Напоминание

"Происхождение современного спорта и физической культуры"


Авторы: Баранова Анна Сергеевна, Фалалеева Галина Алексеевна
Должность: студентка 4 курса и преподаватель физкультуры
Учебное заведение: ГБПОУ ПК № 10
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Происхождение современного спорта и физической культуры"
Раздел: начальное образование





Назад




Содержание

Введение................................................................................................................... 3

1. Происхождение современного спорта и физической культуры......................5

2. Развитие физической культуры в России.......................................................... 6

Заключение.............................................................................................................10

Введение

Одной

из

существенных

закономерностей

развития

отечественной

истории физической культуры и спорта (ИФКиС) как учебной дисциплины

является приобретение эволюционной структуры программного материала,

ориентированного

на

эмпирический

опыт

с

конкретным

определением

условий, места и времени в аспекте социально-экономических отношений.

Вместе с тем, будучи зависимой от практики, ИФКиС как учебная

дисциплина воздействовала и воздействует на практическую деятельность в

подготовке специалиста - "Педагога по физической культуре и спорту" с

конкретным

его

уровнем

знаний

в

аспекте

историко-гуманистического

потенциала.

1

В

контексте

становления

личности-педагога

ИФКиС

способствует

осознанию

личностной

и

социальной

значимости

своей

профессии,

овладению конкретным мировоззрением, дидактикой.

Нам

сравнительно

легко

утверждать

"абсолютные

истины"

в

исторических

событиях

с

высоты

100-летнего

юбилея

возрождения

Игр

Олимпиад, открытия курсов П.Ф. Лесгафта и осуждать тех, кто активно не

участвовал или с иронией отзывался о деятельности французского гуманиста-

пацифиста, барона Пьера де Кубертена, в том числе и "первопроходцев"

отечественного физкультурного образования.

Давайте

будем

разбираться

и

попробуем

понять

тех,

кто

первым

популяризовал физическую культуру "для всех" или "спорт для всех", а потом

поставим вопрос: что бы делал ты, я (мы - современники) тогда, в то время,

на

том

конкретном

этапе,

когда

Россия

не

принимала

участия

в

Играх

Олимпиад? Почему итоги физкультурного движения наши предшественники

и современники оценивают по-разному? Почему так, а не иначе?

1 Виноградов П.А. Основам Законодательства Российской Федерации "О физической

культуре и спорте" - долгую жизнь // Теория и практика физической культуры, 1993, № 8.

2

Указанная

проблема

обсуждалась

на

многих

научных

конгрессах,

конференциях, симпозиумах и т.д.

Некоторые из них, в том числе международные - например, семинары в

Варшаве

(Humanistyczne

wartosci

sportu,

1976;

Kulturowe

wartosci

sportu,

1981),

международный

конгресс

в

Хельсинки

(Sport

and

International

Understanding, 1984), международный семинар социологов спорта в Готенба,

Япония, (Sport and Humanism, 1988) и др. - специально были посвящены

данной проблеме.

2

Наконец,

важно

учитывать

не

отдельные

факты,

касающиеся

воздействия

спорта

на

человека

и

отношения

между

людьми,

а

все

их

многообразие. К каким же выводам приводит такая методология анализа

гуманистического значения спорта, его места в современной культуре?

2 Долуцкий И.И. Отечественная история. - М.: Мнемозина, 1994.

3

1. Происхождение современного спорта и физической

культуры

То сложное, противоречивое, многофакторное и многофункциональное

явление, которое мы называем "современным спортом", имеет свои истоки в

начале XXVII в., а в знакомые нам формы оно организовалось на переломе

XIX-XX веков.

3

Современный спорт возникает несколько иначе, чем античный. Его

появление связано с развитием буржуазной городской культуры, и истоки

лежат

не

в

потребностях

физического

совершенствования

и

не

в

традиционных

формах

праздников,

а

преимущественно

в

новых

возможностях

досужного

развлечения.

Если

атлетам

древно сти

покровительствовали

боги

и

сами

атлеты

приближались

к

богам

своим

совершенством, то спорт нового времени рожден, скорее, скукой и азартом.

Л.

Кун

в

своей

книге

"Всеобщая

история

физической

культуры

и

спорта"

отмечает,

что

наиболее

существенную

роль

в

возникновении

и

развитии спорта в Англии сыграли скачки. Сам термин "тренинг" вышел из

скаковых конюшен и первоначально подразумевал подготовку лошадей к

соревнованиям.

