Напоминание

Урок литературного чтения во 2 классе "Что высмеивают сказки"


Автор: Дорофеева Марина Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Лицей современных технологий управления №2" г. Пензы
Населённый пункт: Пенза
Наименование материала: Бинарный урок
Тема: Урок литературного чтения во 2 классе "Что высмеивают сказки"
Раздел: начальное образование





Назад




Бинарный урок

Что высмеивают сказки? Японская сказка «Добрый крестьянин».

Урок литературного чтения во 2 классе, учебник литературного чтения

«Маленькая дверь в большой мир», авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева

I.

Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

Чтение корейской сказки «Честный мальчик» по ролям.

- Какие качества одобряются в сказках разных народов? (Мудрость,

честность). Это общечеловеческие качества.

- А критиковать, высмеивать сказки могут? Какой вопрос возникает?

(Что же высмеивают сказки?)

- Попробуем ответить на этот вопрос.

II. Развитие умений

1.

Работа с текстом до чтения.

- Прочитайте русскую пословицу.

Один глупец родится – всему свету беда.

- Какой вопрос можно к ней задать?

- Придумайте сказку, в которой можно использовать эту пословицу.

Работа в группе

-

А

теперь

переведите

пословицу

на

язык

мысли

своими

словами.

(Глуповатый человек создает неудобства окружающим)

-У каждой группы еще три пословицы. Найдите среди них одну с той же

мыслью.

Работа в группе

Задание для первой группы

Глупца никаким лекарством не вылечишь.

Прямой человек, что прямой бамбук, встречается редко.

Нет врага опаснее глупца

Задание для второй группы

Глупца никаким лекарством не вылечишь.

Луну закрывают облака, сакуру осыпает ветер.

Нет врага опаснее глупца

Задание для третьей группы

Глупца никаким лекарством не вылечишь.

Нет врага опаснее глупца

Лотос из грязи растет, а сам остается чист.

- Как вы думаете, это тоже русские пословицы? Почему?

- Давайте докажем, что пословицы пришли к нам из другого языка.

Найдем

слова,

которые

в

русских

пословицах

встретить

практически

невозможно.

Работа в группах

(Бамбук, сакура, лотос)

- По этим ключевым словам и иллюстрации предположите, какая страна

нам расскажет интересную и поучительную сказку? (Япония)

Ответы следующих вопросов фиксируются на схеме

- Верно ли, что в Японии и сейчас есть император?

- Верно ли, что учебный год в Японии начинается в апреле?

-

Верно

ли,

что

японцы,

отвечая

на

телефонный

звонок,

говорят:

«Алло»?

- Проверить себя вы сможете во время беседы с учителем истории.

1.

Рассказ

учителя

истории,

содержащий

ответы

на

вопросы,

проверка

утверждений.

2.

Рассказ

учителя

истории

о

качествах,

которые

ценят

жители

Японии:

трудолюбие, вежливость, мудрость. Фиксация на схеме.

- Запишите антонимы к этим словам. Какие качества не будут вызывать

уважение

у японцев?

- Захотелось прочитать японскую сказку? Обратимся к учебнику.

- Почему не указана фамилия автора?

- Прочитаем заглавие. Какого человека считают добрым?

- Значит, вокруг такого человека все должны быть счастливы. Обратимся

к иллюстрации. Вам показалась лошадка счастливой? Почему? Что она на

самом деле чувствует? (Грусть.)

- Отчего ей грустно? Как получилось, что около доброго человека стало

грустно?

-

Какой

знак,

вместо

точки,

надо

бы

поставить

в

конце

заглавия?

(Вопросительный)

- Поставьте. Что надо сделать, чтобы ответить на заданный нами же

вопрос? (Прочитать)

2. Работа с текстом во время чтения.

Чтение сказки самостоятельно про себя.

– Крестьянин действительно добрый?

Выслушиваем ответы, но не комментируем.

Чтение вслух. Комментированное чтение.

– Так можно ли крестьянина назвать добрым? Ведь он жалеет лошадь...

3. Работа с текстом после чтения.

Инсценирование

(чтение

по

ролям

и

пантомима

по

ключевым

словам купил,

навьючил, взвалил, взобрался, поехал, закричал)

III. Итог

– Что же высмеивает эта сказка? (Глупость, недогадливость.)

– Можно ли сказать, что это размышление о людях вообще, а не только о

японском крестьянине?

- Какие же пословицы можно использовать, чтобы выразить главную

мысль?



В раздел образования