Автор: Борноволокова Розалия Насибулловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №1
Населённый пункт: город Богданович, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Психологические и педагогические условия формирования коммуникативной компетенции младших школьников"
Раздел: начальное образование
Психологические
и
педагогические
условия
формирования
коммуникативной
компетенции
младших
школьников
Для эффективного формирования коммуникативной компетенции как
результата
начального
общего
образования
нужно
включать
младших
школьников в коммуникативную деятельность.
Младший школьный возраст – это значимый этап развития человека. С
началом
обучения
в
школе
у
ребенка
меняется
его
социальный
статус,
социальная
роль.
Он
начинает
заниматься
общественно-полезной
деятельностью,
его
действия
становятся
социально-значимыми
и
их
оценивают.
Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является
учебная
с
элементами
игровой,
которая
определяет
развитие
всех
психических процессов ребёнка, задаёт появление основных психических
новообразований.
Изменяется
познавательная
и
интеллектуальная
сфера
деятельности. Происходит формирование произвольной памяти. Младший
школьник
осваивает
более
сложные
приёмы
запоминания,
научается
выполнять
ряд
последовательных
операций
в
уме,
у
него
формируется
произвольное внимание.
В начальной школе у учащихся происходит развитие эмоционально-
мотивационной
сферы.
Установление
бесконфликтных
отношений
с
одноклассниками
и
учителем
происходит
благодаря
тому,
что
ученики
начальной
школы
начинают
контролировать
свои
поступки,
у
них
сокращается импульсивность поведения.
В
результате
смены
ведущего
вида
деятельности
у
ребенка
нужно
развивать
такое
качество,
как
воля.
Младшему
школьнику
необходимо
научиться сосредотачиваться на малоинтересных вещах, научиться доводить
до
конца
начатое
дело.
К
окончанию
начальной
школы
у
учащихся
формируется важная волевая черта характера – настойчивость. Это позволяет
ребёнку
добиваться
успеха
в
учебе,
общении
или
другой
деятельности.
Наряду с волевыми качествами характера младшего школьника развиваются
чувства коллективизма, честности, чувства долга, взаимовыручки и другие
нравственные черты.
С поступлением в школу перед младшим школьником расширяется
социальное
пространство,
изменяются
его
социальные
отношения,
расширяется
круг
общения,
возникают
новые
виды
отношений.
Сфера
«ребенок – взрослый» делится на две составляющие: «ребенок – родители» и
«ребенок – учитель». Сфера «ребенок – учитель» становится определяющей
для отношений ребенка с родителями и детьми. От того, как ребёнок будет
справляться с новой ролью ученика, зависит его место среди окружающих и
отношения с ними. Ребёнок начинает сравнивать себя с другими детьми в
классе, в школе, что является основой возникновения самооценки: «уровень
моих
запросов
к
самому
себе,
к
своему
успеху,
к
своему
положению»
возникает именно к семи годам.
Развитие межличностных отношений младших школьников происходит
через решение учебных задач, организацию совместной деятельности, что
является поводом для общения. В младшем школьном возрасте благодаря
осознанию смысла дружбы, ценности друзей
происходит формирование
умения дружить.
Формирование личности младшего школьника в общении с учителем,
одноклассниками и родителями приводят к более осознанным, глубоким,
произвольным,
внеситуативным
проявлениям
чувств.
Особые
формы
сопереживания,
эмоции
предвосхищают
ход
решения
коммуникативной
задачи и у младшего школьника «появляется логика чувств».
Для
ребёнка
его
успехи
и
неудачи
в
обучении
или
в
общении,
становятся причиной возникновения чувства компетентности или чувства
неполноценности.
Развитие мышления и речи в младшем школьном возрасте является
условием формирования системы мыслительных действий, таких как анализ,
планирование и рефлексия. Речь для младшего школьника является средством
общения.
Наряду со всеми новообразованиями младший школьник очень часто
испытывает затруднение в решении учебных и коммуникативных задач, пока
не
сформулирует
свои
затруднения
вслух.
