Авторы: Баранова Анна Сергеевна, Фалалеева Галина Алексеевна
Должность: студентка 4 курса и преподаватель физкультуры
Учебное заведение: ГБПОУ ПК № 10
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Происхождение современного спорта и физической культуры"
Раздел: начальное образование
Содержание
Введение................................................................................................................... 3
1. Происхождение современного спорта и физической культуры......................5
2. Развитие физической культуры в России.......................................................... 6
Заключение.............................................................................................................10
Введение
Одной
из
существенных
закономерностей
развития
отечественной
истории физической культуры и спорта (ИФКиС) как учебной дисциплины
является приобретение эволюционной структуры программного материала,
ориентированного
на
эмпирический
опыт
с
конкретным
определением
условий, места и времени в аспекте социально-экономических отношений.
Вместе с тем, будучи зависимой от практики, ИФКиС как учебная
дисциплина воздействовала и воздействует на практическую деятельность в
подготовке специалиста - "Педагога по физической культуре и спорту" с
конкретным
его
уровнем
знаний
в
аспекте
историко-гуманистического
потенциала.
1
В
контексте
становления
личности-педагога
ИФКиС
способствует
осознанию
личностной
и
социальной
значимости
своей
профессии,
овладению конкретным мировоззрением, дидактикой.
Нам
сравнительно
легко
утверждать
"абсолютные
истины"
в
исторических
событиях
с
высоты
100-летнего
юбилея
возрождения
Игр
Олимпиад, открытия курсов П.Ф. Лесгафта и осуждать тех, кто активно не
участвовал или с иронией отзывался о деятельности французского гуманиста-
пацифиста, барона Пьера де Кубертена, в том числе и "первопроходцев"
отечественного физкультурного образования.
Давайте
будем
разбираться
и
попробуем
понять
тех,
кто
первым
популяризовал физическую культуру "для всех" или "спорт для всех", а потом
поставим вопрос: что бы делал ты, я (мы - современники) тогда, в то время,
на
том
конкретном
этапе,
когда
Россия
не
принимала
участия
в
Играх
Олимпиад? Почему итоги физкультурного движения наши предшественники
и современники оценивают по-разному? Почему так, а не иначе?
1 Виноградов П.А. Основам Законодательства Российской Федерации "О физической
культуре и спорте" - долгую жизнь // Теория и практика физической культуры, 1993, № 8.
2
Указанная
проблема
обсуждалась
на
многих
научных
конгрессах,
конференциях, симпозиумах и т.д.
Некоторые из них, в том числе международные - например, семинары в
Варшаве
(Humanistyczne
wartosci
sportu,
1976;
Kulturowe
wartosci
sportu,
1981),
международный
конгресс
в
Хельсинки
(Sport
and
International
Understanding, 1984), международный семинар социологов спорта в Готенба,
Япония, (Sport and Humanism, 1988) и др. - специально были посвящены
данной проблеме.
2
Наконец,
важно
учитывать
не
отдельные
факты,
касающиеся
воздействия
спорта
на
человека
и
отношения
между
людьми,
а
все
их
многообразие. К каким же выводам приводит такая методология анализа
гуманистического значения спорта, его места в современной культуре?
2 Долуцкий И.И. Отечественная история. - М.: Мнемозина, 1994.
3
1. Происхождение современного спорта и физической
культуры
То сложное, противоречивое, многофакторное и многофункциональное
явление, которое мы называем "современным спортом", имеет свои истоки в
начале XXVII в., а в знакомые нам формы оно организовалось на переломе
XIX-XX веков.
3
Современный спорт возникает несколько иначе, чем античный. Его
появление связано с развитием буржуазной городской культуры, и истоки
лежат
не
в
потребностях
физического
совершенствования
и
не
в
традиционных
формах
праздников,
а
преимущественно
в
новых
возможностях
досужного
развлечения.
Если
атлетам
древно сти
покровительствовали
боги
и
сами
атлеты
приближались
к
богам
своим
совершенством, то спорт нового времени рожден, скорее, скукой и азартом.
Л.
Кун
в
своей
книге
"Всеобщая
история
физической
культуры
и
спорта"
отмечает,
что
наиболее
существенную
роль
в
возникновении
и
развитии спорта в Англии сыграли скачки. Сам термин "тренинг" вышел из
скаковых конюшен и первоначально подразумевал подготовку лошадей к
соревнованиям.
