Напоминание

"Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные"


Автор: Гарифуллина Рамзия Миргазизовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Макуловская СОШ"
Населённый пункт: с.Русское Макулово Ресаублика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок русского языка в 4 классе

Учитель Гарифуллина Р.М.

Тема, Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Тип урока Решение частных задач

Педагогич

еские

задачи

Создать условия для ознакомления с грамматическими признаками частей речи; совершенствовать знания учащихся

об особенностях изученных частей речи – имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений;

совершенствовать умения сравнивать части речи по их существенным признакам, распознавать их; способствовать

развитию умения употреблять различные части речи в предложениях, текстах; содействовать воспитанию интереса

к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируе

мые

предметн

ые

результат

ы

Познакомятся с понятием «грамматические признаки частей речи»; научатся проводить наблюдения за

грамматическими признаками слов на основе смыслового вопроса; сравнивать части речи по их существенным

признакам, распознавать их; употреблять различные части речи в предложениях, текстах; выполнять

морфологический разбор слова

Метапред

метные

УУД

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе

изучения данного раздела; определять круг своего незнания; анализировать, сравнивать, группировать различные

объекты, явления, факты; регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий,

составляющих основу осваиваемой деятельности ; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат

своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и

понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; отстаивать свою точку зрения, соблюдая

правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений

Личностн

ые

результат

ы

Осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой

составляющей жизни общества; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной

деятельности на уроке

Организационная структура урока

Этап

урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

(осуществляемые действия)

Формируемые способы

деятельности

учащегося

I.

Организа

ция

начала

урока

– Посмотрите, какой сегодня солнечный день.

Солнце освещает всю землю, оно всех нас

любит и греет. Так пусть же каждый его

лучик заглянет к нам в класс и не только

обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности,

уверенности в знаниях

Сообщают о готовности к уроку.

Определяют уровень самоготовности

(настроен ли я слушать учителя,

воспринимать материал урока)

Принимать

и сохранять организационные

задачи

II.

Актуализ

ация

знаний.

Проверка

домашнег

о задания

– Прочитайте отрывок стихотворения В.

Степанова. Назовите пропущенные буквы.

– Над словами укажите изученные части речи.

Что мы (местоим.) Родиной (сущ.)

зовем (гл.)?

Солнце (сущ.) в (предлог) небе (сущ.)

голубом (прил.)

И (союз) душистый (прил.),

золотистый (прил.)

Хлеб (сущ.) за (предлог)

праздничным (прил.) столом (сущ.).

Выделять существенную

информацию

из текста загадки. Выдвигать

гипотезу и обосновывать ее.

Осуществлять актуализацию

личного жизненного опыта.

Уметь слушать в соответствии

с целевой установкой.

Принимать и сохранять

учебную цель и задачу

Минутка

чистопис

ания.

Проводит минутку чистописания.

– Урок русского языка учит нас грамотному и

красивому письму. На минутке чистописания

мы будем прописывать 2 буквы, а какие – нам

нужно угадать, так как тучки закрыли

карточки с буквами.

Находят на каждой тучке «лишние»

буквы.

Посмотрите на первую тучку и скажите, как

вы думаете, какие буквы мы будем

прописывать? Почему?

Выполняют чистописание.

Чч Рр Чр Рч

Работа

над

словами с

непровер

яемым

написани

ем

– Отгадайте загадку:

Белые овечки

Не сидят на печке.

А плывут издалека

Кучевые … (облака).

ОБЛАКО

1.

Скопление

в

атмосфере

водяных

паров

или

ледяных

кристаллов

в

виде

массы

плотного

тумана.

2.

Перен.

Скопление мелких летучих частиц чего-либо

в воздухе. Слово «облако» заимствовано из

старославянского

языка

от

ОБЛАКАТИ

«одевать».

ОБЛАКО

ОБЛАКАТИ

=

«одевать».

О д н о к о р е н н ы е

с л о в а:

о б л а ч к о ,

облачность, облачный, облачно, заоблачный,

безоблачно, безоблачный.

С и н о н и м: туча.

Ф р а з е о л о г и зм ы :

СПУСТИТЬСЯ С ОБЛАКОВ – от мечтаний

обратиться к действительности.

С ОБЛАКОВ УПАСТЬ (СВАЛИТЬСЯ) – о

неожиданном появлении кого-нибудь.

Подбирают однокоренные слова,

синонимы к словарному слову.

Вспоминают пословицы, поговорки,

крылатые выражения со словарным

словом, составляют предложения

III.

Сообщен

ие темы

урока.

Определе

ние целей

урока

игра «Найди чужака».

– Прочитайте слова и найдите «лишнее»

слово.

– Как называются слова в 1-м столбике? Что

такое существительное?

– Как называются слова во 2-м столбике? Что

такое прилагательное?

– Как называются слова в 3-м столбике? Что

Находят «лишнее» слово в каждом

столбике таблицы.

Звезда

Книга

Бежит

Кошка

Пенал

Красная

Синий

Черный

Картина

Горький

Звенит

Зеленый

Кричал

Шутит

Играю

– Мы будем учиться распознавать

Принимать

и сохранять учебную цель

и задачу. Осознанно и

произвольно строить речевое

высказывание

в устной форме

такое глагол?

– Какое общее название можно дать этим

словам?

– Прочитайте тему урока. Что предстоит

узнать на уроке?

части речи, находить их в тексте,

задавать вопросы; определять

грамматические признаки, известные

нам

IV.