«Думанье
вслух,
по
мнению
ученых, - облегчает задачу и формирует само мышление».
В этом возрасте происходит переход от наглядно-образного мышления
к словесно - логическому.
Главное
новообразование
в
начальной
школе
-
это
овладение
письменной речью, которая развивает способность к осуществлению устной
речи. Усложняет общение письменная речь, так как предполагает обращение
к отсутствующему собеседнику.
Все психологические особенности младшего школьника определяют
мотивацию коммуникативной деятельности.
М.И. Лисина выделила познавательные, деловые и личностные мотивы
общения детей. Они возникают из-за потребности учащихся во впечатлениях,
потребности
в
общении
и
потребности
в
признании
и
поддержке
соответственно.
Итак,
в
младшем
школьном
возрасте
особенно
ярко
проявляются
следующие психологические особенности:
изменение социального статуса, социальной роли учащегося;
деятельность
ребёнка
становится
общественно-полезной,
а
действия - социально-значимыми и начинают оцениваться;
формируется
произвольная
память,
внимание,
в о л я ,
настойчивость,
самооценка,
умение
дружить,
мыслительные
действия,
рефлексия;
развивается
интеллектуальная
сфера
школьника,
речевая
выразительность, коллективизм, честность, чувство долга, взаимовыручка;
происходит
становление
внутреннего
плана
действий
ребёнка,
переход от наглядно-образного мышления к словесно – логическому;
осваивается новый вид речи - письменная речь.
Формирование коммуникативной компетенции должно происходить с
учетом психологических особенностей младшего школьного возраста, как и
конструирование этого процесса.
Наличие
этих
двух
потребностей
(умение
учащегося
вступать
во
взаимодействие
с
одноклассниками,
потребность
познавательная
и
потребность
в
общении
со
взрослыми
на
новом
уровне),
позволяют
младшему школьнику включиться в учебный или коммуникативный процесс.
Если ученик может, вступая в коммуникацию с определённой целью,
самостоятельно планировать свои действия, определять партнёра и способ
общения, оценивать результат коммуникативной деятельности, то он является
субъектом коммуникативной деятельности.
От
темперамента
зависит,
потребность
ребенка
в
общении,
его
активность
или
пассивность,
спокойствие
или
инициативность
в
коммуникативной
деятельности.
Традиционно
выделяются
четыре
типа
темперамента:
холерический,
сангвинистический,
флегматический
и
меланхолический.
Также темперамент определяет темп, быстроту и ритм речи ребёнка.
Речь
холерика
обычно
торопливая,
порывистая,
напряжённая.
Во
время
общения
холерик
эмоционален,
часто
сопровождает
свою
речь
резкими
жестами.
Холерик
склонен
к
частой
смене
и
бурным
проявлениям
настроения. Выражение лица часто меняется, перепады настроения сразу же
отражаются
в
мимике.
У
сангвиника
речь
отчётливая,
с
правильными
интонациями, сопровождается выразительной мимикой, которая меняется в
соответствии с содержанием разговора. Он общительный, достаточно легко
переживает неудачи. У флегматика речь медленнее, чем у других, спокойная,
равномерная,
иногда
с
остановками,
без
резко
выраженных
эмоций,
жестикуляции
и
мимики.
Выражение
лица
во
время
разговора
меняется
редко.
А
вот
признаками
меланхолического
типа
темперамента
будет
нежелание общаться, вялая, тихая, невыразительная речь. Жесты во время
разговора отсутствуют, выражение лица еле заметны.
При
формировании
коммуникативной
компетентности
младших
школьников важным условием является наличие или отсутствие потребности
в общении, что зависит от типа темперамента.
На формирование коммуникативной компетенции оказывают влияние
особенности
социализации
младших
школьников.
Они
усваивают
опыт
общественной
жизни
и
общественных
отношений,
учатся
эффективно
взаимодействовать друг с другом.
