Напоминание

"Художественное слово как средство воспитания младших дошкольников"


Автор: Стрельбицкая Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 243"
Населённый пункт: г.Новокузнецк
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Художественное слово как средство воспитания младших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дети

должны

жить

в

мире

красоты,

игры,

сказки,

музыки,

рисунка,

фантазии,

творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его

читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на

первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его

дальнейший путь к знаниям.

Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором

дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав

цветок, не уронить каплю.

В. А. Сухомлинский

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет

ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Известные российские

ученые Д. С Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» сказал: « Литература дает нам колоссальный,

обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не

только чувство красоты, но и понимание - понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в

другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей. Одним словом делает нас

мудрыми». Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки

ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает

осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения. Формированию

нравственных представлений и нравственного опыта, способствует сообщение детям знаний о моральных

качествах человека. Эмоциональная отзывчивость становиться основой формирования у ребенка

нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрение взрослых; стыда, огорчения,

неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого.

В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других.

Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявит заботу, внимание, успокоить,

порадовать. Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что в эти

годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности:

-гуманные отношения между детьми (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к

окружающим, деликатность; - правдивость, дружелюбность, желание прийти на помощь товарищу. В

настоящее время я работаю с детьми второй младшей группы. Данный возраст отличается особой

спецификой нравственного развития. Дети 3- 4 лет достаточно самостоятельны, , возрастает способность

к саморегуляции поведения, к систематичному «участию в трудовой деятельности». В каждой детской

деятельности создаю определенные условия для решения следующих задач: - в игре - формирование

навыков взаимоотношений, нравственных чувств. В культурно - гигиенических моментах -

доброжелательность, оказание помощи окружающим, уважение старших. Воспитание в деятельности не

свидетельствует о недооценке роли художественного слова и словесных методов в нравственном

воспитании дошкольников. Применяя в своей работе этот метод, я вижу, как художественное слово

помогает детям осознать моральную норму. Хочу поделиться опытом, использования художественного

слова с целью воспитания положительных нравственных чувств через разные виды деятельности (игра,

культурно - гигиенические навыки). День начинается с « Доброго утра».свое хорошее настроение я дарю

детям, приучаю их приветствовать друг друга и взрослых, при этом использую цитаты из песен, стихов: -

«Рано утром детский сад малышей встречает, там игрушки ждут ребят в уголке скучают..»

«Рано утром я была удивлена, Паренек белоголовый закричал мне из окна:- «С добрым утром»! Я

спросила: «Это мне?» Улыбнулся он в окне…»; - «Проснулся дома поутру, в детский садик я иду

Здравствуй небо голубое, здравствуй солнце золотое…». Услышав художественное слово, вижу и улыбку

на лице ребенка и ответное приветствие: «Здравствуйте». Есть и такие дети, которые приходят в детский

сад с опозданием. Родители сетуют, встают рано, по 2 часа собираются и тогда получается, как в

стихотворении И. Демьянова «Девочка капуша..» Чтобы дети проявляли взаимопомощь при скалывании

вещей в шкафу напоминаю правило : «Каждой вещи - свое место». В этом правиле суммируются

бережное отношение к вещам, ответственность, самостоятельность. Советую вспомнить про «Вову -

растеряшку» Б. Заходера. Чтобы организовать детей на утреннюю зарядку или непосредственно -

образовательную деятельность, физкультурную деятельность, сформировать навык заботится о

собственном здоровье, напеваю: «На зарядку, на зарядку становись..», после ее окончания спрашиваю:

«Здоровье в порядке? Спасибо зарядке дети отвечают: «Спасибо зарядке»! или «Каждый день зарядку

делай дети - будешь сильный, будешь смелый, чтоб расти и закаляться не по дням, а по часам,

физкультурой заниматься, заниматься надо нам..» В процессе умывания дети оказывают помощь другим

детям, которые затрудняются закатать рукава одежды, повесить полотенце, передать мыло. Я объясняю,

что если недобросовестно они вымыли руки, то полотенце становиться грязным, а это неуважение к труду

старших и будешь похожим на героя стихотворения и Демьянова «Замарашка рук не мыл, месяц в баню не

ходил..». После этого дети успокаиваются в умывальной, не разбрызгивают воду на пол, т. е. уважительно

относятся к труду помощника воспитателя. Во время приема пищи бывает, что дети и отвлекаются и

разговаривают, и неправильно держат столовые приборы, крошат хлеб на скатерть, отказываются от еды,

капризничают и тогда я такие четверостишия, которые способствуют исправлению негативных

проявлений: «Я напомню об одном: не кривляйся за столом, Всем пора бы научиться, Кушать вилкой,

Кушать, а не делать как Антошка. Ты не знаешь? За столом надо есть с закрытым ртом, Не спешить, не

говорить, Крошки на пол не сорить». «За столом едят друзья, Баловаться здесь нельзя! А поели - вы

свободны, И играйте, как угодно!» Игра- вид деятельности, где дети проявляют свое отношение к другим

детям, игрушкам, взрослым.

