Автор: Гамуза Галина Васильевна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: МАОУ Ильинская СОШ
Населённый пункт: г.Домодедово
Наименование материала: Презентация
Тема: "Основные направления, формы и технологии работы по профилактике суицида в образовательных организациях"
Раздел: среднее образование
«Основные направления,
формы и технологии работы по
профилактике суицида в
образовательных
организациях»
Подготовила: социальный педагог
МАОУ Ильинской СОШ
Гамуза Галина Васильевна
2018 г.
МАОУ Ильинская СОШ
Самоубийство. Суицид.
Кризис нравственных и духовных ценностей на фоне глубоких социальных,
экономических, политических перемен, происходящих в российском
обществе в последние годы, по единодушному мнению исследователей,
ведет к дезадаптации личности человека, росту деструктивных тенденций его
развития и, в частности, к саморазрушающему поведению и самоубийствам.
В 2016 году рост кол-ва самоубийств составил 57 процентов.
Самоубийство. Суицид.
Целенаправленное лишение себя жизни, как правило, добровольное,
самостоятельное.
Под суицидальным поведением (суицидом) людей (от англ. suicide —
самоубийство) понимаются различные формы их активности, обусловленные
стремлением лишить себя жизни и служащие средством разрешения
личностного кризиса, возникшего при столкновении личности с препятствием
на пути удовлетворения ее важнейших потребностей.
Основные направления работы по профилактике суицидального
поведения подростков:
1. Обеспечение социально-
правовой защиты всех участников
образовательного процесса
(учителей, учащихся и их
родителей)
2. Обучение подростков социально важным навыкам: принятия
решения, умения противостоять негативным влияниям со стороны
(умение сказать «нет»), саморегуляции, формирования
коммуникативной компетентности.
3. Формирование у подростков культуры здорового и безопасного
образа жизни (профилактика девиантного поведения).
4. Формирование ценностно-смысловой жизнеутверждающей позиции
у подростков через вовлечение подростков в социально-значимые
виды деятельности: организация школьного самоуправления,
формирование установок на самореализацию в различных сферах
жизнедеятельности.
5. Работа с родителями, семьей.
6. Выявление подростков «группы риска» с нарушенными
внутрисемейными, внутришкольными или внутригрупповыми
взаимоотношениями и работа по их реабилитации совместно с
социальным педагогом и психологом.
7. Взаимодействие с учащимися в сети Интернет посредством
социальных сетей. (метод наблюдения)
8. Создание и функционирование в школах «Службы Медиации».
9. Повышение компетентности педагогических работников в решении
проблем суицидального поведения школьников.
В качестве результата внедрения данной программы можно рассматривать
создание в школе мотивированной, системно мыслящей и компетентной в
области профилактики суицидального поведения обучающихся в
образовательной организации команды специалистов. При этом основные
функциональные обязанности членов педагогического коллектива могут быть
дополнены возможными направлениями превенции суицидального риска.
Основные формы работы с
несовершеннолетними:
обеспечение
адаптации к школе
меры по
предупреждению
конфликтных ситуаций
среди обучающихся;
мониторинг
личностных и
поведенческих
проблем младших
школьников
мониторинг
безопасности
образовательных
организаций
предотвращения
преступлений в
отношении
несовершеннолетни
х;
мониторинг
жестокого
обращения с
детьми
тренинговая
работа с
учащимися
индивидуальные и
групповые
коррекционные
занятия
индивидуальные
беседы с
учениками,
педагогами,
родителями
лекции, семинары
для школьников,
классные часы
горячая линия
В заключение следует отметить, добиться заметных результатов в
решении проблемы девиантного и, в частности, суицидального
поведения детей и подростков невозможно без организации
адекватной профилактической работы.
Как показал анализ отечественной литературы в течение последних
трех десятков лет в России складывается система профилактики с
подростками, которая призвана не только решить проблему
асоциального поведения последних, но и способствовать
социализации и интеграции их в общество.