Автор: Мололкин Максим Сергеевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ВТНиГМ им.Н.Сердюкова
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Особенности взаимодействия теории и практики, как залог успеха в подготовке высококвалифицированного специалиста.
Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
« Волгоградский техникум нефтяного и газового машиностроения имени
Героя Советского Союза Н. Сердюкова»
Особенности взаимодействия теории и практики, как залог успеха в
подготовке высококвалифицированного специалиста.
Мололкин М.С.
Знаменитый российский академик Е.П. Велихов в одном из интервью
сказал:
«Проблемы
научно-технического
потенциала
и
инновационного
развития страны в целом коренятся в том, что промышленность, наука и
образование рассматриваются не как единый взаимоувязанный комплекс, а
как совершенно независимые друг от друга промышленные предприятия,
научно- исследовательские институты, образовательные учебные заведения,
индивидуально выживающие в промышленной, научной и образовательной
нишах мирового рынка. И цель реализуемого в России варианта рыночной
экономики заключается в достижении конкурентоспособности на мировом
рынке продукции отдельного национального промышленного предприятия,
отдельного научного или образовательного учреждения, а не доминирования
на
этом
рынке
национального
комплекса
«промышленность
-
наука
-
образование». На сегодняшний день наступил именно такой период, когда
стало необходимо взаимодействие науки, образования, производства. Хотя
академическая
наука
не
решает
конкретных
производственных
или
финансовых задач, ее открытия и достижения влияют на экономическую и
производственную
сферу
через
развитие
техники,
совершенствование
производственных
технологий,
улучшение
социальной
организации.
В
формировании культуры наукоемкого производства, основанного на знаниях,
важное
место
принадлежит
образованию,
поскольку
при
современном
производстве
высокой
сложности
становится
очевидным,
что
чем
квалифицированнее работник, чем выше его общая культура и качество его
труда. Предполагается, что интеграция образования, науки и производства
приведет к повышению инновационного потенциала российской экономики.
Задача обеспечения взаимодействия науки, образования и производства стоит
достаточно
остро
перед
учреждениями
среднего
профессионального
образования,
из-за
происходящих
структурных
изменений,
научных
и
образовательных
приоритетов,
которые
диктует
работодатель.
Условия
глобальной конкуренции требуют усиления практической направленности
образования,
а
это
в
первую
очередь
означает
повышение
требований
к
профессиональному образованию в широком смысле этого слова. Данные
учебные заведения должны подготовить не просто специалистов среднего
звена, но конкурентоспособных, квалифицированных молодых специалистов,
востребованных в данном регионе и обладающих современными знаниями,
имеющих
высокий
уровень
образованности.
Молодые
специалисты,
выпускники
учреждений
среднего
профессионального
образования
в
условиях рыночной экономики должны обладать знаниями корпоративной
этике 2158 организаций, понимать многие бизнес-процессы в организациях,
развивать
свои
профессиональные
навыки
и
компетенции,
быть
в
курсе
последних
достижений
науки,
как
нашей
страны,
так
и
других
стран.
Особенно актуальна эта проблема в условиях становления информационного
общества,
происходящего
под
воздействием
возрастающих
объемов
информации, получаемых из различных источников через глобальную сеть,
Интернет.
Именно
управленческим
решениям,
основанным
на
полной
и
актуализированной
информации,
за
счет
более
широкого
использования
информационных технологий, должна отводиться роль средствам и способам
разрешения проблем взаимодействия науки и образования с предприятиями.
Ориентация науки и образования на интересы и потребности предприятий, с
учетом
внедрения
в
деятельность
информационных
технологий,
требует
внесение
необходимых
изменений
в
их
организационную
схему
взаимодействий. При этом система каждого участника сектора исследований
и разработок должна быть ориентирована на изменяющиеся потребности
предприятий в наукоемкой продукции, отвечать требованиям динамичной и
открытой информационной среды, стимулирующей генерацию новых знаний
и
обеспечивающую
конкурентоспособность
сектора
исследований
и
разработок.
Преподавателям
учреждений
среднего
профессионального
образования
необходимо
направлять
студентов
на
развитие
своей
профессиональной
карьеры,
ведь
с
получением
диплома
среднего
профессионального образовательного учреждения они закладывают прочный
фундамент
на
свое
будущее.
И
для
того
чтобы
учреждениями
среднего
профессионального образования выпускали востребованные рабочие кадры
на
рынке
труда,
необходимо
взаимодействие
науки,
образования
и
производства.
Этой
проблеме
посвящаются
конференции,
вводятся
национальные проекты, программы, ведутся интернет обсуждения, много
публикуется информации в СМИ, организуются научные встречи ученых,
студентов, преподавателей, работодателей, все это говорит о необходимом
взаимодействии, о принятии специальных мероприятий для решения этой
проблемы, в ходе реформации среднего профессионального образования. Как
заявил на заседании Совета по науке, технологиям и образованию, В.В.
