Автор: Чернова Ольга Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Школа №71"
Населённый пункт: г Рязань
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: " Падеж имен существительных"
Раздел: полное образование
Технологическая карта урока по теме «Падеж имен существительных».
МБОУ «Школа 71».
Класс 5А. Учитель: Чернова О.М. Дата:02.03.2017
Цель деятельности
учителя
Закрепить знания учащихся о падежах имен существительных
Тип урока
Актуализация знаний и умений.
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные: знать названия падежей, их значения, порядок следования, падежные вопросы; приемы правильного определения
падежа существительного; уметь определять падеж существительного; исправлять ошибки в употреблении неверного падежа;
верно указывать предлоги с указанными падежами; ставить смысловые вопросы к указанным существительным; соотносить их
с синтаксической ролью существительного в предложении.
Метапредметные: применение приобретенных на уроке знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность
использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение знаний, умений и
навыков на межпредметном уровне.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально, находить общие решения;
умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия
Методы и формы
обучения
Эвристический метод, индивидуальная, фронтальная работа, групповая.
Оборудование
Мультимедийное оборудование (проектор, компьютер, экран, раздаточный материал (карточки), презентация по теме урока.
Наглядно-
демонстрационный
материал
Презентация по теме урока, карточки (раздаточный материал)
Основные понятия
Падеж имен существительных.
Организационная структура (сценарий) урока.
Этапы урока
Обучающие и
развивающие
компоненты, задания и
упражнения
Деятельность учителя
Осуществляемая
деятельность
учащихся
Формы
организации
взаимодействия
УУД
Мотивация,
самоопределение к
учебной
деятельности
Эмоциональная и
психологическая
подготовка учащихся к
усвоению нового
материала
Вступительное слово:
Здравствуйте, ребята,
присаживайтесь. Я рада вас всех
видеть в это весеннее солнечное
утро. Давайте подарим друг другу
хорошее настроение: я улыбнусь
вам, а вы в ответ улыбнитесь мне.
-Посмотрите, пожалуйста, на
слайд. В качестве эпиграфа к
нашему уроку я подобрала вам
высказывание древне-римского
Слушают учителя,
вступают в беседу,
проверяют наличие
раздаточного
материала
Фронтальная
Познавательные:
понимают
познавательную задачу.
Регулятивные:
планируют действия.
Коммуникативные:
поддерживают диалог с
учителем.
философа, воспитателя римского
императора Нерона. (слайд 2). Как
вы понимаете это изречение?
Учиться необходимо для себя, а не
для оценок(хотя они тоже важны).
Давайте настроимся на
позитивную работу. Я вам желаю,
чтобы наш урок обогатил вас
новыми знаниями и вы получили
удовольствие от нашей
совместной работы.
-Откройте тетради, запишите
число. Классная работа.
Актуализация и
пробное учебное
действие.
Воспроизведение ранее
изученного, установление
связи.
- Ребята, возьмите карточку номер
1, давайте прочитаем слова,
которые в ней представлены:
(слайд 2)
Цирк, весна, цыган, росток,
капель, роса, словарь , вершина,
речь.
- Итак, мы прочитали слова,
посмотрите на них внимательно и
скажите, что их объединяет?
(Все слова – это имена
существительные).
Работают с
раздаточным
материалом,
отвечают на вопросы,
размышляют.
Фронтальная
Познавательные:
совершают
аналитические операции
для решения учебных
задач.
Коммуникативные:
слушают, задают вопросы
- Молодцы, ребята, вы заметили
самое важное, и определили, что
все слова относятся к именам
существительным. А давайте
вспомним, что же это, имя
существительное? (Это
самостоятельная часть речи,
которая обозначает предмет и
отвечает на вопросы кто? что? в
предложении может быть любым
членом).
-Чтобы повторить эту часть речи,
мы выполним задание «Верю-не
верю» (слайд3).
Определение темы
урока, постановка
целей и задач
Слово учителя
Люди, проживающие в Эстонии
знают 14 их названий, в
Финляндии – 15, в Дагестане их
50, в языке китайцев они вообще
отсутствуют, в мокшанском языке
их 12, а в русском языке 6. Как вы
думаете, о чем я сейчас говорила?
(о падежах). Слайд 5
- Правильно, как же вы считаете,
ребята, о чем мы сегодня будем
говорить на уроке? (О падежах).
- Совершенно верно. Тема нашего
урока «Падеж имен
существительных».
Формулируют тему
урока, цель, задачи
(вместе с учителем)
Индивидуальная.
Познавательные:
извлекают необходимую
информацию,
систематизируют знания;
Регулятивные:
планируют будущие
действия;
Коммуникативные:
строят небольшие
высказывания.
- Ребята, а как вы думаете, какую
цель мы поставим перед собой на
сегодняшнем уроке? (Повторить
падежи и падежные вопросы).
(слайд 6).
-Хорошо, но кроме цели, мы
должны поставить перед собой и
задачи. Давайте попробуем это
сделать: если мы будем говорить о
падежах имен существительных,
значит мы должны …
(Научиться правильно определять
падеж имен существительных;
употреблять существительные в
нужном падеже).
