Напоминание

«Сложение и вычитание смешанных чисел» ( с использованием регионального компонента, ИКТ)


Автор: Одинцова Елена Юрьевна
Должность: Учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Урицкая СОШ"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), Олекминский район, с. Урицкое
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Сложение и вычитание смешанных чисел» ( с использованием регионального компонента, ИКТ)
Раздел: полное образование





Назад




Разработка урока по теме

« Сложение и вычитание смешанных чисел »

( с использованием регионального компонента, ИКТ)

Урок систематизации и закрепления знаний, умений, навыков.

Выполнила: учитель математики

МБОУ «Урицкая средняя

общеобразовательная школа»

Одинцова Елена Юрьевна

2012 год

Содержание

1.

Введение…………………………………………………………...стр. 3

2.

Аннотация………………………………………………………….стр. 4

3.

Разработка урока…………………………………………………..стр. 5

4.

Приложение ……………………………………………………….стр.14

5.

Литература…………………………………………………………стр.18

2

1.

Введение.

« Умение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения,

убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к

учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.»

К.Д.Ушинский

Думаю, каждый учитель не раз задумывался о том, как поддержать интерес

к изучаемому материалу, преподаваемому предмету. Проявление интереса к

математике у учащихся зависит от методики преподавания,

профессионализма, от того, насколько правильно будет выстроен учебный

процесс, чтобы каждый ученик работал активно, эффективно и увлеченно.

Особенно это важно в тот период, когда только выявляются интересы и

склонности к тому или иному предмету. На уроке, где повторяется и

закрепляется изученный материал, ученики, как правило, теряют интерес и

внимание, ведь нового они ничего не изучают. Поэтому на таких уроках я

стараюсь применять игровые технологии, в частности урок-путешествие,

ведь игра будет в ребенке эмоции, заставляет удивляться. В процессе игры у

учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить

самостоятельно, развивать внимание, интерес. Как показывает практика, даже

самые неактивные из учеников включаются в игру с огромным интересом,

желанием, а это важный психологический показатель. На таких уроках можно

использовать метапредметные связи, презентации для воспитания у учащихся

любознательности, желания познавать что-то новое, для расширения

кругозора, а в данном случае и чувства патриотизма.

3

2.

Аннотация.

Урок математики в 6 классе по теме «Сложение и вычитание смешанных

чисел» (учебник « Математика. 6 класс» Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов,

А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд) разработан с использованием

регионального компонента, элементов компьютерной, здоровьесберегающей

технологий, метода проектов, дифференцированного обучения. Он является

заключительным уроком по теме «Сложение и вычитание смешанных

чисел», на изучение которой отводится 6 часов.

Данный урок посвящен совершенствованию знаний, умений и навыков по

теме «Сложение и вычитание смешанных чисел».

Урок преследует следующие дидактические цели: систематизация и

закрепление знаний, умений и навыков, повторение ранее пройденного,

изучение истории г.Олекминска и Олекминского района.

Урок построен на основе групповой и самостоятельной деятельности

обучающихся, систематическим применением ими своих знаний на практике.

Если при решении заданий у ученика возникли трудности, он вправе поднять

красную карточку, что означает: возникла проблема. Зеленая карточка

означает, что все решено, можно свериться с ответом, после чего учитель дает

возможность выполнить дополнительное задание. Все варианты ответов

заносятся в бланк, который лежит у каждого ученика на парте. За каждый

верный ответ карточек по 1 баллу. За выполнение контрольного теста:

Уровень А – 3 балла, уровень А + В – 4 балла, уровень А +В +С – 5 баллов.

Максимальное количество баллов: 13 баллов.

Шкала оценок:

12 - 13 баллов – оценка 5;

9 – 11 баллов – оценка 4;

7 - 8 баллов - оценка 3.

Дополнительно решенные задания оцениваются отдельно.

По окончании урока бланки ответов собираются, анализируются учителем.

На следующем уроке учащиеся выполняют работу над ошибками (если

таковые имеются).

Данная форма урока создает благоприятный психологический климат и

возможность раскрытия потенциала каждого ребенка.

Применение компьютерной технологии позволяет увеличить количество

наглядного материала, что вызывает у учащихся интерес к уроку; желание и

возможность работать на компьютере успешно реализуется через

выполнение тестовой работы на персональном компьютере.

3.

Разработка урока.

4

Тема: «Сложение и вычитание смешанных чисел».

Цель урока: систематизация и закрепление знаний, умений и навыков по

теме «Сложение и вычитание смешанных чисел».

