Автор: Гатауллина Катерина Алексеевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 54"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: Статья
Тема: Технология проектного обучения на уроках химии
Раздел: полное образование
Технология проектного обучения на уроках химии
Метод проектов — это совокупность приёмов, действий учащихся в их
определённой последовательности для достижения поставленной задачи —
решения проблемы
лично значимой для учащихся и оформленной в виде
некоего конечного продукта.
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении
учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе
решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из
различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о
педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность
исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей
сути.
Преподавателю
в
рамках проекта отводится
роль
разработчика,
координатора,
эксперта,
консультанта.
В
основе
метода
проектов
лежит
развитие
познавательных
навыков
учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать
свои
знания,
ориентироваться
в
информационном
пространстве,
развитие
критического
и
творческого
мышления.Метод
проектов широко внедряется в образовательную практику в России благодаря
введению ФГОС общего образования (стандартов второго поколения).
Главная
цель
любого
проекта
—
формирование
различных
ключевых компетенций,
под
которыми
в
современной
педагогике
понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные
знания,
умения,
ценности,
а
также
готовность
мобилизировать
их
в
необходимой ситуации.
В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:
Рефлексивные умения;
Поисковые (исследовательские) умения;
Умения и навыки работы в сотрудничестве;
Менеджерские умения и навыки;
Коммуникативные умения;
Презентационные умения.
Метод проектов
учитывает
потребность сегодняшнего дня – смену
приоритетов
с
усвоения
готовых
знаний
на
активную
самостоятельную,
познавательную деятельность каждого ученика. При выполнении проектов
качественно меняются роли учащихся и учителя. Они различны на разных
этапах
проектирования.
Педагог
на
всех
этапах
выступает
в
роли
консультанта
и
помощника,
координатора
проекта.
Учащиеся
выступают
активными
участниками
процесса.
Акцент
делается
не
на
содержание
обучения, а на процесс применения имеющихся знаний.
Химия
–
одна
из
самых
гуманистически
ориентированных
естественных наук: ее успехи всегда были направлены на удовлетворение
потребностей
человечества.Изучение
химии
в
школе
способствует
формированию мировоззрения учащихся и целостной научной картины мира,
пониманию
необходимости
химического
образования
для
решения
повседневных жизненных проблем, воспитанию нравственного поведения в
окружающей
среде.
Учить
химии
только
традиционными
методами
невозможно, т.е. формировать химическую грамотность, обучать расчетам,
максимально включать теоретические знания.
Для реализации метода проектов в учебном процессе за основу можно
взять любую программу курса химии. Так, программа курса химии автора
И.И.
Новошинский
позволяет
органично
использовать
проектную
деятельность школьников при изучении темы, как: Водородный показатель
(рН) раствора (11 класс) профильный уровень. Учащиеся делятся на группы и
определяют рН различных напитков. В конце работы сравнивают результаты
и делают выводы.
2
Определение рН различных напитков и их влияние на здоровье
человека.
Цель: Сравнить значение рН различных напитков и выяснить влияние
на здоровье человека.
Задачи: 1) Определить кислотность соков;
2) Выяснить влияние рН раствора на процессы пищеварения в желудке
человека.
Безалкогольные напитки издавна пользуются широкой популярностью
среди всех слоев населения всех возрастных групп. Но некоторые из этих
напитков
име ют
в ы с окую кислотность,
и
их
употребление
может
инициировать разрушение зубной эмали, гастрита и появление язвы желудка.
Один из основных компонентов газированных напитков – углекислый газ
(СО
2
,
д и о к с и д
у г л е р о д а ) .
Основная
задача
этого
газа
–
уничтожение
микроорганизмов
п р и с у т с т в у ю щ и х
в
п и т ь е в о й
в о д е .
Также, углекислый газ способствует увеличению сроков хранения воды, что
б о л е е
в ы г о д н о
э к о н о м и ч е с к и .
Соединение углекислого газа с водой образует угольную кислоту. Эта кислота
весьма нестойкая и разлагается с образованием воды и углекислого газа. В
растворенном состоянии углекислый газ химически активен и вступает в
соединение с различными элементами, в том числе в организме человека.
При частом употреблении газировки угольная кислота раздражает слизистую
оболочку желудка, а углекислый газ растягивает стенки желудка, повышая
секрецию желудочного сока.
Также в состав газированных напитков входят лимонная и ортофосфорная
кислоты,
которые
также
приводят
к
раздражению
слизистой
оболочки
желудка и разрушению эмали зубов.
Целью настоящего исследования явилось изучение рН различных напитков.
рН-метри́
я
3
Водоро́
дный
показа́
тель, pH—
мера
активности
(в
очень
разбавленных
растворах она эквивалентна концентрации) ионов водорода в растворе, и
количественно
выражающая
его
кислотность,
вычисляется
как
отрицательный
(взятый
с
обратным
знаком)
десятичный
логарифм
водородных ионов, выраженной в молях на литр:
Это
понятие
было
введено
в
1909
году
датским
химиком
Серенсеном.
Показатель
называется
pH,
по
первым
буквам
латинских
слов potentia
hydrogeni— сила водорода, или pondus hydrogenii— вес водорода.
