Напоминание

Особенности взаимодействия теории и практики, как залог успеха в подготовке высококвалифицированного специалиста.


Автор: Мололкин Максим Сергеевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ВТНиГМ им.Н.Сердюкова
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Особенности взаимодействия теории и практики, как залог успеха в подготовке высококвалифицированного специалиста.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

« Волгоградский техникум нефтяного и газового машиностроения имени

Героя Советского Союза Н. Сердюкова»

Особенности взаимодействия теории и практики, как залог успеха в

подготовке высококвалифицированного специалиста.

Мололкин М.С.

Знаменитый российский академик Е.П. Велихов в одном из интервью

сказал:

«Проблемы

научно-технического

потенциала

и

инновационного

развития страны в целом коренятся в том, что промышленность, наука и

образование рассматриваются не как единый взаимоувязанный комплекс, а

как совершенно независимые друг от друга промышленные предприятия,

научно- исследовательские институты, образовательные учебные заведения,

индивидуально выживающие в промышленной, научной и образовательной

нишах мирового рынка. И цель реализуемого в России варианта рыночной

экономики заключается в достижении конкурентоспособности на мировом

рынке продукции отдельного национального промышленного предприятия,

отдельного научного или образовательного учреждения, а не доминирования

на

этом

рынке

национального

комплекса

«промышленность

-

наука

-

образование». На сегодняшний день наступил именно такой период, когда

стало необходимо взаимодействие науки, образования, производства. Хотя

академическая

наука

не

решает

конкретных

производственных

или

финансовых задач, ее открытия и достижения влияют на экономическую и

производственную

сферу

через

развитие

техники,

совершенствование

производственных

технологий,

улучшение

социальной

организации.

В

формировании культуры наукоемкого производства, основанного на знаниях,

важное

место

принадлежит

образованию,

поскольку

при

современном

производстве

высокой

сложности

становится

очевидным,

что

чем

квалифицированнее работник, чем выше его общая культура и качество его

труда. Предполагается, что интеграция образования, науки и производства

приведет к повышению инновационного потенциала российской экономики.

Задача обеспечения взаимодействия науки, образования и производства стоит

достаточно

остро

перед

учреждениями

среднего

профессионального

образования,

из-за

происходящих

структурных

изменений,

научных

и

образовательных

приоритетов,

которые

диктует

работодатель.

Условия

глобальной конкуренции требуют усиления практической направленности

образования,

а

это

в

первую

очередь

означает

повышение

требований

к

профессиональному образованию в широком смысле этого слова. Данные

учебные заведения должны подготовить не просто специалистов среднего

звена, но конкурентоспособных, квалифицированных молодых специалистов,

востребованных в данном регионе и обладающих современными знаниями,

имеющих

высокий

уровень

образованности.

Молодые

специалисты,

выпускники

учреждений

среднего

профессионального

образования

в

условиях рыночной экономики должны обладать знаниями корпоративной

этике 2158 организаций, понимать многие бизнес-процессы в организациях,

развивать

свои

профессиональные

навыки

и

компетенции,

быть

в

курсе

последних

достижений

науки,

как

нашей

страны,

так

и

других

стран.

Особенно актуальна эта проблема в условиях становления информационного

общества,

происходящего

под

воздействием

возрастающих

объемов

информации, получаемых из различных источников через глобальную сеть,

Интернет.

Именно

управленческим

решениям,

основанным

на

полной

и

актуализированной

информации,

за

счет

более

широкого

использования

информационных технологий, должна отводиться роль средствам и способам

разрешения проблем взаимодействия науки и образования с предприятиями.

Ориентация науки и образования на интересы и потребности предприятий, с

учетом

внедрения

в

деятельность

информационных

технологий,

требует

внесение

необходимых

изменений

в

их

организационную

схему

взаимодействий. При этом система каждого участника сектора исследований

и разработок должна быть ориентирована на изменяющиеся потребности

предприятий в наукоемкой продукции, отвечать требованиям динамичной и

открытой информационной среды, стимулирующей генерацию новых знаний

и

обеспечивающую

конкурентоспособность

сектора

исследований

и

разработок.

Преподавателям

учреждений

среднего

профессионального

образования

необходимо

направлять

студентов

на

развитие

своей

профессиональной

карьеры,

ведь

с

получением

диплома

среднего

профессионального образовательного учреждения они закладывают прочный

фундамент

на

свое

будущее.

И

для

того

чтобы

учреждениями

среднего

профессионального образования выпускали востребованные рабочие кадры

на

рынке

труда,

необходимо

взаимодействие

науки,

образования

и

производства.

Этой

проблеме

посвящаются

конференции,

вводятся

национальные проекты, программы, ведутся интернет обсуждения, много

публикуется информации в СМИ, организуются научные встречи ученых,

студентов, преподавателей, работодателей, все это говорит о необходимом

взаимодействии, о принятии специальных мероприятий для решения этой

проблемы, в ходе реформации среднего профессионального образования. Как

заявил на заседании Совета по науке, технологиям и образованию, В.В.

