Напоминание

"Портфель достижений, как инструмент оценки учебных навыков учащихся начальных классов"


Автор: Журавлёва Ольга Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Основная общеобразовательная Незнамовская школа"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Портфель достижений, как инструмент оценки учебных навыков учащихся начальных классов"
Раздел: начальное образование





Назад




«Портфель достижений, как инструмент оценки учебных навыков учащихся

начальных классов»

Портфель достижений – это способ фиксирования, накопления и оценки

индивидуальных достижений школьника в определенный период его

обучения. Он позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в

разнообразных

видах

деятельности

(учебной,

творческой,

социальной

коммуникативной

и

др.)

и

является

важным

элементом

практико

-ориентированного

подхода

к

образованию.

В педагогической литературе портфель достижений характеризуется как:

коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его

учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению;

выставка

учебных

достижений

учащегося

по

какому-то

предмету

(или

нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие,

год).

Так как за отметкой, выставленной в дневнике, в журнале, невозможно

разглядеть

личность

ученика,

его

ежедневный

труд,

его

неисчерпаемый

творческий потенциал. Портфель достижений

становится «историей успеха»,

помогающий проследить индивидуальный прогресс учащегося. Основной смысл

его – показать все, «но что ты способен».

Самопознание

и

самореализация

ребенка

возможны

при

включении

их

в

специальную деятельность – ведение портфеля достижений. Содержание его

помогает

ребенку

осознать

свои

изменения

и

применять

свои

знания

в

творческой деятельности.

Цель портфеля достижений – представить отчет по процессу образования

учащегося, увидеть картину значимых образовательных результатов в целом,

обеспечить

отслеживание

индивидуального

прогресса

ученика

в

широком

образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически

применять приобретенные знания и умения

.

Функции портфеля достижений следующие:

Диагностическая (личностный рост ребенка, формирование у него умения

учиться);

Целеполагания (поддерживает учебные цели ученика);

Содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых учеником работ);

Развивающая

(обеспечивает

непрерывность

образовательного

процесса,

творческого саморазвития от года к году);

Мотивационная

(поощряет

результаты

деятельности

учащихся,

преподавателей и родителей);

Контрольно-рейтинговая

(позволяет

определить

количественные

и

качественные

индивидуальные

достижения

ученика,

помогает

ребенку

осознать

и

зафиксировать

свои

успехи,

проанализировать

свой

опыт,

задуматься над результатами своего труда).

Как же выглядит портфолио ученика начальной школы? Возможный

вариант составления портфолио:

Раздел I

Мой портрет включает в себя информацию, которая знакомит нас с

ребенком, его интересами, увлечениями (автобиография, рассказ о себе, список

долгосрочных и краткосрочных планов учебы и карьеры)

Раздел II «Мои успехи в учебе» включает в себя:

- Сводные ведомости успеваемости по классам;

- Листы индивидуальных достижений по предметам;

- Мониторинговые работы;

- Награды и поощрения по результатам учебной деятельности.

В этом разделе ведётся совместная работа ученика и учителя по накоплению,

систематизации,

анализу

работ

и

представления

каждым

учащимся

своих

результатов и достижений за определенный отрезок времени.

Ребенок реально осознает и фиксирует свои успехи на шкале достижений.

Анализирует свой учебный опыт, задумывается над результатами своего труда.

Эта работа индивидуальная, мы сравниваем ребенка только с самим собой.

Каким он был, что знал и каким стал, что нового узнал и чему научился.

Раздел III «Мой мир» включает в себя:

- Мониторинговые исследования (анкеты, психологические тесты и др.)

Раздел IV «Мои достижения»

информация о награждениях;

полученные ребенком грамоты, дипломы за достижение успехов в разных

сферах деятельности;

сертификаты участника.

В этом разделе все имеющиеся грамоты и дипломы лучше записывать в

хронологическом порядке.

Раздел V «Мое творчество»

исследовательские проекты;

творческие работы, статьи;

работы, которые признаны самыми лучшими в течение года.

Содержание каждого раздела углубляется с каждым годом. Ведением

портфеля достижений должен заниматься сам ребенок: добавлять и подписывать

рисунки,

раскрашивать,

сочинять,

придумывать

новые

страницы

и

т.

д.

Страницы

достижений

в

учебной,

проектной

деятельности

заполняются

под

руководством учителя и родителей.

Взрослые должны поддерживать ребенка,

отмечать успехи, хвалить и поощрять.

Как говорил В.А. Сухомлинский «Поставь перед собой 100 учителей, они

окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя, сам требовать».

А

портфель

достижений

является

мощным

стимулом развития,

к а к

самостоятельной

оценочной

деятельности,

так

и

развития

положительных

личностных

качеств

в

целом.

Так

давайте

-

же

будем

поддерживать

дух

творчества и самостоятельности в наших детях!



В раздел образования