Автор: Муравьева Татьяна Ивановна
Должность: Преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ФГОУ КПКУ (Краснодарское Президентское кадетское училище)
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: Презентация
Тема: Применение интеллект–карт на уроках литературы русского языка в 9–11 классах как средства самоконтроля и рефлексии учащихся
Раздел: полное образование
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА В 9-11
КЛАССАХ И СРЕДСТВА САМОКОНТРОЛЯ И
РЕФЛЕКСИИ УЧАЩИХСЯ
Муравьева Татьяна Ивановна
Преподаватель ОД русский язык и литература
Краснодарского президентского училища (КПКУ)
Муравьева Т.И.
Интеллект – карта –это графическое
выражение процесса мышления.
Рекомендации по составлению
интеллект - карт
Метод интеллект-карт позволяет
:
глубоко изучать личность учащихся и обнаруживать причины их
познавательных и эмоциональных затруднений;
вести мониторинг когнитивных и личностных изменений, происходящих с
учащимися в образовательном процессе;
формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой
деятельности по составлению интеллект-карт;
формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и
обменом информацией
улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную,
семантическую, образную и т. д.) учащихся;
ускорять процесс обучения;
Области применения Интеллект-карт:
Запоминание
подготовка к экзаменам;
запоминание списков.
Презентации
вы за меньшее время демонстрируете больше
информации, при этом вас лучше понимают
и запоминают;
проведение деловых встреч и переговоров.
Области применения Интеллект-карт:
Планирование
управление временем: план на день, неделю,
месяц, год…
разработка сложных проектов: нового бизнеса,…
Мозговой штурм
генерация новых идей, творчество;
коллективное решение сложных задач.
Принятие решений
четкое видение всех «за» и «против»;
более взвешенное и продуманное решение.
Примеры интеллект –карт
Совместное планирование целей изучения темы с
использованием технологии «интеллект-карт».
Изучение нового материала.
Повторение ранее изученного материала.
Обобщение изученной темы
Сонет как поэтическая форма
Пример №1: интеллект-карта по теме «Сонет как поэтическая традиция», охватывающей всю
историю развития лирического жанра, начиная от 13 века и заканчивая 20 веком, серебряным веком
русской поэзии.
Выбираем тему, ключевое направление исследования.
Рисуем или пишем объемный цветной образ темы в середине листа (ребята предложили нарисовать
красивое дерево жизни сонета).
На столе лежат сонеты разных авторов, учащиеся заранее их прочитали, проанализировали,
выявили сходства и различия.
В процессе коллективной работы выявленные ассоциации располагаем на ветвях: - Н. Буало-
теоретик жанра, посвященного богу солнца Аполлону; Данте Алигьери – 36 сонетов посвящены
Беатриче; Франческо Петрарка написал 317 сонетов в честь Лауры; Уильям Шекспир писал
сонеты о любви, о времени, об изменчивости мира; у А. С. Пушкина в «Мадонне» поэтический труд
одухотворен искусством и святыми образами Мадонны и Спасителя, его новаторство для жанра
сонета неоценимо; сонеты поэтов серебряного века (К. Бальмонта, В. Брюсова, О.
Мандельштама, И. Бунина), отражающие разные вопросы бытия.
Намечаем структуру карты: подобранные ключевые слова и ключевые фразы соотносим с
сгруппированными словами-ассоциациями.
Распределяем их по рисунку.
Каждая группа (временная) отделяется друг от друга блоками.
Интересующий нас серебряный век поэтического жанра оказался распределен по стволу дерева
сверху вниз, поскольку, по мнению ребят, это пик расцвета жанра, разнообразие тем, проблем,
которых не было раньше.
Интеллект-карта как метод формирования
учебно-познавательной компетенции
учащихся при подготовке к ОГЭ (сочинение
15.3).
Критерии оценивания интеллект-
карт
V - высокий
уровень
C - средний
уровень
Д -
возможность
доработки
О – уровень
объяснения
1.
Наглядность
2. Привлекательность
3. Эстетичность
4. Запоминаемость
5. Своевременность
6 Современность
7. Творчество
8. Возможность пересмотра
9. Необходимость
10. Коммуникативность
11. Преимущества
Наши достижения (внешняя
личностная рефлексия)
5 баллов
4 балла
3 балла
2 балла
1.
Актуальность и
необходимость метода
интеллект-карт.
2. Коллективность
принимаемых решений.
3. Степень активности
участников группы.
4. Характер взаимоотношений
участников группы,
взаимовыручка и поддержка.
5. Доказательность
предлагаемых решений, четкость
выводов.
6. Эстетичность оформления
результатов работы.
7. Умение отвечать на вопросы
оппонентов.
8. Глубина и информативность
обработки данных.
Мои достижения (внутренняя
рефлексия)
5 баллов
4 балла
3 балла
2 балла
1. Освоил работу со справочной
литературой (дополнительной
информацией).
2. Могу систематизировать
исследуемый материал.
3. Умею разделять основную
идею и под-идеи.
4. Умею строить суждения и
задавать вопросы.
5. Могу делать
аргументированные выводы.
6. Могу распространять опыт в
составлении интеллект-карт.
Критерии оценивания составления индивидуальной интеллект-
карты (самооценка)
V - Высокий
уровень
C - Средний
уровень
Д - Возможность
доработки
Интересна ли тема для меня?
Трудно ли было выделить идею и
микроидеи?
Б у д у
л и
я
и с п о л ь з о в а т ь
п о л у ч е н н ы е
з н а н и я
в
дальнейшем?
Уд а л о с ь
л и
м н е
и з л о ж и т ь
м а т е р и а л
ч е т к о ,
л о г и ч н о ,
убедительно?
Испытал(а)
ли
я
эмоциональное
насыщение в процессе работе?
Что
удобнее:
черно-белая
или
цветная карта?
Смог(ла) ли я изложить материал
другим ученикам?
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!