Напоминание

"В поисках пропавших звуков"


Автор: Иванова Елена Владимировна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МДОУ детский сад №35 "Звездочка"
Населённый пункт: Подольск, Московская область
Наименование материала: Краткосрочный проект
Тема: "В поисках пропавших звуков"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Администрация Городского округа Подольск

Комитет по образованию

МДОУ детский сад №35 «Звездочка»

Краткосрочный проект

«В поисках пропавших звуков»

Руководитель проекта:

Учитель-логопед

Иванова Елена Владимировна

Исполнитель проекта:

МДОУ детский сад №35 «Звездочка»

Г.о. Подольск, 2017г.

Методический паспорт проекта.

Тема:

«В

поисках

пропавших

звуков»

(Развитие

познавательно-речевой

активности у старших дошкольников)

Руководитель проекта: Учитель – логопед Иванова Елена Владимировна.

Исполнитель проекта: МДОУ детский сад №35 «Звездочка»

Юридический адрес исполнителя: г. Подольск, ул. Кирова, д.74.

Адресация

проекта:

проект

предназначен

для

совместной

деятельности

педагога и воспитанников старшего возраста.

Цель: создание условий для развития познавательных способностей у детей в

процессе игры.

Задачи:

Обучающая задача: Закрепить понятия: гласный, согласный звук, глухой,

звонкий. Формировать понятие «слог».

Развивающая

задача:

Развивать

связную

речь

(монологические

и

диалогические

формы),

закреплять

умение

отвечать

на

вопро сы

распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать

выводы,

развивать

фонематический

слух,

обогащать

словарь,

развивать

внимание и воображение детей.

Воспитательная

задача:

Воспитывать

любознательность,

творческую

активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать

чувство взаимовыручки и помощи, воспитывать интерес к занятию и любовь к

родному языку.

Благополучатели: дошкольники старшего дошкольного возраста.

Ожидаемые

результаты:

Дошкольники ориентируется

в

звуко-буквенной

системе языка, понимают смыслоразличительную функцию звуков, букв.

Исполнитель

основных

мероприятий:

учитель-логопед

Иванова

Елена

Владимировна.

Пояснительная записка

Актуальность:

В

настоящее

время

у

большого

количества

дошкольников

диагностируется фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Детям с данным

речевым нарушением сложно производить звуко - буквенный анализ слов и

наша

задача

не

только

научить

детей

данному

виду

деятельности,

но

и

заинтересовать звуковым анализом и синтезом речи. Для этого нами была

использована такая технология, как квест. Главное преимущество квеста в том,

что такая форма организации обучения дошкольников позволяет с помощью

игры

стимулировать

познавательную

и

мыслительную

активность

детей.

Данный вид деятельности обучает взаимодействовать со своими сверстниками в

коллективе.

Анализ

проблемной

ситуации:

Дошкольников

сложно

организовать

и

заинтересовать учебной деятельностью, наша задача сделать этот процесс более

легким и занимательным.

Определение противоречий существующей практики. Дошкольникам

Постановка проблемы: Проект направлен на формирование положительной

мотивации дошкольников к познавательной деятельности.

Актуальность проекта для педагога и образовательного процесса: Данный

проект

Цель: создание условий для развития познавательных способностей у детей в

процессе игры.

Задачи:

Обучающая задача: Закрепить понятия: гласный, согласный звук, глухой,

звонкий. Формировать понятие «слог».

Развивающая

задача:

Развивать

связную

речь

(монологические

и

диалогические

формы),

закреплять

умение

отвечать

на

вопро сы

распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать

выводы,

развивать

фонематический

слух,

обогащать

словарь,

развивать

внимание и воображение детей.

Воспитательная

задача:

Воспитывать

любознательность,

творческую

активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать

чувство взаимовыручки и помощи, воспитывать интерес к занятию и любовь к

родному языку.

