Автор: Валько Вера Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ЯНАО Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий
Населённый пункт: город Ноябрьск Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Осознание прав и обязанностей детьми дошкольного и младшего школьного возраста"
Раздел: среднее профессиональное
1
План
1.
2.
П р о бл е м а
о с о з н а н и я
п р а в
и
о б я з а н н о с т е й
дошкольниками и младшими школьниками
3.
Методы исследования осознания детьми дошкольного
возраста прав и обязанностей.
4.
Ре зульт ат ы
п ра кт и ч е с кого
и зуч е н и я
п ра в
и
обязанностей.
5.
Заключение
6.
2
Проблема осознания прав и обязанностей дошкольниками и младшими
школьниками
Отечественными
психологами
проблема
прав
и
обязанностей
как
самостоятельная не исследовалась. Вопрос прав и обязанностей рассматривался внутри
социальной характеристики личности, либо рассматривался в более частных вопросах о
нравственном
поведении
личности
ребенка,
о
воспитании
культурных
привычек
и
навыков, о воспитании следования правилам поведения и т.д. Права и обязанности как
необходимый компонент структуры самосознания личности был определен В.С. Мухиной
в книге «Проблемы генезиса личности» и получил дальнейшую разработку в работах ее
учеников Тимошенко Е.П., Рахматшаевой В.А., Хухлаевой О.В. и др.
Самосознание по определению В.С. Мухиной представляет собой куб, на
фронтальной
поверхности
которого
располагаются
первичные
образования
личности:
притязание
на
признание
своего
«Я»,
своего
имени,
своей
внутренней
психической
сущности
и
внешних
физических
данных;
притязание
на
социальное
признание
и
притязание на признание своей сущности как представителя своего пола. На боковой
стороне куба временные образования самосознания: прошлое, настоящее, будущее. На
горизонтальной поверхности обозначаются звенья социального пространство личности:
самость личности, долг перед людьми, права среди других.
С позиции генезиса развития личности В.С. Мухина утверждает, что личность
развивается
как
родовой
индивид
и
как
индивидуальность,
совершенствуясь
и
совершенствуя других. … Человеческая история – это продолжающийся антропогенез.
Следовательно, появление в сознании индивида прав и обязанностей следует искать уже в
родовом
обществе.
Род
требует
от
родового
индивида
исполнение
родового
долга…
Поэтому все его права и обязанности были не личными, а родовыми. Однако, для генеза
рода человеческого важно другое: появление вместе с обязанностями и прав. Право –
начало
той
свободы,
которая
рождается
внутри
родовой
зависимости.
Это
свобода
человека, произведённого родом, творения рода, который может быть свободен внутри
рода и даже вопреки роду, но не вне рода. Права – обратная сторона обязанностей. Внутри
рода формирование долга у нового поколения осуществляется через мифологию, сказания
и песни, которые старики передавали подрастающим детям. Мифология давала некоторые
представления
о
прошлом
рода,
и
прививало
уважение
к
его
моральным
нормам
и
ценностям. … Чувство родового долга прививалось и через поступки... В структуру
самосознания родового человека глубоко входило родовое «надо», «можно», «нельзя».
3
Воспитание чувства долга у детей через культуру довольно четко прослеживается и
у племени Самоа,
живущего на Новой Гвинее. Чувство долга у самоанских детей
начинает формироваться через танец. На небольших вечеринках начинают танцевать семи
восьмилетние дети. Двухлетки и трехлетки сидят на циновках в доме и хлопают в ладоши,
когда взрослые поют. Потом от них требуют, чтобы они сами танцевали перед зрителями.
На этих танцевальных праздниках маленьких детей вытаскивают на площадку почти без
всякой
предварительной
подготовки.
С
широко
открытыми,
полными
ужаса
глазами,
испуганные малыши становятся рядом с каким-нибудь ребенком немного постарше их. В
полном отчаянии, умея только хлопать в ладоши, они пытаются обогатить свой арсенал
танцевальных движений, подражая своим компаньонам.
