Напоминание

"Школа – территория здорового образа жизни"


Автор: Ковалева Светлана Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №15
Населённый пункт: город Балашов
Наименование материала: статья
Тема: "Школа – территория здорового образа жизни"
Раздел: начальное образование





Назад




«Школа – территория здорового образа жизни»

Ковалева С. Ю.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15 г. Балашова

Саратовской области»

г. Балашов

«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-

гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму,

питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте

всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость

творчества»

В.А.Сухомлинский

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма

приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются

основные навыки по формированию здорового образа жизни. По данным НИИ гигиены и

профилактики заболеваний детей, за последние десятилетия состояние здоровья детей

младшего школьного возраста ухудшилось: увеличилось количество детей, имеющих

различные отклонения в состоянии здоровья – с 60,9 до 67, 6%, а имеющих хронические

полях заболевания – 15,9 до 17,3%. Исследования показывают, что около 25- 30% детей,

приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период

обучения в школе число здоровых детей уменьшилось в 4 раза. Число близоруких детей

увеличилось с 1 класса к выпускным - с 3,9% до 12,3%. С нервно-психологическими

расстройствами - с 5,6% до 16,4%. С нарушениями осанки - с 1,9% до 16,8%. Долгое время

наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию

здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние

обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения

здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным

мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. В этой ситуации все чаще

приходится задумываться: может ли школа работать так, чтобы положительно повлиять на

ухудшающиеся год от года, с переходом ребенка из класса в класс, показатели состояния

здоровья? Здоровьесберегающие технологии должны прийти на помощь школе. Именно

здоровьесберегающие технологии являются составляющими здоровьесберегающей

педагогики, главной отличительной особенностью которой является приоритет здоровья

среди других направлений работы школы. Современная школа призвана не только дать

ребенку знания, но и гарантировать сохранение его здоровья. Плохое состояние здоровья

школьников обусловлено достаточно вескими объективными причинами, связанными с

условиями жизни и воспитания детей. В школе происходит интенсификация учебного

процесса (увеличивается количество уроков, число кружков, которые посещает ребенок,

остается мало времени для отдыха и прогулок, идет переутомление школьника);

существуют педагогические технологии, ориентированные на достижение высоких

результатов в обучении, но не учитывающие функциональные возможности учащегося;

имеет место функциональная неграмотность родителей (не помогают ребенку, хотят от

него больше, чем он может, винят во всем только ребенка, а не себя, не прислушиваются к

его жалобам); копьютеризация (дети много времени проводят за компьютером, возникает

актуальная проблема современной жизни - гиподинамия). Задача современного учителя

состоит в том, чтобы создать на уроке условия, не приносящие вреда здоровью учащихся.

Для этого необходимо соблюдать гигиенические нормы и использовать в работе методы,

которые позволяют укреплять и сохранять здоровье детей. С 2003 года наша школа стала

внедрять здоровьесберегающие технологии в учебную деятельность. С этого времени на

своих уроках я применяю здоровьесберегающие технологии В.Ф. Базарного, которые

позволяют увеличить двигательную активность учащихся во время учебных занятий,

способствуют профилактике таких «школьных» заболеваний, как искривление

позвоночника, плоскостопие, близорукость, переутомление. Изучив теорию

здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного, для своей деятельности я взяла

некоторые приемы. Перед началом урока дети настраиваются на работу, выполняя

комплекс дыхательной гимнастики. Часть урока (3-5 минут) дети обучаются стоя. Это

может быть чтение, слушание учителя, говорение. Выполнив задание учителя, ученик

встаёт. Таким образом, сменив позу сидя на позу стояния, ребенок отдыхает, а учитель

может ориентироваться, как быстро дети справляются с учебной задачей. Я веду урок, не

только стоя у доски перед учениками, но и нахожусь в любой части классного кабинета, а

дети вынуждены поворачиваться вслед за мной, вращать головой, глазами. Часть

необходимого к уроку оборудования с этой же целью размещаю в разных местах

классного кабинета. Например, на уроке русского языка при изучении приставок,

размещаю приставки в разных частях классного кабинета и даю задание: вставить в

записанные на доске слова пропущенные приставки. Дети встают с мест, ищут в

пространстве класса приставку, правой или левой рукой показывают нужную приставку.

