Автор: Федюнина Нина Капитоновна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №12 г. Лениногорска"
Населённый пункт: город Лениногорск Республики Татарстан
Наименование материала: программа кружка
Тема: "Программа кружка по химии для учащихся основной школы"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №12 г. Лениногорска»
муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель творческой группы зам. директора по УВР директор МБОУ лицея
№12
Естественно-научного цикла _________Федюнина Н.К. __________Клюева С.С.
_________________Шагапова Е.У. 29 августа 2018г.
29 августа 2018г. Приказ №188-ОД
29 августа 2018г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«ЮНЫЙ ХИМИК»
Руководитель кружка: Федюнина Н.К., учитель
химии высшей квалификационной категории
г.Лениногорск, 2018 год
Пояснительная записка.
Х
имический кружок - экспериментальный, организован для обучающихся 8-9 классов, когда у ребят
присутствует интерес и желание экспериментировать, делать что-то своими руками, и от этого
получать удовольствие . Кружок “Юный химик ” организован по принципу добровольности. В нем
могут
заниматься
как
сильные,
так
и
слабые
ученики.
Занятия
в
кружке
проводятся
индивидуальные
и
групповые.
Подбор
заданий
проводится
с
учётом
материальной
базы
химической лаборатории , в соответствии с уровнем подготовки и, конечно, с учётом желания. В
случае выполнения группового задания даётся возможность спланировать ход эксперимента с
чётким распределением обязанностей для каждого члена группы. Программа кружка включает:
знакомство с приёмами работы с лабораторной техникой и оборудованием , с организацией
химического производства, изучение веществ и материалов, и их применение.
Целью создания кружка является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к
миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и
навыков к лабораторной технике. Занятия в кружке тесно связаны с общеобразовательным курсом
и способствуют расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и
укрепляют навыки экспериментирования.
Основные цели кружка:
Формирование
ученического
актива,
расширение
и
углубление
знаний
учащихся,
развитие
познавательных интересов и способностей, формирование и закрепление полученных умений и
навыков при демонстрации и проведении лабораторных и практических работ; формирование
информационной культуры
В реализации программы данного кружка сочетаются
беседы преподавателя и выступления
кружковцев,
проведение
викторин
,
конференции
с
презентациями
работ,
химические
эксперименты.
Члены кружка могут практически использовать свои знания в школе, на уроках химии, и в быту.
Программа кружка “Юный химик ” рассчитана на 34 часа (по 1 часу в неделю) .
Ожидаемые результаты
На занятиях учащиеся дополнят свои знания по химии, повысят свой уровень теоретической и
экспериментальной подготовки, научатся выполнять несложные химические опыты, пользоваться
химической
посудой,
реактивами,
нагревательными
приборами,
соблюдать
правила
техники
безопасности
при
проведении
химического
эксперимента.
Кроме
того,
кружковые
занятия
призваны пробудить у учащихся интерес к химической науке, стимулировать дальнейшее изучение
химии. Химические знания, сформированные на занятиях кружка, информационная культура
учащихся, могут быть использованы ими для раскрытия различных проявлений связи химии с
жизнью.
Тематика занятий
1.Ознакомление с кабинетом химии, изучение правил техники безопасности. Использование
правил безопасной работы с веществами в повседневной жизни.
2.Хранение материалов, реактивов в химической лаборатории. Химическая посуда. ТБ во время
работы с пробирками, колбами, химическими стаканами и др.
3.
Нагревательные
приборы
(спиртовка,
использование
сухого
горючего),
пользование
ими.
Нагревание и прокаливание.
4. Фильтрование и перегонка. Выпаривание и кристаллизация. Возгонка.
5.Основные приемы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.
6.Растворы. Кристаллогидраты.
7.Лабораторные способы получения неорганических веществ.
8. Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас».
9.Занимательные опыты по теме: «Химия в природе».
10.Химия и человек.
11.Химия и медицина.
12.Профориентация.
13.Химия в быту.
14.Общий смотр знаний. Заключительная игра «Что? Где? Когда?».
