Автор: Борисова Наталия Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №4 "Солнышко"
Населённый пункт: г. Краснознаменск
Наименование материала: статья
Тема: "Трудовое воспитание детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.
Воспитатель: Борисова Наталия Игоревна
Сегодня, в наш век потребления, трудовое воспитание дошкольников
является актуальной темой. Трудолюбие не рождается вместе с нами, оно
воспитывается в нас людьми, которые нас окружают: нашими родителями,
дедушками и бабушками, воспитателями, учителями. Трудовая деятельность
существенно влияет на формирование нравственных качеств личности, систему
ее взглядов на природу и общество. Труд оказывает влияние на развитие
умственных способностей человека; именно в трудовой деятельности личность
проявляет свою творческую активность, развивается, совершенствует
творческие задатки. В процессе труда формируются нравственные отношения
человека, происходит его физическое совершенствование, развиваются его
трудовые умения и навыки.
Труд развивает физически. Закладывать в ребенке желание и умение
трудиться нужно еще с дошкольного возраста. Исходя из этого дошкольные
учреждения ставят одной из главных целей трудовое воспитание дошкольников.
Проблема воспитания трудовой активности, в силу своей практической
значимости, постоянно обращала на себя внимания великих ученых. Вопросами
трудового обучения и воспитания учащихся школ занимались такие видные
ученые, как К.Н. Вентцель, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, К.Д.Ушинский,
С.Л.Рубинштейн.
В соответствии с ФГОС ДО под этим термином принято понимать систему
формирования у каждого ребенка трудолюбия и трудовых навыков. А также
стремление обучаться труду.
ФГОС ДО предполагает следующие виды труда:
самообслуживание;
хозяйственный труд;
труд природный;
ручной труд.
По каждому виду можно выделить определенные задачи трудового
воспитания дошкольников.
Вид труда
Задачи
самообслуживание
учить самостоятельно
ухаживать за собой: одеваться,
раздеваться по четкому
верному алгоритму, правильно
складывать вещи, уметь
ухаживать за своими вещами,
обувью и игрушками;
учить самостоятельно
выявлять загрязнения и
повреждения одежды и
грамотно их устранять, а
также находить подобное у
друга и помогать ему
исправлять;
учить самостоятельно
готовиться к занятиям, приему
пищи, прогулке и ко сну.
хозяйственный
продолжать учить сохранять
порядок в помещении, а в
случае выявления неполадок
совместно с воспитателем
устранять их;
приучать детей к уличному
труду: убирать мусор, очищать
дорожки от грязи, снега и
песка;
учить самостоятельно
трудиться в столовой
учреждения: готовить и
накрывать столы (только те
блюда, которые ребенку по
силам донести, чаще это
тарелки с хлебом и сыром или
фрукты), убирать за собой
грязную посуду и оставлять
после себя чистые столы и
помещение;
учить самостоятельно
готовить рабочее место,
наводить порядок и убирать
предметы работы после
занятий.
природный
воспитывать уважительное
отношение к окружающему
миру;
учить заботиться о животных,
которые имеются в ДОУ, а
именно: убирать за
животными, своевременно
чистить клетки и менять воду,
следить за наличием пищи у
питомцев;
воспитывать в детях
стремление помогать
взрослым в огороде или саду:
садить, поливать, убирать
сорняки
ручной
учить самостоятельно
пользоваться предметами
ручного труда на занятиях;
учить малышей
самостоятельно делать
простые аппликации, картины,
открытки, сувениры и
украшения;
формировать у детей желание
починить и восстановить
игрушки, книги и прочие
предметы;
учить детей грамотно и
экономно расходовать
используемый материал.
Важно учесть, что первые два вида трудовой деятельности должны
формироваться на протяжении всех лет пребывания в садике, а обучение
ручному труду начинается только за 1-2 года до выпуска из дошкольного
учреждения.
Как влияет на ребенка каждый из видов труда?
Благодаря формированию навыков самообслуживания у воспитанников
возникают такие качества, как уверенность в себе, способность самостоятельно
решать свои проблемы и быть независимым от родителей или других важных
взрослых.
Реализация задач хозяйственного труда позволяет детям понять, что они
самостоятельно и без какой-либо помощи могут улучшать окружающую среду.
Все те знания, которые даст детям ДОУ, сыграют значительную роль в будущем.
Трудовая деятельность в отношении природы помогает детям повысить свое
настроение, самооценку; позволяет научить детей самостоятельно выращивать
какой-либо продукт, цветок и выполнять за ним должный уход; развивает
мыслительные процессы у ребенка. Обучение ручному труду помогает детям
поверить в свои силы и понять, что они самостоятельно могут сделать красивую
вещь и порадовать ею не только себя, но и своих близких. Исходя из
вышеперечисленного стоит сделать вывод, что очень важно включать в план по
воспитанию все виды деятельности, ведь только благодаря этому воспитатель
сможет выпустить из детского сада полностью подготовленного к школе и
взрослой жизни человека.