Путин,

сейчас

самое

время

«конвертировать»

создавшуюся

в

стране

политическую

и

экономическую

стабильность

в

обновление

российской

промышленности.

Залогом

реализации

этой

цели

В.В.

Путин

считает

интеграцию

возможностей

образования,

науки

и

производства

для

технического

перевооружения

национальной

экономики.

Проблема

взаимодействия

науки,

образования

и

производства

может

быть

решена

совместными усилиями представителей науки, образования и производства.

Первоочередной задачей, которую решает администрация нашего техникума

совместно

с

преподавательским

составом,

является

повышение

уровня

профессионального

образования

студентов.

Следующая

задача

-

дать

студентам

данного

заведения

рабочие

профессии,

которые

были

бы

востребованы

на

рынки

труда

города,

региона.

Третья

задача,

которая

успешно

решается

это

программа

для

улучшения

материальной

базы.

Организовано

сотрудничество

с

предприятием

социальным

партнером

Волгограднефтемаш , где студенты проходят производственную практику, гд

показывают

свои

профессиональные

навыки,

приобретенные

на

теоретических

и

практических

занятиях

в

техникуме,

а

также

видят

перспективу

дальнейшего

профессионального

роста.

Большое

значение

уделяется

активизации

заинтересованности

работодателей

в

решении

с т р ат е ги ч е с к и х

во п р о с о в

п од гото в к и

ка д р о в

и

с од е р ж а н и я

профессионального

образования,

укреплении

и

обновлении

материально-

т е х н и ч е с ко й

б а з ы

ко л л е д ж а .

Д л я

о б е с п еч е н и я

п о д г о т о в к и

высококвалифицированных рабочих и специалистов ведется систематическое

повышение

квалификации

педагогов

и

мастеров

производственного

обучения,

проводятся

конкурсы

педагогического

мастерства,

аттестация

преподавателей, открытые уроки, в

техникуме работает «Школа молодого

специалиста», где своим опытом делятся преподаватели высшей категории,

опытные и компетентные педагоги и мастера профессионального обучения.

На сегодняшний день актуален вопрос о внедрение инновационных методик

обучения, все эти мероприятия направлены на изучения проблем интеграции

производства, науки и профессионального образования. На опыте работы

нашего техникума нужно отметить что наука, образование, производство не

могут

больше

эффективно

развиваться

и

адаптироваться

к

изменениям

независимо

друг

от

друга.

Необходимо

их

взаимодействие,

которое

объективно

выгодно

каждой

из

участвующих

сторон,

как

науке

и

образованию,

так

и

производству.

Необходимо

подчеркнуть

высокую

готовность учреждений среднего профессионального образования к более

глубокому

сотрудничеству

с

производством

как

в

рамках

проекта

о

взаимодействии

науки,

образования,

производства

в

целом,

так

и

по

отдельным наукоемким кластерам. Интеллектуальный капитал, лежащий в

основе

знаний,

не

может

создаваться

и

развиваться

только

в

одном

из

секторов

-

в

науке,

в

образовании

или

в

производстве.

Нужны

взаимодействующие структуры, в которых совместными усилиями ученых,

преподавателей и производственников лягут в основу создания компонентов,

определяющих лицо новой политики и экономики нашего государства.

В

условиях

рынка

производство

требует

от

специалиста

умений

экономически

мыслить

и

творчески

трудиться,

смело

и

самостоятельно

принимать

решения,

обладать

чувством

нового,

быть

способным

к

постоянной самоподготовке, самосовершенствованию личности. Для этого

специалисту

необходимы

такие

качества,

как

организованность,

профессиональная мобильность, оперативность и точность при выполнении

работы, рациональное использование времени, самодисциплина, развитые

культурные способности. Необходимо также научиться работать, что связано

с

необходимостью

совершенствоваться

в

сфере

своей

профессиональной

деятельности:

приобретать

компетентность,

дающую

возможность

справляться с различными ситуациями.

Поэтому в теории и методике профессионального образования вопросы

профессиональной

готовности,

профессиональной

компетентности

имеют

большое

значение,

поскольку,

в

конечном

счете,

они

связаны

с

возможностями

достижения

определенного

уровня

профессионального

образования в процессе подготовки человека к труду в определенной сфере

деятельности,

а

также

выявления

и

оценки

уровня

профессиональной

подготовленности конкретного студента.

Важной

составной

частью

учебного

процесса

в

профессиональных

образовательных учреждениях является закрепление полученных знаний и

навыков на практике в реальных условиях. В современной ситуации, когда

устроиться

на

работу

выпускнику

без

опыта

крайне

сложно,

производственная практика приобретает для студентов особое значение. В

настоящее

время

работодатель

требует

разносторонне

подготовленного,

профессионально

мобильного

работника,

способного

к

эффективной

производственной

деятельности

с

первых

дней

самостоятельного

труда,

умеющего владеть собой в производственных условиях.