Вывод значения pH
В чистой воде при 25 C концентрации ионов водорода ([H
+
]) и гидроксид-
ионов ([OH
−
]) одинаковы и составляют 10
−7
моль/л, это напрямую следует из
определения ионного произведения воды, которое при 25°C и составляет 10
−14
моль/л.
Когда концентрации обоих видов ионов в растворе одинаковы, говорят, что
раствор
имеет нейтральную
реакцию.
При
добавлении
к
воде
кислоты
концентрация
ионов
водорода
увеличивается,
а
концентрация
гидроксид-
ионов соответственно уменьшается, при добавлении основания— наоборот,
повышается содержание гидроксид-ионов, а концентрация ионов водорода
падает.
Когда
[H
+
]>[OH
−
]
говорят,
что
раствор
является кислым
а
при
[OH
−
]>[H
+
]— щелочным.
Чтобы
избавиться
от
отрицательного
показателя
степени,
вместо
концентраций
ионов
водорода
пользуются
их
десятичным
логарифмом,
взятым с обратным знаком, который и является водородным показателем—
pH.
Методы определения значения pH
Для
определения
значения
pH
растворов
широко
используют
несколько
методик.
Водородный
показатель
можно
приблизительно
оценивать
с
помощью
индикаторов,
точно
измерять
pH-метром
или
определять
аналитически путём, проведением кислотно-основного титрования.
4
1.
Для
грубой
оценки
концентрации
водородных
ионов
широко
используются
кислотно-основные
индикаторы—
органические
вещества-красители, цвет которых зависит от pH среды. К наиболее
известным
индикаторам
принадлежат
лакмус,
фенолфталеин,
метиловый оранжевый (метилоранж) и другие. Индикаторы способны
существовать
в
двух
по-разному
окрашенных
формах—
либо
в
кислотной, либо в основной. Изменение цвета каждого индикатора
происходит в своём интервале кислотности, обычно составляющем 1—
2 единицы.
2.
Для расширения рабочего интервала измерения pH используют так
называемый универсальный индикатор, представляющий собой смесь
из
не скольких
индикаторов.
Универс а льный
и н д и к ат о р
последовательно меняет цвет с красного через жёлтый, зелёный, синий
до
фиолетового
при
переходе
из
кислой
области
в
щелочную.
Определения pH индикаторным методом затруднено для мутных или
окрашенных растворов.
3.
Использование
специального
прибора
—
pH-метра—
позволяет
измерять
pH
в
более
широком
диапазоне
и
более
точно
(до
0,01
единицы pH), чем с помощью индикаторов. Ионометрический метод
определения
pH
основывается
на
измерении
милливольтметром-
ионометром
ЭДС
гальванической
цепи,
включающей
специальный
стеклянный электрод, потенциал которого зависит от концентрации
ионов H
+
в окружающем растворе. Способ отличается удобством и
высокой
точностью,
особенно
после
калибровки
индикаторного
электрода
в
избранном
диапазоне
рН,
позволяет
измерять
pH
непрозрачных и цветных растворов и потому широко используется.
5
Эксперимент
Для измерения pH напитков использовался рН-метр DT016-A.
Диапазон
измерений
0-14
единиц
рН.
Прибор
находится
в
пластиковом
корпусе и снабжён электродом для измерения концентрации ионов Н
+
, а
также
системой
температурной
компенсации.
Для
осуществления
температурной компенсации к регистратору следует подключить вместе с рН-
метром датчик температуры.
Принцип действия рН-метра
Внутри рН-метра имеется две полуячейки. Одна из них содержит электрод
сравнения
с
известной
концентрацией
ионов
водорода
Н
+
.
Другая,
расположенная на дне электрода, является Н
+
- чувствительной стеклянной
мембраной (рН=-lg(Н
+
)). Разность потенциалов между двумя полуячейками
представляет собой выходной сигнал электрода, который несёт информацию
о рН анализируемого раствора. В корпусе прибора этот сигнал преобразуется
с
помощью
усилителя
и
подстроечного
конденсатора
в
напряжение
в
диапазоне
0-5
В,
воспринимаемое
аналого-цифровым
преобразователем
устройства регистрации и сбора данных и хранится в его памяти, а затем
может быть передан на персональный компьютер.
Технические характеристики
- Диапазон измерений 0-14 рН
- Рабочий диапазон температур 0-100 0С
- Погрешность измерения ± 2% ( во всём диапазоне измерения при условии
температурной компенсации)
- Время достижения 95 % значения измеряемой величины 10 с
Были измерены рН соков торговой марки «Добрый» (мультифруктовый,
яблочный и томатный).
Таблица 1. Изменение кислотности среды соков «Фруктовый сад»
Виды соков
pH
мультифрукт
3,73
яблоко
3,61
6
томат
4,52
Выводы:
В результате исследования различных напитков самое низкое значение рН из
фруктовых соков яблочный, следовательно, его не следует употреблять
людям с повышенной кислотностью желудка. Любая жидкость,
употребляемая перед или во время еды, понизит кислотность среды, что
замедлит переваривание пищи в желудке.Лучше всего пить сок не менее, чем
за 30 минут до приема пищи. В течение этого времени он эвакуируется из
желудка и не будет мешать пищеварению.
7