В процессе социализации младшего школьника велика роль семьи, в
которой
особенные
семейные
отношения
между
членами,
особенные
способы взаимодействия с ребёнком.
Безынициативный,
зажатый,
неконтактный,
особенно
в
общении
со
взрослыми, агрессивный, резкий и грубый со ровесниками ребенок вырастает
в семье диктаторов.
Успешной социализации младших школьников препятствуют опека и
невмешательство.
Оптимальным типом отношений в семье для развития, воспитания и
социализации ребёнка является сотрудничество.
Итак,
в
процессе
формирования
коммуникативной
компетенции
младших
школьников
с
учётом
индивидуальных
особенностей
(тип
темперамента, особенности социализации, тип отношений в семье) должен
применяться
дифференцированный
подход,
который
позволяет
каждому
ученику иметь возможность овладеть всеми компонентами коммуникативной
компетенции
на
разном
уровне
не
ниже
базового
в
зависимости
от
его
способностей и индивидуальных особенностей личности.
Следовательно,
для
успешного
формирования
коммуникативной
компетенции младших школьников, является отказ от авторитарного стиля
педагогической
деятельности
не
только
родителей,
но
и
учителя.
Использование
авторитарного
стиля
педагогического
общения
нарушает
субъектную
позицию
ребёнка
в
коммуникативной
деятельности,
что
противоречит
принципам
формирования
коммуникативной
компетенции
младших школьников.
Попустительский
стиль
педагогического
общения
недопустим
при
формировании
коммуникативной
компетенции
младших
школьников.
Используя
данный
стиль,
педагог
минимально
включается
в
коммуникативную деятельность, стремится снять с себя ответственность за
ее результаты, то есть использует тактику невмешательства, равнодушия и
незаинтересованности.
А.А.Леонтьев считает оптимальным стилем педагогического общения -
демократический.
Учитель
при
демократическом
стиле
общения
учитель
стимулирует
учащихся
к
творчеству,
инициативе
в
коммуникативной
деятельности, создаёт условия для самореализации младших школьников.
На формирование коммуникативной компетенции младших школьников
влияют такие факторы, как:
учёт психологических особенностей младших школьников;
принятие
субъектной
позиции
младшего
школьника
в
коммуникации;
отказ от авторитарного стиля педагогической деятельности;
учёт
индивидуальных
особенностей
младших
школьников
и
дифференцированный
подход
к
формированию
коммуникативной
компетенции;
процесс
формирования
коммуникативной
компетенции
должен
опираться
на
позитивный
опыт
коммуникативной
деятельности
младших
школьников.
Для
формирования
коммуникативной
компетенции
необходимы
условия, которые способствуют этому.
Ученые В.И.Андреев, А.Я. Найн, Н.М. Яковлев, В.А.Беликов, А.М.
Пышкало и др. рассматривают как педагогические условия совокупность
содержания, форм, методов и средств, способствующих достижению целей и
решению задач.
Дидактической
основой
процесса
формирования
коммуникативной
компетенции младших школьников являются цели и задачи формирования
коммуникативной компетенции в соответствие с требованиям ФГОС НОО,
содержание
начального
образования,
формы,
методы
и
средства
формирования коммуникативной компетенции.
Все
они
отражают
содержание
педагогического
сопровождения
процесса
формирования
коммуникативной
компетенции
младших
школьников.
Итак, коммуникативная компетенция включает в себя когнитивный,
аксиологический,
интерактивный
и
эмпирический
компоненты,
формирование
которых
является
следующей
дидактической
основой
формирования коммуникативной компетенции.
