Напоминание

" Круг чтения"ю Обсуждаем с удовольствием


Автор: Цветова Наталья Евгеньевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ школа №1535
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: " Круг чтения"ю Обсуждаем с удовольствием
Раздел: полное образование





Назад




« Круг чтения»: обсуждаем рассказ с удовольствием.

Средняя и старшая школа уделяют огромное внимание подготовке учащихся

к

государственной

аттестации.

Спору

нет,

такая

работа

необходима.

Одновременно с этим правы и те учителя и родители, которых беспокоит

некоторая

механистичность

и

чрезмерная

структурность

т акой

подготовки( если, конечно, ваше

учебное заведение не является именно

такими курсами). Мои коллеги убеждены, что на занятиях ребятам должно

быть интересно. они должны духовно развиваться и взаимодействовать с

товарищами и учителем .При этом общение –на иностранном языке, что

формирует практически все необходимые в школе компетенции.

Именно

поэтому подготовка к экзамену не страдает, ведь, как мы помним , экзамен

измеряет сформированность компетенций. Лет 10 тому назад в России начали

появляться британские книги для чтения для изучающих английский язык . У

меня

есть

определенный

опыт

преподавания

русского

языка

как

иностранного , и мне известно., как внимательно издатели относятся к отбору

таких книг. Предполагаю, что именно так обстоит дело и в Издательстве

Оксфордского

Университета.

Читатель

большой

долей

вероятности

,

сможет познакомиться с достойным образцом литературы народа изучаемого

языка, отражающего

особенности национальной культуры. Но не только.

Внимательный

читатель,

при

небольшом

руководстве

учителя

имеет

возможность изучать образцы серьезной литературы: вопросы уникальности

и

неповторимости

человеческого

бытия,

в

какой

бы

стране

оно

ни

проходило…

Много лет мои коллеги и я применяем в учебном процессе форму «Круг

чтения»- Reading Circle”. Из 5 часов английского языка в неделю с 7 класса

по 10 класс одно занятие отводится домашнему чтению( В 11 классе такие

уроки

случаются

гораздо

реже).

Особенности

формы Reading

Circle

заключаются в следующем.

Каждому члену группы по его желанию отводится определенная роль в

последующем

обсуждении

произведения.

Набор

ролей

может

несколько

варьироваться при обсуждении разных книг, но в целом примерно одинаков.

Рассказчик .Он

суммирует

содержание

произведения,

останавливаясь

на

наиболее

значимых

для

донесения

главной

мысли

эпизодах.

Не

следует

принижать роли рассказчика. Эта роль требует умения сжать повествование

так. Чтобы обеспечить полную связность.

Связующее

звено.

Эта

роль

принадлежит

тому,

кто

ищет

связи

между

ситуациями

и

героями

обсуждаемого

рассказа

реалиями

жизни

самих

учащихся. Разве во время чтения мы не ставим себя на место героев, не

примеряем сложнейшие жизненные ситуации и выходы из них?

Культуролог. Звучит немного высокопарно, однако и роль весьма значима.

Здесь необходимо взглянуть на поведение героев и ход событий , сравнивая

культурный

контекст

эпохи

,

социального

окружения,

возраста

и

национальных особенностей героев рассказа и самих учащихся.

Моралист/философ.

Иногда

эти

роли

можно

разграничить,

чаще

всего

ребятам удается их соединить. Эта роль особенно хорошо удается детям

тонким, совестливым, правдолюбам…»Верно» ли поступил персонаж? Как

его поступок отразился на судьбах других? Можно ли оправдать ложь, стоит

ли

расталкивать

локтями

соседей,пробиваясь

«наверх»?

Большинство

вопросов

не

имеют

однозначного

ответа.

При

обсуждении

становится

понятным, что многое зависит от культурного контекста, нравов эпохи и

общества, воспитания , традиций и психики .

Мастер

слова.

В

его

ответственности

следить

за

авторским

выбором

лексико-грамматических структур для передачи автором своей идеи. Здесь

важно помнить, что писатель выбирает и подбирает слова . как художник-

краски. Зачем, к примеру, героиня рассказа ,нерадивая студентка , говорит о

семинаре по литературе, что она былa ‘bored out of her mind”? Неплохо

обсудить возможную

роль слова mind. Роль мастера слов часто успешно

исполняют учащиеся.которые чувствуют вес художественного слова, которых

на

уроках

литературы

успешно

учат

видеть

художественный

образ

Метапредметные связи здесь налицо.

Мастер вопросов ставит своей задачей постановку таких вопросов. ответы

на которые подводили бы к пониманию авторского замысла и одновременно

зависели от угла зрения( т.е. от роли отвечающего)

И, наконец, важнейшая роль принадлежит Лидеру дискуссии. От него зависит

и общий настрой, и серьезность обсуждаемых тем, и настроение каждого

члена группы. Лидеру следует вовлекать в обсуждение по возможности всех,

давая высказаться и тем, кто говорит бегло , и тем, кто не очень любит

говорить,

у

кого

пока

не

получается.

Часто

создается

впечатление,

что

обсуждающие не помнят, что обсуждение- часть учебного процесса, что в

заключении их жде устная т журнальная оценка их ответов. Представляется.

Что это не опасно. Многие мои преподаватели. Не зная друг друга говорили,

что хорошо, если ученик не чувствует, что его учат. Лидер дискуссии также

зачастую

успешно

свидетельствует,

что

учитель

отходит

от

роли

обучающего . инструктора и «судьи» и выбирает роль гида и советчика.

Существует

емкое

английское

слово facilitator-

создающий

условия,

оно,

видимо, лучше всего передает суть того, чем учитель занимается на уроке

домашнего чтения Reading Circle Признаюсь, мое искаженное учительское

«я» иногда подталкивает исправить речь выступающих в плане содержания

или

организации(

сказывается

девятилетний

опыт

эксперта

ЕГЭ),

но

я

пытаюсь находить наименее болезненные способы вмешаться в дискуссию .К

счастью, учащиеся в школе люди в целом, зрелые и развитые, зачастую уже

неплохо образованные. Их высказывания бывают не только разумными, но и

оригинальными. Более всего радует, как незаметно для них самих английский

язык

превращается

в

эффективное

средство

полноценного

человеческого

общения.

Уроки READING CIRCLE служат весьма эффективным инструментом не

только для развития почти всех видов навыков чтения( в т.ч. в заданиях ЕГЭ

есть7

вопросов

по

художественному

тесту),

но

развивают

навыки

говорения(

как

монолог,

так

и

дискуссионные

навыки).Учащиеся,

как

правило,

получают

от

таких

уроков

удовольствие.

Именно

здесь

можно

эффективно общаться, узнавать жизненные позиции друг друга- взрослеть.



В раздел образования