Автор: Тихонова Анастасия Алексеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №78 "Фарватер"
Населённый пункт: город Казань, Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "ЭКОНОМИКО–МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НА УРОКЕ"
Раздел: полное образование
ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НА УРОКЕ.
Тихонова Анастасия Алексеевна
Учитель математики, Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Лицей №78 «Фарватер» Приволжского
района г. Казань
Одна из важнейших задач, решаемых школой на современном этапе, –
развитие у учащихся способностей самостоятельно решать жизненно важные
задачи.
В результате изучения предметной области «Математика» обучающиеся
развивают логическое и математическое мышление, получают представление о
математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся
применять математические знания при решении различных задач и оценивать
полученные
результаты;
овладевают
умениями
решения
учебных
задач;
развивают математическую интуицию; получают представление об основных
информационных процессах в реальных ситуациях.
В
условиях
перехода
к
рыночной
экономике
особую
актуальность
приобретает формирование у учащихся, в первую очередь, экономического
мышления,
обеспечивающего
понимание
сущности
происходящих
экономических процессов. Термины: предпринимательство, бизнес, банковский
кредит,
транш,
реструктуризация,
рефинансирование
и
прочие
вошли
в
лексикон
обычных
людей,
далёких
от
«большой»
экономики.
Проблемы
стремительно
развивающегося
рынка
касаются
каждого
из
нас,
они
демонстрируют
нам,
что
основу
нашей
жизни
составляют
экономические
отношения, вызывают потребность в экономических знаниях, и как следствие,
интерес к законам экономики и реалиям экономических отношений.
Под
экономической
составляющей
школьного
курса
математики
мы
подразумеваем совокупность простейших экономических понятий, их свойства
и специально подобранный набор задач, имеющих реальное экономическое
содержание,
которые
решаются
на
основании
математического
содержания
программ соответствующих классов, начиная с 5-го и до 11-го, что и сможет
обе спечить
непрерывную
экономиче скую
линию
в
м ат е м ат и ке
общеобразовательной школы.
Математическая
экономика (эконометрика,
экономико-математическое
моделирование) — сфера научной и практической деятельности, целью которой
является математически формализованное описание экономических объектов,
процессов и явлений. Основная цель экономики – это обеспечение общества
предметами
потребления.
Экономика
состоит
из
хозяйственных
единиц:
предприятия,
фирмы,
банки
и
т.д.
Надсистемой
национальной
экономики
является
природа,
общество
и
мировая
экономика.
Подсистема
состоит
из
следующих частей: производственная сфера и финансово-кредитная.
Математическая модель составляется с целью проведения определенного
эксперимента
с
конкретными
условиям
и
ожидаемыми
результатами.
Происходит
процесс
формализации
задачи
как
математической.
В
данном
случае математика способствует проведению количественного анализа модели,
помогает
предсказать
ее
поведение
в
определенных
условиях
и
дает
рекомендации по выбору наилучшего варианта решения.
Более
подробно
остановимся
на задачах
финансовой
сферы. Задачи
финансовой математики представляют в настоящее время интерес не только для
будущих финансистов и экономистов, но и для всех людей. В жизни каждый из
нас ежедневно встречается с ценами на товары и услуги. С такими задачами
приходится иметь дело при оформлении в банке сберегательного вклада или
кредита, покупке товара в рассрочку, при выплате пени, налогов, страхования. И
именно
школьная
математика
в
ответе
за
то,
чтобы
эти
встречи
не
оборачивались для людей финансовыми потерями.
Задача 1.
31 декабря 2013 года Сергей взял в банке 9 930 000 рублей в кредит под
10% годовых. Схема выплаты кредита следующая: 31 декабря каждого следую-
щего года банк начисляет проценты на оставшуюся сумму долга (то есть увели-
чивает долг на 10%), затем Сергей переводит в банк определённую сумму еже-
годного платежа. Какой должна быть сумма ежегодного платежа, чтобы Сергей
выплатил долг тремя равными ежегодными платежами?
Решение:
Пусть сумма кредита равна a, ежегодный платеж равен x рублей, а годовые
составляют k %.
Тогда
31
декабря
каждого
года
оставшаяся
сумма
долга
умножается на коэффициент
m
=
100
+
k
100
=
1
+
0 . 01k ,
где за 100% принимаем сумму долга.
После первой выплаты сумма долга составит: a
1
=am−x.
После второй выплаты сумма долга составит:
a
2
=a
1
m−x=(am−x)m−x=am
2
−xm−x=am
2
−(1+m)x.