Значение танца в воспитании и социализации самоанских детей двояко. Во-первых,
само участие в танцах снижает порог застенчивости. У самоанских детей, как и наших,
существуют большие различия по степени застенчивости. Но если наш очень застенчивый
ребенок
вообще
избегает
публичных
выступлений,
то
ребенок
на
Самоа,
страдая
и
мучаясь все же танцует. Таким образом, во-вторых, выход на сцену выступает здесь второй
стороной долженствования, он для них неизбежен, каждый ребенок здесь должен сделать
усилие, подняться и принять участие хотя бы в нескольких фигурах танца.
В
обыденной
жизни
обязанности
ребенка
на
Самоа
не
отмечаются
большой
сложностью. Это объясняются тем, что их воспитание занимаются не взрослые, а сразу
после отнятия от груди передают нянькам, обычно девочкам 7-8 лет. От рождения до 4-5
лет воспитание ребенка чрезвычайно просто. Ребенок этого возраста
должен быть
абсолютно послушен, чего, однако, трудно достичь, ибо никто не обращает внимания на
то, чем занимаются маленькие дети. Он должен уметь сидеть или ползать по дому, но
вставать на ноги ему полагается лишь в случае крайне необходимости. Он не должен
обращаться к взрослым стоя, выходить на солнце и т.д. и т.п. Все это, конечно, запреты,
подкрепляемые время от времени шлепками, громкими раздражительными криками и
внушениями.
Таким образом, уже в родовых отношениях общество предоставляет некоторые
права своим детям и предъявляет требования по выполнению обязанностей детьми.
Рахматшаевой
В.А
был
сделан
теоретический
анализ
работ
Ж.
Пиаже
относительно организации взрослыми нормативного поведения детей. По убеждению Ж.
Пиаже «вся нравственность состоит из правил, и суть любой нравственности следует
искать в том уважительном и почтительном отношении к правилам, которые испытывает
человек.» Ж. Пиаже анализирует, как складывается у ребенка уважительное отношение к
правилам. Психическую природу реальной нравственности следует искать, утверждает он,
4
в связи, существующей между практикой применения правил и осознанием этих правил
детьми. Он открыл три стадии осознания правил:
1.
До
4-5
лет
–
правила
не
носят
принудительного
характера.
Настоящих
правил еще нет. Действуют моторные / двигательные / правила. Они применяются скорее,
как интересные примеры, чем как обязательная реальность.
2.
До 9-10 лет - правила воспринимаются как священные и неприкосновенные.
Взрослый
устанавливает
правила.
Ребенок
беспрекословно
подчиняется.
Он
может
нарушить правила, но при этом не сомневается в их справедливости.
3.
После 10 лет – правила воспринимается как законченные. Дети соблюдают
закон при условии: если отношение между ними и взрослыми должны быть скреплены
взаимным
соглашением.
Те
же
правила,
они
не
воспринимаются
детьми,
если
они
предъявляются авторитетной властью.
4.
Ж. Пиаже выделяет условия, при которых правила превращаются в чувства
обязательности:
- одобрение окружающих,
- удовольствие, которое получает ребенок при соблюдении правил,
- переживание ребенком чувства уважения к тому, человеку, который предъявляет
правила.
Клименко
И.Ф.
в
своей
диссертации
на
тему:
«Психологические
особенности
отношений к себе и другим как носителям нравственных ценностей.» правила, нормы,
обязанности
относит
к
моральной
стороне
развития
личности.»
Мораль
как
форма
общественного сознания представляет собой совокупность правил, норм и принципов,
которые складываются в культуре
и становятся устойчивыми нормами нравственного
поведения. То есть нормальное поведения – это то, которое требует от индивида общество.
Или иным словами долг, обязанность такого поведения человека перед обществом. Далее
автор
обнаруживает
следующую
закономерность.
