Автор: Журавлёва Ольга Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Основная общеобразовательная Незнамовская школа"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Портфель достижений, как инструмент оценки учебных навыков учащихся начальных классов"
Раздел: начальное образование
«Портфель достижений, как инструмент оценки учебных навыков учащихся
начальных классов»
Портфель достижений – это способ фиксирования, накопления и оценки
индивидуальных достижений школьника в определенный период его
обучения. Он позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в
разнообразных
видах
деятельности
(учебной,
творческой,
социальной
коммуникативной
и
др.)
и
является
важным
элементом
практико
-ориентированного
подхода
к
образованию.
В педагогической литературе портфель достижений характеризуется как:
коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его
учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению;
выставка
учебных
достижений
учащегося
по
какому-то
предмету
(или
нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие,
год).
Так как за отметкой, выставленной в дневнике, в журнале, невозможно
разглядеть
личность
ученика,
его
ежедневный
труд,
его
неисчерпаемый
творческий потенциал. Портфель достижений
становится «историей успеха»,
помогающий проследить индивидуальный прогресс учащегося. Основной смысл
его – показать все, «но что ты способен».
Самопознание
и
самореализация
ребенка
возможны
при
включении
их
в
специальную деятельность – ведение портфеля достижений. Содержание его
помогает
ребенку
осознать
свои
изменения
и
применять
свои
знания
в
творческой деятельности.
Цель портфеля достижений – представить отчет по процессу образования
учащегося, увидеть картину значимых образовательных результатов в целом,
обеспечить
отслеживание
индивидуального
прогресса
ученика
в
широком
образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически
применять приобретенные знания и умения
.
Функции портфеля достижений следующие:
Диагностическая (личностный рост ребенка, формирование у него умения
учиться);
Целеполагания (поддерживает учебные цели ученика);
Содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых учеником работ);
Развивающая
(обеспечивает
непрерывность
образовательного
процесса,
творческого саморазвития от года к году);
Мотивационная
(поощряет
результаты
деятельности
учащихся,
преподавателей и родителей);
Контрольно-рейтинговая
(позволяет
определить
количественные
и
качественные
индивидуальные
достижения
ученика,
помогает
ребенку
осознать
и
зафиксировать
свои
успехи,
проанализировать
свой
опыт,
задуматься над результатами своего труда).
Как же выглядит портфолио ученика начальной школы? Возможный
вариант составления портфолио:
Раздел I
Мой портрет включает в себя информацию, которая знакомит нас с
ребенком, его интересами, увлечениями (автобиография, рассказ о себе, список
долгосрочных и краткосрочных планов учебы и карьеры)
Раздел II «Мои успехи в учебе» включает в себя:
- Сводные ведомости успеваемости по классам;
- Листы индивидуальных достижений по предметам;
- Мониторинговые работы;
- Награды и поощрения по результатам учебной деятельности.
В этом разделе ведётся совместная работа ученика и учителя по накоплению,
систематизации,
анализу
работ
и
представления
каждым
учащимся
своих
результатов и достижений за определенный отрезок времени.
Ребенок реально осознает и фиксирует свои успехи на шкале достижений.
Анализирует свой учебный опыт, задумывается над результатами своего труда.
Эта работа индивидуальная, мы сравниваем ребенка только с самим собой.
Каким он был, что знал и каким стал, что нового узнал и чему научился.
Раздел III «Мой мир» включает в себя:
- Мониторинговые исследования (анкеты, психологические тесты и др.)
Раздел IV «Мои достижения»
информация о награждениях;
полученные ребенком грамоты, дипломы за достижение успехов в разных
сферах деятельности;
сертификаты участника.
В этом разделе все имеющиеся грамоты и дипломы лучше записывать в
хронологическом порядке.
Раздел V «Мое творчество»
исследовательские проекты;
творческие работы, статьи;
работы, которые признаны самыми лучшими в течение года.
Содержание каждого раздела углубляется с каждым годом. Ведением
портфеля достижений должен заниматься сам ребенок: добавлять и подписывать
рисунки,
раскрашивать,
сочинять,
придумывать
новые
страницы
и
т.
д.
Страницы
достижений
в
учебной,
проектной
деятельности
заполняются
под
руководством учителя и родителей.
Взрослые должны поддерживать ребенка,
отмечать успехи, хвалить и поощрять.
Как говорил В.А. Сухомлинский «Поставь перед собой 100 учителей, они
окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя, сам требовать».
А
портфель
достижений
является
мощным
стимулом развития,
к а к
самостоятельной
оценочной
деятельности,
так
и
развития
положительных
личностных
качеств
в
целом.
Так
давайте
-
же
будем
поддерживать
дух
творчества и самостоятельности в наших детях!