Основные методы:
Проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка
рефератов, создание стендов и выпуск стенных газет, выполнение экспериментальных работ,
творческая работа по конструированию и моделированию
Основные формы:
Лекции, беседы, дискуссии, лабораторные работы, викторины, игры, химические вечера.
Тематическое и поурочное планирование
№ занятия
тема
Кол-во
часов
Дата проведения
план
факт
1.
Вводное занятие
1
5.09
2
Ознакомление с кабинетом химии и изучение
правил техники безопасности.
1
12.09
3
Знакомство с лабораторным оборудованием
1
19.09
4
Хранение
материалов
и
ре активов
в
химической лаборатории.
1
26.09
5
Нагревательные приборы и пользование ими.
Нагревание и прокаливание.
1
3.10
6
Взвешивание, фильтрование и перегонка.
1
10.10
7
Выпаривание и кристаллизация.
1
17.10
8-10
Основные
приемы
работы
с
твердыми,
жидкими,
газообразными
ве ще с тва ми.
Л а б о р а т о р н ы е
с п о с о б ы
п о л у ч е н и я
неорганических веществ.
3
24.10
31.10
14.11
11-12
Приготовление
растворов
в
химической
лаборатории и в быту.
2
21.11
28.11
13-14
Кристаллогидраты
2
5.12
12.12
15-16
Химия и медицина.
2
19.12
26.12
17-18
Занимательные опыты по теме: «Химические
реакции вокруг нас».
2
14.01
21.01
19-20
Подготовка к декаде естественных наук. Игра
«Счастливый случай».
2
28.01
5.02
21-22
Проведение игр и конкурсов среди учащихся 8-
9 классов членами кружка
2
12.02
19.02
23-24
Химия в природе.
2
26.02
4.03
25-26
Химия
и
человек.
Чтение
докладов
и
рефератов
2
11.03
18.03
27-30
Проведение дидактических игр:
кто внимательнее
кто быстрее и лучше
узнай вещество
узнай явление
4
25.03
2.04
9.04
16.04
31
Профориентационная лекция.
1
23.04
32-34
Химия в быту.
3
30.04
6.05
13.05
20.05
34
Программа
Вводное занятие.
1.Знакомство с учащимися, анкетирование: выборы совета, девиза, эмблемы кружка, знакомства
кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка
плана работы кружка, предложенного учителем.
2. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности. Использование
правил безопасной работы с веществами в повседневной жизни. Правила безопасной работы в
кабинете
химии,
изучение
правил
техники
безопасности
и
оказания
первой
помощи,
использование противопожарных средств защиты. Игра по технике безопасности.
3.
Знакомство
с
лабораторным
оборудованием.
Ознакомление
учащихся
с
классификацией
и
требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических
средств обучения, предметов лабораторного оборудования. Техника демонстрации опытов (на
примерах одного - двух занимательных опытов)
Практическая
работа.
Ознакомление
с
техникой
выполнения
общих
практических
операций
наливание жидкостей, перемешивание и растворение твердых веществ в воде.
4. Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории. Знакомство с различными видами
классификаций химических реактивов и правилами хранения их в лаборатории
Практическая работа. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ , изготовление
этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения.
5.
Нагревательные
приборы
и
пользование
ими.
Знакомство
с
правилами
пользования
нагревательных приборов: спиртовки,
Сухим горючим . Нагревание и прокаливание.
Практическая
работа.
Использование
нагревательных
приборов.
Изготовление
спиртовки
из
подручного материала.
6. Взвешивание, фильтрование и перегонка. Ознакомление учащихся с приемами взвешивания и
фильтрования, изучение процессов перегонки.Очистка веществ от примесей
Практическая работа.
Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей.
Перегонка воды.
7. Выпаривание и кристаллизация
Практическая работа. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации
на примере раствора поваренной соли .
8. Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами.
Лабораторные способы получения неорганических веществ.
Практическая работа. Опыты. иллюстрирующие основные приёмы работы с твердыми, жидкими и
газообразными веществами.
Практическая работа. Получение неорганических веществ в химической лаборатории. Получение
сульфата меди из меди, хлорида цинка из цинка.