«Каждый
человек,
выражая
положительное
отношение
к
нравственной
нормативности
и
давая
себе
высокую
нравственную
оценку,
признает
за
собой
возможность
нарушения
нормативного
поведения. Анализ фактов нарушения нормативного поведения позволил установить, что
это происходит, как правило, в ситуации, где контроль со стороны окружающих ослаблен
или
полностью
отсутствует
и
возможность
выбора
поведения
личностью
достаточно
широка.
И.Ф. Клименко проводит следующее исследование: создается игровая, ситуация,
где испытуемый выступает в роли невидимки. Таким образом, снимается социальный
контроль за поведения ребенка. Наиболее высокий процент ответов, обнаруживающих
5
нарушения,
был
получен
в
группах
испытуемых
дошкольного
возраста.
Ситуация
невидимки воспринимается и расценивается испытуемым как провоцирующая нарушения
нравственной
нормативности.
«Это
положение
характеризует
определённый
этап
нравственного
становления
личности,
когда
усвоение
содержания
нравственных
ценностей еще не обеспечивает реализацию их в ситуации любого характера.
В
исследованиях
О.В.
Хухлаевой
установлено,
что
дети
младшего
школьного
возраста часто не имеют представлений о своих правах в школе и обязанностей на улице.
И далее делает вывод, что сложившаяся система воспитания в большей мере формирует
представления детей об их обязанностях. Дети плохо знают свои права. Что мешает их
нормальной социализации. Свои права дети связывают в основном с улицей. Дома, и в
особенности, в школе многие дети чувствуют обязанности. Автор так же отмечает в своем
практическом
исследовании
увеличение
в
течении
короткого
промежутка
времени
представлений
об
обязанностях
ученика
в
школе
и
дома.
У
первоклассников
не
происходит изменений в осознании своих прав. Как и старшие дошкольники они осознают
право на движение, на игру и свои права в игре. Это показывает, делает вывод О.В.
Хухлаева, что ведущая деятельность учебная – способствует формированию у них только
лишь представлений о новых обязанностях, не влияя на формирование новых прав. А о
третьеклассниках
она
говорит
следующее:
«у
учащихся
третьего
класса
число
обязанностей увеличивается за счет увеличения и дифференциации обязанностей ученика.
Но при значительном количестве обязанностей большинство из них ориентированы на
содержание
у
ребенка
естественных
потребностей
в
игре
и
движении
или
же
на
обеспечение
успешности
обучения
в
школе,
то
есть
они
имеют
одностороннюю
направленность.
Существенно,
что
большинство
третьеклассников
не
имеет
представлений об обязанностях на улице, полагая, что на улице можно делать все, что
хочется.
Итак,
выполнение
прав
и
обязанностей
является
неотъемлемым
компонентом
структуры самосознания. Онтогенетически появление осознания прав и обязанностей
начинается на ранней ступени развития личности уже в младшем дошкольном возрасте.
Предположительно значит, что и филогенетически зарождение долга и прав следует искать
уже в родовом обществе. Этому служат подтверждением отношения в родовой общине, а
также в племенах Самоа.
Ж.
Пиаже
определены
стадии
осознания
ребенком
прав
и
обязанностей,
дети
начинают осознавать обязанности еще до четырех лет. Следовательно, этот процесс не
статичен,
он
находится
в
постоянном
изменении
и
развитии.
Причем,
осознание
обязанностей для ребенка происходит быстрее, а осознание прав позднее. Раз осознание
6
прав и обязанностей развивающийся процесс, то в дошкольном возрасте он еще не
завершен. Поэтому в этом возрасте возможно нарушение нормативного поведения, когда
снимается или ослабляется контроль со стороны взрослых. В более старшем возрасте
начальных классов дети уже начинают дифференцировать права и обязанности. Но свои
права дети связывают в основном с улицей, а обязанности со школой или домом. По
содержанию права и обязанности от дошкольного возраста к возрасту первоклассников
фактически не меняются. Они расширяются в объеме за счет прибавления обязанностей
ученика.
