Напоминание

"Значение сюжетно–ролевой игры в развитии коммуникативных способностей детей дошкольного возраста."


Автор: Боровских Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 267
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: "Значение сюжетно–ролевой игры в развитии коммуникативных способностей детей дошкольного возраста."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Значение сюжетно-ролевой игры в развитии коммуникативных

способностей детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей

деятельностью, которая оказывает существенное воздействие на

формирование коммуникативных навыков у детей. Именно игровая

деятельность способствует формированию детского общества, активизации

общественной жизни детей. Д.Б. Эльконин указывал на социальную природу

игры, таким образом, ролевая игра является проявлением усиливающейся

связи ребёнка дошкольного возраста с социумом, сопряжённое не с

действием каких-нибудь внутренних, прирожденных, подсознательных сил, а

с совершенно установленными условиями жизни ребёнка в обществе. В

совместной игре дети обучаются языку общения, взаимопониманию,

взаимопомощи, обучаются подчинять свои действия поступкам остальных

игроков.

На протяжении дошкольного возраста сюжетно-ролевая игра проходит

определённые стадии развития как самостоятельная деятельность, также

взаимоотношения детей в игре меняются, ввиду развития форм общения

детей, а именно, от эмоционально-практической к ситуативно-деловой и до

внеситуативно-деловой форм общения.

Действия и взаимоотношения, которые дети разыгрывают в соответствии

с взятыми на себя ролями, дают им возможность ближе познакомиться с

определенными мотивами поведения, поступками, чувствами взрослых.

Сюжетно-ролевая игра имеет определенные структурные компоненты: сюжет,

содержание, роль. Сюжет предполагает отражение ребенком

взаимоотношений из жизнедеятельности окружающих, содержание

формируется с помощью роли, которую берет на себя каждый участник

игрового взаимодействия.

В процессе реальных взаимоотношений, разворачивающихся по поводу

игры - при обсуждении содержания, распределении ролей, игрового

материала, дети учатся учитывать интересы товарища, сочувствовать ему,

уступать, вносить вклад в общее дело, таким образом, игра способствует

развитию рефлексивного мышления – это способность человека

анализировать собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с

общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками,

мотивами других людей. Дошкольник встает на позицию другого человека,

«смотрит» на ситуацию глазами нескольких людей. Перед ребенком

открываются не только правила поведения, но и их значение для

установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими

людьми. Осознается необходимость соблюдать правила, т.е. формируется

сознательное подчинение им, то есть у ребенка появляются первые формы

самоконтроля. Рефлексия и самоконтроль способствуют адекватному

поведению человека в мире людей.

В игре проявляются такие волевые качества, как ответственность,

целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей,

отражаются различные отношения, характеризующиеся любовью,

гуманизмом, здесь формируются такие качества, как доброта, заботливость.

В сюжетно-ролевой игре развиваются потенциальные возможности

ребёнка, формируются все стороны его личности, происходят значимые

изменения в психическом развитии, подготавливающие переход к новой,

более высокой стадии развитии.



В раздел образования