4
Конные
забеги
всегда
собирали
большое
количество
зрителей,
заключавших
пари
и
делавших
ставки.
Азарт,
к
тому
же
искусственно
подогреваемый,
весьма
часто
приводил
к
потасовкам,
которые
также
привлекали
живой
интерес
публики
и
возбуждали
страсти.
Для
урегулирования
стычек
были
составлены
определенные
правила,
превратившие их в самостоятельный вид зрелищных состязаний.
На рубеже XVIII-XIX веков в Англии было уже несколько десятков
боксерских
школ,
и
в
одной
из
них
брал
уроки
поэт
Байрон.
Бокс,
3 Кулинко Н.Ф. История физической культуры. Оренбург, 1994.
4 Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М.: Радуга, 1982. - 11.
4
развиваемый как искусство защиты, получил популярность, прежде всего как
зрелище.
Скоро бокс стал одним из самых популярных видов спорта, хотя в
Европе он распространялся медленно. Зато США он завоевал стремительно и
главным
образом
благодаря
бизнесменам
и
менеджерам,
начавшим
зарабатывать
на
этом
столь
подходящем
духу
и
стилю
американской
вольницы
зрелище.
Бокс
стал
искусством
улицы,
бара
и
ринга.
Таковы
предпосылки и обстоятельства возникновения бокса в его нынешнем виде.
5
Но не менее четко обнаружилась и другая, противоположная, линия -
возникновение
спорта
как
формы
досужной,
развлекательно-игровой,
неутилитарной
деятельности.
Здесь
также
не
шла
речь
о
физическом
совершенствовании и о ценности человеческой пластики, а лишь о приятном
и
полезном
времяпрепровождении,
об
оздоровительном
воздействии
физической
активности.
Таково
содержание
аристократического
спорта
-
клубов верховой езды, яхтенных и охотничьих клубов.
Важно указать и еще на одну тенденцию, поначалу не очень явную, но
к концу XIX в. ставшую определяющей в конституировании спорта в его
современном виде.
Имеется в виду, во-первых, объективная социальная потребность в
развитии
системы
физического
воспитания,
настоятельно
возникшая
в
условиях рынка свободного труда и в условиях превращения образования и
воспитания в область общенационального интереса, а во-вторых, усвоение
общественным
сознанием
гуманистических
идей,
взглядов
и
идеалов
Просвещения, особенно идущих от Руссо идей о естественном и свободном
человеке.
Одной
из
самых
важных
и
решающих
причин
быстрого
развития
спорта
как
части
культуры
современного
общества
было
введение
физического воспитания в программы школьного образования. Пионерская
заслуга в этом принадлежит ректору колледжа Регби Т. Арнольду. Суть его
5 Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М.: Радуга, 1982. - 11.
5
реформы школьного воспитания состояла в том, чтобы старшие и более
сильные подростки были не глумливыми тиранами младших и слабых, а их
покровителями и организаторами.
Арнольд
посчитал,
что
этого
возможно
достичь
посредством
спортивных состязаний, исходя из того, что лучшие в играх и состязаниях,
как
правило,
являются
и
лидерами
молодежных
групп,
внутри
которых
обычно соблюдаются дисциплина и определенные правила чести. Отсюда и
его
педагогический
принцип:
через
игру
и
спортивные
состязания
-
к
воспитанию и учебе.
6
2. Развитие физической культуры в России
В 20-30-е гг. ситуация в спортивном движении стала особенно сложной
и
противоречивой.
7
В
большой
степени
она
стала
определяться
политическими целями и интересами. Это послужило основанием для того,
чтобы государство стало все больше и больше осуществлять патронат над
спортом и даже превращать его институты в часть своего аппарата. Заметим,
что для развития спорта это не всегда было плохо.
В СССР развитие физической культуры и спорта представляло одно из
направлений
"культурной
революции".
Государственные
программы
всеобщего физического воспитания, поддержки физкультурных и спортивных
организаций,
включение
физкультурно-спортивных
объектов
в
планы
гражданского
строительства
в
первые
десятилетия
советской
власти
позволили
значительно
поднять
общий
уровень
физической
культуры
в
стране и сделать спорт заметным явлением культурной жизни.
В сферу физической культуры и спорта были вовлечены различные
группы
населения:
промышленные
рабочие,
учащиеся,
женщины.