После третьей выплаты сумма оставшегося долга:
a
3
=a
2
m−x=(am
2
−(1+m)x)m−x=am
3
−(1+m+m
2
)x=
¿
am
3
−
m
3
−
1
m
−
1
x
По условию тремя выплатами Сергей должен погасить кредит полностью,
поэтому после третьей выплаты сумма долга будет равна нулю:
am
3
−
m
3
−
1
m
−
1
x
=
0,
am
3
=
m
3
−
1
m
−
1
x ,
am
3
m
−
1
m
3
−
1
=
x
31 декабря 2013 года Сергей взял в банке 9 930 000 рублей в кредит под
10% годовых
m
=
100
+
k
100
=
1
+
0 . 01k
=
1
+
0 . 01
∗
10
=
1
+
0. 1
=
1 .1
При a = 9 930 000 и m = 1,1 получаем:
x
=
a m
3
m
−
1
m
3
−
1
=
9930000
∗
1.1
3
∗
1.1
−
1
1.1
3
−
1
=
9930000
∗
1.1
3
∗
0.1
0.331
=¿
=3 993 000 руб.
Ответ: 3 993 000 рублей.
Задача 2
Дмитрий взял кредит в банке на сумму 270 200 рублей. Схема выплата
кредита
такова:
в
конце
каждого
года
банк
увеличивает
на
10
процентов
оставшуюся сумму долга, а затем Дмитрий переводит в банк свой очередной
платеж. Известно, что Дмитрий погасил кредит за три года, причем каждый его
следующий
платеж
был
ровно
втрое
больше
предыдущего.
Какую
сумму
Дмитрий заплатил в первый раз? Ответ дайте в рублях.
Решение:
Пусть S = 270 200 рублей — величина кредита, а х (руб.) — первый платеж
Дмитрия.
Тогда
оставшиеся
два
платежа
составляли
3x и
9x рублей
соответственно.
В конце первого года долг Дмитрия после его платежа составлял (1.1S-
x) руб.; в конце второго года — ((1.1S-x)1.1-3x)
руб., а в конце третьего —
(((1.1S-x)1.1-3x)1.1-9x) руб., что составило 0 рублей, так как за три года кредит
был погашен полностью. Далее имеем:
((1.1S - x)1.1 - 3x)1.1 - 9x = 0
(1.21S - 1.1x - 3x)1.1 - 9x=0
1.331S – 1.21x – 3.3x – 9x = 0
1.331S – 13.51x = 0
x= (1.331S) / 13.51
Подставляя в это выражение S = 270 200 получаем^
x = (1.331*270200) / 13.51 = 26 620 рублей.
О т ве т : 26 620 руб.
Задача 3
31 декабря 2014 года Валерий взял в банке 1000000 рублей в кредит. Схема
выплаты
кредита
следующая.
31
декабря
каждого
следующего
года
банк
начисляет проценты на оставшуюся сумму долга, затем Валерий переводит в
банк очередной транш. Валерий выплатил кредит за два транша, то есть за два
года. В первый раз Валерий перевел в банк 660000 рублей, во второй раз –
484000 рублей. Под какой процент банк выдал кредит Валерию?
Решение.
Пусть а - процентная ставка по кредиту.
В конце первого года долг составит:
1000000 ∙ (1 + 0,01∙ а) – 660000 = 340000 + 10000∙а
В конце второго года долг составит:
(340000 + 10000∙а) ∙ (1 + 0,01∙а) – 484000.
По условию задачи кредит будет погашен за два года.
Составляем уравнение:
(340000 + 10000∙а) ∙ (1 + 0,01∙а) – 484000 = 0;
а
2
+ 134∙а – 1440 = 0
Решая квадратное уравнение, получаем, что а = 10.
Ответ: 10%
Задача 4
Фермер получил кредит в банке под определенный процент годовых. Через
год фермер в счет погашения кредита вернул в банк ¾ от всей суммы, которую
он
должен
был
банку
к
этому
времени,
а
еще
через
год
в
счет
полного
погашения кредита он внес в банк сумму на 21% превышающую величину
полученного кредита. Каков процент годовых по кредиту в данном банке?
Решение:
Пусть фермер взял кредит S руб. под p% годовых.
Через год он должен банку S(1+0,01р) руб.
Через год фермер в счет погашения кредита вернул в банк ¾ от всей
суммы, которую он должен был банку к этому времени, следовательно, ему
осталось вернуть 0,25 S(1+0,01р) руб.
Еще через год он должен банку
(0,25 S(1+0,01р)) (1+0,01р) =0,25S(1+0,01р)
2
руб.
В
счет
полного
погашения
кредита
он
внес
в
банк
сумму
на
21%
превышающую величину полученного кредита, то есть внес 1,21 S руб.
Получили уравнение: 0,25S(1+0,01р)
2
=1,21 S.
(1+0,01р)
2
=4,84
1+0,01р=2,2
p=120%
Ответ: 120 % годовых.
Литература
1.
Пучков Н. П., Денисова А. Л., Щербакова А. В., Математика в экономике:
Учебное пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002. 80 с.
2.
Международный научный журнал; «Молодой ученый», №10 (116), 2016.
108 с.
3.
Образовательный портал «Решу ЕГЭ».