Задачами
формирования
коммуникативной
компетенции
как
цели
и
результата начального образования являются:
формирование представления о видах коммуникации: на родном
и
иностранном
языках,
устной
и
письменной,
опосредованной
и
непосредственной,
речевой
и
неречевой
(когнитивного
компонента
коммуникативной компетенции);
формирование
наличия
мотивов
коммуникации:
личностных,
деловых,
познавательных
и
осознание
целей
коммуникации,
таких
как:
информационный запрос, информационный обмен, убеждение, презентация,
эмоциональное
самовыражение,
мотивированный
отказ
(аксиологического
компонента коммуникативной компетенции);
формирование умения вступать во взаимодействие различными
способами такими, как: монолог, диалог, сообщение, высказывание, диспут,
дискуссия, выступление, аргументация, вопрос, ответ, отрицание, письмо,
телефонный
разговор,
телеграмма,
SMS
(интерактивного
компонента
коммуникативной компетенции);
формирование
наличия
устойчивого
позитивного
опыта
взаимодействия (эмпирического компонента коммуникативной компетенции).
Единицами
содержания
начального
образования,
в
соответствии
с
ФГОС НОО, выступают не только традиционные представления и понятия,
но и ценности (аксиологический компонент коммуникативной компетенции),
и действия (интерактивный компонент коммуникативной компетенции). Если
учитывать
эту
специфику
начального
образования,
то
формирование
коммуникативной компетенции будет происходить наиболее эффективно. При
этом рекомендуется использовать в методике преподавания любого предмета
в начальной школе деятельностного
подхода.
Следующей
дидактической
основой
формирования
коммуникативной
компетенции
является
содержание
курса
«Литературное
чтение».
«В
современном
понимании
-
это
целостная
система,
представляющая
собой
совокупность
равноправных,
взаимодополняющих
и
взаимодействующих
составляющих».
Содержание
начального
образования
представлено
предметными
областями
учебного
плана
начального
общего
образования.
«Особенностью содержания современного начального образования является не
только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести),
но и формирование универсальных учебных действий в коммуникативной
сфере».
Отсюда
следует,
что
цель
и
задачи
по
формированию
коммуникативной
компетенции
определяют
предметное
содержание
начального образования.
Наиболее
приспособленной
к
формированию
коммуникативной
компетенции
является
предметная
область
–
«Филология».
В
начальных
классах эта предметная область представлена тремя предметами: русский язык,
литературное чтение и иностранный язык.
Содержание
курса
«Литературное
чтение»
из
предметной
области
«Филология»
способствует
формированию
коммуникативной
компетенции
младших школьников. Всё содержание данного курса представлено по видам
речевой
и
читательской
деятельности
(аудирование,
говорение).
Оно
направлено на формирование аксиологического и интерактивного компонентов
коммуникативной компетенции - коммуникативное целеполагание и умение
взаимодействовать разными способами.
В
курсе
«Литературное
чтение»
центральное
место
занимает
художественное
произведение,
которое
становится
поводом
для
взаимодействия
учащихся
друг
с
другом
и
с
учителем.
Именно
художественные
произведения
«предлагают»
детям
образцы
речевого
и
неречевого взаимодействия. Учитель, в свою очередь, может показать ребенку
способы общения, и то, что мешает общению через поступки и речь героев
художественного
произведения.
При
правильной
организации
учителем
учебного
процесса
на
уроках
литературного
чтения
у
ребёнка
появляется
уникальная возможность получить позитивный опыт взаимодействия.
Итак,
на
основании
вышесказанного
можно
сделать
вывод,
что
содержание предметного курса «Литературное чтение» области «Филология»
в
начальной
школе
способствует
формированию
компонентов
коммуникативной компетенции младших школьников.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» направлено на
получение
не
только
предметных,
но
и
метапредметных
результатов,
в
частности,
коммуникативной
компетенции
учащихся
с
учетом
их
психологических особенностей.
Так
же
содержание
учебного
предмета
«Литературное
чтение»
в
начальной
школе
имеет
потенциальные
предпосылки
для
развития
коммуникативных
действий
в
силу
действительно
универсального,
т.е.
обобщённого,
характера,
что
позволяет
рассматривать
его
как
один
из
компонентов
педагогического
сопровождения
процесса
формирования
коммуникативной компетенции младших школьников.
Еще одной дидактической основой формирования коммуникативной
компетенции
являются
разнообразные
формы
организации
учебного
процесса.