4

Конные

забеги

всегда

собирали

большое

количество

зрителей,

заключавших

пари

и

делавших

ставки.

Азарт,

к

тому

же

искусственно

подогреваемый,

весьма

часто

приводил

к

потасовкам,

которые

также

привлекали

живой

интерес

публики

и

возбуждали

страсти.

Для

урегулирования

стычек

были

составлены

определенные

правила,

превратившие их в самостоятельный вид зрелищных состязаний.

На рубеже XVIII-XIX веков в Англии было уже несколько десятков

боксерских

школ,

и

в

одной

из

них

брал

уроки

поэт

Байрон.

Бокс,

3 Кулинко Н.Ф. История физической культуры. Оренбург, 1994.

4 Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М.: Радуга, 1982. - 11.

4

развиваемый как искусство защиты, получил популярность, прежде всего как

зрелище.

Скоро бокс стал одним из самых популярных видов спорта, хотя в

Европе он распространялся медленно. Зато США он завоевал стремительно и

главным

образом

благодаря

бизнесменам

и

менеджерам,

начавшим

зарабатывать

на

этом

столь

подходящем

духу

и

стилю

американской

вольницы

зрелище.

Бокс

стал

искусством

улицы,

бара

и

ринга.

Таковы

предпосылки и обстоятельства возникновения бокса в его нынешнем виде.

5

Но не менее четко обнаружилась и другая, противоположная, линия -

возникновение

спорта

как

формы

досужной,

развлекательно-игровой,

неутилитарной

деятельности.

Здесь

также

не

шла

речь

о

физическом

совершенствовании и о ценности человеческой пластики, а лишь о приятном

и

полезном

времяпрепровождении,

об

оздоровительном

воздействии

физической

активности.

Таково

содержание

аристократического

спорта

-

клубов верховой езды, яхтенных и охотничьих клубов.

Важно указать и еще на одну тенденцию, поначалу не очень явную, но

к концу XIX в. ставшую определяющей в конституировании спорта в его

современном виде.

Имеется в виду, во-первых, объективная социальная потребность в

развитии

системы

физического

воспитания,

настоятельно

возникшая

в

условиях рынка свободного труда и в условиях превращения образования и

воспитания в область общенационального интереса, а во-вторых, усвоение

общественным

сознанием

гуманистических

идей,

взглядов

и

идеалов

Просвещения, особенно идущих от Руссо идей о естественном и свободном

человеке.

Одной

из

самых

важных

и

решающих

причин

быстрого

развития

спорта

как

части

культуры

современного

общества

было

введение

физического воспитания в программы школьного образования. Пионерская

заслуга в этом принадлежит ректору колледжа Регби Т. Арнольду. Суть его

5 Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М.: Радуга, 1982. - 11.

5

реформы школьного воспитания состояла в том, чтобы старшие и более

сильные подростки были не глумливыми тиранами младших и слабых, а их

покровителями и организаторами.

Арнольд

посчитал,

что

этого

возможно

достичь

посредством

спортивных состязаний, исходя из того, что лучшие в играх и состязаниях,

как

правило,

являются

и

лидерами

молодежных

групп,

внутри

которых

обычно соблюдаются дисциплина и определенные правила чести. Отсюда и

его

педагогический

принцип:

через

игру

и

спортивные

состязания

-

к

воспитанию и учебе.

6

2. Развитие физической культуры в России

В 20-30-е гг. ситуация в спортивном движении стала особенно сложной

и

противоречивой.

7

В

большой

степени

она

стала

определяться

политическими целями и интересами. Это послужило основанием для того,

чтобы государство стало все больше и больше осуществлять патронат над

спортом и даже превращать его институты в часть своего аппарата. Заметим,

что для развития спорта это не всегда было плохо.

В СССР развитие физической культуры и спорта представляло одно из

направлений

"культурной

революции".

Государственные

программы

всеобщего физического воспитания, поддержки физкультурных и спортивных

организаций,

включение

физкультурно-спортивных

объектов

в

планы

гражданского

строительства

в

первые

десятилетия

советской

власти

позволили

значительно

поднять

общий

уровень

физической

культуры

в

стране и сделать спорт заметным явлением культурной жизни.

В сферу физической культуры и спорта были вовлечены различные

группы

населения:

промышленные

рабочие,

учащиеся,

женщины.

