Автор: Дюкова Елена Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУЯСШ №4 им.Героя Советского Союза О.А.Лосика
Населённый пункт: Смоленская обл., г.Ярцево
Наименование материала: статья
Тема: "Практическая работа на уроках литературы как условие формирования УУД обучающихся"
Раздел: полное образование
Практическая работа на уроках литературы как условие
формирования УУД обучающихся
Главным результатом модернизации школы
должно стать соответствие школьного
образования целям опережающего развития.
Уже в школе дети должны получить
возможность раскрыть свои способности,
подготовиться к жизни в высокотехнологичном
конкурентном мире. Этой задаче должно
соответствовать обновленное содержание
образования.
Д.А.Медведев.
Перемены, произошедшие в России за последние годы, требуют новых
подходов
к
современной
школе.
Процессы
глобализации,
информатизации,
ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и
появления
новых
профессий
выдвигают
требования
повышенной
профессиональной
мобильности
и
непрерывного
образования.
Новые
социальные
запросы
определяют
новые
цели
образования
и
стратегию
его
развития.
Не секрет, что современная школа значительно изменилась за последние
десятилетия и сегодня стремительно продолжает меняться, пытается идти в
ногу со временем. Сегодня важно не столько вооружить ученика большим
объемом предметных знаний, сколько сформировать у него
универсальные
способы действий. Именно об этом идёт речь в Стандартах нового поколения
ФГОС.
Именно
универсальные
способы
действий
помогут
современному
школьнику развиваться и самосовершенствоваться в постоянно меняющемся
обществе. А для этого должен быть изменён способ обучения. В этом смысле я
сделала
попытку
организации
учебного
процесса,
нацеленного
на
формирование
УУД,
что
означает
способность
ученика
к
саморазвитию,
к
самостоятельному усвоению новых знаний.
Каждый
учитель
сам
обладает
способностью
целенаправленно
проектировать
задания,
развивающие
уровень
владения
обучающимися
различными универсальными учебными действиями.
Обратимся
к
уроку
литературы.
Литература,
как
один
из
ведущих
гуманитарных
предметов
в
российской
школе,
содействует
формированию
разносторонне
развитой,
гармоничной
личности,
воспитанию
гражданина,
патриота. Вместе с тем, наряду с духовным развитием, этот предмет ставит
задачу формирования УУД.
Роль уроков литературы в школе XXI века становится особо значимой,
ведь чтение художественной литературы перестало быть отличительной чертой
нашего
народа.
И
если
не
школа
научит
понимать
и
ценить
настоящую
литературу, то кто же? Ведь речь идёт о чувствах и ценностях, идеях и идеалах
тех, кто входит в жизнь. Поэтому главная наша задача учителей-словесников –
донести
до
своих
учеников
слово
писателя.
Но
знание
о
произведении
и
писателе – это не главное на уроках литературы. Наша главная задача – помочь
ученику увидеть в произведениях их общечеловеческий смысл, затронутые в
них вечные проблемы, закономерности самой жизни, как их ощутил и отразил
писатель.
Мы,
учителя
литературы,
должны
научить
обучающихся
самостоятельно
ориентироваться
в
тексте
художественных
произведений,
проникать
в
мир
авторских
мыслей
и
идеалов,
разбираться
в
основных
теоретико-историко-литературных проблемах. Осуществлять это можно только
при условии активной деятельности обучающихся в процессе чтения и анализа
произведений,
но
нужно
помнить
о
том,
что
воспитывают
человека
не
нравоучительные выводы из произведений, а художественный образ, потому что
он питает активное воображение.
В своей педагогической деятельности на уроках литературы я использую
разные виды творческих заданий: мастерские творческого письма, сочинения
разных жанров, создание визитки к стихотворениям и рассказам и т.д. В течение
последних нескольких лет я создавала и проводила практические работы по
литературе, которые постепенно преобразовались в систему.
Что
же
такое
практические
работы?
В
10-11
классах
такие
работы
проводятся только после самостоятельного прочтения художественного текста;
в начале 2015-2016 учебного года ко мне на обучение поступили обучающиеся 5
класса,
и
я
посчитала
целесообразным
проводить
практические
работы
по
литературе в 5-8 классах в процессе чтения произведения.
На
практических
занятиях
решаются
следующие
задачи:
главным
объектом изучения является, как правило, одно произведение; основная задача
связана
с
его
целостным
анализом,
в
процессе
которого
выявляются
заключенные
в
произведении
эстетические
ценности.
Таким
образом,
практические
занятия
призваны
углубить
знания
обучающихся
по
ряду
наиболее значимых тем курса и, развивая и совершенствуя имеющиеся знания и
навыки, научить самостоятельно анализировать художественное произведение.
Опыт показывает, что анализ текста – слабое звено в подготовке обучающегося.
Поэтому
задача
состоит
в
том,
чтобы
научить
школьников
внимательно
и
вдумчиво
читать
художественный
текст,
проникать
в
замысел
писателя,
в
каждый образ, каждую деталь, устанавливать существующую между ними связь
и взаимодействие, выявлять особенности структуры произведения. Занятиям
должна предшествовать серьезная самостоятельная работа, которая включает в
себя чтение (для 5-ого класса – частичное) предлагаемого к рассмотрению
художественного текста, знакомство с определенным кругом исследовательской
литературы, размышление над заранее предложенными к занятию вопросами. В
вопросах
выделяются
наиболее
существенные
стороны
а на лиз а
рассматриваемого
произведения,
раскрывающие
его
художественную
специфику
и
место
в
историко-литературном
процессе.
В
предложенной
тематике
практических
занятий
присутствует
определенная
система,
соответствующая
ходу
историко-литературного
процесса.
Это
позволяет
вводить
также
и
определенные
теоретические
понятия
и
последовательно
раскрывать их в процессе анализа конкретного произведения. Самостоятельная
работа
обучающихся
–
планируемая
учебная,
учебно-исследовательская,
научно-исследовательская,
проектная
работа,
выполняемая
за
рамками
расписания
учебных
занятий
по
заданию
и
при
методическом
руководстве
преподавателя, но без его непосредственного участия.
К
видам
практических
работ
по
литературе
можно
отнести
и
практические
упражнения,
и
задания
самостоятельного
характера,
и
исследовательскую деятельность, и даже проектную. Структура практической
работы
позволяет
нам
использовать
различные
формы
организации
деятельности,
способные
сформировать
универсальные
учебные
действия.
Такая
форма
работы
способствует
реализации
системно-деятельностного
подхода в обучении.
Учебно-исследовательская
деятельность
обучающихся
в
ходе
практической
работы,
выполняемой
в
порядке
освоения
новых
знаний
и
умений,
определяется
как
совместный
с
учителем
творческий
процесс
по
поиску возможных решений при изучении художественных произведений на
основе
жизненного
опыта,
литературных
традиций,
а
также
знаний
литературоведческого
характера.
Практическая
работа
предусматривает
самостоятельную работу обучающегося, так как является способом проверки
усвоений знаний.
Предложенная
мною
система
практических
работ
является
также
и
ступенью
в
развитии
исследовательских
умений
и
навыков
в
области
литературы.
Развитие
личности
обеспечивается
(как
сказано
в
стандартах
нового поколения) через формирование универсальных учебных действий. Все
это формирует метапредметные, предметные и личностные результаты. Таким
образом, обучение деятельности понимается не только как усвоение системы
знаний, умений и навыков, но и как результат развития личности, обретения
духовно-нравственного опыта и коммуникативной (и других) компетентности.