Автор: Почтарук Виктория Владимировна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МБОУ "Каргасокская СОШ №2"
Населённый пункт: Каргасок Томская область
Наименование материала: статья
Тема: "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках немецкого языка".
Раздел: полное образование
Реализация системно-деятельностного подхода
на уроках немецкого языка.
В октябре 2009 года был утвержден новый Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), а вслед за
ним, в декабре 2010 года, последовал новый Федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). (слайд)
В основе обоих Стандартов лежит системно-деятельностный подход. Стандарт
ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет
выпускника начальной/основной школы»).
В последние годы происходит вытеснение немецкого языка английским, и все
сложнее набрать группы, а если получаются группы, либо в классе КО, либо в группе
есть дети с ОВЗ.
Исходя из сложившейся социально-педагогической ситуации, в которой оказываются
дети с недостатками в развитии и девиациями в поведении, приходится обращаться к
коррекционной педагогике, основной целью которой является выявление и
преодоление (исправление) недостатков в развитии личности ребенка, помочь ему в
успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум.
Новый ФГОС выдвигает также требования к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования/основной
образовательной программы основного общего образования, в которые входят
личностные, метапредметные и предметные результаты.
Коррекционная педагогика также как и общая педагогика призвана помочь в решении
этих задач. Они разрабатывают технологии, методы, приемы и средства
коррекционно-педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в
развитии и отклонениями в поведении.
Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с
помощью которых можно реализовать новые требования.
Существуют на современном этапе уже хорошо зарекомендовавшие себя методики и
технологии:
технология проблемного обучения
игровая технология
мультимедийные технологии
кейс-технология
метод проектов
здоровьесберегающие технологии
технология интерактивного обучения
информационные технологии
Приоритетами в области педагогических технологий для меня являются:
метод проектов, игровые технологии, здоровьесберегающие, технология
интерактивного обучения.
Для достижения требуемых результатов освоения основной образовательной
программы в рамках системно-деятельностного подхода наиболее актуальной
методикой преподавания иностранных языков (в частности, немецкого) является
технология интерактивного обучения. (слайд)
1
Слово «интерактивный» происходит от слова «интеракция» - взаимодействие
(учителя и обучаемых, детей друг с другом и т.п.),(слайд)
Знания в процессе интерактивного обучения ученик приобретает не в готовой форме,
а добывает их сам, в процессе собственной активности. Поэтому цель педагога –
создать условия, при которых ученик будет открывать новое знание, конструировать
его, использовать. Роль и позиция педагога – подсказать, если нужно,скорректировать;
педагог поддерживает активность учащихся, создает благоприятную атмосферу на
уроке; в спорах выступает в роли арбитра, а не судьи.
Как мы знаем, в основе традиционного обучения лежит монолог педагога. Педагог с
готовыми знаниями идет к учащемуся и, используя систему поощрений и наказаний,
заставляет его принять информацию как необходимую и обязательную.
Взаимодействие между участниками образовательного процесса строится обычно по
инициативе педагога в соответствии с подготовленным заранее планом урока. Этот
процесс можно представить в виде модели односторонней коммуникации (слайд)
Рис. 1.. Модель односторонней коммуникации:
А - педагог; Б, В…учащиеся
Методы интерактивного обучения предполагают иную форму коммуникации на
занятии, которую можно зафиксировать в виде модели многосторонней коммуникации
(рис.2).
А
Рис. 1.3. Модель многосторонней коммуникации:
А - педагог; Е, С, Б, Д, К - учащиеся
Реализация технологии интерактивного обучения в образовательном процессе
требует
от
педагога
создания
определенных
условий,
предоставляющих
2
разнообразные
возможности
для
организации
учебного
процесса.
К
таким
педагогическим условиям можно отнести:
1.
Психологическую атмосферу, созданную в аудитории;
2.
Нормы
совместной
работы,
выработанные
педагогом
совместно
с
учащимися.
3.
Тип коммуникации, реализуемый в образовательном процессе;
4.
Расположение мебели, оборудование учебной аудитории. (слайд)
5.
Различные материалы, которые педагог и учащиеся могут использовать в
своей деятельности на занятии.
Интерактивные методы (слайд)
1. Работа в парах 9. Дерево решений
2. Ротационные (сменные) тройки 10. Суд от своего имени
3. Карусель 11. Гражданские слушания
4. Работа в малых группах 12. Ролевая (деловая) игра
5. Аквариум 13. Метод пресс.
6. Незаконченное предложение 14. Займи позицию
7. Мозговой штурм 15. Дискуссия
8. Броуновское движение 16. Дебаты
«Обучение по станциям» – одна из современных методик, которая применяется в
основном при проведении итогового контроля по какой-либо теме. Разработка данного
метода принадлежит немецким методистам. «Обучение по станциям» делает
возможным подойти к процессу обучения более дифференцированно, так как при этом
каждый ребенок работает по своему индивидуальному плану и в своем
индивидуальном темпе. Перед началом работы каждый ученик получает маршрутный
лист с названием станций, которые ему необходимо пройти за определенное время, но
при этом лишь он сам вправе решать, на какую станцию отправится сначала. Задания,
составленные с учетом интересов учащихся, требований программы, имеют
различную степень сложности, что также способствует тому, чтобы работа учеников
была успешной.
3
Маршрутные листы для организации обучения «по станциям»
Название станции
Время работы
Количество набранных
баллов
Максимальное количество
баллов
1. станция – Слова,
10
5
2. станция – Пассивная,
7
5
3.станция – Говорение,
5
5
4. станция – Чтение,
10
5
5. станция – Сервисная,
2
6. станция Отдых.
