Автор: Черняк Инна Рудольфовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 200
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Производная
Раздел: полное образование
Тема урока: производная.
Методическая цель урока: показать приемы личностно-ориентированного обучения
и средств ИКТ на уроках повторения в старших классах.
Учебные, воспитательные и другие цели урока:
Учебные:
1.
Повторить и обобщить материал по теме «Производная»
2.
Отработать навыки вычисления производных с использованием формул
(базовый уровень) и правил дифференцирования (продвинутый базовый уровень).
3.
Развивать умения читать графики с использованием производной.
Воспитательные:
1. Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих
понятий, критическому оцениванию своих знаний и знаний других учащихся,
воспитанию духа взаимопомощи и уважения к мнению и знаниям своих
одноклассников.
2. Содействовать в ходе урока обучению и воспитанию целеустремлённости,
через самостоятельность, ответственность, организованность, умение
преодолевать трудности, делать выводы, анализировать ситуацию.
Задачи развития учащихся:
1. Осуществлять развитие силы воли, интеллектуально - эмоционального
компонента, познавательных интересов, через:
умение делать выводы, устанавливать причинно - следственные связи учебного
материала и жизни
составление конспектов, сравнение и анализ заданий
работу по алгоритму; «чтение» схем, графиков, заполнение таблиц
2. Для решения задач развития мышления учащихся в учебной деятельности
обеспечить в ходе урока самостоятельную работу.
3.
Формировать у учащихся умение преодолевать трудности, закалять волю,
обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний: дифференцированные или
нестандартные задания, планирование деятельности и ее результатов,
самооценка и др.
4. В целях развития творчества учащихся, интеллектуальных способностей
(перенос знаний и умений в новые ситуации) использовать индивидуальные
творческие задания, нестандартные ситуации.
Материальное обеспечение урока: компьютер, интерактивная доска,
раздаточный дидактический материал.
Ход урока
№ п/п
Этапы урока
Деятельность
учащихся
1
2
Организационный
момент.
Сообщение учащимся
цели предстоящей
работы и мотивация
деятельности
учащихся. Объяснение
работы с
индивидуальными
конспектами.
готовность к уроку
проявление внимания
Определение целей учения на занятие.
Познавательные цели
Учебные цели
Сегодня на уроке я хочу
Узнать…..
Ставить вопросы….
Уточнить…
Изображать…..
Понять…
Составлять….
Выяснить…
Вычислять…
Раскрыть понятия…
Находить
Объяснять….
Определяют цели своего обучения на урок.
3
Воспроизведение учащимися ЗУН, которые потребуются для выполнения
предложенных заданий:
1.
Математический диктант (с последующей проверкой.)
отвечают на вопросы теории в конспектах, проверяют.
Вопрос
Ответ
Баллы
1. Как называется предел отношения приращения
функции
к
приращению
аргумент а,
е с л и
приращение аргумента стремится к нулю?
1
2.Процедура нахождения производной называется
1
3. Если большему значению аргумента, взятому из
области
определения
функции,
соответствует
большее значение функции, то функция называется
1
4. Если график функции симметричен относительно
оси Оу, то функция является
1
5. Если график функции симметричен относительно
начала координат, то функция является
1
6.
Точки
минимума
и
максимума
функции
объединяют общим термином -
1
7. Как называется множество точек координатной
плоскости,
координаты
которых
удовлетворяют
зависимости
y = f(x)?
1
8.
Как
называются
те
значения
аргумента,
при
которых f(x) = 0?
1
2.
Воспроизведение формул (с последующей взаимопроверкой.)
4.
Выполнение
упражнений
(разноуровневые
задания)
Нахождение
производной
функции и
вычисление ее
значения
(предупреждение
возможных ошибок
и их коррекция, при
необходимости
организация
индивидуальной
работы, оказание
помощи отдельным
учащимся)
3.
Найти
производную функций
Дополнительно: Найдите значение производной, и Вы узнаете, как И.
Ньютон называл функцию
выполняют предложенные задания в тетради, записывают результаты в таблицу в
конспекте, проверяют.
Начало формулы
Окончание формулы Баллы
1.
(С)'=
1
2.
(х )'=
1
3.
(кх )'=
1
4.
(кх + С)'=
1
5.
(
x
n
)'=
1
6.
(cosх)'=
1
7.
(sinх)'=
1
8.
(
1
х
)'=
2
9.
(
√
х
)'=
2
10.
( tgх)'=
2
11.
( ctgх )'=
2
12.
(uv)'=
3
13.
(
u
v
)'=
3
14.
(
u
+
v
)
'
=¿
3
5.
Устная работа
(тестового характера) с
ИКТ
Коллективная работа
Функция
Производ
ная
Баллы
Значение
производ
ной
Баллы
1.
у = 5х³ -3
х
5
2
y
'
(
2
)=
К
1
2.
у = 3х² - х³
2
y
'
(
3
)=
Л
1
3.
