыслить.

Ощущать себя в сценическом пространстве.Различать чувства,

настроение, характеры, отображаемые в школьных мероприятиях.

Воспитанник сможет решать следующие

жизненно-практические задачи:

Находить выход из конфликтной ситуации.

Быть дисциплинированным, уметь работать в коллективе.

Уметь принимать и развлекать гостей.

Воспитанник способен проявлять следующие отношения:

Умение видеть, слышать, понимать окружающий мир и

взаимодействовать с ним в соответствии с возрастом, общаться,

дружить.

Поддержать товарища в неординарной ситуации.

Способы проверки 1 года обучения:

В

конце

года

проходит подведение

итогов

работы

ученического

самоуправления.

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий,

включающий формы аттестации».

Учебно-тематический план 1 года обучения

п/п

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теоретич.

занятия

Практич.

занятия

1

I раздел Культура поведения

10

3

7

1.1

Многообразие выразительных средств.

Знакомство с планом школьных

мероприятий. Обсуждение и разработка

сценариев.

1

1

1.2

Значение поведения в актерском

искусстве. Распределение ролей.

1

1

1.3

Связь предлагаемых обстоятельств

с поведением. Распределение

стихотворений, слов.

2

1

1

1.4

Значение подробностей в искусстве.

Работа с ведущими.

2

2

1.5

Целесообразность поведения.

Репетиции мероприятий.

2

2

1.6

Подготовка к школьному

мероприятию и его проведение.

2

2

2

II раздел Познавательный

14

3

11

2.1

Органичность поведения. Выбор сценок.

1

1

2.2

Репетиции школьных мероприятий.

2

2

2.3

Специфика актерских задач. Работа с

ведущими праздника.

4

1

3

2.4

Подготовка к школьным мероприятиям -и

ихпроведение.

7

1

6

3

III раздел Досуговый

10

3

7

3.1

Чтение сценария «Выпускник»

1

1

3.2

Словесные действия. Распределение

слов.

1

1

3.3

Работа над ролью.

2

2

3.4

Подготовка к школьным

мероприятиям-выступлениям и их

проведение. Итоговая встреча.

Подведение итогов.

6

1

5

Итого

34

11

23

Содержание курса 1 года обучения.

Раздел I. «Культура поведения» - 10 ч.

Тема 1.1 «Многообразие выразительных средств. Знакомство с планом

школьных мероприятий . Обсуждение и разработка сценариев» (драматургия,

декорации, костюмы, грим, музыкальное и шумовое оформление).

Содержание материала: Вспомогательная роль этих выразительных средств.

Стержень театрального искусства - исполнительское искусство актера.

Форма занятия: беседа.

Методическое обеспечение: иллюстрация, фотографии, грим, музыкальное

оформление, сценарии школьных мероприятий.

Тема 1.2 «Значение поведения в актерском искусстве. Распределение ролей.»

Содержание материала : Возможности актера «превращать», преображать с

помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию, партнеров.

Компоненты поведения (интонация, мимика, жест). Выразительность

действий по наблюдениям в жизни, этюдах, художественной литературе, кино

и театральном искусстве, живописи.

Форма занятия: беседа.

Методическое обеспечение: книги о театре, афиши, иллюстрации, сценарии,

стихи – поздравления к праздникам.

Тема:1.3 «Связь предлагаемых обстоятельств с поведением.Распределение

стихотворений, слов.»

Содержание материала: включает в себя ритмические, музыкальные,

пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие

естественных психомоторных способностей учащихся, развитие свободы и

выразительности телодвижений.

Форма занятия: творческое задание, стихи, загадки о театре.

Методическое обеспечение: иллюстрации, кроссворды, музыкальное

оформление.

Тема 1.4 «Значение подробностей в искусстве.Работа с ведущими.»

Содержание материала: способствовать формированию представления о

правилах поведения на школьной сцене, научить детей органично

действовать в рамках задания.

Форма занятия: творческие задания.

Методическое обеспечение: постижерские принадлежности, литературный

материал, музыкальное оформление.

Тема 1.5 «Целесообразность поведения.Репетиции мероприятий.»

Содержание материала: дать представление о сценическом общении;

научить детей «чувствовать партнёра».

Форма занятия: творческое задание, отработка практических навыков,

работа в парах, игра-викторина.

Методическое обеспечение: литературный материал.

Тема 1.6 «Подготовка к школьным мероприятиям и их проведение»

Содержание материала: участие в мероприятии.

Форма занятия: исполнение стихов, игра-драматизация, публичное

выступление.