Это
физкультурно-спортивное движение было любительским в самом лучшем и,
6 Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М.: Радуга, 1982. - 11.
7 Кулинко Н.Ф. История и организация физической культуры. - М.: Просвещение. 1982.
6
может
быть,
точном
значении
этого
слова,
ибо
представляло
собой
недосужные
и
развлекательные
занятия,
а
с
увлечением
и
энтузиазмом
выполняемую жизненную программу.
Оптимистическое
мироощущение
первых
лет
революции
и
пропагандируемый
идеал
свободного
гармоничного
человека
нового
общества спорт выражал так искренне и ярко, что и искусство открыло в нем
свой новый материал и нового героя. Достаточно вспомнить хотя бы такие
произведения,
как
"Раздолье"
А.
Дейнеки,
"У
старта"
П.
Кузнецова,
скульптурную группу "Футболисты" И. Чайкова, чтобы представить светлую
атмосферу тех лет. И казалось, что поддержка социалистического государства
- самая надежная гарантия неуклонного, быстрого и успешного развития
спортивного движения для достижения общественного идеала гармонично
развитой
личности.
В
это
верили
миллионы
людей,
возможно,
и
само
государство, и для этой веры были объективные предпосылки. К сожалению,
в реальной истории оправдались далеко не все эти романтические надежды.
8
В промышленно развитых странах мира в 20-30-е годы отношение к
спорту
также
существенно
изменилось,
в
том
числе
и
со
стороны
государственных учреждений, которые прежде едва различали его в поле
своих
интересов
и
задач.
Спортивные
успехи
становились
показателем
национального престижа, и главную роль в этом принципиальном изменении
статуса спорта сыграли получившие к этому времени невиданное развитие
средства
массовой
информации.
Они
придали
спорту
ту
популярность,
которая поставила его героев в один ряд со звездами кино, что обернулось и
материальным интересом и высокой социальной престижностью.
Но картина постепенно менялась. Огосударствление сферы физической
культуры и спорта, приобретшее к 60-м гг. почти всеобщий характер, волей
или неволей придавало ей другую направленность и функциональность, а
именно - делало ее инструментом государства и государственной политики,
8 Кулинко Н.Ф. История и организация физической культуры. - М.: Просвещение. 1982.
7
которая,
к
сожалению,
далеко
не
всегда
соответствует
действительным
интересам народа и гуманистическим идеалам.
Так,
жесткая
классовая
конфронтация
20-50-х
гг.
противопоставила
"буржуазный" и "пролетарский" спорт, что в значительной мере ограничило
возможности спорта как явления общечеловеческой культуры, а в нашей
стране затормозило его развитие.
Ценности
физического
совершенства,
пластической
гармонии
как
важнейших составляющих индивидуальной свободы и высокого творческого
потенциала
личности
в
этих
условиях
все
более
уступали
интересам
политических выигрышей, чаще всего сиюминутных и весьма эфемерных,
которые можно было получить, используя формы спорта и его организации.
Спорт все чаще стал использоваться в качестве карты в политической игре.
Причем,
чем
большую
популярность
он
приобретал,
тем
большим
авторитетом он пользовался в этой игре.
И еще одно важное следствие возникало из процесса огосударствления
спорта - его бюрократизация.
9
Управление как естественная и органичная
д е я т е л ь н о с т ь
с п о р т и в н ы х
о б щ е с т в ,
с о ю з о в
и
д в и ж е н и й ,
саморегулирующихся
в
интересах
своих
участников,
постепенно
превратилось
в
мощную
"контору",
управляющую
спортом
не
столько
в
интересах его собственного развития, сколько в своих интересах, превратив
спорт в питательную почву для таких интересов и, следовательно, начало эту
почву иссушать и разрушать.
И все же 50-60-е гг. - это время взлета и расцвета спорта, почти
всеобщей эйфории по поводу его достоинств и возможностей преобразовать
человека и мир в целом в новые, более совершенные формы. Причины этой
эйфории были вполне уважительными, и мир отдавался ей с известным
удовольствием. Ведь это были годы относительно спокойного развития мира,
только что вышедшего из сокрушительных коллизий революций и мировых
войн. Это были годы укрепляющегося благосостояния довольно широких
9 Кулинко Н.Ф. История и организация физической культуры. - М.: Просвещение. 1982.