у = 3
х
5
- 5х³ + 2
2
y
'
(
1
)=
Н
1
4.
у = 5х³ -3
х
5
2
y
'
(
2
)=
К
1
5.
у = 3х² - х³
2
y
'
(
3
)=
Л
1
6.
у = 3
х
5
- 5х³ + 2
2
y
'
(
1
)=
Н
1
7.
у= 2 + 5х³ - 3
х
5
2
y
'
(−
1
)=
А
1
8.
у = 4
х
5
- 5
х
4
2
y
'
(
2
)=
С
1
9.
у = х² (х²-4)
3
y
'
(
1
4
)=
Ф
1
10.
ω
(
х
)=
3
−
sin 2 x
3
ω
'
(
π
2
)=
Ю
2
11.
у =
√
2
2
cosx
3
y
'
(
π
4
)=
Я
2
12.
τ
(
х
)=−
2sin 5 x
3
τ
'
(−
π
3
)=
И
2
- 2
- 9
2
-180
160
- 5
- 1
6
7
Индивидуальная работа с графиками функций задания ЕГЭ
С последующей проверкой.
4. Задание из ЕГЭ – чтение графиков
1. На рисунке изображен график функции у = f(х), определенной на интервале (-6; 8). Определите
количество целых точек, в которых производная функции положительна.
2. На рисунке изображен график функции
у = f(х)
, определенной на интервале (-5; 5). Найдите количество точек, в
которых касательная к графику функции параллельна прямой у = 6 или совпадает с ней.
Ответ
Баллы
3
3
. На рисунке изображен график производной функции f(х) определенной на интервале (-8; 3). В
какой точке отрезка [- 3; 2] f(х) принимает наибольшее значение.
4. На рисунке изображен график производной функции f(х) определенной на интервале (-7; 14)
Найдите количество точек максимума функции f(х) на отрезке [- 6; 9].
5. На рисунке изображён график функции у = f(х), и касательная к нему в точке с абсциссой
х
0
. Найдите значение производной функции у = f(х), в точке
х
0
.
Ответ
Баллы
3
Ответ
Баллы
3
№ п/п
Ответ
Баллы
1
3
2
3
3
3
4
3
5
3
Итого:
Ответ
Баллы
3
Итоги индивидуальной работы.
Оценочный лист
Задания для всего взвода
Основные виды работ
Максимальное кол-во
баллов
Самооценка
1 .
М а т е м а т и ч е с к и й
диктант
8
2.Формулы
24
3. Найти производную
функций
22
4. Задание из ЕГЭ – чтение
графиков
15
Дополнительные виды
работ
Теория, история
1
Решение задач у доски
1
3. Найти производную
функций
12
Сумма баллов:
Оценка:
«3» - 43 - 55 баллов
«4» - 56 - 69 баллов
«5» - 70 - 83 баллов
Выполняют предложенные задания индивидуально, проверяют
Считают набранные баллы, выставляют оценку за работу на уроке по заданным
критериям
9
Подведение итогов работы.
Памятка.
Подведение итогов.
1) Начните ваш ответ словами: Мне удалось
Узнать...
Понять....
Вычислить...
Применять...
Объяснять...
Другое.
2) Соотнесите результаты вашей работы с поставленными целями.
Вопросы в помощь:
Достигли вы поставленной цели?
Если да, то что способствовало этому?
Если нет, то что мешало?
Какого рода трудности испытываете?
10
Задание надом :
1.
работа над ошибками в конспекте
2.
Дифференцированное задание. Подготовка к итоговой контрольной работе.
Проверь себя по теме Производная.
3.
Задания для подготовки к итоговой аттестации
1)
Решите уравнение: a) sin 2x =
√
3 ;
2
б) соs 3x =
−
√
2
2
;
2)
Найдите производную функции: у =
х
5
+
sin x
−
15
;
3)
Найдите значение выражения :
а) sin x, если соs х =
−
1
3
, где
3 π
2
≤ х ≤2 π
;
б)
cos
π
2
π
−
α
(¿)
(¿+
α
)−
3sin
¿
(
π
−
α
)❑+
sin
¿
, при
sin
∝
= 0,5.
4)
Камень брошен вертикально вверх. Пока камень не упал, высота, на которой он находится,
описывается формулой
h (t) = −5t² +18t (h – высота в метрах, t – время в секундах, прошедшее с момента броска). Найдите,
сколько секунд камень находился на высоте не менее 9 метров.
5)
Исследуйте на монотонность и экстремумы функцию
а) у = - 3
х
3
+ 3х²- 15;
6)
Найдите наибольшее значение функции у =2
х
5
-
х
4
+ 5 на отрезке [ -2; 3]
7)
Решите неравенство: a
) sin 2x > -
√
3 ;
2
cos x > -
√
3 ;
2
На «3» № 1 - 4
На «4» № 1 - 6
На «5» № 1 - 7