Формы организации трудовой деятельности.
Для полноценного воспитания трудовой деятельности у дошкольников
следует использовать следующие формы:
поручения;
дежурства;
совместный труд.
Рассмотрим подробно все аспекты каждой из форм. Поручения – самое
приятное и эффективное средство воспитания и развития трудовых качеств.
Детям очень нравится, когда им дают поручения авторитетные для них
взрослые, а для того, чтобы получить похвалу от этого человека, они будут
стараться выполнить поручение хорошо, быстро и правильно. Поручения
бывают трех видов: индивидуальные, групповые, общие. Начинать стоит с
поручений конкретно одному ребенку, и только потом, в более старшем
возрасте, переходить к групповым. Кроме того, в младшем возрасте поручения
должны быть мелкими и легкими. По мере роста ребенка следует усложнять
поручения.
Очень важно всегда хвалить ребенка не только за успешное выполнение, но
и за стремление и желание помочь. Не стоит считать, что помощь ребенку в
поручении окажет негативный результат, наоборот, помогая малышам, вы
реализуете у них чувство защищенности и уверенности в других. Дежурства –
определенная задача, предоставленная нескольким воспитанником детского
сада, требующая особой ответственности. Благодаря дежурству дети чувствуют
свою значимость для дошкольного учреждения, ответственность за выполнение
задания и понимают, что их роль и активное участие в группе имеют важное
значение. Кроме того, дежурства объединяют детский коллектив, а общее дело
помогает детям лучше узнать друг друга. Совместный труд позволяет малышам
правильно распределить обязанности, выбрать роли для каждого участника и
нести ответственность за выполнение своей работы перед группой. Трудовое
воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС реализуется через
перечисленные формы деятельности, которые были выбраны опытными
педагогами благодаря проведенным исследованиям.
Труд и родители.
Также важно трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС
для родителей. Кроме того, от них в большей степени зависит результат
«прививки» любви и хорошего отношения к труду. Те правила, которые
присутствуют в дошкольном учреждении, должны использоваться и родителями
в домашних условиях. В противном случае несовпадение требований может
привести к недопониманию со стороны ребенка того, что от него требуют.
Последствия таких разногласий разные: минимальное – ребенок будет
постоянно не уверен в том, правильно ли он выполняет задание, максимальное
– если в одном месте нужно делать так, а в другом так не нужно и нужно по-
другому, то ребенок решит, что взрослые сами не знают, что ожидают от
малыша и придумывают правила самостоятельно. А если такие требования –
лишь выдумка, то их можно не выполнять. Проблема трудового воспитания
дошкольников решается только совместным трудом родителей и воспитателя.
Для этого необходимо как можно чаще устраивать родительские собрания, где
договариваться о правилах, заданиях и методах воспитания детей. Родители, в
свою очередь, должны посещать все собрания и принимать в них активное
участие. Помните, только объединившись можно добиться положительных
результатов! Не стоит сваливать всю работу на воспитателей, а затем учителей.
Их цель лишь направить детей в нужную сторону, а ваша – приложить все
усилия, чтобы ребенок научился.
Гигиенические условия.
Для того чтобы трудовое воспитание дошкольников в соответствии с
ФГОС ДО имело положительный результат, обязательно нужно следить за
гигиеной детей и чистотой предметов, с которыми они работают.
Эффективность трудового воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС
повышается, когда работа проходит на свежем воздухе. Если же дети трудятся в
учреждении, то необходимо регулярно проветривать помещение и следить за
чистотой предметов. Когда дети трудятся над какой-либо поделкой или рисуют,
помещение должно быть хорошо освещено, дабы не навредить детскому
зрению. Большое значение имеет поза для труда. Нельзя чтобы воспитанники
больше часа находились в одной позе, так как это очень вредно для
формирующегося позвоночника.
Важность трудового воспитания дошкольников.
Человек должен обучаться труду, так как это единственный источник
благополучного существования. Трудолюбие с ранних лет обеспечивает успех и
достаток в будущем. Обученные труду с младенчества дети более
самостоятельны, легко приспосабливаются к любым условиям и быстрее
решают различного рода проблемы. Трудолюбие позволяет человеку обрести
уверенность в себе и завтрашнем дне. Трудовое воспитание дошкольников в
соответствии с ФГОС направлено на максимальное развитие знаний, умений и
навыков ребенка, благодаря чему воспитанник детского сада сможет
благополучно развиваться дальше и получать уважение близких, друзей и даже
незнакомых людей.
Самое главное – начать вовлекать детей в трудовой процесс с малых лет.
Делать это нужно в игровой форме, но с определенными требованиями.
Обязательно нужно хвалить ребенка, даже если у него что-то не получается.
Важно отметить, что работать по трудовому воспитанию нужно в соответствии
с возрастными особенностями и важно обязательно учитывать индивидуальные
возможности каждого ребенка.