Задачи урока:

1.Образовательные:

-

совершенствование

ЗУН

по

теме

«Сложение

и

вычитание

смешанных чисел»

2.Воспитательные:

-

способствовать повышению личной уверенности у каждого ученика;

-

развитие коммуникабельности;

-

формирование доброжелательной атмосферы;

-

создание позитивного отношения к предмету;

-

формирование чувства патриотизма.

3.Развивающие:

-

развивать

умение

самоконтроля

через

оценивание

собственной

деятельности;

-

расширить

кругозор

учеников

по

истории

г.

Олекминска,

Олекминского района.

Тип урока: интегрированный, урок-путешествие.

Применяемые технологии:

- развивающее обучение (метод проектов);

- здоровьесберегающая;

- элементы дифференцированного обучения.

Оборудование урока:

1.Раздаточный материал: карточки с заданиями; тестовый контроль (на

персональном компьютере); смайлы настроения; кроссворд; бланк ответов со

шкалой оценок; красная и зеленая сигнальные карточки; карточки-резерв.

2.Презентация к уроку.

3.Персональные компьютеры.

Подготовительная работа перед проведением урока:

Повторить основное свойство дроби, приведение дробей к общему

знаменателю, правила сложении, вычитания и сравнения дробей с разными

знаменателями, переместительное и сочетательное свойства.

5

Этап

урока

Название этапа

Приемы

Примерное

время

1

Постановка целей и

задач.

Вступительная беседа.

Привлекательная цель.

2

2

Повторение пройденного

материала.

Кроссворд.

4

3

Отработка

вычислительных

навыков.

Работа по карточкам.

23

4

Контроль.

Тестирование

10

5

Итог урока.

а) Оценка за урок.

б) Домашнее задание.

3

6

Самооценка

деятельности.

Рефлексия.

3

Этапы урока.

Действия учителя.

Действия учащихся.

1 этап.

Организационны

й момент.

Постановка целей

и задач урока

Вступительное слово:

«Дорогие друзья!

Они бывают разные: пешие и

воздушные, железнодорожные

и морские… Иногда его можно

совершить, не покупая

проездной билет и не

подготавливая несколько пар

обуви. Как вы думаете, куда

мы с вами отправимся?»

Что мы с собой возьмём, какие

знания и умения нам будут

необходимы для

увлекательного путешествия?»

Вариант ответа:

отправимся в

путешествие.

Возможные варианты

ответов:

-знание правила

сложения и вычитания

смешанных чисел;

-знание

переместительных и

сочетательных свойств;

-вычислительные

навыки; и т.д.

6

А с каким настроением вы

отправляетесь в путешествие?

Учащиеся поднимают

смайлы настроения.

2 этап.

Повторение

пройденного

материала.

Разминка.

«Что бы узнать, куда мы

отправимся в путешествие,

нужно отгадать кроссворд»

Учитель организует работу в

парах для решения кроссворда.

Действительно, мы сегодня

отправимся в путешествие по

г.Олёкминску и Олекминскому

району.

Слайд № 1.

Учащиеся в парах

решают кроссворд.

Правильный ответ:

город Олёкминск.

3 этап. Отработка

вычислительных

навыков.

2.Письменное.

Из столицы нашей республики

г.Якутска до

административного центра -

города Олекминска можно

добраться тремя путями.

Скажите, пожалуйста, какими?

Решив задание карточки №1

можно узнать расстояние от

г.Якутска до г. Олекминска.

Слайд № 2.

Мы с вами знаем, что у нас

зимой морозы достигают

-50

0

, а летом жара бывает до

Ответы:

- водный путь;

- автомобильный;

-воздушный.

Учащиеся решают

задания.

Ответы:

водный путь – 620 км;

наземный путь – 651

км;

воздушный путь – 530

км.

7

+40

0

. Решив задание № 2, вы

узнаете название климата, в

котором мы с вами живем.

Слайд № 3.

Скажите, знаете ли вы, кто в

1635

году

заложил

на

левом

б е р е г у

р е к и

Л е н а

Олёкминский

острог?

Свои

предположения

вы

можете

проверить

выполнив

задание

№ 3.

В ы

с о в е р ш е н н о

п р а в ы .

Сотником

Петром

Бекетовым

при впадении реки Олекмы в

Л е н у

б ы л

з а л о ж е н

Олекминский острог, который

позднее был перенесен на 12

км

выше

по

течению

реки

Лены.

«Казак Бекетов в памяти

народной,

Первопроходец- сын Земли, -

Открыл

богатый

край

и

плодородный,

О л ё к м и н с к о м

к о т о р ы й

нарекли»

Т. Емельянова.

Слайд № 4.