Что же такое форма в педагогической науке? В словаре Коджаспирова
Г.М.
-
это
«способ
существования
учебно-воспитательного
процесса,
оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания; завершённая
организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов».
Основной
формой
организации
обучения
по-прежнему
в
школе
является
урок.
Традиционный
урок
уже
не
соответствует
новому
содержанию обучения и формированию коммуникативной компетенции.
Согласно
ФГОС
НОО
на
уроке
должна
п р и су т с т в о ват ь
коммуникативная деятельность учащихся. То есть дети должны общаться в
паре, в группе и с учителем во время урока. Учитель должен отдавать
предпочтение коллективным, групповым и парным видам работы на уроке.
Следовательно, при конструировании урока важно соблюдать дидактические
требования:
ведущей на уроке является дидактическая цель;
дидактическая цель определяет тип урока (урок изучения нового
материала, урок закрепления нового материала, урок повторения изучаемого
материала,
контрольный
урок,
комбинированный
урок,
вводный
урок,
обобщающий урок);
тип урока детерминирует его структуру;
каждый структурный компонент урока - этап должен включать
коммуникативную деятельность учащихся, обеспечивающую решение задач
этого этапа.
Так как на уроке основной целью остается
достижение предметных
результатов,
то
обеспечить
условия
для
«включения»
учеников
в
эту
деятельность удаётся не на каждом уроке.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что урочные и
формы
организации
образовательного
процесса
имеют
потенциальные
возможности
для
формирования
коммуникативной
компетенции
младших
школьников.
Формировать
коммуникативную
компетенцию
младших
школьников
можно,
если
соблюдать
принцип
дифференциации
форм
организации
образовательного процесса. При этом формы выбираются в зависимости от
формируемого
компонента
коммуникативной
компетенции,
то
есть
в
соответствии с задачами их формирования.
Формируя когнитивный и интерактивный компоненты используются
урочные
формы
организации
образовательного
процесса.
А
для
формирования
аксиологического
и
эмпирического
компонентов
наиболее
подходящими являются внеурочные формы.
Методы
организации
коммуникативной
деятельности
младших
школьников
также
являются
дидактической
основой
формирования
коммуникативной
компетенции
как
компонента
педагогиче ского
сопровождения этого процесса. Они определяются спецификой деятельности
младших школьников.
Наиболее
оптимальными
методами
формирования
компонентов
коммуникативной компетентности младших школьников являются рассказ
учителя, объяснение, аудирование, сократическая беседа.
Так при формировании аксиологического компонента коммуникативной
компетенции
(мотивов
и
целей
коммуникации),
наиболее
подходящими
являются
методы
эмоционального
заражения,
убеждение,
педагогический
коучинг, диспут, дискуссия, эвристическая беседа, демократическая беседа.
С
помощью
упражнений,
типовых
задач,
моделирования,
коммуникативной ситуации, конструирования опосредованного сообщения,
проблемной
ситуации
формируется
интерактивный
компонент
коммуникативной
компетенции
(умения
взаимодействовать
разными
способами).
Решая
задачу
формирования
эмпириче ского
ком п о н е н т а
коммуникативной компетенции, используют диспут, дискуссию, сообщение,
реферирование, проектную деятельность, презентацию.
Б оле е
ред ко
уч ит е ля
ре а лизуют
ме тод ы
ф о р м и р о в а н и я
аксиологического
компонента
коммуникативной
компетенции
(мотивов,
целей и ценностей коммуникации). Именно поэтому остановимся на них
подробнее.
Метод
эмоционального
заражения
-
метод
передачи
позитивных
эмоций от учителя к ученику. Эмоции передаются через слово, интонацию,
мимику, жесты, взгляд, наглядные изображения, краткие письменные тексты
и
неречевые
звуки.
Так,
прямой,
открытый
взгляд,
энергичная
речь,
доброжелательные
интонации
в
обсуждении
спорных
вопросов
создают
положительный эмоциональный фон убеждения. Эмоциональное заражение
формирует определённое настроение.