Особенности

проекта:

в

процессе

игры

происходит

повышение

образовательной

мотивации,

развитие

творческих

способностей

и

индивидуальных

положительных

психологических

качеств,

формирование

исследовательских

навыков,

самореализация

детей,

формируются

навыки

взаимодействия и взаимопомощи со сверстниками.

Ожидаемые

результаты: воспитанники

умеют

оперировать

понятиями:

гласный, согласный звук, звонкий, глухой; правильно определять количество

слогов в словах; составлять слова из заданных звуков, из букв;

Ресурсы: магнитные доски, письмо, подсказки – части карты, изображения

сказочных героев: Кот в сапогах, Петушок, Лиса, Буратино, Крот, Золушка;

предметные картинки: лиса, лама, кит, кот, лук, люк, роза, гроза, кот, крот;

звуковые схемы к картинкам, геометрические фигуры, с изображенными на них

буквами; сундук с ключом.

Содержание проекта

Педагог: Ребята, на адрес нашего детского сада пришло письмо из волшебной

страны Звуколандия. Давайте прочитаем, что здесь написано.

«Дорогие ребята! В нашей стране случилась беда! Злой волшебник похитил

ключ от замка Знаний. Без этого ключа дети не смогут научиться читать.

Помогите, пожалуйста, вернуть сундук! Жители Звуколандии»

Педагог: Поможем жителям волшебной страны?

Ответы детей.

Педагог: Тогда нам необходимо отправиться в сказку и в этом нам помогут

сказочные герои. У каждого героя есть подсказки для того, чтобы мы смогли

отыскать

сундук.

Подсказки

мы

получим

тогда,

когда

справимся

с

испытаниями. Вы готовы к испытаниям?

Ответы детей.

Педагог: Узнаем, кто наш первый сказочный герой, когда отгадаем загадку?

Этот сказочный герой

С хвостиком, усатый,

В шляпе у него перо,

Сам весь полосатый,

Ходит он на двух ногах,

В ярко-красных сапогах.

Дети: Кот в сапогах.

Педагог: Правильно, ребята! Идем к Коту.

Кот: Здравствуйте, ребята! Я вас ждал. У меня есть разрезные картинки, вы

должны

собрать

картинки

и

определить

первый

звук

в

каждом

слове

и

составить из этих звуков слово.

Педагог:

Разделимся

на

группы,

и

каждая

группа

выполнит

задание.

Рассмотрим внимательно буквы и постараемся составить слово.

Буквы по порядку быстро расставляйте,

Полученное слово вслух вы прочитайте.

Педагог расставляет, полученные буквы по порядку.

Дети: ПЕТУХ

Педагог: Молодцы! Значит наша следующая подсказка у Петушка. Возьмем

подсказку и идем скорее к нему.

Дети

и

педагог

переходят

к

магнитной

доске,

на

которой

прикреплена

картинка с изображением Петушка.

Педагог:

Посмотрите,

Петушок

нам

оставил

задание.

Надо

послушать

строчки и досказать слово, чтобы получилась рифма.

Михаил играл в футбол и забил в ворота … (гол)

Молодчина эта Нина, лепит все из …(пластилина)

Эй, не стойте слишком близко, я – тигренок, а не …(киска)

Руки мыть пошла Людмила, ей понадобилось ….(мыло)

Щеткой чищу я щенка, щекочу ему ….(бока)

Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для …(нас).

Серый волк в густом лесу встретил рыжую…. (лису)

Педагог: Молодцы!! Петушок дает нам вторую подсказку. А теперь давайте

догадаемся, к какому сказочному герою мы пойдем дальше, о нем говорилось в

рифмованных строчках.

Дети: Лиса.

Педагог: Правильно, скорее идем к ней!

Дети и педагог переходят к столам со следующими заданиями.

Педагог: Смотрите у Лисы на столе лежат пары картинок. Разделимся на

подгруппы. Каждая команда должна правильно подобрать звуковую схему к

картинке

Лиса – лама

Кит – кот

Лук – люк

Роза - гроза

Кот – крот.