Это

физкультурно-спортивное движение было любительским в самом лучшем и,

6 Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М.: Радуга, 1982. - 11.

7 Кулинко Н.Ф. История и организация физической культуры. - М.: Просвещение. 1982.

6

может

быть,

точном

значении

этого

слова,

ибо

представляло

собой

недосужные

и

развлекательные

занятия,

а

с

увлечением

и

энтузиазмом

выполняемую жизненную программу.

Оптимистическое

мироощущение

первых

лет

революции

и

пропагандируемый

идеал

свободного

гармоничного

человека

нового

общества спорт выражал так искренне и ярко, что и искусство открыло в нем

свой новый материал и нового героя. Достаточно вспомнить хотя бы такие

произведения,

как

"Раздолье"

А.

Дейнеки,

старта"

П.

Кузнецова,

скульптурную группу "Футболисты" И. Чайкова, чтобы представить светлую

атмосферу тех лет. И казалось, что поддержка социалистического государства

- самая надежная гарантия неуклонного, быстрого и успешного развития

спортивного движения для достижения общественного идеала гармонично

развитой

личности.

В

это

верили

миллионы

людей,

возможно,

и

само

государство, и для этой веры были объективные предпосылки. К сожалению,

в реальной истории оправдались далеко не все эти романтические надежды.

8

В промышленно развитых странах мира в 20-30-е годы отношение к

спорту

также

существенно

изменилось,

в

том

числе

и

со

стороны

государственных учреждений, которые прежде едва различали его в поле

своих

интересов

и

задач.

Спортивные

успехи

становились

показателем

национального престижа, и главную роль в этом принципиальном изменении

статуса спорта сыграли получившие к этому времени невиданное развитие

средства

массовой

информации.

Они

придали

спорту

ту

популярность,

которая поставила его героев в один ряд со звездами кино, что обернулось и

материальным интересом и высокой социальной престижностью.

Но картина постепенно менялась. Огосударствление сферы физической

культуры и спорта, приобретшее к 60-м гг. почти всеобщий характер, волей

или неволей придавало ей другую направленность и функциональность, а

именно - делало ее инструментом государства и государственной политики,

8 Кулинко Н.Ф. История и организация физической культуры. - М.: Просвещение. 1982.

7

которая,

к

сожалению,

далеко

не

всегда

соответствует

действительным

интересам народа и гуманистическим идеалам.

Так,

жесткая

классовая

конфронтация

20-50-х

гг.

противопоставила

"буржуазный" и "пролетарский" спорт, что в значительной мере ограничило

возможности спорта как явления общечеловеческой культуры, а в нашей

стране затормозило его развитие.

Ценности

физического

совершенства,

пластической

гармонии

как

важнейших составляющих индивидуальной свободы и высокого творческого

потенциала

личности

в

этих

условиях

все

более

уступали

интересам

политических выигрышей, чаще всего сиюминутных и весьма эфемерных,

которые можно было получить, используя формы спорта и его организации.

Спорт все чаще стал использоваться в качестве карты в политической игре.

Причем,

чем

большую

популярность

он

приобретал,

тем

большим

авторитетом он пользовался в этой игре.

И еще одно важное следствие возникало из процесса огосударствления

спорта - его бюрократизация.

9

Управление как естественная и органичная

д е я т е л ь н о с т ь

с п о р т и в н ы х

о б щ е с т в ,

с о ю з о в

и

д в и ж е н и й ,

саморегулирующихся

в

интересах

своих

участников,

постепенно

превратилось

в

мощную

"контору",

управляющую

спортом

не

столько

в

интересах его собственного развития, сколько в своих интересах, превратив

спорт в питательную почву для таких интересов и, следовательно, начало эту

почву иссушать и разрушать.

И все же 50-60-е гг. - это время взлета и расцвета спорта, почти

всеобщей эйфории по поводу его достоинств и возможностей преобразовать

человека и мир в целом в новые, более совершенные формы. Причины этой

эйфории были вполне уважительными, и мир отдавался ей с известным

удовольствием. Ведь это были годы относительно спокойного развития мира,

только что вышедшего из сокрушительных коллизий революций и мировых

войн. Это были годы укрепляющегося благосостояния довольно широких

9 Кулинко Н.Ф. История и организация физической культуры. - М.: Просвещение. 1982.

