Автор: Гарифуллина Рамзия Миргазизовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Макуловская СОШ"
Населённый пункт: с.Русское Макулово Ресаублика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные"
Раздел: начальное образование
Урок русского языка в 4 классе
Учитель Гарифуллина Р.М.
Тема, Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Тип урока Решение частных задач
Педагогич
еские
задачи
Создать условия для ознакомления с грамматическими признаками частей речи; совершенствовать знания учащихся
об особенностях изученных частей речи – имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений;
совершенствовать умения сравнивать части речи по их существенным признакам, распознавать их; способствовать
развитию умения употреблять различные части речи в предложениях, текстах; содействовать воспитанию интереса
к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Планируе
мые
предметн
ые
результат
ы
Познакомятся с понятием «грамматические признаки частей речи»; научатся проводить наблюдения за
грамматическими признаками слов на основе смыслового вопроса; сравнивать части речи по их существенным
признакам, распознавать их; употреблять различные части речи в предложениях, текстах; выполнять
морфологический разбор слова
Метапред
метные
УУД
Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе
изучения данного раздела; определять круг своего незнания; анализировать, сравнивать, группировать различные
объекты, явления, факты; регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий,
составляющих основу осваиваемой деятельности ; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат
своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и
понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; отстаивать свою точку зрения, соблюдая
правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений
Личностн
ые
результат
ы
Осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой
составляющей жизни общества; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной
деятельности на уроке
Организационная структура урока
Этап
урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)
Формируемые способы
деятельности
учащегося
I.
Организа
ция
начала
урока
– Посмотрите, какой сегодня солнечный день.
Солнце освещает всю землю, оно всех нас
любит и греет. Так пусть же каждый его
лучик заглянет к нам в класс и не только
обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности,
уверенности в знаниях
Сообщают о готовности к уроку.
Определяют уровень самоготовности
(настроен ли я слушать учителя,
воспринимать материал урока)
Принимать
и сохранять организационные
задачи
II.
Актуализ
ация
знаний.
Проверка
домашнег
о задания
– Прочитайте отрывок стихотворения В.
Степанова. Назовите пропущенные буквы.
– Над словами укажите изученные части речи.
Что мы (местоим.) Родиной (сущ.)
зовем (гл.)?
Солнце (сущ.) в (предлог) небе (сущ.)
голубом (прил.)
И (союз) душистый (прил.),
золотистый (прил.)
Хлеб (сущ.) за (предлог)
праздничным (прил.) столом (сущ.).
Выделять существенную
информацию
из текста загадки. Выдвигать
гипотезу и обосновывать ее.
Осуществлять актуализацию
личного жизненного опыта.
Уметь слушать в соответствии
с целевой установкой.
Принимать и сохранять
учебную цель и задачу
Минутка
чистопис
ания.
Проводит минутку чистописания.
– Урок русского языка учит нас грамотному и
красивому письму. На минутке чистописания
мы будем прописывать 2 буквы, а какие – нам
нужно угадать, так как тучки закрыли
карточки с буквами.
Находят на каждой тучке «лишние»
буквы.
Посмотрите на первую тучку и скажите, как
вы думаете, какие буквы мы будем
прописывать? Почему?
Выполняют чистописание.
Чч Рр Чр Рч
Работа
над
словами с
непровер
яемым
написани
ем
– Отгадайте загадку:
Белые овечки
Не сидят на печке.
А плывут издалека
Кучевые … (облака).
ОБЛАКО
–
1.
Скопление
в
атмосфере
водяных
паров
или
ледяных
кристаллов
в
виде
массы
плотного
тумана.
2.
Перен.
Скопление мелких летучих частиц чего-либо
в воздухе. Слово «облако» заимствовано из
старославянского
языка
от
ОБЛАКАТИ
–
«одевать».
ОБЛАКО
–
ОБЛАКАТИ
=
«одевать».
О д н о к о р е н н ы е
с л о в а:
о б л а ч к о ,
облачность, облачный, облачно, заоблачный,
безоблачно, безоблачный.
С и н о н и м: туча.
Ф р а з е о л о г и зм ы :
СПУСТИТЬСЯ С ОБЛАКОВ – от мечтаний
обратиться к действительности.
С ОБЛАКОВ УПАСТЬ (СВАЛИТЬСЯ) – о
неожиданном появлении кого-нибудь.
Подбирают однокоренные слова,
синонимы к словарному слову.
Вспоминают пословицы, поговорки,
крылатые выражения со словарным
словом, составляют предложения
III.
Сообщен
ие темы
урока.
Определе
ние целей
урока
игра «Найди чужака».
– Прочитайте слова и найдите «лишнее»
слово.
– Как называются слова в 1-м столбике? Что
такое существительное?
– Как называются слова во 2-м столбике? Что
такое прилагательное?
– Как называются слова в 3-м столбике? Что
Находят «лишнее» слово в каждом
столбике таблицы.
Звезда
Книга
Бежит
Кошка
Пенал
Красная
Синий
Черный
Картина
Горький
Звенит
Зеленый
Кричал
Шутит
Играю
– Мы будем учиться распознавать
Принимать
и сохранять учебную цель
и задачу. Осознанно и
произвольно строить речевое
высказывание
в устной форме
такое глагол?
– Какое общее название можно дать этим
словам?
– Прочитайте тему урока. Что предстоит
узнать на уроке?
части речи, находить их в тексте,
задавать вопросы; определять
грамматические признаки, известные
нам
IV.
Объяснен
ие нового
материал
а.
