Напоминание

"Предметно –развивающая среда как важный компонент воспитания, обучения и развития детей третьего года жизни с ОВЗ в условиях Дома ребенка"


Автор: Волкова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУЗ КО "ДОМ РЕБЕНКА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ С НАРУШЕНИЕМ ПСИХИКИ"
Населённый пункт: город Калуга
Наименование материала: статья
Тема: "Предметно –развивающая среда как важный компонент воспитания, обучения и развития детей третьего года жизни с ОВЗ в условиях Дома ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ

ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ С ОВЗ В

УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА,

Предметно

развивающая

среда

является

одним

из

основных

компонентов

воспитания, обучения, развития детей. Я и мои коллеги стараемся создать психологически

комфортную

и

безопасную

среду,

способную

обеспечить

безопасность

жизни

детей,

сохранить,

укрепить

их

здоровье.

Среду,

способную

поддержать

эмоциональное

благополучие наших воспитанников в период пребывания в Доме ребенка.

Предметно

-

развивающая

среда

-

это

часть

групповой

комнаты,

специально

оборудованная

для

целенаправленного

взаимодействия

ребенка

со

взрослыми

и

сверстниками на занятиях и в свободной деятельности.

Построение среды для всестороннего развития детей с различными ограничениями

здоровья во многом зависит от выраженности этих нарушений, как у отдельных детей, так

и у группы воспитанников в целом.

Я и мои коллеги оборудовали игровое пространство групповой комнаты так, чтобы

дети могли свободно перемещаться, играть с игрушками, общаться, отдыхать и т.д. Его мы

активно используем для совместной деятельности с детьми, для проведения специальных

занятий. Практика показала, что нашим ребятам необходима

свободная территория,

достаточная для смены положения тела в ходе занятий за столами; на ковре; свободной

деятельности в игровой комнате; в ходе различных игр. Также, организованная мной и

моими коллегами предметно – развивающая среда позволяет нам регулировать поведение

наших воспитанников для обеспечения безопасности их жизнедеятельности в группе.

Основное

игровое

пространство

в

групповой

комнате

занимает

широкий

ковер.

Легкая

пластмассовая

мебель

и

мягкие

модули

различной

формы

являются

необходимыми атрибутами предметно - развивающей среды группы.

Образные игрушки мы располагаем так, чтобы дети без труда могли достать их.

Игрушки находятся на некотором удалении друг от друга для того, чтобы ребята брали их,

не мешая друг другу. Количество игрушек в группе, например кукол, машин, мягких

образных игрушек и т.п. – всегда по количеству детей. Это нужно для того, чтобы дети не

сорились из-за понравившегося предмета.

В

групповой

комнате

мы

организуем

«уголки»

(центры)

для

определенной

деятельности.

В «уголке сюжетной игры» находятся атрибуты для

игр: «Семья», «Водители»,

«Больница», «Парикмахерская» и т.д. Играя в сюжетные игры, дети переносят в них всю

информацию, полученную из окружающей их жизни. Так как я и мои коллеги в силу

2

обстоятельств, выполняем

в какой - то мере и родительские функции, то общаясь с

ребятами,

мы

знакомим

их

с

такими

моментами

повседневности,

которые

хорошо

знакомы домашним детям, но проходят зачастую мимо воспитанников Домов ребенка.

Например, играя в «семью» я и мои коллеги показываем, как поворачивать ручки на плите,

пользоваться утюгом, стирать белье в стиральной машинке. Играя в «чаепитие», учим

ребят размешивать сахар в чашке, пить из блюдца и

т.д. В ходе сюжетных игр мы

стараемся научить их правильно общаться с нами, взрослыми людьми и со сверстниками,

адекватно выражать свои эмоции, и тем самым способствуем дальнейшей успешной

социализации наших воспитанников.

«Уголок

конструирования»

включает

в

себя

различные

виды

конструкторов:

пластмассовые

и

деревянные

кубики,

бруски,

призмы,

кирпичики,

пластины

разных

цветов и размеров; разные виды конструктора «ЛЕГО»; элементарные схемы построек

( заборчики, домики, мосты, ворота, ступеньки и т.д.).

Наличие «уголка

сенсорики»

необходимо

для

трехлетних

детей,

т.к.