7
Методы исследования осознания детьми дошкольного возраста прав и
обязанностей
Метод свободной беседы применялся для опроса детей в возрасте от 4 до 5 лет в
смешанной возрастной группе дошкольного детского дома. Сначала детям задавались
вопросы: «Что тебе можно делать?», «Что тебе разрешают делать?», «Что ты имеешь
право делать?». То есть первые вопросы касались прав ребенка. В процессе беседы
выяснилось, что дети этого возраста уже осознают право на игру («Можно играть в мишку,
волка, зайца», - Андрей Б. 5 лет. «Столы накрывать», - Наташа П. 4 года ) , право на отдых,
особенно на улице («Гулять» - Таня С. 6 лет ).
Дальше следует уточнить содержание прав.
Для этого определяется насколько
осознаны ребенком права на удовлетворение естественных потребностей: дышать, есть,
спать, право на движение, на одежду. На мой взгляд, только с момента постановки этих
вопросов дети начинают задумываться, что удовлетворение естественных потребностей –
это их право, которым они пользуются и могут пользоваться всегда. Они и раньше знали
об этих правах и пользовались ими как изначально данными, не выделяя их именно как
права,
данные
им
обществом.
Естественное
право
для
ребенка
на
движении
дети
дошкольного возраста и данной категории воспринимают как ограниченное. В подобном
ограничении прав начинают выявляться обязанности («На улице разрешают бегать, орать.
А в комнате бегать нельзя «Андрей Б. 5 лет).
Вторая серия вопросов в беседе была посвящена изучению обязанностей детей.
Задавались вопросы типа: «Что ты должен делать?», «Что тебе нужно делать, хочется
этого или нет?», «Чего тебе делать нельзя?» В этой половине беседы начинает выясняться,
что дети смешивают содержание обязанностей с правами. Среди обязанностей называют
то, что незадолго до этого называли своими правами. К обязанностям дети четырёх-
шестилетнего
возраста
относят
обязанности
по
обслуживающему
труду
(«Должны
помогать мыть пол» - Андрей Б.5 лет, «Должны дежурить» - Зоя П. 6 лет, «Санки носить» -
Лена Ф. 6 лет, «Цветы носить, столы вытирать», - Яша П. 5 лет), обязанность играть («Я
должна играть» - Таня С. 6 лет, «Должны играть, писать» - Лена Г. 4). По неизвестной
причине дети дошкольного возраста к обязанностям относят удовлетворение естественных
потребностей («Должны кушать, гулять» - Зоя П. 6 лет). Таким образом получается, что
дети в возрасте от 4 до 6 лет, воспитывающиеся в детском доме, исследуемые в данном
случае, смешивают, не дифференцируют права и обязанности. В процессе опроса была
установлена еще одна закономерность. Дети, воспитывающиеся в детском доме, более
четко и бодро отвечали, на вопрос, что им можно делать, перечисляя множество прав без
8
подсказок и напоминаний. А над тем, что они должны делать задумывались, начинали
робко, как бы с опасной называть обязанностями, которые только что называли правами
(«Должен играть» - Андрей Б. 5 лет, «Должна рисовать» - Таня С. 6 лет). Значит можно
предположить, что представление об обязанностях у детей, воспитывающихся в детском
доме, недостаточно сформировано, особенно это касается того, что нельзя делать («Нельзя
с портфелем ходить», - Еще чего нельзя делать? – «Все», - Яша П. 5 лет, «Что нельзя
делать? – Все можно (после обдумывания) - Лена Г. 4 года ). Дети либо не воспринимают
запреты, считая, что им все можно, либо свои обязанности определяют, как ограничение
прав («Нельзя рисовать, когда нам не разрешают. Играть, когда не разрешают» - Таня С. 6
лет, «Без разрешения цветы поливать нельзя» - Лена Ф. 6 лет). Примечательно то, что
запреты
по
ограничению
прав
выполняются
детьми
по
причине
их
последующего
наказания, видимо, это как раз и заставляет детей выполнять подобные обязанности
(«Нельзя подходить к телевизору, а то заругают. Воровать нельзя, а то накажут», - Коля Т.
