Напоминание

"ИКТ в начальной школе. Работа с одаренными детьми".


Автор: Кузьмина Лариса Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 2"
Населённый пункт: Город Краснокаменск Забайкальского края
Наименование материала: статья
Тема: "ИКТ в начальной школе. Работа с одаренными детьми".
Раздел: начальное образование





Назад




ИКТ в начальной школе. Работа с одаренными детьми.

Кузьмина Лариса Николаевна,

учитель начальных классов МАОУ

«СОШ №2»

Во всех документах федерального уровня последних лет поддержка

"талантливого ребенка" провозглашается приоритетной государственной

задачей.

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не

удовлетворяет работа только со школьным учебником, они читают словари,

энциклопедии, развивая свой интеллект в самостоятельной творческой

деятельности. При этом существует главное правило участия в научно –

исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения, только

личный интерес, личная увлечённость.

В современных условиях реализовать требования стандарта возможно

путем использования информационно-коммуникационных технологий в

образовательном процессе.

Далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки

реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в

первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя

увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать

ребёнка и развить его способности.

Применение ИКТ на уроках и внеурочной деятельности способствует:

усилению положительной мотивации обучения;

активизирует познавательную деятельность обучающихся;

реализации идей развивающего обучения;

увеличению объема самостоятельной работы обучающихся;

Как раз всё это создаёт благоприятную среду для работы с одарёнными

детьми.

Формы работы с одаренными учащимися:

творческие мастерские;

факультативы;

кружки по интересам;

занятия исследовательской деятельностью;

конкурсы;

научно-практические конференции;

участие в олимпиадах;

работа по индивидуальным планам;

Хочется отдельно поделиться опытом исследовательской деятельности при

работе с одарёнными детьми, хотя я считаю, что каждого ребёнка можно

назвать одарённым.

На каждом этапе исследовательской работы возможно использование

ИКТ. Обучение исследовательской деятельности должно осуществляться на

понятном для детского восприятия уровне, именно обучение, ведь ребенка

надо учить наблюдать, анализировать, делать выводы. Само исследование

должно быть посильным, интересным и полезным. Занимаемся

исследованиями как в урочной, так и во внеурочной деятельности, так как

основой исследовательской деятельности являются знания, полученные на

уроках. В ходе урочной и внеурочной исследовательской деятельности на

занятиях кружка «Моя малая Родина» учащиеся учатся находить проблему,

самостоятельно ставить задачи, планировать, контролировать, оценивать

свою работу, овладевать навыками общения, для того чтобы уметь выступать

перед публикой, связно излагать свои мысли, выслушивать других, задавать

вопросы по проблемам выступления. На первом и втором году обучения

большая часть работ носят коллективный характер, тематика определяется

учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу. Это

приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

В 3-4 классах многие ученики уже могут сами выбрать тему исследования. Я

всего лишь «подталкиваю» их к правильному выбору». Очень многие ребята

к 4 классу хорошо владеют компьютером и мне нужно лишь немного

проконтролировать работу. В этом году ребята с большим интересом

занимались исследованием на тему 70-летия ВОВ и узнали много нового не

только от родителей, но и нашли в интернете информацию о своих

прославленных дедушках и бабушках, выпустили газету. Творчество с

использованием ИКТ проявляют и при подготовке к предметным декадам.

В течение года дети активно посещали секцию научного общества

учащихся «Уникум», с руководителем научного общества изучали этапы

работы над проектом, текстовый редактор, требования к оформлению и

созданию презентации, как использовать информационные ресурсы сети

Интернет при организации научно-исследовательской работы. Сами учатся не

только подбирать и набирать информацию, но и редактировать, помещают

фотографии, рисунки.

Целенаправленная деятельность по использованию информационно-

коммуникационных технологий приносит хорошие результаты.

2 место в краевом конкурсе «Неболит» 2013год

1 место в эколого-краеведческой конференции «Юные исследователи Забайкалья»

- 2014год.

2 место в эколого-краеведческой конференции «Юные исследователи Забайкалья»

- 2014год.

1 место в эколого-краеведческой конференции «Юные исследователи Забайкалья»,

посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне – 2015 год.

2 место в эколого-краеведческой конференции «Юные исследователи Забайкалья»,

посвящённой 70-летию Победы в ВОВ 2015 год.

победа в ХV РНПК в номинации «Наши надежды» среди 5 - 9 классов. Рожкова

Эльвира – 2 место в ХV районной научно-практической конференции - 2015года.

3 место в Краевой научно - практической конференции «Шаг в науку» группа

«Юниор».

Участие в краевом конкурсе «Забайкалье в годы ВОВ глазами детей» посвящённый

70-летию Победы в ВОВ и получила диплом юного исследователя.

Личные достижения ребенка хранятся в портфолио,

размещаются в школьной

газете «Мост», в школьных сборниках исследовательских работ, печатаются на

страницах

газеты

«Катит»

(напечатаны

стихи

детей).

Дети

участвуют в

международных конкурсах-играх по русскому языку «Еж», математике «Слон»,

начиная с 2011 г по 2015годы.

Во всероссийском конкурсе «Классики» в 2014 -2015 учебном году 1 место в

регионе, 2 место, 3 место в регионе.

В 2014 г. мы участвовали в общероссийском конкурсе «Мой родной край» с

совместным

проектом

педагога

и

обучающегося

с

презентацией

«Уникальный

заказник», где мы получили диплом 2 степени.

