Автор: Смирнова Ольга Александровна
Должность: учитель обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 19
Населённый пункт: Г. Пенза Пензенской области
Наименование материала: статья
Тема: "Молодежь – за чистоту русского языка"
Раздел: полное образование
МОЛОДЕЖЬ - ЗА ЧИСТОТУ РУССКОГО ЯЗЫКА
Смирнова О. А., преподаватель
обществознания МБОУ СОШ № 19 г. Пензы
Перспективы
развития
культуры
определяются
духовным
потенциалом
молодого
поколения.
Подростковая возрастная группа рассматривается как особая субкультура
современного общества, в которой выделяются ценностные предпочтения, склонности,
своеобразный характер социализации, идентификации в системе современной культуры.
Глубокие изменения, происходящие в обществе, сказались на всех сферах его жизни, в том
числе
на
системе
образования,
воспитания
и
социально-культурной
деятельности.
Социологичес-кий подход в исследовании современной культуры потребовал рассмотрение
данной
проблемы
в
единстве
с
закономерностями
социальной
действительности
российского общества.
Вместе
с
тем
важность
этого
вопроса
предполагает
необходимость
комплексного
исследования проблемы культуры личности подростка.
Система норм и ценностей, отличающих социальную группу от большинства обществ,
называется субкультурной. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст,
этническое
происхождение,
религия,
ближайшее
окружение
или
место
жительства.
Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности. Они не означают отказа
от
национальной
культуры,
принятой
большинством,
но
обнаруживают
некоторые
отклонения от нее.
Особенностью нынешней ситуации, в которой осуществляется формирование духовного
облика
молодежи,
заключается
в
том,
что
этот
процесс
происходит
в
условиях
политического и идеологического прессинга, расширения социальной самостоятельности и
инициативы
молодежи.
Он
сопровождается
переоценкой
ценностей,
критическим
осмыслением
опыта
предшествующих
поколений,
новыми
представлениями
о
своем
профессиональном будущем и будущем общества. Отход в области социальной жизни от
жестких
канонов
и
норм
советского
прошлого,
провозглашение
свободы
как
в
общественно-политической и экономической сфере, так и в человеческих отношениях,
сказывается на новых тенденциях в русском языке. В молодежном жаргоне, как в зеркале,
отражается процесс изменений в обществе.
2.
Молодежь как социальная группа, ее отличительные черты.
Характерные черты молодёжи – стремление ко всему новому, необычному, интерес к
технике,
желание
быть
«на
ровной
ноге»
со
взрослыми,
стремление
к
активной
деятельности.
Нравственные
убеждения
подростка
складываются
под
влиянием
окружающей
действительности.
Они
могут
быть
ошибочными,
неправильными,
искаженными. Это имеет место в тех случаях, когда они складываются под влиянием
случайных обстоятельств, дурного влияния улицы, неблаговидных поступков.
В
подростковом
возрасте
начинают
складываться
и
закрепляются
черты
характера.
Одной
из
наиболее
характерных
особенностей
подростка,
связанные
с
ростом
его
самосознания,
является
стремление
показать
свою
«взрослость».
Молодой
человек
отстаивает свои взгляды и суждения, добиваясь того, чтобы взрослые считались с его
мнением. Он считает себя достаточно взрослым, хочет иметь одинаковые с ними права.
У подростков появляется желание изучать свое «Я», понять, на что они способны. В этот
период они стремятся себя утвердить, особенно в глазах сверстников, уйти от всего
детского. Все меньше ориентируются на семью и обращаются к ней. Но зато возрастает
роль
и
значение
референтных
групп,
появляются
новые
образы
для
подражания.
Подростки, потерявшие ориентир, не имеющие поддержки среди взрослых, стараются
найти идеал или образец для подражания. Зачастую таким образцом становится или
некий собирательный образ, или старший товарищ, или взрослый, которого устраивает
роль
«учителя».
Этим
иногда
пользуются
представители
разных
сект,
асоциальных
группировок.
3. Понятие молодежной субкультуры в информационном обществе.
Молодежных
течений
сегодня
достаточно
много.
Антисоциальными
называли
подростковые группировки, которые носили агрессивный характер, утверждаясь за счет
других.
Например,
панки,
хиппи,
байкеры,
рокобилли
:
угрозы
обществу
они
не
представляли, но и общим нормам поведения не подчинялись. В отдельную группу
выделились
всем
известные
молодежные
группировки,
избравшие
символику
со
свастикой. В народе же они больше известны как скинхеды («бритоголовые»). Но есть и
молодежные объединения, которые получили название просоциальных: это объединения
по защите природы, памятников архитектуры. Эти группы, цель которых — приносить
пользу обществу, малочисленны, но активны.