4 года, «Играть нельзя, потому что плохо ведем себя» - Максим П. 5 лет ), «Разговаривать
нельзя, мама (воспитатель) ругает», - Лена Т. 5 лет).
В
дальнейшем
свободную
беседу
старались
строить
в
рамках
структуры
самосознания. Права и обязанности являются более поздним образованием в структуре
самосознания.
Необходимо
было
попытаться
определить,
как
предыдущие
звенья
структуры влияют на формирование и развитие последующих. Например, самое первое
звено – осознание своего «Я», своего имени. На вопрос «Как твое имя?» или «Как тебя
зовут?» дети называли свое имя в его обычной разговорной форме (Таня, Рамиль, Лена и
т.д.). Свое полное имя из детей никто не знал. Как уже раньше говорилось, дети к
четырехлетнему возрасту уже четко осознают свое имя, свое право на наличие имени, а
также право на обращение к себе только по своему имени. Кроме этого, дети к четырем
годам
считают
себя
в
праве
определять,
в
какой
форме
их
имени
к
ним
следует
обращаться. Все дети принимают положительно уменьшительно–ласкательную форму их
имени
(Танечка,
Танюша
–
Таня
6
лет,
Леночка,
Аленушка
–
Лена
Ф.
5
лет).
Следовательно, к дошкольному возрасту дети осознают свое право на имя и определяют
приемлемую для них форму обращения по имени.
Осознание себя во времени - это звено в структуре самосознания предшествует
правам и обязанностям. Свободная беседа была направлена на выявление одной из сторон
данного
элемента
структуры.
Как
дети
представляют
себе
свое
будущее.
Задавались
следующие вопросы: «Что ты будешь делать, когда вырастешь?», «Будет ли у тебя свой
дом?», «Будет ли у тебя свое семья и кто будет в твоей семье?» Практически все дети
осознают и представляют свое право на будущее, что они вырастут и станут взрослыми.
9
Дети, воспитывающиеся в детском доме, признают в будущем свое право на труд. На
вопрос «Что ты будешь делать, когда вырастешь?» они отвечали: «Буду детям строить
дом», - Андрей Б. 5 лет, «Работать буду. Ребят кормить», - Зоя П. 6 лет, «Буду писать,» -
Лена Ф. 6 лет, «Дрова буду рубить,» - Яша П. 5 лет. Некоторые дети упоминают о
недалеком будущем, о школе: «Буду писать в школе, Максим П. 5 лет, «Буду писать в
школе, читать,» - Таня С. 6 лет. Некоторые из детей, признавая за собой право на будущее,
воспринимают
его
как
снятие
запретов,
применяемых
к
ним
сейчас,
или
получение
возможности использовать наказания, применяемые взрослыми (воспитателями) в данное
время к ним. (Когда вырасту большой соберу пирамиду. Мне не разрешают собирать» -
Коля Т. 4 года, «Буду сажать детей на стулья» - Лена Т. 5 лет). Право на будущую семью,
на свой дом ребята приняли. Они осознали, что имеют право в будущем жить не одни и
право выбора, с кем они будут жить и где. В процессе беседы возникло предположение,
что дети ранее об этом праве не подозревали, а начали воспринимать как предоставленное
им сейчас. Обнаружились особенности представления семьи детьми, воспитывающимся в
детском доме. В состав своей семьи они включают воспитателей, друзей, то есть тех, кто в
данный момент их окружает и кто им симпатичен («Я кого-нибудь заберу к себе в дом…
Зою (подруга)» -Таня С. 6 лет, «У меня в семье будет Рамиль, Слава, Яшка» - Коля Т. 4
года)/. Лишь одна девочка «взяла» в семью свою сестру (хотя у других детей тоже были
сёстры и братья), и кроме этого ещё и воспитателей. Те дети, которых забирают на
некоторое время родственники: тёти, дяди, желают жить у этих родственников, а не в
своём собственном доме («Я буду жить у тёти Лиды, когда выросту» - Лена Ф. 6 лет,» У
меня есть дядя Коля он меня будет тортами кормить» - Коля Т. 4 года).