В
процессе
формирования
коммуникативной
компетенции
младших
школьников нередко возникает необходимость убеждающего воздействия не
только
прямой,
но
и
обратной
направленности,
когда
акцентируются
недостатки
использования
того
или
иного
средства
коммуникации,
противоречия между целью коммуникации и способом её достижения и т. д.
Например,
если
требуется
доказать
неприемлемость
цели,
способа,
или
учитель использует тактику «доказательства от противного».
Метод убеждение – метод педагогического воздействия, при котором
педагог
обращается
к
сознанию,
чувствам
и
опыту
детей
с
целью
формирования
у
них
мотивов
и
ценностного
отношения
к
общению.
Убеждение может выступать как доказательство, как внушение или как их
комбинация. Если цель педагога - убедить учащегося в истинности какого-то
положения,
то
он
обращается
к
разуму
ребёнка,
выстраивает
логически
безупречную цепочку аргументов, что и будет доказательством. Если же цель
педагога - сформировать ценностное отношение к процессу общения или к
участникам взаимодействия, то необходимо обратиться к чувствам ученика. В
этом случае убеждение выступает как внушение. Достаточно часто педагог
обращается одновременно и к разуму, и к чувствам ребёнка.
Пример
как
метод
убеждения.
Можно
выделить
несколько
типов
примеров:
-
позитивный
пример
(примеры
успеха,
достигнутого
вследствие
удачного
взаимодействия,
личной
инициативы,
творческого
подхода
к
выполняемой работе и т.д.);
-
негативный
пример
(примеры
неудач,
постигших
людей
из-за
нежелания договариваться, из-за нежелания вникать в суть проблемы и т.д.);
-
прямой
(полностью
сформированный
на
основе
данной
коммуникативной ситуации);
-
косвенный
(не
связанный
напрямую
с
данной
коммуникативной
ситуацией, но позволяющий выделить её особенности);
- образный (притчи, литературные сюжеты и персонажи); и др.
Метод
примера
становится
более
убедительным,
если
у
учащихся
доверительное отношение к педагогу, который приводит пример.
Метод внушения (суггестия) - способ вербального и невербального
эмоционально окрашенного воздействия на аудиторию с целью создания у
младших
школьников
определённого
эмоционального
состояния
или
побуждения к действию.
Метод педагогического коучинга - метод создания (с помощью беседы
и
целенаправленного
поведения)
среды,
которая
облегчает
движение
младших
школьников
к
мотивации,
формированию
и
достижению
целей
коммуникации так, чтобы этот процесс приносил удовлетворение. Задача
педагогического коучинга – концентрация младших школьников на будущих
возможностях, а не на прошлых ошибках.
Аргументировано
защищать
свои
взгляды,
убеждать
в
них
других
людей
цивилизованными
способами
учит
диспут. Диспут - столкновение
мнений с целью формирования отношений, суждений, оценок. В то же время
требует мужества отказаться от ложной точки зрения, выдержки не отступать
от этических норм и требований.
Дискуссия – это метод обучения, который основывается на обмене
взглядами по определённой проблеме. Дискуссия – равноправное обсуждение
учителями
и
учениками
целей,
способов,
средств
коммуникации.
Она
возникает, когда перед учениками стоит вопрос, на который нет единого
ответа.
Результатом
дискуссии
может
быть
общее
соглашение,
лучшее
понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение.
Взаимосвязь способов взаимодействия и соответствующих им методов
формирования
коммуникативной
компетенции
младших
школьников
представлена в таблице.
Взаимосвязь способов взаимодействия и методов формирования
коммуникативной компетенции младших школьников
Способ взаимодействия
Метод формирования
Монолог
Рассказ ученика
Диалог
Беседы: классическая, сократическая,
демократическая
Полилог
Дискуссия, диспут, демократическая беседа,
эвристическая беседа
Телефонный разговор
Сюжетно-ролевая игра
Телеграмма, SMS
Дидактическая игра
Сообщение
Презентация
Высказывание
Беседа, дискуссия, диспут
Вывод. Для формирования коммуникативной компетенции важными
являются как психологические, так и педагогические условия.