Наглядные пособия, схемы, таблицы, плакаты.
9.
Приготовление
растворов
в
химической
лаборатории
и
в
быту.Ознакомление
учащихся
с
процессом
растворения
веществ.
Насыщенные
и
пересыщенные
растворы.
Приготовление
растворов и использование их в жизни.
Практическая
работа.
Приготовление
растворов
веществ
с
определённой
концентрацией
растворённого вещества. Получение насыщенных и пересыщенных растворов, составление и
использование графиков растворимости.
10.
Кристаллогидраты.
Кристаллическое
состояние.
Свойства
кристаллов,
строение
и
рост
кристаллов.
Практическая работа. Получение кристаллов солей из водных растворов методом медленного
испарения и постепенного понижения температуры раствора (хлорид натрия, медный купорос,
алюмокалиевые квасцы).
Домашние опыты по выращиванию кристаллов хлорида натрия, сахара.
11. Химия и медицина.
Формирование информационной культуры учащихся. Составление и чтение докладов и рефератов.
Устный журнал на тему химия и медицина.
12. Занимательные опыты по теме: Химические реакции вокруг нас.
Показ демонстрационных опытов.
“Вулкан” на столе, [5]
“Зелёный огонь”, [5]
“Вода-катализатор”, [5]
«Звездный дождь» [4]
Разноцветное пламя [4]
Вода зажигает бумагу [4]
13. Подготовка к декаде естественных наук Игра «Счастливый случай».
Подготовка
учащихся
к
проведению
декады
естественных
наук.
Изготовление
плакатов
с
пословицами, поговорками, афоризмами, выпуск стенгазет с занимательными фактами.
Игра. «Счастливый случай»
14. Проведение игр и конкурсов среди учащихся 8-9 классов членами кружка.
Составление кроссвордов, ребусов, проведение игр:
“Химическая эстафета”
“Третий лишний”.
15.
Химия
в
природе.
Сообщения
учащимися
о
природных
явлениях,
сопровождающимися
химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме « Химия в природе».
Демонстрация опытов:
Химические водоросли
Тёмно-серая змея.
Оригинальное яйцо ]
Минеральный «хамелеон»
16. Химия и человек. Чтение докладов и рефератов.
-Ваше питание и здоровье
-Химические реакции внутри нас
17. Проведение дидактических игр
Проведение конкурсов и дидактических игр: на память, внимательность , эрудицию
18. Занятие по профориентации.
19. Химия в быту. Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Разновидности моющих
средств. Использование химических материалов для ремонта квартир.
Практическая работа. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира.
Наглядные средства: плакаты, таблицы, образцы моющих средств.
20. Общий смотр знаний. Игра “Что? Где? Когда?”
Подведение
итогов
и
анализ
работы
кружка
за
год.
Отчет
членов
кружка,
демонстрация
изготовленных членами кружка наглядных пособий, простейших приборов, конкурсных газет,
выращенных кристаллов, рефератов и т.д.
Проведение заключительной игры.
Игра. « Что? Где? Когда?»
Литература
Внеклассная работа по химии/ Сост. М.Г. Гольдфельд.- М.: Просвещение 1976.
Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание 1980.
Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л. Химия , 1978.
Урок окочен – занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии./Сост. Э.Г. Золотников, Л.В.
Махова, Т.А. Веселова - М.: Просвещение 1992.
В.Н.Алексинский Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение
1995.
Г.И. Штремплер Химия на досуге - М.: Просвещение 1993.
А.Х. Гусаков А.А. Лазаренко Учителю химии о внеклассной работе – М.:Просвещение 1978.
И.Н. Чертиков П.Н. Жуков Химический Эксперимент. – М.: Просвещение 1988.
Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.
Воскресенский П.И., Неймарк А.М. Основы химического анализа .-М.: Просвещение, 1972.
Хомченко
Г.П.,
Севастьянова
К.И.
Практические
работы
по
неорганической
химии.
–М.:
Просвещение 1976.
Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.-М.: Просвещение 1977.
Грабецкий А.А., Назаров Т.С. Кабинет химии. – М. Просвещение, 1983.