Автор: Тутова Елена Георгиевна
Должность: преподаватель по классу гитары
Учебное заведение: МБУДО Песчанокопская школа искусств
Населённый пункт: село Песчанокопское Ростовской области
Наименование материала: Открытый урок
Тема: Основные виды фактур гитарной музыки в работе с обучающимися на начальном этапе обучения
Раздел: дополнительное образование
Открытый урок
Преподавателя отделения народных инструментов по классу гитары
Тутовой Елены Георгиевны 28.11.2017 год.
Тема: «Основные виды фактур гитарной музыки в работе с обучающимися
на начальном этапе обучения».
Цель урока:
Формировать представление о музыкальной фактуре.
Задачи урока:
1. Знакомить с видами и характеристиками музыкальной фактуры.
2. Формировать представление о взаимосвязи художественного образа и его фактурного
изложения.
3. Формировать представление о фактуре в музыке как одном из важнейших средств
художественной выразительности.
4. Учить осмысленному слушанию музыки.
5.Расширять художественные представления о мире.
7. Воспитывать интерес к изучению музыкального искусства.
Ход урока.
(Урок преподаватель проводит с обучающейся 3 класса гитары Бутримовой Анной).
Сегодня
на
уроке
мы
будем
говорить
о
музыкальной
фактуре.
Сначала
необходимо
выяснить, что же это за термин – музыкальная фактура?
Из
главных
средств
музыкальной
выразительности
складывается
«лицо»
любого
музыкального произведения. Но у каждого лица может быть множество выражений. И
«выражением
лица»
«ведают»
дополнительные
средства.
Фактура
—
одно
из
них.
Дословно «фактура» означает «обработка». Мы знаем, что фактура есть, например, у
ткани.
На
ощупь,
по
фактуре,
можно
отличить
одну
ткань
от
другой.
У
каждого
музыкального произведения тоже есть своя «звуковая ткань». Когда мы слышим красивую
мелодию или необычную гармонию, то нам кажется, что эти средства выразительны сами
по себе. Однако, чтобы мелодия или гармония зазвучала выразительно, композиторы
используют различные приёмы и способы обработки музыкального материала, разные
виды музыкальной фактуры. Фактура — это способ обработки музыкального материала.
А элементы фактуры, это то, из чего она складывается - мелодия, аккомпанемент, бас,
средние голоса и подголоски. Фактура - это словно бы "вертикальный разрез" звучащего
пласта. В гитарной практике, в основном, мы встречаемся с тремя элементами фактуры:
1. Мелодия;
2. Гармоническое заполнение;
3. Бас.
Эти три элемента вместе составляют музыкальную фактуру.
Рассмотрим что из себя представляют эти элементы. Какая роль у каждого из них.
Мелодия - самый главный элемент музыкального произведения. В песнях она поется
голосом (солистом), в инструментальных произведениях ведущим (солирующим)
инструментом. Мелодия всегда звучит ярче всего, и именно она запоминается. Когда мы
напеваем какую-либо музыку мы поем именно мелодию. В ней заключена главная
музыкальная мысль произведения. Мелодия это то, что мы можем пропеть голосом.
Гармония - это все звуки, которые не относятся к мелодии. Это аккомпанемент,
сопровождение. Когда певец поет песню, он поет мелодию. Если ему аккомпанирует
ансамбль, то ансамбль играет гармонию. У гармонии есть одна особенность. В ней
используются строго определённые ноты, которые входят в состав текущего аккорда.
Бас - с одной стороны, является частью гармонии, а с другой самостоятельным элементом
музыки. Бас - это фундамент произведения. Бас всегда звучит внизу, это самые низкие
ноты. Звуки баса выстраиваются в самостоятельную мелодическую линию — басовую.
Можно сказать что бас, это вторая мелодия, которая звучит внизу. Так как бас является
частью гармонии, он тоже строится по нотам текущего аккорда гармонии, но иногда в нем
могут встречаться и не аккордовые звуки.
Все три элемента фактуры могут играться на одном инструменте, в один момент времени,
одним человеком. Для этого инструмент должен быть многоголосным. Таким как
фортепиано, гитара, аккордеон. На этих инструментах возможно играть все три элемента
фактуры. Образно говоря, одному играть за целый ансамбль.
А вот например флейта, скрипка, голос и др. не подходят для этой задачи. Это
одноголосные инструменты, в одиночку они могут играть только мелодию. Но ансамбль из
нескольких скрипок, флейт, голосов или других одноголосных инструментов, уже
способен играть не только мелодию, но и гармонию.
Наша задача как исполнителя — научиться находить эти три элемента фактуры в
гитарных нотах. Мелодию, гармонию и бас. Это не так сложно, как может показаться.
Мелодия.
Чаще всего мелодия находится выше других элементов фактуры, и занимает верхний
голос. В таких случаях, всё, что написано штилями вверх является мелодией. Это бывает
чаще всего, но не всегда. Нередки случаи проведения мелодии в среднем регистре или
басу. При этом мелодические ноты объединены в рамках одного голоса с гармоническими
нотами.
Рассмотрим пример «За реченькой диво» Евгения Шилова.
(Ученица играет пьесу по нотам. Играет отдельно мелодию в 1части. Затем мелодия
переходит в средний регистр и наконец мелодия исполняется басовыми нотами).
Бас.
Если нотная запись трёхголосная, то идентифицировать бас не составляет никакого труда.