Наблюде
ние над
языковым
материал
ом.
Работа
по
учебнику
(упражне
-
ние 115)
– Вспомните по таблице грамматические
признаки частей речи. Слова какой части речи
могут относиться к разряду одушевленных?
неодушевленных? собственных?
нарицательных? (Имена существительные.)
Приведите примеры.
– Какие части речи могут иметь род; число;
падеж; время; лицо? (Род имеют имена
существительные, имена прилагательные,
глаголы в прошедшем времени. Число имеют
имена существительные, имена
прилагательные, местоимения, глагол.
Выводят языковые закономерности,
лежащие в ос-
нове изучаемого понятия или
правила.
Анализируют формулировку правила
(понятия), данную в учебнике.
Проводят наблюдения на материале
связных текстов.
По таблице рассказывают, каким
членом предложения может быть
каждая из частей речи.
Осуществлять анализ объектов
с опорой на визуализацию
Время имеет глагол. Лицо имеют
местоимение и глагол.)
– Как изменяются имена существительные?
(Имена существительные изменяются по
числам, падежам.)
– Как изменяются имена прилагательные?
(Имена прилагательные изменяются по
Члены
предло
жения
Вопрос
ы
Как
выражен
ы
Прим
ер
Главные члены
Подлеж
ащее
Кто?
Что?
Существ
ительны
м,
Мы
числам, родам, падежам.)
– Как изменяются глаголы? (Глаголы
изменяются по временам, числам, лицам (в
настоящем и будущем времени).)
– Как изменяются глаголы в прошедшем
времени? (Глаголы прошедшего времени
изменяются по родам.)
– Как изменяются местоимения 3-го лица?
(Местоимения 3-го лица изменяются по родам
и числам.)
– Каким членом предложения может быть
каждая
из частей речи?
местоим
ением
Сказуем
ое
Что
делает?
Что
делал?
Глаголо
м
собир
али
Второстепенные члены
Дополн
ение
Вопрос
ы
косвенн
ых
падеже
й
Существ
ительны
м,
местоим
ением
шишк
и
Опреде
ление
Какой?
Чей?
Прилага
тельным
в
елово
м
Обстоят
ельство
Где?
Куда?
Когда?
Откуда
?
Почему
? Как?
Существ
ительны
м,
наречие
м
лесу.
V.
Первично
е
закрепле
– Прочитайте стихотворение Ю. Мориц. А
как бы вы ответили на вопрос первого
предложения?
Можно ли на рисунке изобразить тишину?
Выполняют аналитические
упражнения. Участвуют в
обсуждении вопросов по теме.
Списывают стихотворение.
Осознанно и произвольно
строить речевое высказывание
в устной форме, обосновывать
свое
ние
знаний.
Работа
по
учебнику
(упражне
-
ние 116)
Почему?
Указывают род имен
существительных. Указывают
грамматические признаки
выделенных слов
– Какими частями речи являются выделенные
слова? Какие грамматические признаки
можно у них определить?
– Спишите. Укажите род имен
существительных
За тучами – сущ., нариц., неодуш.,
Т. п., мн. ч.
Гуляют – гл., наст. вр., мн. ч., 3
лицо.
Чудную – прил., В. п., ж. р., ед. ч.
Картину – сущ., нариц., неодуш., В.
п., ж. р., ед. ч.
Я – мест., 1 лицо, ед. ч.
Увидел – гл., прош. вр., ед. ч., м. р.
Выполняют морфологический
разбор слова «увидел».
Увидел – глагол, что сделал?,
начальная форма – увидеть,
совершенный вид, прошедшее время,
ед. ч., м. р., сказуемое.
мнение. Согласовывать усилия
по решению учебной задачи
VI.
Закрепле
ние и
обобщен
ие
приобрет
енных
знаний и
умений.
Работа
по
учебнику
(упражне
-ние 118).
Организует дискуссию, выслушивает мнения,
подводит итог.
– Прочитайте. Чем интересны выделенные
слова? (Выделенные слова звучат и пишутся
одинаково, но являются разными частями
речи.)
– Какой частью речи является каждое
выделенное слово?
Уп р а ж н е н и е 118.
Понимать
на слух ответы учащихся.
Слушать собеседника. Строить
понятные для собеседника
высказывания.
Аргументировать свою
точку зрения. Осуществлять
анализ с целью нахождения
соответствия заданному
эталону. Формулировать свое
мнение и позицию
Работа в
тет-
ради
(зада-
ние 117)
Организует работу в тетради.
Упражнение 117
Составляют из слов предложения
И записывают
Работа по
карточка
м
тест
Проверяют свои знания
VII. Итог
урока.
Рефлекси
я
– Что особенно заинтересовало вас во время
урока?
– Что нового узнали на уроке?
– Что было самым трудным?
– Понравилась ли вам работа на уроке?
Оцените себя. Приготовьте сигнальные
• Если было интересно, легко на
уроке, во всем разобрались – синий
квадрат.
• Если иногда были трудности,
Осуществлять самоконтроль
учебной деятельности
карточки
сомнения, не совсем понравилась
работа – зеленый квадрат.
• Если не разобрались, было не очень
интересно – красный квадрат
Домашне
е
задание
Проговаривает и объясняет домашнее
задание. Формулирует задачи выполнения
упражнения, дает сопутствующие
комментарии.
Разобрать таблицу на стр.69, подобрать по 3
слова каждого части речи
Внимательно слушают, задают
уточняющие вопросы
Осознавать, принимать,
сохранять учебные задачи