Автор: Барковская Елена Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ № 509
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: "Занимательное путешествие босиком"
Раздел: дошкольное образование
Занимательное путешествие босиком
Снижение
высокой
заболеваемости
дошкольников
острыми
респираторными
инфекциями
является
наиболее
трудно
решаемой
проблемой в детских садах. Дошкольный возраст является решающим этапом
в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка.
В
этот
период
идет
интенсивное
развитие
органов
и
становление
функциональных систем организма.
Перед
каждым
дошкольным
учреждением
в
условиях
реализации
ФГОС
дошкольного образования стоит задача создания среды для полноценного
физического и психического развития детей, сохранять и укреплять здоровье
детей, воспитывать их сильными и выносливыми.
Как укрепить здоровье дошкольников? Как же воспитать здоровых детей?
Детей, которые будут знать, что такое здоровье и будут хотеть вести здоровый
образ жизни?
Проведённый
мониторинг
заболеваемости
дошкольников,
диагностика
состояния здоровья детей и анкетирование родителей, с целью выявления их
роли в укреплении здоровья и приобщения детей дошкольного возраста к
здоровому
образу
подтвердили
остроту
данной
проблемы.
Результаты
показали, что 9,5% детей, посещающих дошкольное учреждение, являются
часто
болеющими,
у
1,4%
детей
поставлены
различные
хронические
заболевания, из них у 2,8% наблюдается отставания в физическом развитии.
Мы живём в Сибири, лето для нас – долгожданная пора и при этом короткая.
Очень
важно
не
упустить
момент
и
уделить
внимание
организации
закаливания в теплый период времени во время прогулок, реализовать летне-
оздоровительную кампанию с пользой для детского здоровья.
Изучив методическую литературу по закаливанию и, уделив особое внимание
босохождению, советом педагогов было решено внедрить данную методику
закаливания в спектр закаливающих процедур во время прогулок, в жаркие
дни.
Как приятно ходить босиком по молодой травке, песку, гладкой гальке! Но
это не только приятно, но и полезно. Дело в том, что на коже стоп находится
большое количество рецепторов, реагирующих на тепло и холод. Постоянное
ношение
обуви
создаёт
особый
микроклимат
для
ног,
при
нарушении
которого
организм
реагирует
заболеванием.
Вот
почему
лишь
стоит
переохладиться или промочить ноги – и простуда тут как тут. Обувь, создавая
для
ног
постоянный
комфортный
микроклимат,
способствует
снижению
функции
подошвы,
что
снижает
устойчивость
организма к
простудным
заболеваниям. По сути, босохождение выступает в качестве своеобразного
точечного массажа, проверенного тысячелетиями, оно тонизирует организм,
оказывает
общеукрепляющее
воздействие,
тренирует
мышцы
стоп,
предохраняя их от плоскостопия. Является также эффективным средством
профилактики образования мозолей, опрелостей, потёртостей и потливости
ног.
Оздоровительным босохождением можно заниматься с раннего возраста.
Как и любой вид закаливания, босохождение должно быть постепенным и
систематическим. Эти принципы и легли в основу босохождения в нашем
детском саду.
В мае 2017 года на территории нашего детского сада было решено создать
площадку для босохождения «Тропический необитаемый остров», главная
задача
которого
–
оздоровление
и
закаливание
дошкольников
на
свежем
воздухе, где ребята могут ходить босиком по песчаной дорожке, мелкому
отсеву, гравию, сосновым шишкам, переходить по мостику из деревянных
брусочков на специальные пластмассовые и резиновые коврики с рифлёной
поверхностью,
и
в
конце
ополаскивать
ноги
теплой,
приятной
водой
в
«волшебной
ракушке».
Во
время
занимательного
путешествия
на
«необитаемый остров». Ребята снимают обувь и сначала ходят, потом бегают
босиком по песчаной дорожке, мелкому отсеву, гравию, сосновым шишкам,
переходят
по
мостику
из
деревянных
брусочков
на
специальные
пластмассовые и резиновые коврики с рифлёной поверхностью. При этом
дети проговаривают, как называется поверхность, на которую они наступают,
какая она на ощупь (твердая, мягкая, гладкая, колючая и т.д.). Заканчивается
путешествие
ополаскиванием
ног
теплой,
приятной
водой
в
«волшебной
ракушке», и проведением эксперимента – какие предметы тонут в воде, а
какие нет.
После
всех
пройденных
препятствий,
дети
с
воспитателем
отдыхают
на
«берегу», выполняя специальную гимнастику для ног - система специальных
физических упражнений для укрепления мышц и связок свода стоп, для
препятствия развития плоскостопия, развития чувства равновесия и ловкости
пальцев
ног.
Данный
«островок»
босохождения
могут
посещать
все
возрастные
группы.
Для
самых
маленьких
время
путеше ствия
ограничивается 5 минутами, и ходят малыши по теплому песку и гладким
камням, колкие поверхности они обходят, для ребят постарше препятствий
больше и преодолевают они особую «контрастную» дорожку 7-10 минут.
Воспитатели
приводят
ребятишек
на
закаливающие
процедуры
по
босохождению небольшими группами по 5-6 человек, чтобы дошкольники, не
толкаясь в тесноте и, не торопя друг друга, могли пройти все поверхности.
Мы считаем, что такой подход не только благоприятно повлияет на здоровье
детей,
привлечет
внимание
родителей
к
проблеме
здоровьесбережения
и
формирования
здорового
образа
жизни
дошкольников,
но
и
поможет
вызывать у дошкольников интерес к образовательной деятельности во время
режимных моментов.