Для формирования привязанностей, заботливого отношения к игрушкам я использую стихи А. Барто

«Игрушки», а чтобы дети не разбрасывали игрушки отрывок из стихотворения А. Введенского «Кто»: «А

теперь за дело дружно Убирать игрушки нужно Не бросать и не ломать А на место убирать» Напоминаю

детям правила: «Поиграл - убери на место»,«Поиграл игрушкой сам, дай поиграть другому». «Лиза с

куколкой играла Платье куклу разорвала. Дима взял себе машинку разобрал наполовинку. Данил мячик

маленький нашел Этот мячик проколол. А когда конструктор взял Все детали растерял! Чем играть теперь

другим. Нет, не надо быть таким? Вы игрушки берегите и заботливо храните!»

Бывает, во время игр возникают такие ситуации, когда дети не могут договориться, уступить друг другу

игрушку. Я предлагаю им использовать разные короткие считалки для решения спора «Яблоко», «Лимон».

Иногда дети не хотят считаться с другими детьми, навязывают свои требования, при этом происходят

конфликты, дети дразнятся, дерутся, обижают друг друга. Я вмешиваюсь снова со стихотворением: « В

споре кулаки мешают, Они проблемы не решают! Драчун понять и не пытался Чуть что - он сразу с кем-то

дрался. И вот теперь один сидит Вздыхает тяжко и грустит Никто с ним больше не играет К себе его не

приглашают. Все просто, если разобраться: Не надо вам с друзьями драться» Дети на стихи реагируют

иначе, чем на прозу. После этого стихотворения дети осмысливают свои отрицательные поступки и

делают вывод. « Можно весело смеяться, Пошутить, побаловаться И поспорить иногда Ну а драться -

никогда!» Из песен: «Тут у нас все друзья - без друзей нам жить нельзя». « Всем советую дружить,

ссориться не смейте Без друзей нам не прожить Ни за что на свете». Напоминаю рассказ К. Ушинского «

Сила не право». После чего выясняем с детьми, что договориться между собой надо при помощи «

волшебных слов» и уступать друг другу как в рассказе Осеевой «Волшебные слова». Таким образом,

воздействуя на чувства детей, вызываю у них стремление подражать конкретному лицу, а это ставит их

перед необходимостью выполнять нравственные нормы дружной совместной игры. Они начинают

понимать, что дружно играть - это значит бережно относиться к товарищам, заступаться за тех, кого

обижают. Напоминаю детям пословицу: « Один за всех - и все за одного». Учу детей помогать тому, у кого

возникли затруднения, уметь поддерживать хорошую инициативу сверстника, уметь уступить, вежливо

попросить игрушку, соблюдать в игре очередность. Если кто-то жадничает, напоминаю про « Жадину» Я

Аким. Ответственная задача формирования трудолюбия, желание и умение помочь старшим, помочь

сверстникам в разное время дня при раздевании, одевании «Сделай сам - помоги товарищу», расставить

стулья, книги, игрушки, полить комнатные растения « Где взял - клади на место»,полить цветник или

грядки, собрать опавшие листья, сгрести снег в одну кучу. Помести песок около песочницы, помыть

кукольную посуду, кисточки, после художественно - творческой деятельности и т. д.Взаимовыручка

приучает детей быстро ориентироваться в окружающей обстановке, способствуют развитию

сообразительности, ловкости. « Метлу взяла и двор подмела Приходите, поглядите Хоть соринку вы

найдите» «Не мешайте, мне трудиться Я водицы принесу И колодезной водицей всех конечно угощу.

Поливаю огород - он ведь тоже воду пьет» Такие слова способствуют доведения дела до конца,

выполнению его со старанием. Для развития самостоятельности и ответственности использую слова из

стихотворения Маяковского «Конь - огонь». « Прежде чем работать сесть, Посмотри, все ли есть».

Воспитывает у детей сострадание, бережное отношение к книге Б. Заходер: « Заболела моя книжка

Изорвал ее братишка. Я больную пожалею - я возьму ее и склею». Один ребенок делает все кое-как,

медленно, другой ребенок старается, успевает выполнить свое действие и еще помогает товарищу

«Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось», «Нет друга, ищи, а нашел - береги». Примером воспитания

чувства взаимопомощи могут служить напоминания о произведениях Б. Жидков «Обвал», « На льдине»,

Коршунов «Едет, спешит мальчик», С. Я. Маршак «Неизвестный герой», В. Осеева « Просто старушка»

являются вспомогательным материалом для воспитания бескорыстия, скромности. Постепенно

моральные представления, полученные детьми из художественных произведений переносятся в их

жизненный опыт.

Вывод. Используемые мной педагогические средства художественной литературы помогают

воспитанникам осознать человеческие взаимоотношения, сделать их доброжелательными.

Для педагога выразительное чтение – это не просто умение, это мастерство, оказывающее значительное

воспитательное воздействие на детей. С помощью выразительного чтения, отвечающего требованиям

логической и интонационной правильности и эмоциональности, педагог не только открывает перед

дошкольниками мир искусства, но и дает им образец правильной и образной художественной речи. В

дошкольном возрасте ребенок старается подражать взрослым, поэтому, слушая их выразительное чтение,

он «влюбляется» в художественные тексты – ему хочется воспроизвести их так же, с теми же

интонациями, паузами, логическими и ритмическими ударениями.



В раздел образования