Напоминание

"Трудовое воспитание детей дошкольного возраста"


Автор: Борисова Наталия Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №4 "Солнышко"
Населённый пункт: г. Краснознаменск
Наименование материала: статья
Тема: "Трудовое воспитание детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.

Воспитатель: Борисова Наталия Игоревна

Сегодня, в наш век потребления, трудовое воспитание дошкольников

является актуальной темой. Трудолюбие не рождается вместе с нами, оно

воспитывается в нас людьми, которые нас окружают: нашими родителями,

дедушками и бабушками, воспитателями, учителями. Трудовая деятельность

существенно влияет на формирование нравственных качеств личности, систему

ее взглядов на природу и общество. Труд оказывает влияние на развитие

умственных способностей человека; именно в трудовой деятельности личность

проявляет свою творческую активность, развивается, совершенствует

творческие задатки. В процессе труда формируются нравственные отношения

человека, происходит его физическое совершенствование, развиваются его

трудовые умения и навыки.

Труд развивает физически. Закладывать в ребенке желание и умение

трудиться нужно еще с дошкольного возраста. Исходя из этого дошкольные

учреждения ставят одной из главных целей трудовое воспитание дошкольников.

Проблема воспитания трудовой активности, в силу своей практической

значимости, постоянно обращала на себя внимания великих ученых. Вопросами

трудового обучения и воспитания учащихся школ занимались такие видные

ученые, как К.Н. Вентцель, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, К.Д.Ушинский,

С.Л.Рубинштейн.

В соответствии с ФГОС ДО под этим термином принято понимать систему

формирования у каждого ребенка трудолюбия и трудовых навыков. А также

стремление обучаться труду.

ФГОС ДО предполагает следующие виды труда:

самообслуживание;

хозяйственный труд;

труд природный;

ручной труд.

По каждому виду можно выделить определенные задачи трудового

воспитания дошкольников.

Вид труда

Задачи

самообслуживание

учить самостоятельно

ухаживать за собой: одеваться,

раздеваться по четкому

верному алгоритму, правильно

складывать вещи, уметь

ухаживать за своими вещами,

обувью и игрушками;

учить самостоятельно

выявлять загрязнения и

повреждения одежды и

грамотно их устранять, а

также находить подобное у

друга и помогать ему

исправлять;

учить самостоятельно

готовиться к занятиям, приему

пищи, прогулке и ко сну.

хозяйственный

продолжать учить сохранять

порядок в помещении, а в

случае выявления неполадок

совместно с воспитателем

устранять их;

приучать детей к уличному

труду: убирать мусор, очищать

дорожки от грязи, снега и

песка;

учить самостоятельно

трудиться в столовой

учреждения: готовить и

накрывать столы (только те

блюда, которые ребенку по

силам донести, чаще это

тарелки с хлебом и сыром или

фрукты), убирать за собой

грязную посуду и оставлять

после себя чистые столы и

помещение;

учить самостоятельно

готовить рабочее место,

наводить порядок и убирать

предметы работы после

занятий.

природный

воспитывать уважительное

отношение к окружающему

миру;

учить заботиться о животных,

которые имеются в ДОУ, а

именно: убирать за

животными, своевременно

чистить клетки и менять воду,

следить за наличием пищи у

питомцев;

воспитывать в детях

стремление помогать

взрослым в огороде или саду:

садить, поливать, убирать

сорняки

ручной

учить самостоятельно

пользоваться предметами

ручного труда на занятиях;

учить малышей

самостоятельно делать

простые аппликации, картины,

открытки, сувениры и

украшения;

формировать у детей желание

починить и восстановить

игрушки, книги и прочие

предметы;

учить детей грамотно и

экономно расходовать

используемый материал.

Важно учесть, что первые два вида трудовой деятельности должны

формироваться на протяжении всех лет пребывания в садике, а обучение

ручному труду начинается только за 1-2 года до выпуска из дошкольного

учреждения.

Как влияет на ребенка каждый из видов труда?

Благодаря формированию навыков самообслуживания у воспитанников

возникают такие качества, как уверенность в себе, способность самостоятельно

решать свои проблемы и быть независимым от родителей или других важных

взрослых.

Реализация задач хозяйственного труда позволяет детям понять, что они

самостоятельно и без какой-либо помощи могут улучшать окружающую среду.

Все те знания, которые даст детям ДОУ, сыграют значительную роль в будущем.

Трудовая деятельность в отношении природы помогает детям повысить свое

настроение, самооценку; позволяет научить детей самостоятельно выращивать

какой-либо продукт, цветок и выполнять за ним должный уход; развивает

мыслительные процессы у ребенка. Обучение ручному труду помогает детям

поверить в свои силы и понять, что они самостоятельно могут сделать красивую

вещь и порадовать ею не только себя, но и своих близких. Исходя из

вышеперечисленного стоит сделать вывод, что очень важно включать в план по

воспитанию все виды деятельности, ведь только благодаря этому воспитатель

сможет выпустить из детского сада полностью подготовленного к школе и

взрослой жизни человека.

