Автор: Безрукова Ольга Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Петровский детский сад
Населённый пункт: с.Петровское, Петровского р–на, Тамбовской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края"
Раздел: дошкольное образование
Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного
края
Л. Дайнеко «Голубая планета»
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том доме светлом ты.
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли.
Зовется этот дом.
Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь.
Малыш начинает знакомиться с нею еще до того, как произнесет первые
слова,
сделает
первые
самостоятельные
шаги,
откроет
первую
книгу.
У
ребенка рано появляется стремление к активному познанию природы. Она
притягательна для него благодаря своему красочному миру, который дает
малышу
много
ярких
впечатлений,
вызывает
радостные
переживания.
Ознакомление дошкольников с родной природой - первые шаги в познании
родного
края,
воспитания
любви
к
Родине.
Понятие
Родины
связано
с
конкретными
представлениями
о
том,
что
ребенку
дорого
и
близко
с
любовью к родителям, своему дому, природе, окружающей его.
Умение
видеть
и
понимать
состояние
живого
существа
-
тонкое
движение
души,
зависящее
от
интереса
к
растению
или
животному,
от
степени развития наблюдательности, нравственных чувств с этого начинается
ответственность за все живое. Сухомлинский писал о том, что человек стал
человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков,
плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение
красотой
природы.
Таким
образом,
впечатления
о
родной
природе,
полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда
определяют
интересы
и
симпатии
человека
на
всю
жизнь.
Какая
притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства.
С
годами
наших
знаний
о
родном
крае
становится
больше,
но
те
радостные переживания от общения с природой запоминаются на всю жизнь.
Дети всегда и везде соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие
цветы и бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья
снега, ручейки даже лужицы после летнего дождя - все это привлекает детей,
радует их, дает богатую пищу для их развития. Из пристального внимания к
природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается
любовь к своему краю, к своей природе, к родине, воспитывается чувство
патриотизма. Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, журчание
ручья, плеск воды, шелест травы, шуршание сухих листьев, скрип снега под
ногами - все это служит материалом для развития у детей эстетического
чувства, сенсорного восприятия. Приобретенное в детстве умение видеть и
слышать
природу
вызывает
у
детей
глубокий
интерес
к
ней,
расширяет
знания, способствует формированию характера и интереса
Я думаю, что основная задача умственного воспитания детей в процессе
ознакомления с природой родного края состоит в том, чтобы дать детям
знания о неживой природе, растениях, животных, связях между объектами и
явлениями
природы.
Развивать
познавательные
способности,
логическое
мышление,
внимание,
речь,
наблюдательность,
любознательность.
Разнообразный мир растений и животных пробуждают у ребят живой интерес
к природе, побуждает их к деятельности, обогащает и стимулирует детское
художественное творчество. Дети с увлечением рисуют картины природы,
передавая в них свои чувства, эмоции, впечатления.
Начиная
работу
по
ознакомлению
детей
дошкольного
возраста
с
природой родного края, по воспитанию любви к нему, педагог, прежде всего,
должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно
показать и о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно только
для данной местности, данного края. Любой край, область, даже небольшая
деревня - неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой
быт.
Отбор
соответствующего
материала
позволяет
формировать
у
дошкольников представление о том, чем славен родной край.
Для
того
чтобы дети
правильно
воспринимали
явления
природы,
необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения
детей
к
природе
и
широкого
использования
ее
в
воспитательно-
образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего
развития
дошкольников
–
умственного,
эстетического,
нравственного,
трудового и физического.
Для постоянного общения ребенка с растениями и животными в детском
саду
создают
уголки
природы,
который
украшает
групповую
комнату,
доставляет удовольствие детям и дает возможность проводить наблюдения,
ухаживать за животными и растениями. Обитатели уголка природы могут
жить
там
постоянно
(комнатные
растения,
рыбы,
птицы
и
пр.),
либо
пребывать
там
определенное,
непродолжительное
время
(растения
и
животные местного края, жизнедеятельность которого проявляется наиболее
ярко в определенные сезоны - весенние первоцветы, насекомые).
Другим условием успешной организации работы по ознакомлению с
природой
дошкольников
является
наличие
правильно
спланированного
и
хорошо оборудованного участка детского сада. Участок детского сада должен
отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям (иметь определенный
размер, там должны быть правильно подобраны и размещены деревья и
кустарники, созданы цветники, возможно разведение небольшого огорода и
сада, выделение места для содержания некоторых животных, привлечение на
участок птиц).
Наблюдение является основным методом ознакомления дошкольника с
природой.
В
зависимости
от
целей
и
содержания
используется
индивидуальное и групповое наблюдение. В зависимости от поставленных
целей
можно
использовать
эпизодическое,
длительное
и
итоговое
наблюдение.
Экскурсии — особая форма организации работы по экологическому
воспитанию,
одна
из
очень
трудоёмких
и
сложных
форм
обучения.
На
экскурсиях знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с
условиями
их
обитания,
а
это
способствует
образованию
первичных
представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается
наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу, на берегу
пруда, дети собирают разнообразный природный материал для последующих
наблюдений
и
работ
в
группе,
в
уголке
природы.
Красота
природы,
окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию
эстетических чувств.
Прогулки также широко используются для экологического воспитания
детей.
Дети
знакомятся
с
изменениями
природы
по
с е з о н а м
(продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных,
труд людей). На прогулках проводятся
игры с природным материалом
(песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое
оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на
прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда,
воды.
Дети
очень
любят
играть
в
игры
с
игрушками,
приводимыми
в
движение ветром. Через игры дети могут определить силу и направление
ветра, его контрастность.
Другим
методом
знакомства
дошкольников
с
природой
является
использование иллюстративно-наглядного материала: дидактических картин,
репродукций с художественных картин, фотографий, диапозитивов, моделей
(предметных,
предметно-схематических
и
графических),
диафильмов,
кинофильмов, видеофильмов.
Опыт показал, как важно самому воспитателю быть заинтересованным,
владеть богатством родного языка, постоянно пополнять запас знаний, быть
примером для своих воспитанников
.