В

1635

году

был

заложен

Олёкминский острог. А с 1783

года Олекминску дали другой

статус. Чем стал Олекминск в

тот

год?

Ответить

на

этот

вопрос

вы

сможете,

решив

задание № 4.

Слайд № 5.

А

теперь

давайте

немного

отдохнем.

Учащиеся решают

карточку – задание №2.

Ответ:

29

30

-

резко -

континентальный

Учащиеся решают

карточку – задание №3.

Ответ: Петр Бекетов.

Ответ: А =

3

1

4

,

город.

Действия учащихся:

8

Физ. Минутка

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже

Руки за спину положим,

голову поднимем выше

И легко – легко подышим.

И

на

носочках

подтянемся

столько

раз,

сколько

лет

нам

сейчас.

Компьютерная

зарядка

для

глаз.

Слайд № 6.

Слайд № 7.

Посланцев

Олекминского

района можно было встретить

на

всех

фронтах

Великой

Отечественной

войны.

Они

х р а б р о

с р а ж а л и с ь

п о д

Ленинградом

и

Мо сквой,

Сталинградом

и

Курском,

в о ш л и

п о б е д и т е л я м и

в

поверженный Берлин, оставив

надпись

на

стене

рейхстага

«Якут

солдат

дошел

до

Б е р л и н а » .

Э т у

н а д п и с ь

оставил наш земляк из Кятчи

Семен Барахов.

И в а н

Н и к о л а е в и ч

Кульбертинов

родился

в

селе

Тяня,

на

фронт

призвался

в

1942 году. Вопрос: кем служил

в

г о д ы

в о й н ы

И в а н

Николаевич?

Решите

задание

карточки № 5.

Слайд № 8.

Олекминский район – один из

немногих

уголков

не

только

России,

но

и

Евразии,

где

сохранились

нетронутыми

леса,

имеющие

планетарное

шаги на месте с

хлопками в ладоши

руки за спину

голову поднять выше

глубокий вдох – выдох

поднимаются на

носочках

Учащиеся глазами

следят за движением

звезды.

Учащиеся решают

карточку-задание № 5.

Ответ:

1

15

-

снайпером.

9

з н ач е н и е ,

ко т о р ы е

н а м

необходимо

сохранить

для

будущего.

Государственный

п р и р о д н ы й

з а п о в е д н и к

«Олёкминский»

был

открыт

к а к

э т а л о н

н е т р о н у т ы х

п р и р о д н ы х

к о м п л е к с о в

Южной

Якутии.

А

в

каком

году был создан заповедник?

Выполнив

задание

6,

вы

сможете

ответить

на

данный

вопрос.

Слайд № 9, 10.

Учащиеся выполняют

задание №6.

Ответ: 1984 г.

4 этап. Контроль.

Письменное.

Вам предлагается выполнить

контрольный тест, состоящий

из трех уровней. За уровень А

вы получите 3 балла, за

уровень А +В – 4 балла, за

уровень А + В + С – 5 баллов.

Учащиеся сами

выбирают уровень и

выполняют

контрольный тест на

персональном

компьютере.

Выполняют

самопроверку.

5 этап. Итог

урока.

а) Самооценка деятельности.

б) Домашнее задание.

Мы сегодня с вами о многом

не поговорили. Поэтому вам

предлагается выполнить

проект-презентацию в

программе Power point с

математическими заданиями.

Темы:

- Наслега Олекминского

района;

- Знатные люди района;

-Археологические памятники

района.

- Ваша тема.

Учащиеся анализируют

свою деятельность и

выставляют себе оценку

по шкале оценивания.

Учащиеся по желанию

выбирают тему

10

Работа может быть

индивидуальной и групповой.

презентации.

6 этап.

Рефлексия.

- Что вам понравилось или не

понравилось на уроке?

- Что нового вы узнали?

- Какие вопросы у вас

остались без ответа?

- С каким настроением вы

уходите?

Слайд № 11.

На земле Олёкмы

(отрывок из поэмы)

Страницы древние листая

Проходит нитью вековой.

Что краше ты не встретишь

края

Над полноводною рекой.

Иду к тебе, любимый город.

Нелегкой творческой тропой.

Для композитора ты молод,

А для поэта чист строкой!

Спасибо за урок!

Учащиеся отвечают на

вопросы.

Поднимают смайлы

настроения.

11

4.

Приложение

Кроссворд.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Она состоит из числителя и знаменателя.

2.

Деление числителя и знаменателя на их общий делитель, отличный от

единицы, называют…………дробей.

3.

Наименьший общий знаменатель равен наименьшему общему……

знаменателей данных дробей.

