Автор: Боровских Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 267
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: "Значение сюжетно–ролевой игры в развитии коммуникативных способностей детей дошкольного возраста."
Раздел: дошкольное образование
Значение сюжетно-ролевой игры в развитии коммуникативных
способностей детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей
деятельностью, которая оказывает существенное воздействие на
формирование коммуникативных навыков у детей. Именно игровая
деятельность способствует формированию детского общества, активизации
общественной жизни детей. Д.Б. Эльконин указывал на социальную природу
игры, таким образом, ролевая игра является проявлением усиливающейся
связи ребёнка дошкольного возраста с социумом, сопряжённое не с
действием каких-нибудь внутренних, прирожденных, подсознательных сил, а
с совершенно установленными условиями жизни ребёнка в обществе. В
совместной игре дети обучаются языку общения, взаимопониманию,
взаимопомощи, обучаются подчинять свои действия поступкам остальных
игроков.
На протяжении дошкольного возраста сюжетно-ролевая игра проходит
определённые стадии развития как самостоятельная деятельность, также
взаимоотношения детей в игре меняются, ввиду развития форм общения
детей, а именно, от эмоционально-практической к ситуативно-деловой и до
внеситуативно-деловой форм общения.
Действия и взаимоотношения, которые дети разыгрывают в соответствии
с взятыми на себя ролями, дают им возможность ближе познакомиться с
определенными мотивами поведения, поступками, чувствами взрослых.
Сюжетно-ролевая игра имеет определенные структурные компоненты: сюжет,
содержание, роль. Сюжет предполагает отражение ребенком
взаимоотношений из жизнедеятельности окружающих, содержание
формируется с помощью роли, которую берет на себя каждый участник
игрового взаимодействия.
В процессе реальных взаимоотношений, разворачивающихся по поводу
игры - при обсуждении содержания, распределении ролей, игрового
материала, дети учатся учитывать интересы товарища, сочувствовать ему,
уступать, вносить вклад в общее дело, таким образом, игра способствует
развитию рефлексивного мышления – это способность человека
анализировать собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с
общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками,
мотивами других людей. Дошкольник встает на позицию другого человека,
«смотрит» на ситуацию глазами нескольких людей. Перед ребенком
открываются не только правила поведения, но и их значение для
установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими
людьми. Осознается необходимость соблюдать правила, т.е. формируется
сознательное подчинение им, то есть у ребенка появляются первые формы
самоконтроля. Рефлексия и самоконтроль способствуют адекватному
поведению человека в мире людей.
В игре проявляются такие волевые качества, как ответственность,
целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей,
отражаются различные отношения, характеризующиеся любовью,
гуманизмом, здесь формируются такие качества, как доброта, заботливость.
В сюжетно-ролевой игре развиваются потенциальные возможности
ребёнка, формируются все стороны его личности, происходят значимые
изменения в психическом развитии, подготавливающие переход к новой,
более высокой стадии развитии.