Цели и задачи профессиональной практики студентов определяются и

разрабатываются

на

основе

требований

федерального

государственного

образовательного

стандарта

к

выпускникам.

Традиционно

основная

цель

профессиональной

практики

выражалась

в

обеспечении

формирования

профессиональных умений и навыков, а также в развитии профессионально

значимых качеств и свойств личности студента.

Профессиональная практика выполняет важнейшие функции в системе

профессиональной подготовки студентов:

обучающую (актуализация, углубление и расширение теоретических

знаний,

их

применение

в

решении

конкретных

ситуационных

задач,

формирование навыков, умений);

развивающую (развитие

познавательной,

творческой

активности

будущих специалистов, развитие мышления, коммуникативных умений);

воспитывающую (формирование

социально

активной

личности

будущего специалиста, устойчивого интереса, любви к профессии);

диагностическую ( п р о в е р к а

у р о в н я

п р о ф е с с и о н а л ь н о й

направленности

будущих

специалистов,

степени

профессиональной

пригодности).

В

условиях

современного

производства

специалисту

недостаточно

владеть

определенной

системой

профессиональной

ЗУН,

необходим

внутренний ориентир поведения и деятельности – ценность - ценностное

отношение

к

профе ссиона льной

деятельно сти,

при

ко т о р о й

профессиональная деятельность приобретает личный смысл и расценивается

как значимое для жизнедеятельности специалиста.

Практический

опыт

нашего

техникума

позволяет

утверждать,

что

производственная

практика,

помогающая

овладеть

с м ы с л ом

профессиональной деятельности, выступает условием успешного воспитания

ценностного

отношения

к

профессии

у

студентов

колледжа.

Опираясь

на сложившиеся в работе ССУЗов подходы к организации профессиональной

практики,

на

современные

процессы

профессионального

образования

мы

делаем вывод о том, что профессиональная практика в образовательных

учреждениях

различного

типа

и

уровня

как

элемент

целостности

педагогического процесса способствует развитию и саморазвитию личности

студентов.

Профессиональная практика в техникуме характеризуется:

- целостностью - взаимосвязью и скоординированностью всех частей,

этапов, компонентов, обеспечивающих достижение цели практики;

- непрерывностью -

постепенным

опорой

на

личный

опыт

студентов, уровень их подготовленности) и поэтапным усложнением

задач,

содержания

и

форм

деятельности

с

целью

овладения

практическими

основами

профессиональной

деятельно сти;

формированием у студентов установок для прохождения следующей

профессиональной практики, определением ее перспективных задач,

обеспечивающих личностно-профессиональной рост.

- аксиологической

направленностью -

проявлением

ценностного

отношения к профессиональной деятельности на основе личностного

интереса,

рефлексии,

активности

в

саморазвитии

личности

и

в

овладении основами профессии.

Данные

особенности

профессиональной

практики

позволяют

сформировать у студентов уверенность в правильности выбора профессии и

удовлетворенность ею.

Над какими направлениями в своей деятельности необходимо усилить

работу

и

контроль

ОУ

СПО,

чтобы

будущие

специалисты

максимально

соответствовали сегодняшним требованиям?

Существующая система теоретического и практического обучения в

СПО

чаще

всего

не

учитывает

потребности

работодателя,

как

на

первоначальном

этапе,

так

и

на

протяжении

всего

процесса

обучения;

недостаточно

учитывает

отраслевую

направленность,

в

результате

чего

возникают

сложности

с

трудоустройством

и

реализацией

будущим

специалистом полученных практических навыков в конкретной должности.

Кроме этого, традиционная система подготовки специалистов в ОУ

СПО

строится

на

слабой

взаимосвязи

теоретического

и

практического

обучения, что прежде всего обусловлено уровнем организации и проведения

производственной специализированной практики.

Из

вышесказанного

следует,

что

назрела,

необходимость

создать

комфортную среду, для развития системы взаимодействия науки, образования

и

производства

реального

сектора

экономики,

позволяющей

эффективно

использовать

весь

накопленный

и

создаваемый

научно-технический

и

образовательный потенциал страны.

Литература

1.Интернет-сайт Президента Российской Федерации

2. Сайт: Президент Российской Федерации молодым ученым и специалистам.

3. Шудегов В. Е. Интеграция науки и образования как необходимое условие

инновационного

развития

экономики

России.

Высшее

профессиональное

образование и кадровая политика в современной России // Аналитический

вестник Совета Федерации ФС РФ. 2006. N 25(313).

4. Стронгин Р., Максимов Г. Опыт интеграции образования и науки // Высшее

образование в России. 2010. N 1.

5.

Некипелов

А.

Современное

экономическое

образование:

интеграция

академической науки и высшей школы // Мир перемен. 2008. N 1. 6. Приори



В раздел образования