3
дополнительный бонус
Кристиане Рауер и Мануэль Зальценберг в своей книге «Обучение по станциям»
выдвинули следующие 13 тезисов, отражающих данный метод:
1. Каждый ребенок выбирает свой собственный путь обучения.
2. Каждый ребенок работает в своем собственном темпе.
3. Каждый ребенок (по крайней мере, частично) сам определяет основные направления
своей работы.
4. Каждый ребенок изучает и стратегии своего обучения, он опробывает различные
техники обучения.
5. «Обучение по станциям» помогает развивать чувство самоконтроля, чувство
ответственности за выполнение поставленной задачи.
6. Учитель во время такого урока имеет больше времени для наблюдения.
7. Учителю в данном случае принадлежит роль советника.
8. Постановка задач и материальное оснащение станций облегчают деятельностный
подход к решению поставленных на станциях задач.
9. На некоторых станциях можно приготовить материал индивидуально для каждого
ученика.
10.Часто на станциях имеется материал, позволяющий ученику провести контроль и
самоконтроль выполненного им задания.
11.Задания на всех станциях должны быть различными как по их социальным формам,
так и по обращению с учебным материалом.
12.Работа на станциях всегда посвящена какой-либо одной теме.
13.«Обучение по станциям» предполагает различные возможности участия
школьников в планировании и организации урока.
Конечно, для проведения урока с использованием «станций» учителю необходимо
тщательно подготовиться: продумать тему, позволяющую построить урок на
интегративной и деятельностной основе, подготовить разнообразный материал,
разноуровневые задания, ключи для самопроверки, инструкции по выполнению
заданий. Все станции получают названия. На каждой «станции» предусмотрены
задания разного уровня сложности, чтобы учащиеся могли их самостоятельно
выбирать(по своим силам). Уровни сложности можно выделить цветом: например,
желтый – элементарный уровень, зеленый – средний, красный – повышенный уровень.
Практика показывает, что сначала все ученики берутся за задания повышенной
сложности, но систематическая работа в данной форме учит детей реально оценивать
свои силы. Необходима «станция», на которой младшие школьники могут применить
4
знания в устной речи (диалогической либо монологической). В этом случае учитель
находится на этой «станции» в качестве слушателя либо сам является партнером-
собеседником
После выполнения заданий ученики проверяют правильность выполнения на
«сервисной станции» (слайд) и ставят количество полученных баллов в маршрутный
лист.
Здесь находятся ключи для самопроверки.
Для организации работы в предложенной форме нужна «перевалочная станция», на
которой задание будет легким. Выполнение данного задания даст возможность
почувствовать успех каждому учащемуся независимо от уровня его языковой
подготовки. На этой «станции» можно поместить задание типа отгадывание
кроссвордов, ребусов, загадок, чтение шуточных историй. Данное задание не
оценивается, ученик получает дополнительный приз.
Для того чтобы работа проходила продуктивно и эффективно, определяются правила,
которые формулируются самими учащимися.
Более того, данные правила должны находиться на видном месте (например, на
доске), и должны быть понятны всем участникам обучения «по станциям». Во время
работы учителю необходимо добиваться сознательного выполнения данных правил
всеми учащимися.
После окончания работы обязательно проводится оценивание.
Далее педагогу необходимо организовать рефлексию (обратную связь). Для этого
можно использовать различные приемы, например «Волшебный мяч». Обучающиеся
садятся в круг, с помощью мяча каждый ребенок отвечает на два вопроса: «Какие
задания понравились и почему?» и «Какие задания были трудными и почему?».
Ответив, ученик передает мяч другому по своему желанию.
Проблемой считаю трудоемкость подготовки.
Обучение «по станциям» делает возможным дифференцированное, деятельностное
и, самое главное, самостоятельное обучение. При обучении иностранным языкам
данная форма организации образовательной деятельности на уроке позволяет
закреплять новый и повторять пройденный материал
5
Например, при проведении такого урока по теме «Книги» были
приготовлены 6 станций:
1. станция – Слова, (на данной «станции» дети повторяют слова,
изученные по теме, употребляют их во фразах, предложениях, связанных
текстах; проверяются не только знание и понимание лексики, но и умения
учащихся написать слова на немецком языке)
2. станция – Пассивная, (в рамках лексической темы «Книги», мы изучили
грамматическую тему Passiv (страдательный залог), детям предлагается
выполнить тест, в котором 10 вопросов. Это интерактивное упражнение,
дети выполнили, тут же включили проверку. Записали в маршрутный лист
количество правильных ответов.
3.станция – Говорение,
(
Необходима «станция», на которой младшие
школьники могут применить знания в уст-ной речи(диалогической либо
монологической). В этом случае учитель находится на этой «станции» в
качестве слушателя либо сам является партнером-собеседником.
4. станция – Чтение,
(
выполнение заданий на понимание информации,
изложенной в тексте),
5. станция – Сервисная, (Здесь есть словари, книги, ключи для проверки
заданий и проставление баллов.)
6. станция Отдых. (На этой станции был лист, на котором были 6
фотографий немецких писателей. Детям предлагается посмотреть и
написать знакомых писателей. Это задание не оценивается, но дает
дополнительный бонус.)
Расстановка парт по одной из выше предложенных вариантов. На доске
прикреплены три круга разного цвета: желтый – элементарный уровень,
зеленый – средний, красный – повышенный уровень, для того, чтобы дети
выбрали самостоятельно уровень. Детям раздаются маршрутные листы с
названиями станций, количеством максимальных баллов. Заранее
проговариваем правила поведения во время работы. На станциях
работать не больше двух человек.
6