Напоминание

"Программа кружка по химии для учащихся основной школы"


Автор: Федюнина Нина Капитоновна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №12 г. Лениногорска"
Населённый пункт: город Лениногорск Республики Татарстан
Наименование материала: программа кружка
Тема: "Программа кружка по химии для учащихся основной школы"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №12 г. Лениногорска»

муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель творческой группы зам. директора по УВР директор МБОУ лицея

№12

Естественно-научного цикла _________Федюнина Н.К. __________Клюева С.С.

_________________Шагапова Е.У. 29 августа 2018г.

29 августа 2018г. Приказ №188-ОД

29 августа 2018г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«ЮНЫЙ ХИМИК»

Руководитель кружка: Федюнина Н.К., учитель

химии высшей квалификационной категории

г.Лениногорск, 2018 год

Пояснительная записка.

Х

имический кружок - экспериментальный, организован для обучающихся 8-9 классов, когда у ребят

присутствует интерес и желание экспериментировать, делать что-то своими руками, и от этого

получать удовольствие . Кружок “Юный химик ” организован по принципу добровольности. В нем

могут

заниматься

как

сильные,

так

и

слабые

ученики.

Занятия

в

кружке

проводятся

индивидуальные

и

групповые.

Подбор

заданий

проводится

с

учётом

материальной

базы

химической лаборатории , в соответствии с уровнем подготовки и, конечно, с учётом желания. В

случае выполнения группового задания даётся возможность спланировать ход эксперимента с

чётким распределением обязанностей для каждого члена группы. Программа кружка включает:

знакомство с приёмами работы с лабораторной техникой и оборудованием , с организацией

химического производства, изучение веществ и материалов, и их применение.

Целью создания кружка является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к

миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и

навыков к лабораторной технике. Занятия в кружке тесно связаны с общеобразовательным курсом

и способствуют расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и

укрепляют навыки экспериментирования.

Основные цели кружка:

Формирование

ученического

актива,

расширение

и

углубление

знаний

учащихся,

развитие

познавательных интересов и способностей, формирование и закрепление полученных умений и

навыков при демонстрации и проведении лабораторных и практических работ; формирование

информационной культуры

В реализации программы данного кружка сочетаются

беседы преподавателя и выступления

кружковцев,

проведение

викторин

,

конференции

с

презентациями

работ,

химические

эксперименты.

Члены кружка могут практически использовать свои знания в школе, на уроках химии, и в быту.

Программа кружка “Юный химик ” рассчитана на 34 часа (по 1 часу в неделю) .

Ожидаемые результаты

На занятиях учащиеся дополнят свои знания по химии, повысят свой уровень теоретической и

экспериментальной подготовки, научатся выполнять несложные химические опыты, пользоваться

химической

посудой,

реактивами,

нагревательными

приборами,

соблюдать

правила

техники

безопасности

при

проведении

химического

эксперимента.

Кроме

того,

кружковые

занятия

призваны пробудить у учащихся интерес к химической науке, стимулировать дальнейшее изучение

химии. Химические знания, сформированные на занятиях кружка, информационная культура

учащихся, могут быть использованы ими для раскрытия различных проявлений связи химии с

жизнью.

Тематика занятий

1.Ознакомление с кабинетом химии, изучение правил техники безопасности. Использование

правил безопасной работы с веществами в повседневной жизни.

2.Хранение материалов, реактивов в химической лаборатории. Химическая посуда. ТБ во время

работы с пробирками, колбами, химическими стаканами и др.

3.

Нагревательные

приборы

(спиртовка,

использование

сухого

горючего),

пользование

ими.

Нагревание и прокаливание.

4. Фильтрование и перегонка. Выпаривание и кристаллизация. Возгонка.

5.Основные приемы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.

6.Растворы. Кристаллогидраты.

7.Лабораторные способы получения неорганических веществ.

8. Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас».

9.Занимательные опыты по теме: «Химия в природе».

10.Химия и человек.

11.Химия и медицина.

12.Профориентация.

13.Химия в быту.

14.Общий смотр знаний. Заключительная игра «Что? Где? Когда?».

