Напоминание

"Практическая работа на уроках литературы как условие формирования УУД обучающихся"


Автор: Дюкова Елена Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУЯСШ №4 им.Героя Советского Союза О.А.Лосика
Населённый пункт: Смоленская обл., г.Ярцево
Наименование материала: статья
Тема: "Практическая работа на уроках литературы как условие формирования УУД обучающихся"
Раздел: полное образование





Назад




Практическая работа на уроках литературы как условие

формирования УУД обучающихся

Главным результатом модернизации школы

должно стать соответствие школьного

образования целям опережающего развития.

Уже в школе дети должны получить

возможность раскрыть свои способности,

подготовиться к жизни в высокотехнологичном

конкурентном мире. Этой задаче должно

соответствовать обновленное содержание

образования.

Д.А.Медведев.

Перемены, произошедшие в России за последние годы, требуют новых

подходов

к

современной

школе.

Процессы

глобализации,

информатизации,

ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и

появления

новых

профессий

выдвигают

требования

повышенной

профессиональной

мобильности

и

непрерывного

образования.

Новые

социальные

запросы

определяют

новые

цели

образования

и

стратегию

его

развития.

Не секрет, что современная школа значительно изменилась за последние

десятилетия и сегодня стремительно продолжает меняться, пытается идти в

ногу со временем. Сегодня важно не столько вооружить ученика большим

объемом предметных знаний, сколько сформировать у него

универсальные

способы действий. Именно об этом идёт речь в Стандартах нового поколения

ФГОС.

Именно

универсальные

способы

действий

помогут

современному

школьнику развиваться и самосовершенствоваться в постоянно меняющемся

обществе. А для этого должен быть изменён способ обучения. В этом смысле я

сделала

попытку

организации

учебного

процесса,

нацеленного

на

формирование

УУД,

что

означает

способность

ученика

к

саморазвитию,

к

самостоятельному усвоению новых знаний.

Каждый

учитель

сам

обладает

способностью

целенаправленно

проектировать

задания,

развивающие

уровень

владения

обучающимися

различными универсальными учебными действиями.

Обратимся

к

уроку

литературы.

Литература,

как

один

из

ведущих

гуманитарных

предметов

в

российской

школе,

содействует

формированию

разносторонне

развитой,

гармоничной

личности,

воспитанию

гражданина,

патриота. Вместе с тем, наряду с духовным развитием, этот предмет ставит

задачу формирования УУД.

Роль уроков литературы в школе XXI века становится особо значимой,

ведь чтение художественной литературы перестало быть отличительной чертой

нашего

народа.

И

если

не

школа

научит

понимать

и

ценить

настоящую

литературу, то кто же? Ведь речь идёт о чувствах и ценностях, идеях и идеалах

тех, кто входит в жизнь. Поэтому главная наша задача учителей-словесников –

донести

до

своих

учеников

слово

писателя.

Но

знание

о

произведении

и

писателе – это не главное на уроках литературы. Наша главная задача – помочь

ученику увидеть в произведениях их общечеловеческий смысл, затронутые в

них вечные проблемы, закономерности самой жизни, как их ощутил и отразил

писатель.

Мы,

учителя

литературы,

должны

научить

обучающихся

самостоятельно

ориентироваться

в

тексте

художественных

произведений,

проникать

в

мир

авторских

мыслей

и

идеалов,

разбираться

в

основных

теоретико-историко-литературных проблемах. Осуществлять это можно только

при условии активной деятельности обучающихся в процессе чтения и анализа

произведений,

но

нужно

помнить

о

том,

что

воспитывают

человека

не

нравоучительные выводы из произведений, а художественный образ, потому что

он питает активное воображение.

В своей педагогической деятельности на уроках литературы я использую

разные виды творческих заданий: мастерские творческого письма, сочинения

разных жанров, создание визитки к стихотворениям и рассказам и т.д. В течение

последних нескольких лет я создавала и проводила практические работы по

литературе, которые постепенно преобразовались в систему.

Что

же

такое

практические

работы?

В

10-11

классах

такие

работы

проводятся только после самостоятельного прочтения художественного текста;

в начале 2015-2016 учебного года ко мне на обучение поступили обучающиеся 5

класса,

и

я

посчитала

целесообразным

проводить

практические

работы

по

литературе в 5-8 классах в процессе чтения произведения.

На

практических

занятиях

решаются

следующие

задачи:

главным

объектом изучения является, как правило, одно произведение; основная задача

связана

с

его

целостным

анализом,

в

процессе

которого

выявляются

заключенные

в

произведении

эстетические

ценности.

Таким

образом,

практические

занятия

призваны

углубить

знания

обучающихся

по

ряду

наиболее значимых тем курса и, развивая и совершенствуя имеющиеся знания и

навыки, научить самостоятельно анализировать художественное произведение.

Опыт показывает, что анализ текста – слабое звено в подготовке обучающегося.

Поэтому

задача

состоит

в

том,

чтобы

научить

школьников

внимательно

и

вдумчиво

читать

художественный

текст,

проникать

в

замысел

писателя,

в

каждый образ, каждую деталь, устанавливать существующую между ними связь

и взаимодействие, выявлять особенности структуры произведения. Занятиям

должна предшествовать серьезная самостоятельная работа, которая включает в

себя чтение (для 5-ого класса – частичное) предлагаемого к рассмотрению

художественного текста, знакомство с определенным кругом исследовательской

литературы, размышление над заранее предложенными к занятию вопросами. В

вопросах

выделяются

наиболее

существенные

стороны

а на лиз а

рассматриваемого

произведения,

раскрывающие

его

художественную

специфику

и

место

в

историко-литературном

процессе.

В

предложенной

тематике

практических

занятий

присутствует

определенная

система,

соответствующая

ходу

историко-литературного

процесса.

Это

позволяет

вводить

также

и

определенные

теоретические

понятия

и

последовательно

раскрывать их в процессе анализа конкретного произведения. Самостоятельная

работа

обучающихся

планируемая

учебная,

учебно-исследовательская,

научно-исследовательская,

проектная

работа,

выполняемая

за

рамками

расписания

учебных

занятий

по

заданию

и

при

методическом

руководстве

преподавателя, но без его непосредственного участия.

К

видам

практических

работ

по

литературе

можно

отнести

и

практические

упражнения,

и

задания

самостоятельного

характера,

и

исследовательскую деятельность, и даже проектную. Структура практической

работы

позволяет

нам

использовать

различные

формы

организации

деятельности,

способные

сформировать

универсальные

учебные

действия.

Такая

форма

работы

способствует

реализации

системно-деятельностного

подхода в обучении.

Учебно-исследовательская

деятельность

обучающихся

в

ходе

практической

работы,

выполняемой

в

порядке

освоения

новых

знаний

и

умений,

определяется

как

совместный

с

учителем

творческий

процесс

по

поиску возможных решений при изучении художественных произведений на

основе

жизненного

опыта,

литературных

традиций,

а

также

знаний

литературоведческого

характера.

Практическая

работа

предусматривает

самостоятельную работу обучающегося, так как является способом проверки

усвоений знаний.

Предложенная

мною

система

практических

работ

является

также

и

ступенью

в

развитии

исследовательских

умений

и

навыков

в

области

литературы.

Развитие

личности

обеспечивается

(как

сказано

в

стандартах

нового поколения) через формирование универсальных учебных действий. Все

это формирует метапредметные, предметные и личностные результаты. Таким

образом, обучение деятельности понимается не только как усвоение системы

знаний, умений и навыков, но и как результат развития личности, обретения

духовно-нравственного опыта и коммуникативной (и других) компетентности.



В раздел образования