Автор: Семенова Марина Олеговна
Должность: Преподаватель английского языка
Учебное заведение: ОГБПОУ ФУрмановский технический колледж
Населённый пункт: Фурманов
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие творческих способностей студентов в учебной и во внеучебной деятельности"
Раздел: среднее профессиональное
М.О. Семенова,
преподаватель английского языка.
Развитие творческих способностей студентов в учебной и во внеучебной
деятельности
Сегодня
современные
тенденции
развития
образовательных
технологий
требуют
формирования
творческих
способностей
будущего
технического
специалиста. Внедрение новых методов обучения и воспитания направлено не
только на получение новых знаний и умений, но и на развитие высшей ступени
развития личности –творческих способностей.
Творчество
–
это
созидание
нового
и
прекрасного,
оно
противостоит
разрушению, шаблону, банальности, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает
потребность
в
знании,
работу
мысли,
вводит
человека
в
атмосферу
вечного
поиска. Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Творчество
предполагает
наличие
у
человека
определенных
способностей.
Творческие
способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного
процесса обучения и воспитания.
Иностранный язык как общеобразовательный учебный предмет может и
должен
внести
свой
вклад
в
процесс
развития
творческих
способностей
обучающихся.
Современное общество заинтересовано в такой личности, которая:
умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы;
обладает критическим и творческим мышлением;
умеет грамотно работать с информацией;
коммуникабельна и контактна в обществе.
Повышение практической значимости предмета требует нового подхода к его
освоению и, в частности, создания разных вариантов его изучения.
Обучая
иностранному
языку,
мы
должны
понимать,
что
каждый
человек
индивидуален.
Перед
преподавателем
встает
задача
развития
ребенка,
его
творческих способностей, воспитания творческой личности в целом.
Развитие
творческих
способностей
—
одна
из
самых
важнейших
задач
образования,
ведь
этот
процесс
пронизывает
все
этапы
развития
личности
ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений,
привычку к свободному самовыражению, уверенности в себе. У каждого ребенка
есть талант! И таланты человека можно развивать различными способами:
Для этого необходимо:
Обеспечение благоприятной атмосферы;
Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес
ребенка;
Обогащение окружающей среды самыми разнообразными новыми для него
предметами и ситуациями с целью развития его любознательности;
Поощрение высказывания оригинальных идей;
Использование личного примера творческого подхода к решению проблемы;
Предоставление обучающимся возможности активно задавать вопросы.
Развитие творческих способностей обучающихся на занятиях по английскому
языку будет более эффективным, если будут учитываться следующие условия:
необходимость
профессионального
мастерства,
компетентно сти
преподавателя;
наличие высокой материально-технической базы;
процесс формирования творческих способностей непосредственно связан с
учебно-познавательной и практической деятельностью;
педагогические
приемы,
формы
и
методы
обучения
английскому
языку
соответствует
возрастным
индивидуальным
о собенно стям
и
психофизиологическим возможностям подростков, реализация общения с
детьми через игру;
использование
системы
личностно
и
социально
значимых
учебно-
творческих
заданий
разного
уровня
сложности,
ориентированная
на
индивидуальность ученика, степень его подготовленности;
использование внеклассной работы.
Чтобы
предлагаемые
задания
студентом
воспринимались
с
интересом,
необходимо учитывать следующие принципы:
1.
Принцип доступности заданий:
Учащиеся активны на уроке, если материал доступен для них, если они видят
реальные результаты своего труда.
2.
Принцип учета возрастных особенностей:
Учитель может добиться оптимальных результатов в обучении иностранному
языку,
если
будет
учитываться
психофизиологические
особенности
при
организации деятельности учащихся.
3.
Принцип индивидуального подхода и свободы выбора.
Индивидуальный подход в обучении основан на хорошем знании учителем детей,
каковы их природные данные, возможности, интересы. Выбор задания — хорошие
условия для развития творческих способностей: чем лучше усвоен материал, тем
выше уровень творчества.
4.
Принцип прочности и сознательности.