Основные методы:

Проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка

рефератов, создание стендов и выпуск стенных газет, выполнение экспериментальных работ,

творческая работа по конструированию и моделированию

Основные формы:

Лекции, беседы, дискуссии, лабораторные работы, викторины, игры, химические вечера.

Тематическое и поурочное планирование

№ занятия

тема

Кол-во

часов

Дата проведения

план

факт

1.

Вводное занятие

1

5.09

2

Ознакомление с кабинетом химии и изучение

правил техники безопасности.

1

12.09

3

Знакомство с лабораторным оборудованием

1

19.09

4

Хранение

материалов

и

ре активов

в

химической лаборатории.

1

26.09

5

Нагревательные приборы и пользование ими.

Нагревание и прокаливание.

1

3.10

6

Взвешивание, фильтрование и перегонка.

1

10.10

7

Выпаривание и кристаллизация.

1

17.10

8-10

Основные

приемы

работы

с

твердыми,

жидкими,

газообразными

ве ще с тва ми.

Л а б о р а т о р н ы е

с п о с о б ы

п о л у ч е н и я

неорганических веществ.

3

24.10

31.10

14.11

11-12

Приготовление

растворов

в

химической

лаборатории и в быту.

2

21.11

28.11

13-14

Кристаллогидраты

2

5.12

12.12

15-16

Химия и медицина.

2

19.12

26.12

17-18

Занимательные опыты по теме: «Химические

реакции вокруг нас».

2

14.01

21.01

19-20

Подготовка к декаде естественных наук. Игра

«Счастливый случай».

2

28.01

5.02

21-22

Проведение игр и конкурсов среди учащихся 8-

9 классов членами кружка

2

12.02

19.02

23-24

Химия в природе.

2

26.02

4.03

25-26

Химия

и

человек.

Чтение

докладов

и

рефератов

2

11.03

18.03

27-30

Проведение дидактических игр:

кто внимательнее

кто быстрее и лучше

узнай вещество

узнай явление

4

25.03

2.04

9.04

16.04

31

Профориентационная лекция.

1

23.04

32-34

Химия в быту.

3

30.04

6.05

13.05

20.05

34

Программа

Вводное занятие.

1.Знакомство с учащимися, анкетирование: выборы совета, девиза, эмблемы кружка, знакомства

кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка

плана работы кружка, предложенного учителем.

2. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности. Использование

правил безопасной работы с веществами в повседневной жизни. Правила безопасной работы в

кабинете

химии,

изучение

правил

техники

безопасности

и

оказания

первой

помощи,

использование противопожарных средств защиты. Игра по технике безопасности.

3.

Знакомство

с

лабораторным

оборудованием.

Ознакомление

учащихся

с

классификацией

и

требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических

средств обучения, предметов лабораторного оборудования. Техника демонстрации опытов (на

примерах одного - двух занимательных опытов)

Практическая

работа.

Ознакомление

с

техникой

выполнения

общих

практических

операций

наливание жидкостей, перемешивание и растворение твердых веществ в воде.

4. Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории. Знакомство с различными видами

классификаций химических реактивов и правилами хранения их в лаборатории

Практическая работа. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ , изготовление

этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения.

5.

Нагревательные

приборы

и

пользование

ими.

Знакомство

с

правилами

пользования

нагревательных приборов: спиртовки,

Сухим горючим . Нагревание и прокаливание.

Практическая

работа.

Использование

нагревательных

приборов.

Изготовление

спиртовки

из

подручного материала.

6. Взвешивание, фильтрование и перегонка. Ознакомление учащихся с приемами взвешивания и

фильтрования, изучение процессов перегонки.Очистка веществ от примесей

Практическая работа.

Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей.

Перегонка воды.

7. Выпаривание и кристаллизация

Практическая работа. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации

на примере раствора поваренной соли .

8. Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами.

Лабораторные способы получения неорганических веществ.

Практическая работа. Опыты. иллюстрирующие основные приёмы работы с твердыми, жидкими и

газообразными веществами.

Практическая работа. Получение неорганических веществ в химической лаборатории. Получение

сульфата меди из меди, хлорида цинка из цинка.