4.

Число, на которое надо умножить числитель и знаменатель дроби

называют ………множителем.

5.

Дробь, у которой числитель и знаменатель взаимно простые числа.

6.

Древнегреческий ученый, который положил начало создания теории

чисел.

7.

Число, которое имеет только два делителя.

8.

Это свойство позволяет делить или умножать числитель и знаменатель

дроби на одно и тоже число.

9.

5

5

6

- это число называется …… .

Карточка – задание № 1.

Найдите значение выражений:

1)

Водный путь (

19,5

−¿

20

1

8

+

41

7

8

¿∗¿

9

1

2

¿

2)

Воздушный путь

239

5

8

+

325

1

4

−¿

34

7

8

12

3)

Наземный путь (

320

1

2

103,5

¿∗

3

Карточка – задание № 2.

Вычислите:

7

1

6

6,2

а)

1

1

30

- климат континентальный;

б)

1

1

6

- климат арктический;

в)

29

30

- климат резко континентальный.

Задание № 3.

Найдите значения выражений и сопоставьте

ответ букве.

1)

1

3

1

5

2)

3

5

12

+

1

2

5

3) 1,2 - 1

1

10

4)

22

3

5

21,6

5) 1 – 0,75

6)

1

5

8

0

7)

4

5

+

1

2

Карточка – задание № 4.

13

1

Е

2

15

Б

1

5

8

О

1

10

К

1

4

Т

1,3

В

4

49

60

Е

Найдите значение А по формуле А = m -

3

1

2

, если m = 6

3

4

.

а) А = 3

1

4

, город;

б) А = 3

2

2

, мегаполис;

в) А = 3

1

2

, село.

Карточка – задание № 5.

Найдите значение выражения:

(

15

2

3

−¿

29

21

3

4

¿ +¿

15

¿

а)

7

3

7

- танкист;

б)

8

3

12

- разведчик;

в)

7

11

12

- снайпер.

Карточка – задание № 6.

Решите уравнение:

Х -

83

3

5

=

1900

2

5

14

Контрольный тест.

Уровень А.

А 1. Укажите общий знаменатель для дробей

1

6

и

3

8

.

1)

8; 2) 16; 3) 24; 4) 60.

А 2. Сократите дробь

30

66

до несократимой.

1)

15

33

; 2

¿

10

22

; 3

¿

5

11

; 4

¿

3

22

.

А 3. Выполните действие и ответ дайте в виде несократимой дроби: 1 -

6

27

.

1)

6

27

; 2

¿

21

27

; 3

¿

9

7

; 4

¿

7

9

.

А 4. Какую часть развернутого угла составляет угол в 60

0

?

1)

1

2

; 2

¿

2

3

; 3

¿

3

4

; 4

¿

1

3

.

Уровень В.

15

В 1. Расположите дроби

13

30

;

7

15

;

3

10

;

2

5

.

в порядке возрастания.

В 2. Найдите корень уравнения

1

2

+

х

=

3

4

Уровень С.

С 1. Сколько различных четырехзначных чисел можно составить с

использованием нечетных цифр, если цифры в числе не могут повторяться.

Бланк ответов___________________________________

Карточки

Контрольный тест

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

Уровень

1

2

3

А 1

А 2

А 3

А 4

В 1

В2

С 1

За каждый верный ответ карточек по 1 баллу.

Уровень А – 3 балла, уровень А + В – 4 балла, уровень А +В +С – 5 баллов.

Максимальное количество баллов: 13 баллов.

Шкала оценок:

12, 13 баллов – оценка 5;

9 – 11 баллов – оценка 4;

7, 8 баллов - оценка 3.

Дополнительное задание оценивается отдельно

Набранный балл:_________

Оценка:__________

Дополнительное задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Оценка:___________

16

Ответы к контрольному тесту

А 1

А 2

А 3

А 4

В 1

В 2

С 1

3

3

4

4

3

10

;

2

5

;

13

30

;

7

15

1

4

120

Смайлы настроения

«Отличное» «Равнодушное» «Плохое»

17

Используемая литература

1.

Н.Я. Виленкин, Математика 6. Москва.

2.

Л.П.Попова, Контрольно – измерительные материалы, Математика 6

класс.

3.

Олекминский улус. История. Культура. Фольклор. Якутск, 2005 г.

4.

М.Н. Данилов, «На ленских берегах…», Сахаполиграфиздат, 1995 г.

5.

Википедия. г. Олекминск.

6.

В.В.Ершова, «Иду к тебе любимый город». Якутск, Бичик. 2010 г.

18



В раздел образования