Напоминание

"Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края"


Автор: Безрукова Ольга Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Петровский детский сад
Населённый пункт: с.Петровское, Петровского р–на, Тамбовской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного

края

Л. Дайнеко «Голубая планета»

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том доме светлом ты.

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли.

Зовется этот дом.

Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь.

Малыш начинает знакомиться с нею еще до того, как произнесет первые

слова,

сделает

первые

самостоятельные

шаги,

откроет

первую

книгу.

У

ребенка рано появляется стремление к активному познанию природы. Она

притягательна для него благодаря своему красочному миру, который дает

малышу

много

ярких

впечатлений,

вызывает

радостные

переживания.

Ознакомление дошкольников с родной природой - первые шаги в познании

родного

края,

воспитания

любви

к

Родине.

Понятие

Родины

связано

с

конкретными

представлениями

о

том,

что

ребенку

дорого

и

близко

с

любовью к родителям, своему дому, природе, окружающей его.

Умение

видеть

и

понимать

состояние

живого

существа

-

тонкое

движение

души,

зависящее

от

интереса

к

растению

или

животному,

от

степени развития наблюдательности, нравственных чувств с этого начинается

ответственность за все живое. Сухомлинский писал о том, что человек стал

человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков,

плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение

красотой

природы.

Таким

образом,

впечатления

о

родной

природе,

полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда

определяют

интересы

и

симпатии

человека

на

всю

жизнь.

Какая

притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства.

С

годами

наших

знаний

о

родном

крае

становится

больше,

но

те

радостные переживания от общения с природой запоминаются на всю жизнь.

Дети всегда и везде соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие

цветы и бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья

снега, ручейки даже лужицы после летнего дождя - все это привлекает детей,

радует их, дает богатую пищу для их развития. Из пристального внимания к

природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается

любовь к своему краю, к своей природе, к родине, воспитывается чувство

патриотизма. Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, журчание

ручья, плеск воды, шелест травы, шуршание сухих листьев, скрип снега под

ногами - все это служит материалом для развития у детей эстетического

чувства, сенсорного восприятия. Приобретенное в детстве умение видеть и

слышать

природу

вызывает

у

детей

глубокий

интерес

к

ней,

расширяет

знания, способствует формированию характера и интереса

Я думаю, что основная задача умственного воспитания детей в процессе

ознакомления с природой родного края состоит в том, чтобы дать детям

знания о неживой природе, растениях, животных, связях между объектами и

явлениями

природы.

Развивать

познавательные

способности,

логическое

мышление,

внимание,

речь,

наблюдательность,

любознательность.

Разнообразный мир растений и животных пробуждают у ребят живой интерес

к природе, побуждает их к деятельности, обогащает и стимулирует детское

художественное творчество. Дети с увлечением рисуют картины природы,

передавая в них свои чувства, эмоции, впечатления.

Начиная

работу

по

ознакомлению

детей

дошкольного

возраста

с

природой родного края, по воспитанию любви к нему, педагог, прежде всего,

должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно

показать и о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно только

для данной местности, данного края. Любой край, область, даже небольшая

деревня - неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой

быт.

Отбор

соответствующего

материала

позволяет

формировать

у

дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Для

того

чтобы дети

правильно

воспринимали

явления

природы,

необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения

детей

к

природе

и

широкого

использования

ее

в

воспитательно-

образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего

развития

дошкольников

умственного,

эстетического,

нравственного,

трудового и физического.

Для постоянного общения ребенка с растениями и животными в детском

саду

создают

уголки

природы,

который

украшает

групповую

комнату,

доставляет удовольствие детям и дает возможность проводить наблюдения,

ухаживать за животными и растениями. Обитатели уголка природы могут

жить

там

постоянно

(комнатные

растения,

рыбы,

птицы

и

пр.),

либо

пребывать

там

определенное,

непродолжительное

время

(растения

и

животные местного края, жизнедеятельность которого проявляется наиболее

ярко в определенные сезоны - весенние первоцветы, насекомые).

Другим условием успешной организации работы по ознакомлению с

природой

дошкольников

является

наличие

правильно

спланированного

и

хорошо оборудованного участка детского сада. Участок детского сада должен

отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям (иметь определенный

размер, там должны быть правильно подобраны и размещены деревья и

кустарники, созданы цветники, возможно разведение небольшого огорода и

сада, выделение места для содержания некоторых животных, привлечение на

участок птиц).

Наблюдение является основным методом ознакомления дошкольника с

природой.

В

зависимости

от

целей

и

содержания

используется

индивидуальное и групповое наблюдение. В зависимости от поставленных

целей

можно

использовать

эпизодическое,

длительное

и

итоговое

наблюдение.

Экскурсии — особая форма организации работы по экологическому

воспитанию,

одна

из

очень

трудоёмких

и

сложных

форм

обучения.

На

экскурсиях знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с

условиями

их

обитания,

а

это

способствует

образованию

первичных

представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается

наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу, на берегу

пруда, дети собирают разнообразный природный материал для последующих

наблюдений

и

работ

в

группе,

в

уголке

природы.

Красота

природы,

окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию

эстетических чувств.

Прогулки также широко используются для экологического воспитания

детей.

Дети

знакомятся

с

изменениями

природы

по

с е з о н а м

(продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных,

труд людей). На прогулках проводятся

игры с природным материалом

(песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое

оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на

прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда,

воды.

Дети

очень

любят

играть

в

игры

с

игрушками,

приводимыми

в

движение ветром. Через игры дети могут определить силу и направление

ветра, его контрастность.

Другим

методом

знакомства

дошкольников

с

природой

является

использование иллюстративно-наглядного материала: дидактических картин,

репродукций с художественных картин, фотографий, диапозитивов, моделей

(предметных,

предметно-схематических

и

графических),

диафильмов,

кинофильмов, видеофильмов.

Опыт показал, как важно самому воспитателю быть заинтересованным,

владеть богатством родного языка, постоянно пополнять запас знаний, быть

примером для своих воспитанников

.



В раздел образования