сенсорное

развитие

в

этом

возрасте

является

одним

из

основных

направлений

развития.

Содержание уголка:

различные вкладыши, разрезные картинки, кубики,

пирамидки.

Наборы ленточек, пуговиц, прищепок, шариков, приспособлений для шнуровок, палочек и

т.п. Хочется отметить, что во время совместной деятельности с ребенком в «уголках

конструирования

и

сенсорики»,

строя

заборчик

или

собирая

картинку,

создается

прекрасная

ситуация

для

личностно-ориентированного

взаимодействия

педагога

с

малышом.

Можно

поучить

его

отвечать

на

вопросы,

повысить

самооценку

малыша,

похвалив

его

поделку

или

собранную

картинку.

Можно

научить

сотрудничеству

и

сопереживанию, предложив вместе с товарищем или со мной, педагогом,

построить

жилище бездомной игрушке. В ходе совместного нанизывания прищепок на веревочку

можно собственным примером, придержав «непослушную» прищепку, побудить ребенка

помогать в дальнейшем при выполнении этого задания сверстнику.

В

«уголке

изодеятельности»

находятся

разноцветные

карандаши,

мелки,

фломастеры,

поролоновые

штампы,

раскраски

с

крупными

и

хорошо

узнаваемыми

картинками, трафареты. Занимаясь в этом уголке с ребенком или с небольшой группой

ребят, в ходе непринужденного общения, можно закрепить и названия основных цветов, и

упражнять

мелкую

мускулатуру

пальцев

и

кистей

рук,

можно

просто

поговорить

с

ребенком,

о

чем

он

мечтает,

попробовать

изобразить

его

мечту,

и

параллельно

поупражнять его в диалоге.

«Уголок театрализованных игр» включает в себя различные виды театров: театр в

картинках; театр на фланелеграфе; театр кукол – рукавичек; плоскостной театр.

3

Куклы – герои сказок – лучшие друзья наших ребят. Они участвуют в занятиях, учат

разрешать споры, дают образцы поведения, побуждают наших ребят давать первые оценки

поступков «хорошо и плохо», характеристики героям - «добрый и злой», «смелый и

трусливый».

Так

же

первые

уроки

нравственного

поведения

помимо

инсценировок

художественных

произведений

наши

дети

получают

при

просмотре

мультфильмов

созданных Владимиром Сутеевым и мультипликационной студией «Союзмультфильм».

С

большим

интересом

дети

смотрят

такие

мультфильмы

как

«Мешок

яблок»,

«Две

сказки», «Кто сказал: «Мяу?»». Во время просмотра мультфильмов я задаю вопросы о

действиях

отрицательных

и

положительных

персонажей,

побуждаю

детей

комментировать нравственные поступки героев, переживать и радоваться за них.

Рядом с уголком «театрализованных игр» я и мои коллеги организовали «уголок

ряженья».

Это

большой

сундук,

украшенный

ярким

орнаментом.

В

нем

хранятся

различные маски животных, шапочки с ушками животных, хвостики. Также, в сундуке

находятся юбки и сарафаны, фартуки и шляпы, косынки и фуражки, жилетки и сумки и

т.п. Дети очень любят примерять эти наряды, изображать знакомых им животных и героев

сказок, использовать их в сюжетных играх. С помощью атрибутов «уголка ряженья» мне

удается смоделировать множество ситуаций взаимодействия с ребятами, вступить с ними в

диалог, поупражнять их в практической речи, расширить активный словарь, потренировать

в звукопроизношении, да и просто постараться создать хорошее, теплое впечатление от

общения со мной, взрослым человеком.

Для расширения кругозора наших воспитанников, развития у них познавательного

интереса,

эмоциональной

сферы,

коммуникативных

навыков

мы

создали «уголок

экспериментирования ». Особенно ребятам нравится игра с использованием мыльных

пузырей! Я приведу пример тренинга, направленного на развитие речевого дыхания.

Каждый ребенок дует в трубочку, опущенную в раствор для мыльных пузырей. Во время

этого

упражнения

не

только

формируется

правильное

речевое

дыхание

и

возникает

замечательная «мыльная» шапка, но

дети начинают задавать вопросы

поискового

характера. Так же, им нравится следить за тем, как окрашивается вода, тает снег и лед, как

ведет себя сухой и мокрый песок. Но в силу особенностей наших детей, после игры

атрибуты убираются и хранятся до следующей игры в специальной коробке.