8
слоев
населения,
определенной
уверенности
в
будущем,
заметного
увеличения досуга в бюджете времени средних социальных слоев и классов,
а также годы быстрого развития индустрии развлечений и средств массовой
информации, в первую очередь телевидения.
Особенно важно, что спорт в 60-е гг. создал как бы некое единое
пространство культуры современного общества.
Возникла
и
стала
быстро
расширяться
сеть
международных
соревнований самого различного уровня и ранга, среди которых, бесспорно,
верховенствующую роль играли олимпийские игры.
Быстро рос престиж спортивной победы, поскольку атлеты и команды
выступали
как
представители
стран,
наций,
регионов,
как
выразители
и
защитники их "спортивной чести" (появилось и такое понятие). То же самое
можно сказать о клубах и громадной массе их болельщиков и приверженцев.
Репрезентативность
стала
важнейшей
характеристикой
спорта
и
существенным условием его развития.
10
10 Гибер Б.В. Новый этап в физкультурном движении. М.-Л., 1990.
9
Заключение
Спорт создал и новую культурную, в том числе художественную, среду,
ибо спортивные сооружения - стадионы, дворцы спорта, манежи, площадки,
треки, бассейны и т.п. - не только стали важными объектами архитектуры, но
и
оказали
существенное
влияние
на
всю
организацию
и
планировку
поселений.
Для
примера
можно
указать
на
города,
бравшие
на
себя
миссию
проведения
олимпийских
игр
или
других
крупных
международных
соревнований. В культурной жизни середины века стали весьма заметны
также спортивные праздники, манифестации, парады и т.п. Они создали и
свои особые средства выразительности. Спорт определенным образом вошел
в художественную культуру современности и в том плане, что стал оказывать
существенное влияние на искусство, вообще на стиль времени, в том числе
художественный.
Более
того,
сам
спорт
стал
областью
производства
непосредственно художественных ценностей.
Большие
надежды
возлагались
на
спорт
и
в
плане
нравственного
совершенствования
общества.
Конечно,
никто
не
ожидал
от
спорта
абсолютной чистоты и непогрешимости. Но были надежды, что дружеская
расположенность
участников
соревнований,
бескорыстность
борьбы
и
ее
благородные
правила
будут
все
в
большей
и
большей
мере
определять
спортивные
отношения,
а
через
них
распространяться
в
качестве
общечеловеческих ценностей и норм общения.
Спортивная
победа
и
ее
творец
-
рекордсмен
-
воспринимались
в
качестве национальных символов, и казалось, что они в наиболее чистом
виде
воплощают
нравственные
ценности
патриотизма,
верности
долгу
и
чести.
11
Оставалось
привить
эти
качества
массовому
сознанию,
ориентированному на спорт, внедрить их средствами воспитания. Тем самым,
11 Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М.: Радуга, 1982. - 11.
10
предполагалось, будут решены многие проблемы социального, этического и
эстетического плана. Пропаганда спорта в этом направлении действовала
очень старательно и далеко не всегда безуспешно, что несомненно, следует
поставить ей в заслугу.
Но современный спорт вырос на иной почве, нежели античный, и не
обнаруживает
тенденции
к
потере
своих
функций,
к
исчезновению
из
пространства
культуры
как
его
древний
предшественник.
Наоборот,
основные
линии
и
формы
развития
современного
спорта
нашли
в
этом
пространстве
свое
место
и
оказались
весьма
значительными
в
своем
гуманистическом и эстетическом содержании.
Современный спорт переживает кризис и довольно глубокий. Но в
кризисном состоянии находятся вся современная культура и цивилизация.
Кризис спорта не есть его разрушение, а лишь несоответствие - и часто
резкое
-
сложившихся
организационных
форм,
методов
деятельности
и
представлений о сущности и роли спорта новым социальным структурам,
новому
спектру
общественных
и
индивидуальных
потребностей,
новым
стандартам жизни.
В
заключение
отметим,
что
ретроспективный
анализ
собственного
опыта
в
системе
образования,
целостного
опыта
работы
ряда
учебных
заведений
и
консультации
с
ведущими
учеными
страны
позволили
переосмыслить эволюцию научно-методических основ ИФКиС как учебной
дисциплины
и
представить
идею
культурно-гуманистической
доминанты,
которая способствует в смысловом стержне самообучению, саморазвитию и
самообразованию
в
социуме
"педагогический
вуз
-
общеобразовательная
школа" и усовершенствованию учебно-методического комплекса.
11