Творческая и
практическая
деятельность по
теме.
Раздаточный материал
-Парад падежей(сценка).
Ребята, сейчас мы будем работать
с карточкой номер 2. Посмотрите
на листочек внимательно, падежи
и падежные вопросы расположены
в хаотичном порядке. Вам нужно
расставить падежи по порядку и
соединить стрелочками падеж с
вопросами, на которые он
отвечает. Всем понятно задание?
Задание выполняете в парах. К
доске выходит.. Слайд7
Решают задачу,
устанавливают
соответствия,
повторяют падежи и
вопросы.
Индивидуальная
Познавательная:
вспоминают падежи;
Коммуникативная:
исправляют ошибки друг
у друга;
Личностные: желают
усовершенствовать
знания
Творческая и
практическая
деятельность
Слово учителя
Ребята, попробуем изменить по
падежам слово «снег" К доске…
- При изменении по падежам что
изменяется? (окончание). А что
получается однокоренные слова
или формы одного и того же
слова? ( формы одного и того же
слова).)
- А кто мне вспомнит, как
правильно определять падеж?
- Посмотрите на алгоритм (слайд
9).
-Записываем предложение,
выполняем синтаксический разбор
предложения, определяем падеж.
К доске…
Льет в окошко зимний месяц
золотистый свет.
- Устно охарактеризуйте
предложение. А какие
выразительные средства
используются в этом
предложении? (метафора,
эпитеты)
-Именительный, родительный и
Винительный падежи, между
собой очень похожи, и многие
даже путают нас. Как вы думаете,
почему? (Потому что обо отвечают
Слушают учителя,
вникают в
информацию,
отвечают на вопросы
Фронтальная,
индивидуальная.
на вопрос кого? при
одушевленных
существительных).Слайд 10.
-Взошло яркое солнце. Туча
закрыла солнце. Лес растет
медленно. Лесник охраняет лес.
Практическая
деятельность,
размышление о
смысле пословиц
Самостоятельная работа с
раздаточным материалом
Работаем с карточкой №3
существительного «дело»,
работаем письменно, над
существительным «дело»
указываем падеж. На это у вас
полторы минуты. ( слайд)
1. Велик телом, да мал делом.
Определяют падеж,
размышляют над
смыслом пословиц
Индивидуальная
Личностные:
высказывают
собственное мнение,
разъясняют смысл
пословиц.
Познавательные:
используют алгоритм
определения падежа
2. И умен, и крепок, и в деле гож..
3. Умен на словах, да глуп на
делах.
4. Языком не спеши, а делами не
смеши.
5. По твоим делам о тебе судят.
6. Дело знай, а правду помни.
7. За делом и день пролетел
незаметно.
- А сейчас давайте проверим, что у
вас получилось? И как вы поняли
смысл пословиц. (Проверяем).
Регулятивные:
исправляют ошибки,
дополняют ответы,
раскрывают смысл
пословиц
Физкульминутка
Слушают учителя,
выполняют задание
Выполняют
упражнения,
Фронтальная
Закрепление
изученного
материала, работа с
учебником.
Рассматривают таблицу,
анализируют ее, работа с
учебником.
-Ребята,. Давайте посмотрим на
слайд.. Мы видим, что почти у
каждого падежа есть предлоги. А
как вы думаете, почему
Именительный падеж один
остался без предлогов? (Потому
что сущ. в И.п. являются
подлежащими, а у подлежащего
предлогов не бывает.) Слайд
Выполняют
упражнение по
цепочке,
аргументируют
ответы.
Индивидуальная
работа,
фронтальная.
Регулятивные:
контролируют
выполнение действий,
исправляют ошибки,
осознают правило
контроля.
Личностные: желают
выполнить работу
безошибочно.
Коммуникативные:
задают уточняющие
вопросы.
Подведение итогов,
домашнее задание.
рефлексия.
Составление синквейна
.Работа с листом
самооценки.
Ребята, подведем итоги, составим
синквейн на тему «Падежи.
А сейчас возьмите в руки лист
самооценки и заполните его.
Параграф 96, упражнение 530.
Оценивают свою
работу на уроке,
делятся
впечатлениями.
Индивидуальная
Личностные:
развитие самооценки
личности;
формирование
адекватной позитивной
самооценки.
Регулятивные:
с о о т н о с и т ь
ц е л и
и
р е з у л ь т а т ы
с в о е й
деятельности;
о п р е д е л я т ь
с т е п е н ь
у с п е ш н о с т и
р а б о т ы
согласно критериям;
осуществление итогового
и
пошагового
контроля
по результату.
Коммуникативные:
с о б л ю д а т ь
н о р м ы
культуры речи в процессе
учебной
деятельности
и
речевой практики;
с л ы ш ат ь
и
с л у ш а т ь
других,
быть
готовым
корректировать
свою
точку зрения;
с т р о и т ь
с в я з а н н о е
монологическое
высказывание.
Познавательные УУД:
Анализировать,
сравнивать,
группировать, делать
выводы.
Домашнее задание
Параграф 96, упражнение 525.