Принцип прочности обеспечивается:
содержательностью материала;
последовательностью и дозировкой материала;
достаточной тренировкой полученных знаний через систему творческих
заданий.
Сознательность в условиях языкового материала осуществляется через глубокое
понимание закономерностей и явлений изучаемого языка.
Это
обеспечивается
посредством
сопоставления
английского
языка
с
родным
языком, который помогает не только изучать основы иностранного языка, но и
более полно раскрыть творческие способности учащихся.
5.
Принцип коммуникативности.
Творческие задания открывают широкие возможности в варьировании ситуаций
живого общения, позволяет более эффективно постичь многие языковые явления.
6.
Принцип наглядности.
Использование
наглядных
пособий,
сюжетно-игровое
построение
процесса
обучения, разнообразные творческие работы способствуют активному усвоению
языкового материала.
7.
Принцип преемственности уроков иностранного языка с внеклассной
работой.
Сформировать устойчивый интерес к изучению иностранного языка невозможно
без связи урочной деятельности с внеклассной работой, где учащиеся в полной
мере могут проявить свои творческие способности.
Ка к и е
же Творческие
задания
в
курсе
изучения
английского
языка
используются:
1.
Учимся находить общие и различающиеся признаки.
«Лишнее слово»: студентам предлагается выбрать лишнее слово из ряда слов
и объяснить, почему он его выбрал;
cucumber, tomato, pepper, bread
potato, nectarine, kiwi, apple
cheese, salt, banana, water
2.
Учимся располагать информацию в логическом порядке: предлагается
текст, абзацы которого перепутаны, нужно расположить их в правильном
порядке.
3.
Учимся подбирать слова антонимы, синонимы.
Weak strong
Smart stupid
4.
Составляем из слов предложения.
I, book have, just, bought, this.
their, has, team, played, football, a match.
5.
Решаем кроссворды, викторины, учимся писать открытки, сообщения
и другое.
Что
касается
внеучебной
деятельности
студентов,
она
является
удобным
способом систематизации языкового материала, изученного на уроках. А если
эти
знания
систематизируются
и
обобщаются
через
интере сные,
нетрадиционные
формы
работы,
то
это
как
нельзя
лучше
способствует
формированию интереса к изучению иностранного языка. Во внеучебное время
ребята работают над докладами и рефератами, создают презентации и проекты,
отгадывают
кроссворды,
решают
ребусы
и
викторины. Внеурочная
работа
способствует
выявлению
и
развитию
способных,
талантливых
студентов,
развитию коммуникативных навыков и умений.
Внеучебная деятельность - составная часть учебно-воспитательного процесса,
одна из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная работа
в моей педагогической деятельности ориентирована на создание условий для
неформального
общения
с
группой,
имеет
выраженную
воспитательную
и
социально-педагогическую направленность.
Я
думаю,
что
внеучебная
деятельность-
это
хорошая
возможность
для
организации
межличностных
отношений
в
группе,
между
обучающимися
и
классным
руководителем
с
целью
создания
коллектива.
Ведь
в
процессе
многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных
интересов студентов, способствовать решению задач нравственного воспитания.
Моя работа с группой тесно связана с созданием условий для развития творческих
интересов студентов, включения их в художественную, спортивную и другую
деятельность (мы стараемся принимать активное участие в различных конкурсах:
мы участвовали в легкоатлетическом конкурсе, в дне первокурсника, в конкурсе
поздравительных плакатов на день учителя, где заняли 2 место.)
Целью
внеурочной
деятельности
в
группе
является,
развитие
мотивации
подростков
к
познанию
и
творчеству,
содействие
личностному
и
профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в
обществе, приобщение к здоровому образу жизни.
Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если
сам он не чужд творчеству, постоянному поиску и созиданию.
Таким
образом,
использование
творчества
в
учебной
и
внеучебной
деятельности повышает у обучающихся интерес не только к предмету, развивает
языковые
способности,
психические
процессы
учащихся,
но
и
в
целом
повышается интерес к учебе и к жизни в целом.