Довольно трудно было определить из беседы взаимосвязь рассмотренных выше
элементов
структуры
самосознания:
осознание
своего
имени
и
определение
себя
во
времени с обязанностями.
В
дошкольный
период
ведущим
видом
деятельности
является
игра.
Значит
правомерно
будет
предположить,
что
осознание
прав
и
обязанностей
будет
также
проходить через игру. В средней группе дошкольного детского дома организовывали
различного рода подвижные игры «У медведя во бору», «Птицелов», спортивные «Игры-
эстафеты». Любая игра предполагает выполнение системы правил (обязанностей). Нужно
было пронаблюдать, насколько точно дети выполняют обязанности в игровой ситуации.
Первой взяли ранее знакомую детям игру, правило которой уже были усвоены детьми «У
медведя в бору». Наиболее точно в этой игре выполнял обязанности водящий «медведь»,
не было правила, которое бы он нарушил. Причём водящий меняли. Поэтому выполнение
правил не было индивидуальной характеристикой того или иного ребенка. Следовательно,
10
выполнение
правил
водящим
было
закономерным
для
данной
возрастной
группы.
Остальные ребята допускали отдельные нарушения в правилах игры. Причем делали это
не демонстративно, подчеркивая, а наоборот, как бы таясь. Очевидно, дети думали, что в
общей массе нарушения их не будет замечены. Когда ребенок выполняет роль водящего,
то невыполнение правил им будет ярко заметно. А когда много детей выполняют одни и те
же игровые действия, ответственность за соблюдение правил ложится не на одного, а
распределяется между всеми детьми. За счет этого ослабляется социальный контроль, и
дети допускают отдельные нарушения правил.
Следующая игра «Птицелов» была новая для детей, с правилами которой они не
были
ранее
знакомы.
В
ситуации
новой
игры
дети,
познакомившись
с
правилами,
старались
их
соблюдать.
Водящий
опять
же
исполнял
все
точно
без
нарушений.
Остальные
дети
в
целом
правила
не
нарушали,
но
выполняли
их
не
совсем
точно.
Наверное, они поняли не все правила игры, так как в роли «птичек» вместо того, чтобы
замирать,
старались
спрятаться.
Видимо,
лучшего
всего
было
показать
им
игру
на
примере, а потом играть. Но бесспорно, что это было не нарочитое отключение от правил,
а непроизвольное, в силу недостаточной их освоенности.
«Игры-эстафеты» фактически были новыми для детей. Дошкольники выполняли
правила игр в разного рода эстафетах, но, если им предлагалось выполнить не более
одного – двух правил. Если игра была с тремя или большим количеством правил, то они
начинали
путаться.
Очевидно
детям
трудно
держать
в
сознании
несколько
правил
одновременно. Ребята средней группы дошкольного детского дома могли выполнить не
более трех правил в одной эстафете одновременно. Дальнейшее исследование показало,
что
детей
можно
обучить
правилам,
постепенно
вводя
по
одному
правилу
по
мере
усвоения предыдущих.
11
Результаты практического изучения прав и обязанностей
Ребенок изначально раньше начинает обладать и пользоваться правами, то есть
действенно
права
зарождаются
раньше
обязанностей.
Вначале
ребенок
пользуется
правами для удовлетворения естественных потребностей дышать, есть, пить, двигаться,
играть и т.д. Позднее дети начинают пользоваться более сложными правами: право на
обслуживающий труд, право на выбор вида деятельности. Но дошкольники пользуются
этими
правами
неосознанно.
По
мере
развития
личности
ребенка
общество
взамен
предоставленных им прав предъявляет требования по исполнению долга, определенных
обязанностей. Дети должны знать, что им можно делать, а чего нельзя. Этот процесс
неизбежно требует осознанности. Видимо поэтому осознание обязанностей происходит
раньше, чем осознание прав. Следовательно, правами ребенок начинает пользоваться
раньше, чем выполнять обязанности, а осознаваться начинает раньше обязанности, чем
права. Осознание прав идет подобным образом. Осознавать ребенок начинает раньше
социальные права: на игру, на выполнение какого-либо вида деятельности, а уже позднее
права на удовлетворение естественных потребностей. То есть права, которыми ребенок
начинает пользоваться раньше, осознаются им позже.
