Автор: Стрельбицкая Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 243"
Населённый пункт: г.Новокузнецк
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Художественное слово как средство воспитания младших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Дети
должны
жить
в
мире
красоты,
игры,
сказки,
музыки,
рисунка,
фантазии,
творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его
читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на
первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его
дальнейший путь к знаниям.
Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором
дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав
цветок, не уронить каплю.
В. А. Сухомлинский
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет
ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Известные российские
ученые Д. С Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» сказал: « Литература дает нам колоссальный,
обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не
только чувство красоты, но и понимание - понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в
другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей. Одним словом делает нас
мудрыми». Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки
ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает
осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения. Формированию
нравственных представлений и нравственного опыта, способствует сообщение детям знаний о моральных
качествах человека. Эмоциональная отзывчивость становиться основой формирования у ребенка
нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрение взрослых; стыда, огорчения,
неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого.
В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других.
Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявит заботу, внимание, успокоить,
порадовать. Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что в эти
годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности:
-гуманные отношения между детьми (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к
окружающим, деликатность; - правдивость, дружелюбность, желание прийти на помощь товарищу. В
настоящее время я работаю с детьми второй младшей группы. Данный возраст отличается особой
спецификой нравственного развития. Дети 3- 4 лет достаточно самостоятельны, , возрастает способность
к саморегуляции поведения, к систематичному «участию в трудовой деятельности». В каждой детской
деятельности создаю определенные условия для решения следующих задач: - в игре - формирование
навыков взаимоотношений, нравственных чувств. В культурно - гигиенических моментах -
доброжелательность, оказание помощи окружающим, уважение старших. Воспитание в деятельности не
свидетельствует о недооценке роли художественного слова и словесных методов в нравственном
воспитании дошкольников. Применяя в своей работе этот метод, я вижу, как художественное слово
помогает детям осознать моральную норму. Хочу поделиться опытом, использования художественного
слова с целью воспитания положительных нравственных чувств через разные виды деятельности (игра,
культурно - гигиенические навыки). День начинается с « Доброго утра».свое хорошее настроение я дарю
детям, приучаю их приветствовать друг друга и взрослых, при этом использую цитаты из песен, стихов: -
«Рано утром детский сад малышей встречает, там игрушки ждут ребят в уголке скучают..»
«Рано утром я была удивлена, Паренек белоголовый закричал мне из окна:- «С добрым утром»! Я
спросила: «Это мне?» Улыбнулся он в окне…»; - «Проснулся дома поутру, в детский садик я иду
Здравствуй небо голубое, здравствуй солнце золотое…». Услышав художественное слово, вижу и улыбку
на лице ребенка и ответное приветствие: «Здравствуйте». Есть и такие дети, которые приходят в детский
сад с опозданием. Родители сетуют, встают рано, по 2 часа собираются и тогда получается, как в
стихотворении И. Демьянова «Девочка капуша..» Чтобы дети проявляли взаимопомощь при скалывании
вещей в шкафу напоминаю правило : «Каждой вещи - свое место». В этом правиле суммируются
бережное отношение к вещам, ответственность, самостоятельность. Советую вспомнить про «Вову -
растеряшку» Б. Заходера. Чтобы организовать детей на утреннюю зарядку или непосредственно -
образовательную деятельность, физкультурную деятельность, сформировать навык заботится о
собственном здоровье, напеваю: «На зарядку, на зарядку становись..», после ее окончания спрашиваю:
«Здоровье в порядке? Спасибо зарядке дети отвечают: «Спасибо зарядке»! или «Каждый день зарядку
делай дети - будешь сильный, будешь смелый, чтоб расти и закаляться не по дням, а по часам,
физкультурой заниматься, заниматься надо нам..» В процессе умывания дети оказывают помощь другим
детям, которые затрудняются закатать рукава одежды, повесить полотенце, передать мыло. Я объясняю,
что если недобросовестно они вымыли руки, то полотенце становиться грязным, а это неуважение к труду
старших и будешь похожим на героя стихотворения и Демьянова «Замарашка рук не мыл, месяц в баню не
ходил..». После этого дети успокаиваются в умывальной, не разбрызгивают воду на пол, т. е. уважительно
относятся к труду помощника воспитателя. Во время приема пищи бывает, что дети и отвлекаются и
разговаривают, и неправильно держат столовые приборы, крошат хлеб на скатерть, отказываются от еды,
капризничают и тогда я такие четверостишия, которые способствуют исправлению негативных
проявлений: «Я напомню об одном: не кривляйся за столом, Всем пора бы научиться, Кушать вилкой,
Кушать, а не делать как Антошка. Ты не знаешь? За столом надо есть с закрытым ртом, Не спешить, не
говорить, Крошки на пол не сорить». «За столом едят друзья, Баловаться здесь нельзя! А поели - вы
свободны, И играйте, как угодно!» Игра- вид деятельности, где дети проявляют свое отношение к другим
детям, игрушкам, взрослым.