Слайд 15

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с

помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях. Применение ИКТ

существенно расширяет возможности при работе с одарёнными детьми .Это не

только требование сегодняшнего дня, но и бесспорное условие достижения

высокого качества образования.

Принципы работы по развитию детской одаренности.

Образование тесно связано с глубокой образовательной подготовкой, формированием

всесторонне развитой и высоконравственной личности, способной к самореализации и

самовыражению, психологической и социальной адаптации. Следовательно,

образовательный процесс необходимо строить с позиции развивающего обучения, с

учетом творческой природы различных способностей детей и их личностного развития.

Помочь в этом может четкая и продуманная система работы с одаренными детьми,

построенная и управляемая таким образом, чтобы эффективно выявлять, развивать и

поддерживать творческий потенциал каждого ребенка. Новые подходы к управлению

системой работы с одаренными детьми обеспечивают построение образовательного

процесса с учетом гибкого удовлетворения образовательных запросов и потребностей

детей и их родителей.

Необходимо помнить, что главными принципами работы по созданию условий для

развития детской одаренности являются:

· преемственность (развитие сложившихся организационных форм по выявлению

одаренных детей и их отражение в нормативных актах);

· системность (использование возможностей образовательной воспитывающей среды,

совершенствование организационно-управленческой деятельности);

· интегративность (реализация комплексных образовательных программ, социальная

интеграция).

3. Теоретический аспект феномена «одаренность» и «одаренный ребенок».

В настоящее время не существует однозначного подхода к проблеме одаренности, нет

общепринятых определений, трактовок самого понятия одаренности. Разные авторы

предлагают свой теоретический подход к пониманию данной категории, опирающийся на

психологический, педагогический, социальный либо комплексный контекст.

Однако прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о

чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике

познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности,

талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей

успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-

либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно

новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества

насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего

выявления и развития способностей ученика.

Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть

мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков,

познавательных способностей.

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к

меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.

Одарённость – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или

потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или

нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одарённостью

называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной

мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается

благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.

Одарённый ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися

достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или

ином виде деятельности (приложение 1).

Одарённая личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими

функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей:

интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере

общения (лидерство).

Одарённость может проявляться:

- как одарённость явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае

подразумевается высокая одарённость. Психологи утверждают, что число таких явно

одарённых детей составляет примерно 1 – 3% от общего числа детей;

- как одарённость возрастная, т.е. в одном возрасте ребёнок показывает явную

одарённость, а потом, по истечении нескольких лет эта одарённость куда-то исчезает;

- как одарённость скрытая (потенциальная, не проявленная), т.е. одарённость, которая по

каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребёнка,

но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со

скрытой одарённостью примерно 20-25% от общего числа учащихся.

-Семья одаренного ребенка

Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию

его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-

обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы)

на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается

решающим.

Формы работы с одаренными учащимися:

творческие мастерские;

групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

факультативы;

кружки по интересам;

занятия исследовательской деятельностью;

конкурсы;

интеллектуальный марафон;

научно-практические конференции;

участие в олимпиадах;

работа по индивидуальным планам;

Слайд 20 -22

Слободина Ангелина - 2 место в краевом конкурсе «Неболит» 2013год

Гончарова Яна -1 место в

эколого-краеведческой конференции «Юные исследователи

Забайкалья» - 2014год.

Слободина

Ангелина-2

место

в

эколого-краеведческой

конференции

«Юные

исследователи Забайкалья» - 2014год.

Гончарова Яна -1 место в

эколого-краеведческой конференции «Юные исследователи

Забайкалья», посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне – 2015 год.

Рожкова Эльвира - 2 место в эколого-краеведческой конференции «Юные исследователи

Забайкалья», посвящённой 70-летию Победы в ВОВ 2015 год.

Гончарова Яна - победа в ХV РНПК в номинации «Наши надежды» среди 5 - 9 классов.

Рожкова Эльвира – 2 место в ХV районной научно-практической конференции - 2015года.

Гончарова Яна - 3 место в Краевой научно - практической конференции «Шаг в науку»

группа «Юниор».

Личные достижения ребенка хранятся в портфолио,

размещаются в школьной газете

«Мост», в школьных

сборниках исследовательских работ,

печатаются на страницах

газеты «Катит» (напечатаны стихи детей). Дети участвуют в международных конкурсах-

играх по русскому языку «Еж», математике «Слон», начиная с 2011 г по 2015годы.

Во всероссийском конкурсе «Классики» в 2014 -2015 учебном году Филиппов

Степан занял 1 место в регионе, Симакова Алёна 2 место, Чипизубов Алексей 3 место в

регионе.

В 2014

мы участвовали

в общероссийском конкурсе «Мой родной край» с

совместным проектом педагога и обучающегося с презентацией «Уникальный заказник»,

где мы получили диплом 2 степени.

Слайд 23

При

помощи

средств

ИКТ

каждый

ребенок

имеет

свою

площадку

для

самовыражения.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с

помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях. Применение ИКТ

существенно расширяет возможности современного урока и внеурочной деятельности с

учащимися. Это не только требование сегодняшнего дня, но и бесспорное условие

достижения высокого качества образования.



В раздел образования