К
психологическим
условиям
формирования
коммуникативной
компетенции относятся тип темперамента, особенности социализации, тип
отношений
в
семье.
Поэтому
должен
применяться
дифференцированный
подход
к
каждому
школьнику,
взависимости
от
его
индивидуальных
о собенно стей.
Следовательно,
для
успешного
ф о рм и р о ва н и я
коммуникативной
компетенции
младших
школьников,
является
отказ
от
авторитарного стиля педагогической деятельности не только родителей, но и
учителя. Наиболее оптимальным считается демократический стиль общения.
Педагогическими
условиями
формирования
коммуникативной
компетенции младших школьников являются цели и задачи формирования
коммуникативной компетенции в соответствие с требованиям ФГОС НОО,
содержание
начального
образования,
формы,
методы
и
средства
формирования коммуникативной компетенции.
Все
они
относятся
к
педагогическим
условиям
формирования
коммуникативной компетенции младших школьников.
Коммуникативная
компетенция
включает
в
себя
когнитивный,
аксиологический,
интерактивный
и
эмпирический
компоненты,
для
формирования которых должны быть созданы педагогические условия.
То есть содержание курса «Литературное чтение», формы организации
учебного
процесса
относятся
к
педагогическим
условиям
формирования
коммуникативной компетенции младших школьников.
Формируя когнитивный и интерактивный компоненты, используются
урочные
формы
организации
образовательного
процесса.
А
для
формирования
аксиологического
и
эмпирического
компонентов
наиболее
подходящими являются внеурочные формы.
Еще одним педагогическим условием формирования коммуникативной
компетенции младших школьников являются способы и методы обучения,
используемые учителями на уроках.
Наиболее
оптимальными
методами
формирования
компонентов
коммуникативной компетентности младших школьников являются рассказ
учителя, объяснение, аудирование, сократическая беседа.
Так при формировании аксиологического компонента коммуникативной
компетенции
(мотивов
и
целей
коммуникации),
наиболее
подходящими
являются
методы
эмоционального
заражения,
убеждение,
педагогический
коучинг, диспут, дискуссия, эвристическая беседа, демократическая беседа.
С
помощью
упражнений,
типовых
задач,
моделирования,
коммуникативной ситуации, конструирования опосредованного сообщения,
проблемной
ситуации
формируется
интерактивный
компонент
коммуникативной
компетенции
(умения
взаимодействовать
разными
способами).
Решая
задачу
формирования
эмпириче ского
ком п о н е н т а
коммуникативной компетенции, используют диспут, дискуссию, сообщение,
реферирование, проектную деятельность, презентацию.
Список литературы:
1.
Выготский,
Л.С.
Собрание
сочинений:
В
6-ти
т.
Т.4.
Детская
психология/ Под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984.-432 с., С.380
2.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной
школе : от действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В.
Бурменская,
И.
А.
Володарская
и
др.;
под
ред.
А.
Г.
Асмолова.
–
М.
:
Просвещение, 2008. – 151 с.
3.
Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь : для студ. высш. и
сред. пед. учеб. завед. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – 2-е изд.,
стер. – М. : Изд. центр «Академия», 2005. – 176 с.
4.
П р и м е р н а я
о с н о в н а я
о б р а з о в а т е л ь н а я
п р о г р а м м а
образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов]. - М. :
Просвещение, 2010. - 191с. - (Стандарты второго поколения). - С. 113
5.
Сидоров,
С.В.
Убеждающее
воздействие
в
управлении
инновационно-педагогической
деятельностью
[Электронный
ресурс]
//
Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя.
6.
Чуракова,
Р.Г.
Технология
и
аспектный
анализ
современного
урока в начальной школе. – М.: Академкнига/учебник, 2009. – 112 с.