Наглядные пособия, схемы, таблицы, плакаты.

9.

Приготовление

растворов

в

химической

лаборатории

и

в

быту.Ознакомление

учащихся

с

процессом

растворения

веществ.

Насыщенные

и

пересыщенные

растворы.

Приготовление

растворов и использование их в жизни.

Практическая

работа.

Приготовление

растворов

веществ

с

определённой

концентрацией

растворённого вещества. Получение насыщенных и пересыщенных растворов, составление и

использование графиков растворимости.

10.

Кристаллогидраты.

Кристаллическое

состояние.

Свойства

кристаллов,

строение

и

рост

кристаллов.

Практическая работа. Получение кристаллов солей из водных растворов методом медленного

испарения и постепенного понижения температуры раствора (хлорид натрия, медный купорос,

алюмокалиевые квасцы).

Домашние опыты по выращиванию кристаллов хлорида натрия, сахара.

11. Химия и медицина.

Формирование информационной культуры учащихся. Составление и чтение докладов и рефератов.

Устный журнал на тему химия и медицина.

12. Занимательные опыты по теме: Химические реакции вокруг нас.

Показ демонстрационных опытов.

“Вулкан” на столе, [5]

“Зелёный огонь”, [5]

“Вода-катализатор”, [5]

«Звездный дождь» [4]

Разноцветное пламя [4]

Вода зажигает бумагу [4]

13. Подготовка к декаде естественных наук Игра «Счастливый случай».

Подготовка

учащихся

к

проведению

декады

естественных

наук.

Изготовление

плакатов

с

пословицами, поговорками, афоризмами, выпуск стенгазет с занимательными фактами.

Игра. «Счастливый случай»

14. Проведение игр и конкурсов среди учащихся 8-9 классов членами кружка.

Составление кроссвордов, ребусов, проведение игр:

“Химическая эстафета”

“Третий лишний”.

15.

Химия

в

природе.

Сообщения

учащимися

о

природных

явлениях,

сопровождающимися

химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме « Химия в природе».

Демонстрация опытов:

Химические водоросли

Тёмно-серая змея.

Оригинальное яйцо ]

Минеральный «хамелеон»

16. Химия и человек. Чтение докладов и рефератов.

-Ваше питание и здоровье

-Химические реакции внутри нас

17. Проведение дидактических игр

Проведение конкурсов и дидактических игр: на память, внимательность , эрудицию

18. Занятие по профориентации.

19. Химия в быту. Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Разновидности моющих

средств. Использование химических материалов для ремонта квартир.

Практическая работа. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира.

Наглядные средства: плакаты, таблицы, образцы моющих средств.

20. Общий смотр знаний. Игра “Что? Где? Когда?”

Подведение

итогов

и

анализ

работы

кружка

за

год.

Отчет

членов

кружка,

демонстрация

изготовленных членами кружка наглядных пособий, простейших приборов, конкурсных газет,

выращенных кристаллов, рефератов и т.д.

Проведение заключительной игры.

Игра. « Что? Где? Когда?»

Литература

Внеклассная работа по химии/ Сост. М.Г. Гольдфельд.- М.: Просвещение 1976.

Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание 1980.

Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л. Химия , 1978.

Урок окочен – занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии./Сост. Э.Г. Золотников, Л.В.

Махова, Т.А. Веселова - М.: Просвещение 1992.

В.Н.Алексинский Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение

1995.

Г.И. Штремплер Химия на досуге - М.: Просвещение 1993.

А.Х. Гусаков А.А. Лазаренко Учителю химии о внеклассной работе – М.:Просвещение 1978.

И.Н. Чертиков П.Н. Жуков Химический Эксперимент. – М.: Просвещение 1988.

Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.

Воскресенский П.И., Неймарк А.М. Основы химического анализа .-М.: Просвещение, 1972.

Хомченко

Г.П.,

Севастьянова

К.И.

Практические

работы

по

неорганической

химии.

–М.:

Просвещение 1976.

Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.-М.: Просвещение 1977.

Грабецкий А.А., Назаров Т.С. Кабинет химии. – М. Просвещение, 1983.



В раздел образования