А вызванный ученик приносит ее и вставляет в слово, записанное на доске. При

повторении написания слов из словаря, на доске записываю слова с пропущенными

буквами. А те безударные гласные, которые необходимо вставить, размещаю в

пространстве класса. Дети встают, ищут глазами нужную букву, показывают правой рукой,

а вызванный ученик приносит ее и вставляет в слово, записанное на доске. На уроке

математики, например, при изучении таблицы умножения на 8, дети встают, находят

размещенные в пространстве класса выражения и ответы к ним. Вызванные ученики

выставляют на доску в нужном порядке выражения с ответами. При решении задач

находят в пространстве класса знаки нужного действия для решения. На уроках

математики часто использую карточки с числами, записанные разным цветом или

разноцветные карточки, на которых записаны числовые выражения. При выполнении

модели обложки к произведению на уроке литературного чтения, учащиеся класса

выбирают нужную модель, находя ее так же в пространстве класса. На уроке

окружающего мира при отгадывании загадок по теме «Животные леса», дети находят

иллюстрации животных в пространстве класса. Зрительные тренажеры по рекомендации

В.Ф.Базарного должны размещаться на потолке. Однако, я ограничилась их

изображением в виде линий зеленого и красного цвета на листе ватмана и разместила их

на разных стенах классного кабинета. Такие тренажеры помогают детям снять зрительное

напряжение, если они работают с линиями зеленого цвета, или настроиться на работу,

если используется тренажер с линиями красного цвета. Отдых для глаз уместен после

длительного письма или чтения, т.е. использую тренажеры на любом уроке. Часто я

сочетаю упражнения на зрительных тренажерах с фоновым музыкальным

сопровождением. Положение детей при этом тоже бывает различным: стоя рядом с

тренажером, стоя у рабочих мест или сидя за партой. Сидя за партой, дети пользуются

индивидуальными зрительными тренажерами. Специальное оборудование, изготовленное

совместно с родителями – конторки, позволяют вести урок в режиме смены динамических

поз. Смена рабочей позы осуществляется 2-3 раза за урок. Коврики с пришитыми

пуговицами использую, проводя физминутки, в целях профилактики плоскостопия.

Уроки с использованием приемов здоровьесберегающих технологий В.Ф.Базарного

способствуют снижению заболеваемости опорно-двигательного аппарата и органов

зрения, у учащихся не возникает переутомления. А доброжелательное, поддерживающее

отношение учителя к учащимся, организация отношений сотрудничества и взаимопомощи

между детьми позволяет создать благоприятный психологический климат на уроках. Такие

уроки интересны для детей и позволяют сохранить их физическое и психическое

здоровье. Правильное питание является так же важнейшим условием нормального роста

и развития ребенка. Поэтому формировать у детей представление о важности правильного

питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья нужно уже в младшем

школьном возрасте. В связи с этим особую роль приобретает обучение основам

правильного питания в начальной школе. Ведь именно здесь закладывается основа

отношений человека с окружающим миром и начинает формироваться интерес к своему

организму. Младшие школьники активно стремятся познавать окружающий мир. Поэтому

имеется реальная возможность привлечь внимание ребёнка к укреплению и сохранению

его здоровья, увлечь и заинтересовать его изучением значимых для человека навыков

здорового образа жизни. Важную роль в решении этой проблемы играют различные

образовательные программы. В настоящее время в работе школьных учреждений

используется программа «Разговор о правильном питании», разработанная в 1998 году

специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под

руководством Безруких М.М., академика РАО. Вот уже несколько лет учителя начальных

классов нашей школы реализуют программу «Разговор о правильном питании», которая

предполагает активное вовлечение в работу учеников и их родителей для формирования

представления о правильном питании. Программа включает теоретические знания,

практические умения и навыки, которые помогут в жизни каждому ребенку, чтобы

сохранить здоровье. Ведь не зря говорят – «Здоровье и ум – два блага в жизни». В 2006

году вместе с учащимися 1 класса мы приступили к реализации данной программы.

Освоили первый модуль, а в следующем учебном году перешли к изучению второго

модуля программы «Разговор о правильном питании» «Две недели в лагере здоровья». И

вот уже 8 лет продолжается освоение этой программы с учащимися начальных классов.

Система моей работы по программе «Разговор о правильном питании» основывается на

теории педагогики сотрудничества, с использованием коллективных форм работы. Главное

в данной технологии – это идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей,

на основе взаимопонимания и взаимоуважения, а также общей заинтересованностью

данной работой. В ходе реализации этой идеи учитель помогает ученикам разбудить в себе

лучшие качества, начать заботиться о своем здоровье, с соблюдением навыков

правильного питания. Обучение в школе – это совместная деятельность, которая должна

научить учащегося навыкам общего труда, сотрудничеству и творчеству. Работа по

программе «Разговор о правильном питании» позволяет надеяться, что формирование

правильного отношения к питанию станет основной ценностью и детей, и родителей, что

позволит им сохранить свое здоровье.

Наблюдения показывают, что использование

здоровьесберегающих технологий в учебном процессе и реализация программ по

сохранению здоровья позволяет учащимся более успешно адаптироваться в

образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а

учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения. Таким образом,

школа становится территорией здорового образа жизни.

Литература

Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании-М. Нестле

Олма-Пресс, 2001

Вишневский В.А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии).-

М.,2002.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.:

«ВАКО», 2004

Смирнов Н.К. Здоровьеобразовательные технологии в работе учителя школы. – М., 2005.

Щербинина В.П. Педагогика здорового развития детей младшего возраста. – М. 2000.



В раздел образования