Путин,
сейчас
самое
время
«конвертировать»
создавшуюся
в
стране
политическую
и
экономическую
стабильность
в
обновление
российской
промышленности.
Залогом
реализации
этой
цели
В.В.
Путин
считает
интеграцию
возможностей
образования,
науки
и
производства
для
технического
перевооружения
национальной
экономики.
Проблема
взаимодействия
науки,
образования
и
производства
может
быть
решена
совместными усилиями представителей науки, образования и производства.
Первоочередной задачей, которую решает администрация нашего техникума
совместно
с
преподавательским
составом,
является
повышение
уровня
профессионального
образования
студентов.
Следующая
задача
-
дать
студентам
данного
заведения
рабочие
профессии,
которые
были
бы
востребованы
на
рынки
труда
города,
региона.
Третья
задача,
которая
успешно
решается
это
программа
для
улучшения
материальной
базы.
Организовано
сотрудничество
с
предприятием
социальным
партнером
Волгограднефтемаш , где студенты проходят производственную практику, гд
показывают
свои
профессиональные
навыки,
приобретенные
на
теоретических
и
практических
занятиях
в
техникуме,
а
также
видят
перспективу
дальнейшего
профессионального
роста.
Большое
значение
уделяется
активизации
заинтересованности
работодателей
в
решении
с т р ат е ги ч е с к и х
во п р о с о в
п од гото в к и
ка д р о в
и
с од е р ж а н и я
профессионального
образования,
укреплении
и
обновлении
материально-
т е х н и ч е с ко й
б а з ы
ко л л е д ж а .
Д л я
о б е с п еч е н и я
п о д г о т о в к и
высококвалифицированных рабочих и специалистов ведется систематическое
повышение
квалификации
педагогов
и
мастеров
производственного
обучения,
проводятся
конкурсы
педагогического
мастерства,
аттестация
преподавателей, открытые уроки, в
техникуме работает «Школа молодого
специалиста», где своим опытом делятся преподаватели высшей категории,
опытные и компетентные педагоги и мастера профессионального обучения.
На сегодняшний день актуален вопрос о внедрение инновационных методик
обучения, все эти мероприятия направлены на изучения проблем интеграции
производства, науки и профессионального образования. На опыте работы
нашего техникума нужно отметить что наука, образование, производство не
могут
больше
эффективно
развиваться
и
адаптироваться
к
изменениям
независимо
друг
от
друга.
Необходимо
их
взаимодействие,
которое
объективно
выгодно
каждой
из
участвующих
сторон,
как
науке
и
образованию,
так
и
производству.
Необходимо
подчеркнуть
высокую
готовность учреждений среднего профессионального образования к более
глубокому
сотрудничеству
с
производством
как
в
рамках
проекта
о
взаимодействии
науки,
образования,
производства
в
целом,
так
и
по
отдельным наукоемким кластерам. Интеллектуальный капитал, лежащий в
основе
знаний,
не
может
создаваться
и
развиваться
только
в
одном
из
секторов
-
в
науке,
в
образовании
или
в
производстве.
Нужны
взаимодействующие структуры, в которых совместными усилиями ученых,
преподавателей и производственников лягут в основу создания компонентов,
определяющих лицо новой политики и экономики нашего государства.
В
условиях
рынка
производство
требует
от
специалиста
умений
экономически
мыслить
и
творчески
трудиться,
смело
и
самостоятельно
принимать
решения,
обладать
чувством
нового,
быть
способным
к
постоянной самоподготовке, самосовершенствованию личности. Для этого
специалисту
необходимы
такие
качества,
как
организованность,
профессиональная мобильность, оперативность и точность при выполнении
работы, рациональное использование времени, самодисциплина, развитые
культурные способности. Необходимо также научиться работать, что связано
с
необходимостью
совершенствоваться
в
сфере
своей
профессиональной
деятельности:
приобретать
компетентность,
дающую
возможность
справляться с различными ситуациями.
Поэтому в теории и методике профессионального образования вопросы
профессиональной
готовности,
профессиональной
компетентности
имеют
большое
значение,
поскольку,
в
конечном
счете,
они
связаны
с
возможностями
достижения
определенного
уровня
профессионального
образования в процессе подготовки человека к труду в определенной сфере
деятельности,
а
также
выявления
и
оценки
уровня
профессиональной
подготовленности конкретного студента.
Важной
составной
частью
учебного
процесса
в
профессиональных
образовательных учреждениях является закрепление полученных знаний и
навыков на практике в реальных условиях. В современной ситуации, когда
устроиться
на
работу
выпускнику
без
опыта
крайне
сложно,
производственная практика приобретает для студентов особое значение. В
настоящее
время
работодатель
требует
разносторонне
подготовленного,
профессионально
мобильного
работника,
способного
к
эффективной
производственной
деятельности
с
первых
дней
самостоятельного
труда,
умеющего владеть собой в производственных условиях.
