Напоминание

Компетентностный подход как инновационный процесс в системе образования


Автор: Мубаракшина Наиля Зуфаровна
Должность: Преподаватель информационных технологий
Учебное заведение: ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум»
Населённый пункт: Республика Татарстан, г.Альметьевск
Наименование материала: статья
Тема: Компетентностный подход как инновационный процесс в системе образования
Раздел: среднее профессиональное





Назад




КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ИННОВАЦИОННЫЙ

ПРОЦЕСС В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Сущность

компетентностного

подхода

заключается

в

том,

что весь

процесс

образования

должен

быть

спроектирован

под определенный

результат, основанный на компетенциях и требованиях рынка труда.

Если раньше результатом профессионального образования считалось

получение квалификации, после освоения определенного количества знаний,

умений и навыков, то теперь результатом считается определенный набор

компетенций и соответствующий уровень профессиональной компетентности

после

оценки

профессиональным

сообществом

(при

наличии

профес -

сиона льные

ст андарты

и

систему

оценки

соответ ствия

и м )

или работодателями.

Квалификация присваивается всем, кто успешно выполнил учебный

план, и она обезличена, так как у всех одинаковая, и продемонстрировать ее

можно

наличием

диплома.

Для

приобретения

набора

компетенций

и

демонстрации

определенного

уровня

профессиональной

компетентности

необходимо

наличие

таких

личностных

качеств

как:

способности

к

получению

знаний

и

умений,

мотивы,

установки

и

ценности,

а

так

же

определенные

условия

организации

учебного

процесса

для

обеспечения

формирования профессиональной компетентности.

Реализация

практических

шагов,

направленных

на

внедрение

компетентностного подхода в систему профессионального обучения (ФГОС,

обновление учебно-методической документации, и т. д.), позволяет сделать

заключение о существовании на сегодняшний день трех вариантов перехода

на обучение, основанное на компетенциях:

1. Вариант замены понятий. Когда происходит подмена старого

понятия «навыки» на новое модное «компетенции», при отсутствии четкого

понимания

сущности

компетентностного

подхода,

а

содержание,

цели,

методы и технологии остаются старыми.

2. Вариант применения инноваций. Когда в методах, средствах и

организации

учебного

процесса

используются

такие

инновационные

технологии, как проблемные ситуации, метод проектов, e-learning, практико-

ориентированные

задания,

активные

методы

познания,

привлечение

преподавателей

практиков,

не формальная

организация

производственной

практики, исследовательские задания. Такая интеграция знаний, умений и

личностных

качеств

может

способствовать

формированию

необходимых

компетенций.

3. Вариант системного подхода. Интеграция усилий образовательных

учреждений, профессиональных сообществ и рынка труда для создания и

выработки единого подхода к понятиям, принципам, методам и технологиям

формирования необходимого набора компетенций и оценки их уровня.

Вариант системного подхода для перехода к образованию,

основанному на компетенциях, является более перспективным, но при этом

необходимо

учитывать

тип

учебного

заведения,

направление

и

уровень

подготовки, существование профессиональных сообществ, структуру рынка

труда\

Компетентностный

подход

необходимо

воспринимать

как

инновационный,

базирующийся

на

фундаментальной,

традиционной

составляющей.

Под

фундаментальными

исследованиями

мы

понимаем

традиционную триаду «знания, умения, навыки», которая на протяжение

более двух столетий, лежит в основе одной из лучших систем образования

на определенном этапе своего существования.

Компетентностный подход, который отражает основные аспекты

процесса

модернизации

образования,

позволит

разумно

распорядиться

наследием системы российского

образования и эффективно внедрить

современные достижения инновационных технологий в образование.



В раздел образования