Напоминание

"Развитие творческих способностей студентов в учебной и во внеучебной деятельности"


Автор: Семенова Марина Олеговна
Должность: Преподаватель английского языка
Учебное заведение: ОГБПОУ ФУрмановский технический колледж
Населённый пункт: Фурманов
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие творческих способностей студентов в учебной и во внеучебной деятельности"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




М.О. Семенова,

преподаватель английского языка.

Развитие творческих способностей студентов в учебной и во внеучебной

деятельности

Сегодня

современные

тенденции

развития

образовательных

технологий

требуют

формирования

творческих

способностей

будущего

технического

специалиста. Внедрение новых методов обучения и воспитания направлено не

только на получение новых знаний и умений, но и на развитие высшей ступени

развития личности –творческих способностей.

Творчество

это

созидание

нового

и

прекрасного,

оно

противостоит

разрушению, шаблону, банальности, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает

потребность

в

знании,

работу

мысли,

вводит

человека

в

атмосферу

вечного

поиска. Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Творчество

предполагает

наличие

у

человека

определенных

способностей.

Творческие

способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного

процесса обучения и воспитания.

Иностранный язык как общеобразовательный учебный предмет может и

должен

внести

свой

вклад

в

процесс

развития

творческих

способностей

обучающихся.

Современное общество заинтересовано в такой личности, которая:

умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы;

обладает критическим и творческим мышлением;

умеет грамотно работать с информацией;

коммуникабельна и контактна в обществе.

Повышение практической значимости предмета требует нового подхода к его

освоению и, в частности, создания разных вариантов его изучения.

Обучая

иностранному

языку,

мы

должны

понимать,

что

каждый

человек

индивидуален.

Перед

преподавателем

встает

задача

развития

ребенка,

его

творческих способностей, воспитания творческой личности в целом.

Развитие

творческих

способностей

одна

из

самых

важнейших

задач

образования,

ведь

этот

процесс

пронизывает

все

этапы

развития

личности

ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений,

привычку к свободному самовыражению, уверенности в себе. У каждого ребенка

есть талант! И таланты человека можно развивать различными способами:

Для этого необходимо:

Обеспечение благоприятной атмосферы;

Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес

ребенка;

Обогащение окружающей среды самыми разнообразными новыми для него

предметами и ситуациями с целью развития его любознательности;

Поощрение высказывания оригинальных идей;

Использование личного примера творческого подхода к решению проблемы;

Предоставление обучающимся возможности активно задавать вопросы.

Развитие творческих способностей обучающихся на занятиях по английскому

языку будет более эффективным, если будут учитываться следующие условия:

необходимость

профессионального

мастерства,

компетентно сти

преподавателя;

наличие высокой материально-технической базы;

процесс формирования творческих способностей непосредственно связан с

учебно-познавательной и практической деятельностью;

педагогические

приемы,

формы

и

методы

обучения

английскому

языку

соответствует

возрастным

индивидуальным

о собенно стям

и

психофизиологическим возможностям подростков, реализация общения с

детьми через игру;

использование

системы

личностно

и

социально

значимых

учебно-

творческих

заданий

разного

уровня

сложности,

ориентированная

на

индивидуальность ученика, степень его подготовленности;

использование внеклассной работы.

Чтобы

предлагаемые

задания

студентом

воспринимались

с

интересом,

необходимо учитывать следующие принципы:

1.

Принцип доступности заданий:

Учащиеся активны на уроке, если материал доступен для них, если они видят

реальные результаты своего труда.

2.

Принцип учета возрастных особенностей:

Учитель может добиться оптимальных результатов в обучении иностранному

языку,

если

будет

учитываться

психофизиологические

особенности

при

организации деятельности учащихся.

3.

Принцип индивидуального подхода и свободы выбора.

Индивидуальный подход в обучении основан на хорошем знании учителем детей,

каковы их природные данные, возможности, интересы. Выбор задания — хорошие

условия для развития творческих способностей: чем лучше усвоен материал, тем

выше уровень творчества.