Методическое обеспечение: сценарий мероприятия, анализ, костюмы,

постижерские принадлежности, музыкальное оформление.

Раздел II. «Познавательный»

-14 ч.

Тема 2.1 «Органичности поведения. Выбор сценок»

Содержание материала: Открытие роли особых, значительных событий в

возникновении «интересного поведения». Включение в представление о

предлагаемых обстоятельствах запланированного события. Желание

принимать участие в школьных мероприятиях.

Форма занятия: эвристическая беседа, творческое задание, индивидуальная

работа, используем театральный реквизит.

Методическое обеспечение: наглядный материал, костюмы, грим.

Тема 2.2 «Репетиции школьных мероприятий»

Содержание материала:помочь преодолеть психологические барьеры,

мешающие полноценному самовыражению.

Форма занятия:отработка сценических навыков, выразительность прочтения

текста.

Методическое обеспечение: маски, иллюстрации, видеоматериал, работа с

микрофоном.

Тема 2.3 «Специфика актерских задач. Работа с ведущими праздника.»

Содержание материала: Умение раскрепощённо держаться на сцене,

владеть публикой. Работа с микрофоном.

Форма занятия: творческие задания, работа в парах, игра-инсценировка.

Методическое обеспечение: наглядный материал, музыкальное оформление.

Тема 2.4 «Подготовка к мероприятию и его проведение»

Содержание материала: участие в мероприятии.

Форма занятия: публичное выступление.

Методическое обеспечение: сценарий мероприятия, анализ, музыкальное

оформление.

Раздел III. «Досуговый» - 10 ч.

Тема 3.1«Чтение сценария «Выпускник».Содержание материала:умение

сконцентрировать внимание на прочтении сценария.

Форма занятия: чтение сценария, обсуждение, изготовление реквизита.

Методическое обеспечение:литературный материал, музыкальное

оформление.

Тема 3.2 «Словесные действия. Распределение слов.»

Содержание материала: Психофизическая выразительность речи;

словесные воздействия как подтекст. Речь и тело (формирование

представления о соответствии работы тела и речи). Уникальность

органического воплощения каждого элемента логики действий.

Микромизансцена словесного воздействия как логика действий.

Форма занятия:отработка сценических навыков, творческое задание.

Методическое обеспечение: сценарий, костюмы, постижерские

принадлежности, музыкальное оформление.

Тема3.3 «Работа над ролью»

Содержание материала:Роль предлагаемых обстоятельств в выполнении

заданной логики действий. Заданные словесные воздействия как

предлагаемые обстоятельства.

Форма занятия: отработка сценических навыков, творческое задание, работа

над ролью, индивидуальная работа.

Методическое обеспечение: сценарий, микрофоны, костюмы, постижерские

принадлежности, бутафория, музыкальное оформление, грим.

Тема 3.4 «Подготовка к школьным мероприятиям -выступлениям и их

проведение. Итоговая встреча. Подведение итогов».

Содержание материала: участие в подведении итогов работы .

Форма занятия:публичное выступление.

Методическое обеспечение: сценарий мероприятия, костюмы, микрофоны,

постижерские принадлежности, музыкальное оформление, грим, бутафория.

Информационное обеспечение программы.

Основная литература:

1) «Актуальные проблемы общественных наук и творческих профессий».

Сборник статей под редакцией кандидата педагогических наук, профессора

В.К.Крючека. Допущено Министерством культуры и массовых

коммуникаций РФ. Г.Волгоград.2005 год

2) «История Европейского театра» З.П.Тинина. Часть 1. Рекомендовано

Методическим советом Волгоградского государственного института искусств

и культуры. Г.Волгоград. 2005 год

3) «Театрализованные игры в школе» Ю.В.Колчеев, Н.М.Колчеева. Учебное

издание «Воспитание школьников». Г. Москва. 2000 год

Дополнительная литература:

1) «Детские частушки, шутки, прибаутки» Т.И.Бахметьева. Популярное

пособие для родителей и педагогов. Г.Ярославль: Академия развития. 1997

год;

2) Серия «Вместе с детьми». Любимые детские игры. Н.Гришина. Г.Москва

1999 год;

3) Журнал «Внимание: дети!». Праздник в школе. М.Давыдова, И.Агапова.

Г.Москва. 2000 год;

4) Журнал «Внимание: дети!». Школьный театр. О.Безымянная г.Москва.

2001 год;

5) Серия «Школа радости». Сценарии школьных праздников.

О.В.Перекатьева. Г.Ростов-на-Дону. 2002 год;

6) Книга "Воспитание у детей правильного произношения". М. Фомичева. Г.

Москва.1989 год.



В раздел образования