Также существуют неформальные группы художественного направления. Интересен и
так называемый «компьютерный андеграунд» — своеобразный молодежный мир, в
котором
много
подгрупп
со
специфической
структурой:
на
самом
низком
уровне
находятся юзеры (пользователи), потом идет группа «пойнтов», далее — «сисопы», или
системные операторы (администраторы), руководят же ими так называемые сетевые
коммуникаторы.
В
этом
мире
существует
свой
особый
сленг
и
стиль
общения.
Отсутствие постоянного контакта в «реале» они компенсируют обменом электронными
письмами, который стал их ритуалом.
Каковы
же
основные
характеристики
молодежной
субкультуры?
Ее
главной
характерной
особенностью
является
ее
обособленность,
отстраненность,
часто
демонстративная,
эпатажная,
от
культурных
ценностей
старших
поколений,
национальных традиций. В массовом сознании восприятие молодежной субкультуры
часто имеет негативный характер. На этом фоне молодежная субкультура со своими
специфическими идеалами, модой, языком, искусством все чаще ложно оценивается как
контркультура.
Другой характерной особенностью современной молодежной субкультуры является
преобладание потребления над творчеством. Это весьма негативная особенность, потому
что по-настоящему приобщение к культурным ценностям происходит лишь в активной
самостоятельной культуротворческой деятельности.
Третьей
характерной
особенностью
молодежной
субкультуры
можно
назвать
ее
авангардность, устремленность в будущее, часто экстремальность.
В молодежном жаргоне, как в зеркале, отражается процесс изменений в обществе, Ряд
арготизмов
нынешние
молодые
люди
воспринимают
как
«свои»,
как
обычные,
общеупотребительные слова, не подозревая, что они пришли из блатного. «Жаргон
убивает
мысль,
отучает
думать
его
рьяных
поклонников»
-
справедливо
пишет
современный филолог Л. И. Скворцов [Скворцов, 1996, с.189]. Эта мысль проходит и
через многие работы Д.С.Лихачева.
Но, с другой стороны, жаргон отражает тенденции, важные для современного языка в
целом,
и
без
его
всестороннего
изучения
лингвистическое
описание
современного
русского языка будет неполным. Этот своеобразный «язык в языке» существует не
только в устной речи, но и все чаще и чаще функционирует
на страницах газет и
журналов.
Поэтому
в
изучении
сленга
должны
быть
заинтересованы
не
только
лингвисты, но и все общество в целом.
4.
Ценностные ориентиры современной молодежи
Отражение в «молодежном языке» общественных процессов
Современный молодежный сленг (или жаргон) — структура достаточно сложная. Это
уже не те ограниченные наборы слов, которые ранее составляли студенческий или
школьный жаргоны, состоящие преимущественно из русских слов, литературных и
просторечных. Жаргонизмы, сленговые словечки стали своего рода «модой», они звучат
везде,
беспримерно
засоряя
и
обедняя
речь
молодежи,
подростков:
«Я
хотел
типа
слинять…»; «За штуку скину…»; «Да мы чисто посмотреть…», «Не парься…»; и т.д. В
наше время жаргонные слова можно услышать там, где им не должно быть места: в
речах политиков, в выступлениях государственных чиновников. Они употребляются
даже на ОРТ: «Непонятно, кто кого кинул: государство министерство или министерство
государство»; «Они считают, что их разводят».
Причину усиления влияния жаргонов исследователи связывают тем, что эти элементы
нелитературной
речи
отражают
сущность
реальных
социальных
и
экономических
отношений.
Изменение
социально-политических
условий,
появление
и
развитие
«теневого»
частного
предпринимательства,
сопровождающееся
борьбой
за
передел
собственности и сфер влияния, смена в связи с этим ценностных ориентиров, проявление
таких «язв» общества, как рэкет, наркомания и пр. - вот главные факторы активности
подобной лексики.
Почему
интерес
вызывает
именно
молодежный
жаргон?
Потому
что
молодежи
свойственно
критическое
отношение
к
правилам
и
нормам,
молодежь
стремится
противоречить традициям и разрушать их. Кроме того, молодежный жаргон – это нечто
вроде пароля, указывающего на принадлежность к «своим».
Существенное
влияние
на
молодежный
жаргон
оказывает
сегодня
английские
заимствования, в частности, компьютерный сленг (зависнуть, кликать и др.); являясь одним
из источников пополнения молодежного жаргона.
Культурное общество требует языка богатого, выразительного, способного передавать
глубокие
мысли,
сложные
переживания.
Эти
функции
в
полной
мере
выполняет
литературный язык. Он развивался вместе с развитием всего общества в целом. Чтобы
жить и действовать в этом обществе, надо владеть именно таким языком!
Невнимательное, небрежное отношение к нормам произношения, ударения, употребления
слов, использование в речи жаргонизмов, вульгаризмов, неоправданных заимствований
загрязняют речь, разрушают литературный язык, а это ведет к гибели нации. Только общая
борьба, именно борьба, за чистоту родного языка даст свои результаты.