Самый нижний голос и будет басом.
Но чаще всего гитарные ноты представлены в виде двухголосной записи, где бас и
гармоническое заполнение объединены в одном голосе. В случае с двухголосной записью
нужно научиться отделять бас от гармонии. По каким признакам мы можем отличить
басовую ноту от гармонической?
1)
Басовые ноты самые низкие. Практически все ноты на 6 и 5 струне - басовые, за
редким исключением.
2)
Басовые ноты чаще всего располагаются на сильных и относительно сильных долях
такта, но также могут быть и на любых других. У баса выше приоритет чем у
гармонии, поэтому он занимает ключевые доли. Например, первую и третью доли в
размере 4/4. Или первую и четвёртую в размере 6/8. А также затактовые и вводные
доли, басовая нота на сильной доле часто как-бы подготавливается затактовой
басовой нотой.
3)
Если говорить образно, то бас самый неповоротливый и тяжёлый из всех элементов
фактуры. Чаще всего он звучит крупными длительностями, как будто равномерно
шагает. Он спокойно и важно звучит внизу, в то время как вверху бегают мелодия с
гармонией. Например, типична ситуация когда на первой доле звучит основной бас,
а в середине такта происходит его смена на дополнительный.
4)
Если бас и соизволит пройтись более мелкими длительностями, то только ради
того, чтобы сыграть какой-то подголосок, мотив. Это в любом случае будет что-то
осмысленное, какая-то законченная фраза, или связующий басовый ход.
Рассмотрим пример «Волны Испании» Евгений Шилин.
(Ученица проигрывает пьесу по нотам. Определяет басовые ноты. Проигрывает их
отдельно.)
Гармония.
Чаще всего находится между мелодией и басом. Но может быть выше мелодии в
отдельных случаях. Где гармонические ноты точно быть не могут, так это ниже баса. Ниже
баса может быть только бас.
У гармонических нот вспомогательная роль. Эти ноты заполняют пустоты и являются
связующим элементом.
В трёхголосной записи гармония занимает средний голос. В двухголосной она объединена
с басом во втором голосе.
Отличить гармонические ноты от басовых мы можем по следующим признакам:
1)
Как правило, гармонических нот не бывает на 5 и 6 струне. Но в виде исключения
могут встретиться и на 5 струне. На 6 струне никогда.
2)
В отличие от баса, гармония может частить мелкими длительностями.
3)
Гармонические ноты, по отношению к басовым, чаще всего располагаются на
второстепенных долях такта, заполняют пустоты.
Рассмотрим пример Прелюд «Мимолетность» Олега Зубченко.
(Ученица проигрывает пьесу по нотам, только 1 часть. Определяет гармонические ноты.
Проигрывает их отдельно.)
Зачем нам разбираться в элементах фактуры, что это даёт с практической точки зрения?
Умение теоретически разделять фактуру напрямую влияет на качество нашего
исполнения.
Мы сможем грамотно разделять фактуру по динамике (громкости), что придаст нашей
игре глубину и перспективу, создаст ощущение ансамблевой игры.
Конечно же мелодия исполняется громче всех. Бас иногда на уровне мелодии или чуть-
чуть тише. А вот гармония или аккомпанемент всегда исполняется на порядок тише
мелодии. Он должен сопровождать, а не подавлять ее.
Гитара - это ансамбль в миниатюре, поэтому необходимо привыкать мыслить категориями
ансамбля. Представить что мелодию, бас и гармонию играют разные инструменты.
Рассмотрим пример «Волны Испании» Евгений Шилин.
( Ученица играет пьесу до конца. Показывает мелодию, бас и гармонию. Повторяет пьесу,
выделяя звуком мелодию и бас играет чуть по тише. Аккомпанемент – исполняет совсем
тихо).
Способ изложения музыки может быть разным. Именно он называется фактурой. От
особенностей изложения музыки происходит и название фактуры: аккордовой, где нотные
знаки выстраиваются вертикальными столбцами, фигурационной, где есть мелодия и
сопровождение. Встречаются такие музыкальные примеры, в которых фактуру нельзя
отнести не к аккордовой, ни к фигурационной. Это когда музыка не раскладывается на
несколько голосов, а излагается одним голосом, уместно называть такое изложение
одноголосным, следовательно, и фактура такого варианта песни будет одноголосной.
Итак, если в произведении нотные знаки выстраиваются вертикальными столбцами – это
аккордовая фактура. Если в музыкальном произведении мы слышим мелодию и
сопровождение – это фигурационная. А если мелодия излагается одним голосом –
одноголосная фактура.
Сейчас мы попробуем на слух определить какой вид фактуры использовал композитор.
Проведение игры.
1. Ф.Шопен. Прелюдия до минор (фрагмент) А
2. Л.ван Бетховен. Сурок. (фрагмент) Ф
3. Н.Паганини «Каприс №24» (фрагмент) О
4. К.Дебюсси. Паспье. (фрагемнт) Ф
5. С.Рахманинов. Прелюдия до диез минор (фрагмент) А
6.Н.А.Римский-Корсаков «Первая песня Леля» (фрагмент) О
Подведем итог урока.
Мы узнали, что такое музыкальная фактура. ( Ученица рассказывает, что такое фактура).
Узнали основные три элемента фактуры. (Ученица называет три элемента фактуры).
Мы научились различать три основных вида музыкальной фактуры. (Ученица называет
три вида фактуры).
Урок окончен.