Педагог:

Здорово,

молодцы!

Посмотрим

к

кому

мы

дальше

пойдем

за

подсказкой.

Педагог показывает картинку с изображением крота.

Дети: К кроту.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА «В ЛЕС ПОЙДЕМ».

По тропинке в лес пойдем Дети шагают

Лужи мимо обойдем обходят картинки нарисованных луж

Перепрыгнем ручеек перепрыгивают через скакалку, сложенную на пополам

Посмотрели мы направо смотрят направо

Посмотрели мы налево смотрят налево

Вверх на солнышко взглянули Поднимают глаза вверх, встают на носочки

Ах, какая красота! Опускаются с носочков, руки разводят в стороны.

Педагог: Вот мы и пришли к Кроту. Давайте посмотрим, какое задание он

приготовил для нас.

Назовите слова, которые начинаются с заданных звуков, надо

опять разделиться на группы.

Подгрупповые ответы детей:

Г:

гусь, галка, голубь, гроза, гусеница, галоши, гараж, горы.

К:

кот, крыша, камень, краски, клей, карман, куст.

Д:

дым, дождь, домино, дорога, доска, дудка.

Т:

тыква, танк, торт, тапочки, тарелка, тумбочка.

П:

пакет, пуля, поле, пол, пони.

Педагог: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо потрудились! Крот нам отдает

еще один кусочек подсказки и сказал, что следующая подсказка находится у

Золушки. Идем скорее к ней!

Дети

и

педагог

подходят

к

магнитной

доске,

на

которой

прикреплено

изображение Золушки и изображения предметов.

Педагог: Посмотрите, какие картинки есть у Золушки. Давайте назовем их.

Скажите, какой звук звучит во всех этих словах?

Ответы детей.

Педагог: Правильно! Молодцы! Мы должны определить, где этот звук звучит

в слове: в начале, середине или в конце слова. Далее надо найти подходящую

схему к слову и прикрепить её под картинку.

Дети выполняют задание.

Педагог: Замечательно! Золушка отдала нам еще одну подсказку и сказала,

что последняя подсказка находится у Буратино. Идем к Буратино.

Дети и педагог переходят к другой магнитной доске, на которой прикреплено

изображение Буратино и геометрические фигуры.

Педагог: Ребята, посмотрите, что это за фигуры у Буратино?

Дети: Геометрические фигуры и на них написаны буквы.

Педагог: Правильно, вы большие молодцы!!! А вот и задание от Буратино:

Вам нужно определить, каких геометрических фигур больше и из букв, которые

изображены на них, составить слово.

Дети: 3 круга, 4 треугольника, 5 квадратов – квадратов больше.

Педагог: Какое слово у нас должно получиться?

Дети: ДОБРО.

Педагог: Правильно, молодцы! Скажите, почему нас получилось такое слово?

Ответы детей.

Педагог: Конечно, ребята, добро всегда побеждает зло! Буратино нам отдал

последнюю подсказку, и теперь мы сможем найти сундук с ключом от замка

Знаний. Но ее сначала необходимо собрать.

Дети и педагог собирают разрезную картинку, и у них получается карта.

Педагог: Внимательно рассмотрим нашу карту, где же спрятан сундук?

Ответы детей.

Педагог: Идем скорее и проверим, правильно ли мы определили место.

Дети с педагогом находят сундук.

Педагог: Ребята, у нас получилось! Теперь нам необходимо отправить ключ

жителям

Звуколандии.

Скажите,

ребята,

какие

задания

нам

пришлось

выполнить,

чтобы

вернуть

ключ?

Какое

задание

вам

показалось

самым

трудным?

А какое задание было самым легким?

Как вы думаете, что нам

помогло выполнить все задания?

Вот мы и вернулись обратно в наш детский сад! Молодцы ребята!



В раздел образования