В «уголке книги» наши дети рассматривают иллюстрации к сказкам, потешкам,

стихотворениям, с которыми я и мои коллеги знакомим их в данном месяце. Так же в

«уголке книги» большой выбор книжек-малышек, которые дети рассматривают вместе с

воспитателем во время свободной деятельности. В нем находятся большая подборка

4

любимых сказок, рассказов, стихотворений которые я и мои коллеги читаем детям во

время режимных моментов или просто по просьбе ребят. Здесь создается прекрасная

ситуация

потренировать

детей

в

употреблении

слов

благодарности,

поучить

их

употреблять в речи предложения, грамматически правильно строить фразу. Так же можно

в

ходе

чтения

или

рассказывания

той

или

иной

истории

поупражнять

детей

в

артикуляционной гимнастике,

потренировать

в произношении

гласных и согласных

звуков и слогов.

На дидактической стене групповой комнаты около окна расположено

панно, на котором

составляется композиция, содержащая в себе основные признаки времен года. Композиция

изменяется

посезонно.

Во

время

знакомства

детей

со

временами

года

и

их

особенностями, мы изменяем облик и нашего панно. Например, летом мы вместе с детьми

украшаем его зелеными листочками, размещаем над кронами деревьев яркое солнце и

белые облака, около деревьев располагаем плоскостные фигурки насекомых, птиц, зверей,

людей в летней одежде, различные цветы. Наблюдая вместе с ребятами за погодными

изменениями, мы вносим изменения и в этот импровизированный «уголок природы».

Если за окном дождливая погода, предлагаем им разместить на панно капельки дождя.

В течение такого взаимодействия дети получают не только знания об окружающем мире,

удовлетворение от хорошо выполненного задания и похвалы педагога, но и учатся слушать

и

слышать

взрослого,

испытывают

удовольствие

просто

от

общения

со

старшим

человеком и сверстниками.

В

нашей

группе

прекрасный «спортивный уголок». В него входят

следующие

атрибуты:

большие

и

маленькие

мячи;

большие

и

маленькие

обручи;

разноцветные

веревки, скамеечки, бруски для формирования различных препятствий и т.п.

Я и мои

коллеги проводим большое количество подвижных игр и физкультминуток: «Солнышко и

дождик»,

«Догони

игрушку»,

«Найди

игрушку»,

«Иголочка

и

ниточка»,

«Поезд»,

«Карусель». Я стараюсь, что бы в ходе этих игр ребята научились понимать словесную

инструкцию

и

безошибочно

выполнять

ее,

запоминать

и

выполнять

правила

игр,

побуждаю их не мешать друг другу во время игры, а при необходимости - помогать.

Расположение

«уголков»

на

некотором

удалении

друг

от

друга,

достаточное

количество игрушек и игровых атрибутов способствуют сохранению в детском коллективе

спокойного, доброжелательного эмоционального климата.

В нашей группе много детей с различными особенностями здоровья. Для них, я и

мои коллеги моделируем «ситуации успеха», т.е. проводим с ними индивидуальную работу

перед изучением новой темы или знакомством с новой игрой.

Мы

так подбираем

атрибуты, игрушки, и упражнения, чтобы наши ребята помимо получения определенных

5

знаний, умений и навыков, испытывали бы удовольствие от самого процесса игры, от

полученного результата и от общения с нами, взрослыми людьми и сверстниками.

Создавая предметно – развивающую среду в групповой комнате, я и мои коллеги

стараемся, чтобы используемые в процессе свободной и организационной деятельности

предметы,

плоскостные

и

объемные

модели,

были

знакомы

детям.

Чтобы

они

были

понятны и привлекательны, вызывали интерес и желание играть с ними, а образные

игрушки и изображения реалистичны, т.е. соответствовали бы реальным объектам. Это

особенно важно для

детей с ограничениями в здоровье, т.к. представления у них о

реальных

объектах

могут

отсутствовать,

быть

неадекватными

или

неполными.

Мы

стараемся, чтобы все игрушки и пособия в нашей группе были эстетичными, красочными

и безопасными.



В раздел образования