8

слоев

населения,

определенной

уверенности

в

будущем,

заметного

увеличения досуга в бюджете времени средних социальных слоев и классов,

а также годы быстрого развития индустрии развлечений и средств массовой

информации, в первую очередь телевидения.

Особенно важно, что спорт в 60-е гг. создал как бы некое единое

пространство культуры современного общества.

Возникла

и

стала

быстро

расширяться

сеть

международных

соревнований самого различного уровня и ранга, среди которых, бесспорно,

верховенствующую роль играли олимпийские игры.

Быстро рос престиж спортивной победы, поскольку атлеты и команды

выступали

как

представители

стран,

наций,

регионов,

как

выразители

и

защитники их "спортивной чести" (появилось и такое понятие). То же самое

можно сказать о клубах и громадной массе их болельщиков и приверженцев.

Репрезентативность

стала

важнейшей

характеристикой

спорта

и

существенным условием его развития.

10

10 Гибер Б.В. Новый этап в физкультурном движении. М.-Л., 1990.

9

Заключение

Спорт создал и новую культурную, в том числе художественную, среду,

ибо спортивные сооружения - стадионы, дворцы спорта, манежи, площадки,

треки, бассейны и т.п. - не только стали важными объектами архитектуры, но

и

оказали

существенное

влияние

на

всю

организацию

и

планировку

поселений.

Для

примера

можно

указать

на

города,

бравшие

на

себя

миссию

проведения

олимпийских

игр

или

других

крупных

международных

соревнований. В культурной жизни середины века стали весьма заметны

также спортивные праздники, манифестации, парады и т.п. Они создали и

свои особые средства выразительности. Спорт определенным образом вошел

в художественную культуру современности и в том плане, что стал оказывать

существенное влияние на искусство, вообще на стиль времени, в том числе

художественный.

Более

того,

сам

спорт

стал

областью

производства

непосредственно художественных ценностей.

Большие

надежды

возлагались

на

спорт

и

в

плане

нравственного

совершенствования

общества.

Конечно,

никто

не

ожидал

от

спорта

абсолютной чистоты и непогрешимости. Но были надежды, что дружеская

расположенность

участников

соревнований,

бескорыстность

борьбы

и

ее

благородные

правила

будут

все

в

большей

и

большей

мере

определять

спортивные

отношения,

а

через

них

распространяться

в

качестве

общечеловеческих ценностей и норм общения.

Спортивная

победа

и

ее

творец

-

рекордсмен

-

воспринимались

в

качестве национальных символов, и казалось, что они в наиболее чистом

виде

воплощают

нравственные

ценности

патриотизма,

верности

долгу

и

чести.

11

Оставалось

привить

эти

качества

массовому

сознанию,

ориентированному на спорт, внедрить их средствами воспитания. Тем самым,

11 Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М.: Радуга, 1982. - 11.

10

предполагалось, будут решены многие проблемы социального, этического и

эстетического плана. Пропаганда спорта в этом направлении действовала

очень старательно и далеко не всегда безуспешно, что несомненно, следует

поставить ей в заслугу.

Но современный спорт вырос на иной почве, нежели античный, и не

обнаруживает

тенденции

к

потере

своих

функций,

к

исчезновению

из

пространства

культуры

как

его

древний

предшественник.

Наоборот,

основные

линии

и

формы

развития

современного

спорта

нашли

в

этом

пространстве

свое

место

и

оказались

весьма

значительными

в

своем

гуманистическом и эстетическом содержании.

Современный спорт переживает кризис и довольно глубокий. Но в

кризисном состоянии находятся вся современная культура и цивилизация.

Кризис спорта не есть его разрушение, а лишь несоответствие - и часто

резкое

-

сложившихся

организационных

форм,

методов

деятельности

и

представлений о сущности и роли спорта новым социальным структурам,

новому

спектру

общественных

и

индивидуальных

потребностей,

новым

стандартам жизни.

В

заключение

отметим,

что

ретроспективный

анализ

собственного

опыта

в

системе

образования,

целостного

опыта

работы

ряда

учебных

заведений

и

консультации

с

ведущими

учеными

страны

позволили

переосмыслить эволюцию научно-методических основ ИФКиС как учебной

дисциплины

и

представить

идею

культурно-гуманистической

доминанты,

которая способствует в смысловом стержне самообучению, саморазвитию и

самообразованию

в

социуме

"педагогический

вуз

-

общеобразовательная

школа" и усовершенствованию учебно-методического комплекса.

11



В раздел образования