Автор: Мутофянц Илиана Александровна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 22
Населённый пункт: г. Владикавказ
Наименование материала: Урок по обществознанию
Тема: " Правонарушение" 9 класс
Раздел: среднее образование
Технологическая карта
Тема: «Правонарушение и юридическая ответственность»
9 класс
Цели урока:
Развивающие: формирование у учащихся способностей к рефлексии как собственных поступков, так и других людей,
развивать умения учащихся применять
полученные знания при решении учебных ситуационных задач
, работа над формированием высокой коммуникативной культуры учащихся.
Образовательные:
расширить представления учащихся о нормах российского законодательства, через работу с юридическими источниками и
рассмотрение правовых ситуаций.
(работа с текстом, анализ видеоматериалов, презентация результатов работы), повторение и усвоение обществоведческих
понятий.
Воспитательные: продолжить воспитание правовой культуры, работу по формированию духовно-патриотических ценностей подрастающего поколения, научить
уважать закон, быть законопослушным гражданином, способствовать социализации подростка, а также уважительному отношению к прошлому и настоящему
нашей страны.
Метапредметные: организовать пространство диалога, творческой деятельности на уроке. Способствовать формированию умения сравнивать, обобщать,
группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух, развивать умение делать выводы, переключать внимание.
Личностные: организовать обмен содержанием субъективного опыта между учениками. Общение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества.
Организовать атмосферу включённости каждого ученика в работу класса.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; взаимодействие -
строить монологическое высказывание.
Предметные: развивать в детях чувство ответственности. Способствовать усвоению новых понятий, знаний о правонарушениях и юридической ответственности.
Тип урока: изучение нового материала
Формы и метод обучения:
индивидуальная, фронтальная , частично-поисковый
Оборудование урока: рабочие листы, распечатанные тексты, презентация, ноутбук, проектор, доска
Ход урока:
План урока:
1.
Правонарушение и его признаки.
2.
Виды правонарушений.
3.
Юридическая ответственность.
4.
Виды юридической ответственности.
Этапы урока и плана
Организация деятельности учащихся
Рабочие
заметки
Универсальные
учебные действия
(УУД)
I. Организационный момент
Записывают тему и план урока в тетрадь,
самостоятельно формулируют цель урока
.
Слайд 1-3
Выдвигать гипотезу
и обосновывать ее.
Осуществлять актуализацию
личного жизненного
опыта
Слушать собеседника.
Строить понятные для
собеседника высказывания
1.Правонарушение и его признаки.
Сегодня мы изучаем новую тему – “Правонарушения и
юридическая ответственность”. Наша цель на уроке –
охарактеризовать понятие “правонарушение” и объяснить
его связь с понятием “юридическая ответственность”.
Является ли тема сегодняшнего урока важной?
Тема урока, пожалуй, всегда очень актуальна, так как
история человеческой цивилизации показывает наглядно,
что человек в силу его специфической психологической
структуры и ряда внешних социальных обстоятельств не
всегда может устоять перед различного рода соблазнами и
иногда уклоняется в сторону противоправного, в том
числе преступного, поведения. Преступления
совершаются не только взрослыми людьми, но и
подростками.
«Древнеримское юридическое изречение гласит: “Где есть
правонарушение, там есть и возмездие”.
К концу урока нам нужно ответить на следующий вопрос:
почему именно государство устанавливает наказание за
совершение правонарушения?
Работа с терминами: Для начала дадим определение
понятию “правонарушение”
Но это слишком общее определение. Выделим признаки и
свойства правонарушения. Для этого мы обратимся к
документу (раздаточный материал 1). В данном
документе мы должны найти основные признаки
правонарушения, которые мы представим в виде схемы.
Схему мы рисуем в тетради. В ней мы указываем главный
признак понятия «правонарушение», которым будет
являться имя существительное, и свойства, выражаемые
чаще всего именами прилагательными. Итак, в течение
трёх минут мы ищем в тексте один главный признак и
несколько свойств и отмечаем их в самом тексте
следующим образом: признак – с помощью квадрата,
свойства – с помощью кружков. После этого мы
проверяем результаты вашей работы. Демонстрируется
готовая схема в презентации: Сравним найденные вами
признак и свойства с образцом. Занесём данные в свои
тетради. Теперь давайте составим из этих признаков
Ученики, участвуя в беседе, формулируют
определение правонарушения как виновного,
противоправного, общественно опасного деяния,
сверяют со школьным справочником, записывают
в тетрадь.
Работа в тетради, учащиеся чертят схему и начинают
работу с текстом учебника.
Правонарушение – это виновное противоправное
общественно опасное деяние дееспособного лица
Слайд 4-6
Слушают, отвечают на
вопросы, участвуют в
обсуждении, записывают
определение в тетрадь,
работают с технологической
картой, работают с текстом
учебника, составляют схему.
определение понятия “правонарушение”. Какое
определение вы могли бы дать?.
2. Виды правонарушений.
Правонарушения принято разделять на два вида. Схема
«Виды правонарушений»
Работа с терминами: Вначале запишем определение
понятия «проступок». Проступок – это правонарушение,
которое отличается малой степенью общественного вреда .
А теперь дадим самостоятельно определение понятию
“преступление”».
Преступление – это правонарушение, которое отличается
высокой степенью общественного вреда . Теперь запишем
данное определение.