Для формирования привязанностей, заботливого отношения к игрушкам я использую стихи А. Барто
«Игрушки», а чтобы дети не разбрасывали игрушки отрывок из стихотворения А. Введенского «Кто»: «А
теперь за дело дружно Убирать игрушки нужно Не бросать и не ломать А на место убирать» Напоминаю
детям правила: «Поиграл - убери на место»,«Поиграл игрушкой сам, дай поиграть другому». «Лиза с
куколкой играла Платье куклу разорвала. Дима взял себе машинку разобрал наполовинку. Данил мячик
маленький нашел Этот мячик проколол. А когда конструктор взял Все детали растерял! Чем играть теперь
другим. Нет, не надо быть таким? Вы игрушки берегите и заботливо храните!»
Бывает, во время игр возникают такие ситуации, когда дети не могут договориться, уступить друг другу
игрушку. Я предлагаю им использовать разные короткие считалки для решения спора «Яблоко», «Лимон».
Иногда дети не хотят считаться с другими детьми, навязывают свои требования, при этом происходят
конфликты, дети дразнятся, дерутся, обижают друг друга. Я вмешиваюсь снова со стихотворением: « В
споре кулаки мешают, Они проблемы не решают! Драчун понять и не пытался Чуть что - он сразу с кем-то
дрался. И вот теперь один сидит Вздыхает тяжко и грустит Никто с ним больше не играет К себе его не
приглашают. Все просто, если разобраться: Не надо вам с друзьями драться» Дети на стихи реагируют
иначе, чем на прозу. После этого стихотворения дети осмысливают свои отрицательные поступки и
делают вывод. « Можно весело смеяться, Пошутить, побаловаться И поспорить иногда Ну а драться -
никогда!» Из песен: «Тут у нас все друзья - без друзей нам жить нельзя». « Всем советую дружить,
ссориться не смейте Без друзей нам не прожить Ни за что на свете». Напоминаю рассказ К. Ушинского «
Сила не право». После чего выясняем с детьми, что договориться между собой надо при помощи «
волшебных слов» и уступать друг другу как в рассказе Осеевой «Волшебные слова». Таким образом,
воздействуя на чувства детей, вызываю у них стремление подражать конкретному лицу, а это ставит их
перед необходимостью выполнять нравственные нормы дружной совместной игры. Они начинают
понимать, что дружно играть - это значит бережно относиться к товарищам, заступаться за тех, кого
обижают. Напоминаю детям пословицу: « Один за всех - и все за одного». Учу детей помогать тому, у кого
возникли затруднения, уметь поддерживать хорошую инициативу сверстника, уметь уступить, вежливо
попросить игрушку, соблюдать в игре очередность. Если кто-то жадничает, напоминаю про « Жадину» Я
Аким. Ответственная задача формирования трудолюбия, желание и умение помочь старшим, помочь
сверстникам в разное время дня при раздевании, одевании «Сделай сам - помоги товарищу», расставить
стулья, книги, игрушки, полить комнатные растения « Где взял - клади на место»,полить цветник или
грядки, собрать опавшие листья, сгрести снег в одну кучу. Помести песок около песочницы, помыть
кукольную посуду, кисточки, после художественно - творческой деятельности и т. д.Взаимовыручка
приучает детей быстро ориентироваться в окружающей обстановке, способствуют развитию
сообразительности, ловкости. « Метлу взяла и двор подмела Приходите, поглядите Хоть соринку вы
найдите» «Не мешайте, мне трудиться Я водицы принесу И колодезной водицей всех конечно угощу.
Поливаю огород - он ведь тоже воду пьет» Такие слова способствуют доведения дела до конца,
выполнению его со старанием. Для развития самостоятельности и ответственности использую слова из
стихотворения Маяковского «Конь - огонь». « Прежде чем работать сесть, Посмотри, все ли есть».
Воспитывает у детей сострадание, бережное отношение к книге Б. Заходер: « Заболела моя книжка
Изорвал ее братишка. Я больную пожалею - я возьму ее и склею». Один ребенок делает все кое-как,
медленно, другой ребенок старается, успевает выполнить свое действие и еще помогает товарищу
«Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось», «Нет друга, ищи, а нашел - береги». Примером воспитания
чувства взаимопомощи могут служить напоминания о произведениях Б. Жидков «Обвал», « На льдине»,
Коршунов «Едет, спешит мальчик», С. Я. Маршак «Неизвестный герой», В. Осеева « Просто старушка»
являются вспомогательным материалом для воспитания бескорыстия, скромности. Постепенно
моральные представления, полученные детьми из художественных произведений переносятся в их
жизненный опыт.
Вывод. Используемые мной педагогические средства художественной литературы помогают
воспитанникам осознать человеческие взаимоотношения, сделать их доброжелательными.
Для педагога выразительное чтение – это не просто умение, это мастерство, оказывающее значительное
воспитательное воздействие на детей. С помощью выразительного чтения, отвечающего требованиям
логической и интонационной правильности и эмоциональности, педагог не только открывает перед
дошкольниками мир искусства, но и дает им образец правильной и образной художественной речи. В
дошкольном возрасте ребенок старается подражать взрослым, поэтому, слушая их выразительное чтение,
он «влюбляется» в художественные тексты – ему хочется воспроизвести их так же, с теми же
интонациями, паузами, логическими и ритмическими ударениями.