Напоминание

" Падеж имен существительных"


Автор: Чернова Ольга Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Школа №71"
Населённый пункт: г Рязань
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: " Падеж имен существительных"
Раздел: полное образование





Назад




Технологическая карта урока по теме «Падеж имен существительных».

МБОУ «Школа 71».

Класс 5А. Учитель: Чернова О.М. Дата:02.03.2017

Цель деятельности

учителя

Закрепить знания учащихся о падежах имен существительных

Тип урока

Актуализация знаний и умений.

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные: знать названия падежей, их значения, порядок следования, падежные вопросы; приемы правильного определения

падежа существительного; уметь определять падеж существительного; исправлять ошибки в употреблении неверного падежа;

верно указывать предлоги с указанными падежами; ставить смысловые вопросы к указанным существительным; соотносить их

с синтаксической ролью существительного в предложении.

Метапредметные: применение приобретенных на уроке знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность

использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение знаний, умений и

навыков на межпредметном уровне.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально, находить общие решения;

умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия

Методы и формы

обучения

Эвристический метод, индивидуальная, фронтальная работа, групповая.

Оборудование

Мультимедийное оборудование (проектор, компьютер, экран, раздаточный материал (карточки), презентация по теме урока.

Наглядно-

демонстрационный

материал

Презентация по теме урока, карточки (раздаточный материал)

Основные понятия

Падеж имен существительных.

Организационная структура (сценарий) урока.

Этапы урока

Обучающие и

развивающие

компоненты, задания и

упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формы

организации

взаимодействия

УУД

Мотивация,

самоопределение к

учебной

деятельности

Эмоциональная и

психологическая

подготовка учащихся к

усвоению нового

материала

Вступительное слово:

Здравствуйте, ребята,

присаживайтесь. Я рада вас всех

видеть в это весеннее солнечное

утро. Давайте подарим друг другу

хорошее настроение: я улыбнусь

вам, а вы в ответ улыбнитесь мне.

-Посмотрите, пожалуйста, на

слайд. В качестве эпиграфа к

нашему уроку я подобрала вам

высказывание древне-римского

Слушают учителя,

вступают в беседу,

проверяют наличие

раздаточного

материала

Фронтальная

Познавательные:

понимают

познавательную задачу.

Регулятивные:

планируют действия.

Коммуникативные:

поддерживают диалог с

учителем.

философа, воспитателя римского

императора Нерона. (слайд 2). Как

вы понимаете это изречение?

Учиться необходимо для себя, а не

для оценок(хотя они тоже важны).

Давайте настроимся на

позитивную работу. Я вам желаю,

чтобы наш урок обогатил вас

новыми знаниями и вы получили

удовольствие от нашей

совместной работы.

-Откройте тетради, запишите

число. Классная работа.

Актуализация и

пробное учебное

действие.

Воспроизведение ранее

изученного, установление

связи.

- Ребята, возьмите карточку номер

1, давайте прочитаем слова,

которые в ней представлены:

(слайд 2)

Цирк, весна, цыган, росток,

капель, роса, словарь , вершина,

речь.

- Итак, мы прочитали слова,

посмотрите на них внимательно и

скажите, что их объединяет?

(Все слова – это имена

существительные).

Работают с

раздаточным

материалом,

отвечают на вопросы,

размышляют.

Фронтальная

Познавательные:

совершают

аналитические операции

для решения учебных

задач.

Коммуникативные:

слушают, задают вопросы

- Молодцы, ребята, вы заметили

самое важное, и определили, что

все слова относятся к именам

существительным. А давайте

вспомним, что же это, имя

существительное? (Это

самостоятельная часть речи,

которая обозначает предмет и

отвечает на вопросы кто? что? в

предложении может быть любым

членом).

-Чтобы повторить эту часть речи,

мы выполним задание «Верю-не

верю» (слайд3).

Определение темы

урока, постановка

целей и задач

Слово учителя

Люди, проживающие в Эстонии

знают 14 их названий, в

Финляндии – 15, в Дагестане их

50, в языке китайцев они вообще

отсутствуют, в мокшанском языке

их 12, а в русском языке 6. Как вы

думаете, о чем я сейчас говорила?

(о падежах). Слайд 5

- Правильно, как же вы считаете,

ребята, о чем мы сегодня будем

говорить на уроке? (О падежах).

- Совершенно верно. Тема нашего

урока «Падеж имен

существительных».

Формулируют тему

урока, цель, задачи

(вместе с учителем)

Индивидуальная.

Познавательные:

извлекают необходимую

информацию,

систематизируют знания;

Регулятивные:

планируют будущие

действия;

Коммуникативные:

строят небольшие

высказывания.

- Ребята, а как вы думаете, какую

цель мы поставим перед собой на

сегодняшнем уроке? (Повторить

падежи и падежные вопросы).

(слайд 6).

-Хорошо, но кроме цели, мы

должны поставить перед собой и

задачи. Давайте попробуем это

сделать: если мы будем говорить о

падежах имен существительных,

значит мы должны …

(Научиться правильно определять

падеж имен существительных;

употреблять существительные в

нужном падеже).