Обратимся к ситуациям, иллюстрирующим на практике
примеры проступка и преступления. Ваша задача –
определить, где указывается проступок, а где
преступление (презентация).
Теперь выполним аналогичное задание, текст которого
можно увидеть на экране Смотрим на экран и поднимаем
руки, если у нас готов ответ.
Таким образом, как мы все увидели, любое
правонарушение характеризуется определённой степенью
общественной опасности, т.е. той угрозы, которую оно
представляет для общества.
Работают со схемой презентации:
«Виды
правонарушений»,
составляют схему.
Работают с документом.
Слайд 7-9
Слушают, отвечают на
вопросы, участвуют в
обсуждении, записывают
определение в тетрадь,
работают с технологической
картой, работают с текстом
учебника, составляют схему.
3.Юридическая ответственность.
“Каково твоё деяние, таково и воздаяние” - говорили
древние. Как вы думаете, что они имели в виду?».
Именно поэтому возникло понятие «юридическая
ответственность». Запишем его. Юридическая
ответственность – это ответственность за совершенное
правонарушение, т.е. это ответственность перед законом,
выраженная в форме наказания Вопрос: а как вы думаете,
с какого возраста человек несет ответственность за свои
поступки?
Уголовная ответственность с 16 лет, а по ст.20, п.2 УК РФ
– с 14 лет. (работа со статьей 20 УК РФ)
Вопрос: за какие преступления уголовная ответственность
наступает с 14 лет?
Юридическая ответственность – применение мер
государственного принуждения за совершенное
Ученики отвечают на вопросы: «Как вы
понимаете это высказывание?
Как вы думаете, что
они имели в виду?
Согласны ли вы с ним?»
Ответ учеников: «Ответственность за совершённое
правонарушение».
Записывают определение в тетрадь.
Слайды
10,11
Анализируют, отвечают на
вопросы, делают вывод,
записывают определение в
тетрадь.
Развитие умений
систематизировать
информацию,
преобразовывать текст в
графическую информацию,
применять заданный
алгоритм деятельности,
строить схему
правонарушение, т.е. это ответственность перед законом,
перед судом, выражена в форме наказания.
Вопрос: как вы думаете, от чего зависит строгость
наказания?
Строгость наказания зависит от характера
правонарушения.
Но и наказание бывает разным, значит и ответственность
делится на несколько видов.
4.Виды юридической ответственности.
Как вы думаете, от чего зависит строгость наказания?
Поскольку наказание бывает разным, значит и
ответственность делится на несколько видов. Сейчас мы
разделимся на пять групп, каждой из которых будет дано
задание – рассмотреть на основе текста (раздаточный
материал 2) определённый вид юридической
ответственности. Результаты своей деятельности вы
должны представить в виде таблицы. В шаблоне таблицы
мы отмечаем название вида ответственности,
характеристику и наказание, устанавливаемое в
соответствии с данным видом ответственности. Учитель
демонстрирует учащимся таблицу-образец
Откроем учебник на странице 90 и сравним данные в
таблице с материалом параграфа. Что можно добавить?
Отвечают на вопросы:
«Как вы думаете, от чего зависит строгость
наказания?»
Класс делится на пять рабочих групп и получает
раздаточный материал.
Каждая группа в течение пяти минут изучает текст и
заполняет таблицу по своему виду юридической
ответственности, а также выбирает эксперта, который
ознакомит членов других групп с результатами их
работы. В процессе выступления эксперта из одной
группы учащиеся, члены других групп, заполняют
общую таблицу на основе информации, даваемой
экспертом. Задача эксперта – дать ответ строго на
основе плана, чтобы информация могла быть сразу
записана в таблицу.
Слайды
12,13
Создание условий для
формирования умения
взаимодействовать в ходе
выполнения групповой
работы.
Заинтересованность не
только в личном успехе, но и
в успехе группы.
5.Первичное осмысление и закрепление
Сейчас мы проверим полученные нами на уроке знания. С
этой целью мы выполним задания теста, которые лежат у
вас на партах (раздаточный материал 3). Задания теста
близки к тем, которые используются в ОГЭ по
обществознанию. Задания теста требуют выбора только
одного правильного ответа. На работу отводится четыре
минуты.
Работа с терминами: Презумпция невиновности – каждый
обвиняемый считается невиновным, пока его вина не
будет доказана судом
Давайте теперь попробуем ответить на вопрос,
вынесенный в начале урока .Обратимся к схеме на
презентации. О какой роли государства говорит она? Что
представляет собой правонарушения для общества?.
Самостоятельно выполняют задание. Проверяют и
оценивают свои ответы. Записывают новое понятие в
тетрадь.
Ответ учеников: «Государство обеспечивает
исполнение права. Правонарушение представляет
собой общественную опасность. Поэтому государство
устанавливает специальные наказания в связи с
общественной опасностью правонарушений»
Слайды
14,15
Умение конкретизировать
полученные знания.
Умение оценивать явления
социальной
действительности
6.Итоги урока. Рефлексия
Предлагает ответить на два вопроса на выбор:
1.Сегодня я узнал…
2.Я понял, что…
3.Теперь я могу…
4.Я приобрел…
5.Было трудно…
6.Я выполнил задания…
Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке
Развивают умение
рефлексировать, адекватно
оценивать свой вклад в урок
и действия других
7.Домашнее задание
Записывают домашнее задание.
§ 10, найти крылатые фразы, относящиеся к понятиям
«правонарушение» и «юридическая ответственность»
Слайд 16