Цели и задачи профессиональной практики студентов определяются и
разрабатываются
на
основе
требований
федерального
государственного
образовательного
стандарта
к
выпускникам.
Традиционно
основная
цель
профессиональной
практики
выражалась
в
обеспечении
формирования
профессиональных умений и навыков, а также в развитии профессионально
значимых качеств и свойств личности студента.
Профессиональная практика выполняет важнейшие функции в системе
профессиональной подготовки студентов:
обучающую (актуализация, углубление и расширение теоретических
знаний,
их
применение
в
решении
конкретных
ситуационных
задач,
формирование навыков, умений);
развивающую (развитие
познавательной,
творческой
активности
будущих специалистов, развитие мышления, коммуникативных умений);
воспитывающую (формирование
социально
активной
личности
будущего специалиста, устойчивого интереса, любви к профессии);
диагностическую ( п р о в е р к а
у р о в н я
п р о ф е с с и о н а л ь н о й
направленности
будущих
специалистов,
степени
профессиональной
пригодности).
В
условиях
современного
производства
специалисту
недостаточно
владеть
определенной
системой
профессиональной
ЗУН,
необходим
внутренний ориентир поведения и деятельности – ценность - ценностное
отношение
к
профе ссиона льной
деятельно сти,
при
ко т о р о й
профессиональная деятельность приобретает личный смысл и расценивается
как значимое для жизнедеятельности специалиста.
Практический
опыт
нашего
техникума
позволяет
утверждать,
что
производственная
практика,
помогающая
овладеть
с м ы с л ом
профессиональной деятельности, выступает условием успешного воспитания
ценностного
отношения
к
профессии
у
студентов
колледжа.
Опираясь
на сложившиеся в работе ССУЗов подходы к организации профессиональной
практики,
на
современные
процессы
профессионального
образования
мы
делаем вывод о том, что профессиональная практика в образовательных
учреждениях
различного
типа
и
уровня
как
элемент
целостности
педагогического процесса способствует развитию и саморазвитию личности
студентов.
Профессиональная практика в техникуме характеризуется:
- целостностью - взаимосвязью и скоординированностью всех частей,
этапов, компонентов, обеспечивающих достижение цели практики;
- непрерывностью -
постепенным
(с
опорой
на
личный
опыт
студентов, уровень их подготовленности) и поэтапным усложнением
задач,
содержания
и
форм
деятельности
с
целью
овладения
практическими
основами
профессиональной
деятельно сти;
формированием у студентов установок для прохождения следующей
профессиональной практики, определением ее перспективных задач,
обеспечивающих личностно-профессиональной рост.
- аксиологической
направленностью -
проявлением
ценностного
отношения к профессиональной деятельности на основе личностного
интереса,
рефлексии,
активности
в
саморазвитии
личности
и
в
овладении основами профессии.
Данные
особенности
профессиональной
практики
позволяют
сформировать у студентов уверенность в правильности выбора профессии и
удовлетворенность ею.
Над какими направлениями в своей деятельности необходимо усилить
работу
и
контроль
ОУ
СПО,
чтобы
будущие
специалисты
максимально
соответствовали сегодняшним требованиям?
Существующая система теоретического и практического обучения в
СПО
чаще
всего
не
учитывает
потребности
работодателя,
как
на
первоначальном
этапе,
так
и
на
протяжении
всего
процесса
обучения;
недостаточно
учитывает
отраслевую
направленность,
в
результате
чего
возникают
сложности
с
трудоустройством
и
реализацией
будущим
специалистом полученных практических навыков в конкретной должности.
Кроме этого, традиционная система подготовки специалистов в ОУ
СПО
строится
на
слабой
взаимосвязи
теоретического
и
практического
обучения, что прежде всего обусловлено уровнем организации и проведения
производственной специализированной практики.
Из
вышесказанного
следует,
что
назрела,
необходимость
создать
комфортную среду, для развития системы взаимодействия науки, образования
и
производства
реального
сектора
экономики,
позволяющей
эффективно
использовать
весь
накопленный
и
создаваемый
научно-технический
и
образовательный потенциал страны.
Литература
1.Интернет-сайт Президента Российской Федерации
2. Сайт: Президент Российской Федерации молодым ученым и специалистам.
3. Шудегов В. Е. Интеграция науки и образования как необходимое условие
инновационного
развития
экономики
России.
Высшее
профессиональное
образование и кадровая политика в современной России // Аналитический
вестник Совета Федерации ФС РФ. 2006. N 25(313).
4. Стронгин Р., Максимов Г. Опыт интеграции образования и науки // Высшее
образование в России. 2010. N 1.
5.
Некипелов
А.
Современное
экономическое
образование:
интеграция
академической науки и высшей школы // Мир перемен. 2008. N 1. 6. Приори