Содержание прав было следующим. В возрасте от четырех до шести лет дети
осознают
права
на
удовлетворение
естественных
потребностей,
право
на
игру,
на
движение, право общаться со сверстниками и воспитателем, право на обслуживающий
труд. Это основные права, которыми постоянно пользуются дети и которые они в этом
возрасте осознают.
Для детей в детском доме, по мере осознания им своих прав, обязанности уходят на
второй
план.
По
крайней
мере
количественно
они
называют
больше
прав
нежели
обязанностей. Среди обязанностей определяют ранее названные права, то есть начинают
их смешивать. И что характерно и удивительно для данного дошкольного возраста – это
отнесение к обязанностям удовлетворение своих естественных потребностей.
Таким образом, дети от 4 до 6 лет, воспитывающиеся в детском доме, имеют
больше знаний о своих правах и меньше об обязанностях. Обязанности чаще всего
воспринимали в связи с запретами или ограничениями прав. Действенность обязанностей
осуществлялась через наказания, применяемые к детям. «Если я не сделаю или сделаю»
«то-то», то мне за это будет «то-то».
Права
и
обязанности
как
более
поздний
элемент
в
структуре
самосознания
находятся во взаимовлиянии и взаимозависимости с другими предыдущими элементами в
структуре. Начальный этап формирования самосознания ребенка – осознание им своего
12
имени. В дошкольном возрасте ребенок уже знает свое право выбрать приемлемую для
себя форму своего имени.
Взаимосвязь осознания имени и обязанностей определить было достаточно сложно.
Эта сторона вопроса требует дальнейшего изучения.
Притязания на признание себя в обществе заставляет ребенка выполнять те правила
и
обязанности,
которые
общество
к
нему
предъявляет,
чтобы
быть
«хорошим».
И
общество, заставляя ребенка быть «хорошим», предоставляет ему такое право. Здесь очень
удачно сочетаются права и обязанности и является актуальным утверждение классиков,
что нет прав без обязанностей, а обязанностей без прав.
Область взаимосвязи прав и обязанностей и половой идентификации не изучалась
специально.
Известно,
что
в
дошкольном
возрасте
ребёнок
судит
о
своей
половой
принадлежности по внешним признакам: по одежде, по поведению. Позднее, ближе уже к
школьному возрасту начинает осознавать необратимость своего пола. К дошкольному
возрасту ребёнок осваивает свою половую роль. От самого рождение родители стараются
воспитывать ребёнка в соответствии с его полом. То есть общество требует от ребёнка
поведения,
соответствующего
его
полу.
Поэтому
ребёнок
обязан
соответствовать
в
поведении и в одежде своему полу. Это требование общества. В нашем современном
обществе дети имеет право вести себя в зависимости от половой принадлежности, и не
кто
не
вправе
заставить
его
поступать
иначе.
В
далёком
прошлом
общество
могло
заставить изменить условно природный пол ребёнка. В зависимости от того, чьи действия,
чьи руки были нужны в данный момент. Сейчас такие случаи практически не встречаются.
Если человек сам не решит изменить свой пол по каким–либо серьёзным причинам, никто
не сможет и не кто не имеет права его принудить к этому.
Следовательно,
половая
идентификация
начинается
с
требования
общества
к
ребёнку соответствовать своему полу и с права ребёнка соответствовать своему полу.
Взаимовлияние
элементов
структуры
самосознания
прав
и
обязанностей
и
осознание
себя
во
времени
изучались
относительно
понимания
будущего.
Ребёнок
дошкольного возраста, воспитывающийся в детском доме, осознаёт своё право на будущее
и связывает своё будущее преимущественно с правами. Например, став взрослыми они
считают, что смогут делать то, что им либо запрещают сейчас, либо они не могут делать в
силу
своего
возраста:
играть
в
определённые
игры,
руководить
своими
нынешними
сверстниками. (Очевидно представляя, что те так и останутся такими же маленькими.).