4.

Принцип прочности и сознательности.

Принцип прочности обеспечивается:

содержательностью материала;

последовательностью и дозировкой материала;

достаточной тренировкой полученных знаний через систему творческих

заданий.

Сознательность в условиях языкового материала осуществляется через глубокое

понимание закономерностей и явлений изучаемого языка.

Это

обеспечивается

посредством

сопоставления

английского

языка

с

родным

языком, который помогает не только изучать основы иностранного языка, но и

более полно раскрыть творческие способности учащихся.

5.

Принцип коммуникативности.

Творческие задания открывают широкие возможности в варьировании ситуаций

живого общения, позволяет более эффективно постичь многие языковые явления.

6.

Принцип наглядности.

Использование

наглядных

пособий,

сюжетно-игровое

построение

процесса

обучения, разнообразные творческие работы способствуют активному усвоению

языкового материала.

7.

Принцип преемственности уроков иностранного языка с внеклассной

работой.

Сформировать устойчивый интерес к изучению иностранного языка невозможно

без связи урочной деятельности с внеклассной работой, где учащиеся в полной

мере могут проявить свои творческие способности.

Ка к и е

же Творческие

задания

в

курсе

изучения

английского

языка

используются:

1.

Учимся находить общие и различающиеся признаки.

«Лишнее слово»: студентам предлагается выбрать лишнее слово из ряда слов

и объяснить, почему он его выбрал;

cucumber, tomato, pepper, bread

potato, nectarine, kiwi, apple

cheese, salt, banana, water

2.

Учимся располагать информацию в логическом порядке: предлагается

текст, абзацы которого перепутаны, нужно расположить их в правильном

порядке.

3.

Учимся подбирать слова антонимы, синонимы.

Weak strong

Smart stupid

4.

Составляем из слов предложения.

I, book have, just, bought, this.

their, has, team, played, football, a match.

5.

Решаем кроссворды, викторины, учимся писать открытки, сообщения

и другое.

Что

касается

внеучебной

деятельности

студентов,

она

является

удобным

способом систематизации языкового материала, изученного на уроках. А если

эти

знания

систематизируются

и

обобщаются

через

интере сные,

нетрадиционные

формы

работы,

то

это

как

нельзя

лучше

способствует

формированию интереса к изучению иностранного языка. Во внеучебное время

ребята работают над докладами и рефератами, создают презентации и проекты,

отгадывают

кроссворды,

решают

ребусы

и

викторины. Внеурочная

работа

способствует

выявлению

и

развитию

способных,

талантливых

студентов,

развитию коммуникативных навыков и умений.

Внеучебная деятельность - составная часть учебно-воспитательного процесса,

одна из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная работа

в моей педагогической деятельности ориентирована на создание условий для

неформального

общения

с

группой,

имеет

выраженную

воспитательную

и

социально-педагогическую направленность.

Я

думаю,

что

внеучебная

деятельность-

это

хорошая

возможность

для

организации

межличностных

отношений

в

группе,

между

обучающимися

и

классным

руководителем

с

целью

создания

коллектива.

Ведь

в

процессе

многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных

интересов студентов, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Моя работа с группой тесно связана с созданием условий для развития творческих

интересов студентов, включения их в художественную, спортивную и другую

деятельность (мы стараемся принимать активное участие в различных конкурсах:

мы участвовали в легкоатлетическом конкурсе, в дне первокурсника, в конкурсе

поздравительных плакатов на день учителя, где заняли 2 место.)

Целью

внеурочной

деятельности

в

группе

является,

развитие

мотивации

подростков

к

познанию

и

творчеству,

содействие

личностному

и

профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в

обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если

сам он не чужд творчеству, постоянному поиску и созиданию.

Таким

образом,

использование

творчества

в

учебной

и

внеучебной

деятельности повышает у обучающихся интерес не только к предмету, развивает

языковые

способности,

психические

процессы

учащихся,

но

и

в

целом

повышается интерес к учебе и к жизни в целом.



В раздел образования