Творческая и

практическая

деятельность по

теме.

Раздаточный материал

-Парад падежей(сценка).

Ребята, сейчас мы будем работать

с карточкой номер 2. Посмотрите

на листочек внимательно, падежи

и падежные вопросы расположены

в хаотичном порядке. Вам нужно

расставить падежи по порядку и

соединить стрелочками падеж с

вопросами, на которые он

отвечает. Всем понятно задание?

Задание выполняете в парах. К

доске выходит.. Слайд7

Решают задачу,

устанавливают

соответствия,

повторяют падежи и

вопросы.

Индивидуальная

Познавательная:

вспоминают падежи;

Коммуникативная:

исправляют ошибки друг

у друга;

Личностные: желают

усовершенствовать

знания

Творческая и

практическая

деятельность

Слово учителя

Ребята, попробуем изменить по

падежам слово «снег" К доске…

- При изменении по падежам что

изменяется? (окончание). А что

получается однокоренные слова

или формы одного и того же

слова? ( формы одного и того же

слова).)

- А кто мне вспомнит, как

правильно определять падеж?

- Посмотрите на алгоритм (слайд

9).

-Записываем предложение,

выполняем синтаксический разбор

предложения, определяем падеж.

К доске…

Льет в окошко зимний месяц

золотистый свет.

- Устно охарактеризуйте

предложение. А какие

выразительные средства

используются в этом

предложении? (метафора,

эпитеты)

-Именительный, родительный и

Винительный падежи, между

собой очень похожи, и многие

даже путают нас. Как вы думаете,

почему? (Потому что обо отвечают

Слушают учителя,

вникают в

информацию,

отвечают на вопросы

Фронтальная,

индивидуальная.

на вопрос кого? при

одушевленных

существительных).Слайд 10.

-Взошло яркое солнце. Туча

закрыла солнце. Лес растет

медленно. Лесник охраняет лес.

Практическая

деятельность,

размышление о

смысле пословиц

Самостоятельная работа с

раздаточным материалом

Работаем с карточкой №3

существительного «дело»,

работаем письменно, над

существительным «дело»

указываем падеж. На это у вас

полторы минуты. ( слайд)

1. Велик телом, да мал делом.

Определяют падеж,

размышляют над

смыслом пословиц

Индивидуальная

Личностные:

высказывают

собственное мнение,

разъясняют смысл

пословиц.

Познавательные:

используют алгоритм

определения падежа

2. И умен, и крепок, и в деле гож..

3. Умен на словах, да глуп на

делах.

4. Языком не спеши, а делами не

смеши.

5. По твоим делам о тебе судят.

6. Дело знай, а правду помни.

7. За делом и день пролетел

незаметно.

- А сейчас давайте проверим, что у

вас получилось? И как вы поняли

смысл пословиц. (Проверяем).

Регулятивные:

исправляют ошибки,

дополняют ответы,

раскрывают смысл

пословиц

Физкульминутка

Слушают учителя,

выполняют задание

Выполняют

упражнения,

Фронтальная

Закрепление

изученного

материала, работа с

учебником.

Рассматривают таблицу,

анализируют ее, работа с

учебником.

-Ребята,. Давайте посмотрим на

слайд.. Мы видим, что почти у

каждого падежа есть предлоги. А

как вы думаете, почему

Именительный падеж один

остался без предлогов? (Потому

что сущ. в И.п. являются

подлежащими, а у подлежащего

предлогов не бывает.) Слайд

Выполняют

упражнение по

цепочке,

аргументируют

ответы.

Индивидуальная

работа,

фронтальная.

Регулятивные:

контролируют

выполнение действий,

исправляют ошибки,

осознают правило

контроля.

Личностные: желают

выполнить работу

безошибочно.

Коммуникативные:

задают уточняющие

вопросы.

Подведение итогов,

домашнее задание.

рефлексия.

Составление синквейна

.Работа с листом

самооценки.

Ребята, подведем итоги, составим

синквейн на тему «Падежи.

А сейчас возьмите в руки лист

самооценки и заполните его.

Параграф 96, упражнение 530.

Оценивают свою

работу на уроке,

делятся

впечатлениями.

Индивидуальная

Личностные:

развитие самооценки

личности;

формирование

адекватной позитивной

самооценки.

Регулятивные:

с о о т н о с и т ь

ц е л и

и

р е з у л ь т а т ы

с в о е й

деятельности;

о п р е д е л я т ь

с т е п е н ь

у с п е ш н о с т и

р а б о т ы

согласно критериям;

осуществление итогового

и

пошагового

контроля

по результату.

Коммуникативные:

с о б л ю д а т ь

н о р м ы

культуры речи в процессе

учебной

деятельности

и

речевой практики;

с л ы ш ат ь

и

с л у ш а т ь

других,

быть

готовым

корректировать

свою

точку зрения;

с т р о и т ь

с в я з а н н о е

монологическое

высказывание.

Познавательные УУД:

Анализировать,

сравнивать,

группировать, делать

выводы.

Домашнее задание

Параграф 96, упражнение 525.



В раздел образования