Формы организации трудовой деятельности.

Для полноценного воспитания трудовой деятельности у дошкольников

следует использовать следующие формы:

поручения;

дежурства;

совместный труд.

Рассмотрим подробно все аспекты каждой из форм. Поручения – самое

приятное и эффективное средство воспитания и развития трудовых качеств.

Детям очень нравится, когда им дают поручения авторитетные для них

взрослые, а для того, чтобы получить похвалу от этого человека, они будут

стараться выполнить поручение хорошо, быстро и правильно. Поручения

бывают трех видов: индивидуальные, групповые, общие. Начинать стоит с

поручений конкретно одному ребенку, и только потом, в более старшем

возрасте, переходить к групповым. Кроме того, в младшем возрасте поручения

должны быть мелкими и легкими. По мере роста ребенка следует усложнять

поручения.

Очень важно всегда хвалить ребенка не только за успешное выполнение, но

и за стремление и желание помочь. Не стоит считать, что помощь ребенку в

поручении окажет негативный результат, наоборот, помогая малышам, вы

реализуете у них чувство защищенности и уверенности в других. Дежурства –

определенная задача, предоставленная нескольким воспитанником детского

сада, требующая особой ответственности. Благодаря дежурству дети чувствуют

свою значимость для дошкольного учреждения, ответственность за выполнение

задания и понимают, что их роль и активное участие в группе имеют важное

значение. Кроме того, дежурства объединяют детский коллектив, а общее дело

помогает детям лучше узнать друг друга. Совместный труд позволяет малышам

правильно распределить обязанности, выбрать роли для каждого участника и

нести ответственность за выполнение своей работы перед группой. Трудовое

воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС реализуется через

перечисленные формы деятельности, которые были выбраны опытными

педагогами благодаря проведенным исследованиям.

Труд и родители.

Также важно трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС

для родителей. Кроме того, от них в большей степени зависит результат

«прививки» любви и хорошего отношения к труду. Те правила, которые

присутствуют в дошкольном учреждении, должны использоваться и родителями

в домашних условиях. В противном случае несовпадение требований может

привести к недопониманию со стороны ребенка того, что от него требуют.

Последствия таких разногласий разные: минимальное – ребенок будет

постоянно не уверен в том, правильно ли он выполняет задание, максимальное

– если в одном месте нужно делать так, а в другом так не нужно и нужно по-

другому, то ребенок решит, что взрослые сами не знают, что ожидают от

малыша и придумывают правила самостоятельно. А если такие требования –

лишь выдумка, то их можно не выполнять. Проблема трудового воспитания

дошкольников решается только совместным трудом родителей и воспитателя.

Для этого необходимо как можно чаще устраивать родительские собрания, где

договариваться о правилах, заданиях и методах воспитания детей. Родители, в

свою очередь, должны посещать все собрания и принимать в них активное

участие. Помните, только объединившись можно добиться положительных

результатов! Не стоит сваливать всю работу на воспитателей, а затем учителей.

Их цель лишь направить детей в нужную сторону, а ваша – приложить все

усилия, чтобы ребенок научился.

Гигиенические условия.

Для того чтобы трудовое воспитание дошкольников в соответствии с

ФГОС ДО имело положительный результат, обязательно нужно следить за

гигиеной детей и чистотой предметов, с которыми они работают.

Эффективность трудового воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС

повышается, когда работа проходит на свежем воздухе. Если же дети трудятся в

учреждении, то необходимо регулярно проветривать помещение и следить за

чистотой предметов. Когда дети трудятся над какой-либо поделкой или рисуют,

помещение должно быть хорошо освещено, дабы не навредить детскому

зрению. Большое значение имеет поза для труда. Нельзя чтобы воспитанники

больше часа находились в одной позе, так как это очень вредно для

формирующегося позвоночника.

Важность трудового воспитания дошкольников.

Человек должен обучаться труду, так как это единственный источник

благополучного существования. Трудолюбие с ранних лет обеспечивает успех и

достаток в будущем. Обученные труду с младенчества дети более

самостоятельны, легко приспосабливаются к любым условиям и быстрее

решают различного рода проблемы. Трудолюбие позволяет человеку обрести

уверенность в себе и завтрашнем дне. Трудовое воспитание дошкольников в

соответствии с ФГОС направлено на максимальное развитие знаний, умений и

навыков ребенка, благодаря чему воспитанник детского сада сможет

благополучно развиваться дальше и получать уважение близких, друзей и даже

незнакомых людей.

Самое главное – начать вовлекать детей в трудовой процесс с малых лет.

Делать это нужно в игровой форме, но с определенными требованиями.

Обязательно нужно хвалить ребенка, даже если у него что-то не получается.

Важно отметить, что работать по трудовому воспитанию нужно в соответствии

с возрастными особенностями и важно обязательно учитывать индивидуальные

возможности каждого ребенка.



В раздел образования