Объяснен

ие нового

материал

а.

Наблюде

ние над

языковым

материал

ом.

Работа

по

учебнику

(упражне

-

ние 115)

– Вспомните по таблице грамматические

признаки частей речи. Слова какой части речи

могут относиться к разряду одушевленных?

неодушевленных? собственных?

нарицательных? (Имена существительные.)

Приведите примеры.

– Какие части речи могут иметь род; число;

падеж; время; лицо? (Род имеют имена

существительные, имена прилагательные,

глаголы в прошедшем времени. Число имеют

имена существительные, имена

прилагательные, местоимения, глагол.

Выводят языковые закономерности,

лежащие в ос-

нове изучаемого понятия или

правила.

Анализируют формулировку правила

(понятия), данную в учебнике.

Проводят наблюдения на материале

связных текстов.

По таблице рассказывают, каким

членом предложения может быть

каждая из частей речи.

Осуществлять анализ объектов

с опорой на визуализацию

Время имеет глагол. Лицо имеют

местоимение и глагол.)

– Как изменяются имена существительные?

(Имена существительные изменяются по

числам, падежам.)

– Как изменяются имена прилагательные?

(Имена прилагательные изменяются по

Члены

предло

жения

Вопрос

ы

Как

выражен

ы

Прим

ер

Главные члены

Подлеж

ащее

Кто?

Что?

Существ

ительны

м,

Мы

числам, родам, падежам.)

– Как изменяются глаголы? (Глаголы

изменяются по временам, числам, лицам (в

настоящем и будущем времени).)

– Как изменяются глаголы в прошедшем

времени? (Глаголы прошедшего времени

изменяются по родам.)

– Как изменяются местоимения 3-го лица?

(Местоимения 3-го лица изменяются по родам

и числам.)

– Каким членом предложения может быть

каждая

из частей речи?

местоим

ением

Сказуем

ое

Что

делает?

Что

делал?

Глаголо

м

собир

али

Второстепенные члены

Дополн

ение

Вопрос

ы

косвенн

ых

падеже

й

Существ

ительны

м,

местоим

ением

шишк

и

Опреде

ление

Какой?

Чей?

Прилага

тельным

в

елово

м

Обстоят

ельство

Где?

Куда?

Когда?

Откуда

?

Почему

? Как?

Существ

ительны

м,

наречие

м

лесу.

V.

Первично

е

закрепле

– Прочитайте стихотворение Ю. Мориц. А

как бы вы ответили на вопрос первого

предложения?

Можно ли на рисунке изобразить тишину?

Выполняют аналитические

упражнения. Участвуют в

обсуждении вопросов по теме.

Списывают стихотворение.

Осознанно и произвольно

строить речевое высказывание

в устной форме, обосновывать

свое

ние

знаний.

Работа

по

учебнику

(упражне

-

ние 116)

Почему?

Указывают род имен

существительных. Указывают

грамматические признаки

выделенных слов

– Какими частями речи являются выделенные

слова? Какие грамматические признаки

можно у них определить?

– Спишите. Укажите род имен

существительных

За тучами – сущ., нариц., неодуш.,

Т. п., мн. ч.

Гуляют – гл., наст. вр., мн. ч., 3

лицо.

Чудную – прил., В. п., ж. р., ед. ч.

Картину – сущ., нариц., неодуш., В.

п., ж. р., ед. ч.

Я – мест., 1 лицо, ед. ч.

Увидел – гл., прош. вр., ед. ч., м. р.

Выполняют морфологический

разбор слова «увидел».

Увидел – глагол, что сделал?,

начальная форма – увидеть,

совершенный вид, прошедшее время,

ед. ч., м. р., сказуемое.

мнение. Согласовывать усилия

по решению учебной задачи

VI.

Закрепле

ние и

обобщен

ие

приобрет

енных

знаний и

умений.

Работа

по

учебнику

(упражне

-ние 118).

Организует дискуссию, выслушивает мнения,

подводит итог.

– Прочитайте. Чем интересны выделенные

слова? (Выделенные слова звучат и пишутся

одинаково, но являются разными частями

речи.)

– Какой частью речи является каждое

выделенное слово?

Уп р а ж н е н и е 118.

Понимать

на слух ответы учащихся.

Слушать собеседника. Строить

понятные для собеседника

высказывания.

Аргументировать свою

точку зрения. Осуществлять

анализ с целью нахождения

соответствия заданному

эталону. Формулировать свое

мнение и позицию

Работа в

тет-

ради

(зада-

ние 117)

Организует работу в тетради.

Упражнение 117

Составляют из слов предложения

И записывают

Работа по

карточка

м

тест

Проверяют свои знания

VII. Итог

урока.

Рефлекси

я

– Что особенно заинтересовало вас во время

урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Что было самым трудным?

– Понравилась ли вам работа на уроке?

Оцените себя. Приготовьте сигнальные

• Если было интересно, легко на

уроке, во всем разобрались – синий

квадрат.

• Если иногда были трудности,

Осуществлять самоконтроль

учебной деятельности

карточки

сомнения, не совсем понравилась

работа – зеленый квадрат.

• Если не разобрались, было не очень

интересно – красный квадрат

Домашне

е

задание

Проговаривает и объясняет домашнее

задание. Формулирует задачи выполнения

упражнения, дает сопутствующие

комментарии.

Разобрать таблицу на стр.69, подобрать по 3

слова каждого части речи

Внимательно слушают, задают

уточняющие вопросы

Осознавать, принимать,

сохранять учебные задачи



В раздел образования