Дети, представляя своё будущее, определяют, где они будут жить, чем заниматься, кого
возьмут к себе в семью, не интересуясь хотят ли с ними жить те, кого они выбрали. Таким
13
образом, представление себя в будущем полностью состоит из прав ребёнка. Заявления:
«Я решил», «Я буду» имеют под собой основу «Я имею право».
Взаимосвязь обязанностей и будущего можно было бы предположить в будущей
деятельности ребёнка. Все дети определяли себе для будущего какую-нибудь работу. Но
дети воспринимали будущую трудовую деятельность не как обязанность, а как право на
труд.
Наблюдение выполнения обязанностей в игровой ситуации показало, что дети
выполняют обязанности не по убеждению, а под влиянием контроля взрослых. Там, где
это
влияние
ослабляется,
ослабляется
и
ответственность
за
выполнение
игровых
обязанностей. Хорошо бы было понаблюдать детей в сюжетно-ролевой игре без участия в
ней взрослых. Чтобы определить насколько серьёзно дети воспринимают социальный
контроль сверстников для выполнения своих обязанностей в игре.
В играх-эстафетах обнаружилось, что если дети выполняют обязанности в игре ещё
недостаточно хорошо, то не следует отказ от самой игры, а игра продолжается без правил.
То есть дети отказываются от правил, а не то самой деятельности.
14
Заключение
Все элементы, входящие в структуру самосознания личности,
разработанные В.С. Мухиной, к дошкольному возрасту уже присутствуют в сознании
ребёнка и находятся на определённой ступени форсированности. Каждое предыдущее
звено в структуре влияет на формирование последующих. Поэтому всё звенья находятся
во взаимовлиянии и взаимозависимости друг с другом.
Осознание
прав
и
обязанностей
начинается
очень
рано
с
момента
познания
ребёнком слов «можно», «нельзя». Но более глубокое осознание на уровне выполнения
обязанностей и использования прав происходит в дошкольном возрасте. Это происходит
постепенно,
начиная
с
выполнения
правил
как
интересных
примеров,
переходя
к
выполнению правил как законов.
Права
и
обязанности
относятся
к
нормам
нравственного
поведения.
Ребёнок,
выражая положительное отношение к нравственным нормам и давая себе относительно
высокую нравственную оценку, признаёт за собой возможность нарушения этих норм.
Такие нарушения происходят, как правило, в ситуации ослабления контроля со стороны
окружающих, со стороны взрослых, как в реальных, так и в игровых отношениях.
Дети дошкольного возраста полностью связывают осуществление своих прав с
будущей жизнью за пределами детского дома. В детском доме же они признают за собой
некоторые обязанности, но больше, по их мнению, у них прав. Хотя это утверждение
может и не быть закономерностью, а являться характеристикой лишь данной группы в
детском доме.
Дети младшего школьного возраста часто не имеют представлений о своих правах в
школе. Они ощущают там только обязанности. А на улице не знают своих обязанностей.
Этого не происходит с дошкольниками, так как дошкольники проводят время на улице
чаще всего под контролем взрослых, а школьники уже без взрослых. В школе ребята вновь
попадают под влияние взрослых. В дошкольном и в раннем школьном возрасте осознание
прав и обязанностей находится ещё на стадии формирования. Поэтому необходим ещё
социальный контроль со стороны взрослых. В дошкольном возрасте в реальной игровой
ситуации, а в младшем школьном возрасте этот контроль необходим только в реальной
ситуации.
По
содержанию
дошкольники
и
младшие
школьники
смешивают
права
и
обязанности, слабо их дифференцируют.
Следовательно, для действенного формирования осознания прав и обязанностей
необходимо участие взрослых. Чтобы знания детей о правах и обязанностях побуждали к
их выполнению нужен целенаправленный воспитательный процесс.
15