Напоминание

"Роспись башкирской матрешки"


Автор: Гильмитдинова Ольга Александровна
Должность: воспитатель детей дошкольного возраста
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 305
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: занятие
Тема: "Роспись башкирской матрешки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Программное содержание.

Знакомить

детей

с

национальной

культурой

Республики

Башкортостан

посредством

художественно

продуктивной

деятельности,

рисования

(декоративно- прикладного искусства Республики Башкортостан), с историей

происхождения башкирской матрешки, создавать условия для использования

н е т р а д и ц и о н н о й

т е х н и к и

р и с о в а н и я

п р и

р о с п и с и

м а т р е ш к и .

Развивать

эмоциональную

отзывчивость

при

восприятии

образа

матрешки,

обращать внимание детей на выразительные средства, развивать умение замечать

с о ч е т а н и е

ц в е т о в ,

т в о р ч е с к у ю

а к т и в н о с т ь .

Воспитывать интерес к культуре Республики Башкортостан, к изобразительной

деятельности,

внимание,

аккуратность,

творческую

самореализацию,

воспитывать любовь к труду башкирских мастеров.

Материал. Демонстрационный.

Игрушка Матрешка, презентация предистории.

Раздаточный.

Бумажные

заготовки

матрешек,

гуашь,

ватные

палочки,

кисти,

влажные

салфетки.

Ход занятия.

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с башкирской национальной игрушкой

и ее костюмом. Я загадаю вам загадку, а отгадка подскажет нам, с какой игрушкой мы

познакомимся:

Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке а всего одна игрушка.

Правильно–это Матрешка.(Внесение игрушки). Давайте, рассмотрим матрешку

и послушаем историю о том, как появилась матрешка и народный костюм.

«В старину народ сам вспахивал поле, выращивал пшеницу и рожь, пас стадо

коров и овец. Вели они свое хозяйство – что сами вырастили, тем и питались.

И

одежду

тоже

народ

сам

для

себя

изготавливал.

И

та

одежда

получила

название

«Народный

костюм».

Стиль

башкирского

народного

костюма

определяли

условия

жизни башкир. Состав одежды, ее покрой, характер декора складывались в течение

многих веков. Сюда входило узорное творчество, вышивка, аппликация, обработка

кожи и металла и получило название «орнамент», что означало «украшение узором».

Самыми простыми фигурами в башкирском орнаменте были крестик, треугольник,

ромб и круг. Крест означал жилье башкир – юрту, а геометрические фигуры считались

оберегами. Женский костюм состоял из платья с оборками, передника и безрукавки –

камзола, головным убором служили платок или тюбетейка, ноги обували в кожаные

сапоги – ичиги; лоб, косы, шею украшали серебряными монетами, нашитыми на

ткань. Хозяйственную утварь, посуду, игрушки башкиры тоже изготавливали сами.

В начале 1960х годов Вера Мефодьевна Шутова расписала первую башкирскую

матрешку.

Маленькие

деревянные

фигурки

были

в

национальных

костюмах

с

элементами башкирского орнамента, лица у них – с более узким разрезом глаз, чем у

русских

матрешек,

а

головная

часть

(макушка)

плоская.

Идеей

для

создания

башкирской матрешки послужила легенда о семи девушках.

- Ребята, как вы думаете, из чего сделана матрешка? (Из дерева).

-

Правильно

это

разъемное

красочно

расписанное

деревянное

изделие.

А давайте мы с вами представим себя башкирскими мастерами и тоже распишем

матрешек. Для этого я подготовила заготовки бумажных матрешек, гуашь, кисти,

ватные палочки. Ватными палочками вам будет удобно наносить орнамент в виде

круга.

Но

прежде,

чем

мы

начнем

роспись,

давайте

поиграем

в

башкирскую

хороводную игру «Назови, кто я?»

Дети, взявшись за руки, продвигаются по кругу, поют песенку. В кругу водящий

с завязанными глазами.

- Солнце жаркое печет,

Песенку ручей поет,

Ты скорее угадай,

Где капель поет, узнай!

По окончании пения воспитатель дает одному из детей колокольчик. Ребенок,

звеня в колокольчик, говорит: «Я здесь!» Водящий определяет у кого колокольчик и

называет имя ребенка. (Играют 3 – 4 раза).

- Молодцы, а сейчас приглашаю вас к столам.

На столах лежат бумажные заготовки матрешек, гуашь, кисти, ватные палочки и т.д.

- Давайте вспомним правила при рисовании красками.

При закрашивании рисунка кистью нужно накладывать рядом, вести их в одном

направлении. Чтобы рисовать широкую линию нужно использовать весь ворс кисти, а

при рисовании тонких линий или точек – конец кисти.

Перед росписью матрешек необходимо подготовить фон. Сначала закрашиваем платок,

платье и камзол, затем распишем лицо. Когда подсохнет, нанесем узоры.

– Молодцы! Как красиво и аккуратно вы расписали матрешек. А теперь давайте

вспомним, что было интересного на занятии. (Ответы детей). \

–Кто шил народные костюмы?

-Из чего состоял женский костюм?

-Как украшали одежду?

-Что означали геометрические фигуры в орнаменте?

-Чем отличается башкирская матрешка от русской?

- Молодцы, ребята! Матрешке понравились ваши работы и она хочет угостить вас

сладостями.

Конспект

Открытого занятия

«Ознакомление дошкольников с башкирской

Национальной культурой

Посредством художественно – продуктивной

Деятельности

«Роспись башкирской матрешки»

Подготовила: Гильмитдинова О.А.

Программное содержание.

Закрепить

навыки

проведения

звукового

анализа,

навыки

дифференциации

согласных звуков по твёрдости – мягкости. Закрепить умение делить слова на слоги,

выделять

ударный

звук

в

словах.

Закрепить

умение

подбирать

слова,

противоположные по смыслу и подбирать к ним определения. Упражнять детей в

словообразовании. Продолжать формировать умение составлять слова из набора букв,

совершенствовать умение называть слова с заданным звуком. Развивать мыслительные

операции, внимание, воспитывать умение выполнять задания, данные воспитателем.

Демонстрационный материал.

Письмо, «ковер – самолет», картинки с изображением (весна, река, дерево, дом,

лес, цветок, девочка и др.); карточки с буквами (гласные, согласные), «домики» для

звуков (красного синего цвета); карточки со слогами, карточки со словами (нкио (кино,

кони); аилс (лиса, сила); отк (ток, кот); онс (сон, нос); мяч; магнитная доска; фишки

красного, синего, зеленого, черного цвета; картинка с изображением волшебного пони

с написанным на нем воском словом спасибо.

Раздаточный материал.

Карточки с четырьмя делениями; фишки красного, синего, зеленого, черного

цвета; кисти, краски, стаканчики с водой.

Ход занятия.



В раздел образования