Напоминание

" Правонарушение" 9 класс


Автор: Мутофянц Илиана Александровна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 22
Населённый пункт: г. Владикавказ
Наименование материала: Урок по обществознанию
Тема: " Правонарушение" 9 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта

Тема: «Правонарушение и юридическая ответственность»

9 класс

Цели урока:

Развивающие: формирование у учащихся способностей к рефлексии как собственных поступков, так и других людей,

развивать умения учащихся применять

полученные знания при решении учебных ситуационных задач

, работа над формированием высокой коммуникативной культуры учащихся.

Образовательные:

расширить представления учащихся о нормах российского законодательства, через работу с юридическими источниками и

рассмотрение правовых ситуаций.

(работа с текстом, анализ видеоматериалов, презентация результатов работы), повторение и усвоение обществоведческих

понятий.

Воспитательные: продолжить воспитание правовой культуры, работу по формированию духовно-патриотических ценностей подрастающего поколения, научить

уважать закон, быть законопослушным гражданином, способствовать социализации подростка, а также уважительному отношению к прошлому и настоящему

нашей страны.

Метапредметные: организовать пространство диалога, творческой деятельности на уроке. Способствовать формированию умения сравнивать, обобщать,

группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух, развивать умение делать выводы, переключать внимание.

Личностные: организовать обмен содержанием субъективного опыта между учениками. Общение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества.

Организовать атмосферу включённости каждого ученика в работу класса.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; взаимодействие -

строить монологическое высказывание.

Предметные: развивать в детях чувство ответственности. Способствовать усвоению новых понятий, знаний о правонарушениях и юридической ответственности.

Тип урока: изучение нового материала

Формы и метод обучения:

индивидуальная, фронтальная , частично-поисковый

Оборудование урока: рабочие листы, распечатанные тексты, презентация, ноутбук, проектор, доска

Ход урока:

План урока:

1.

Правонарушение и его признаки.

2.

Виды правонарушений.

3.

Юридическая ответственность.

4.

Виды юридической ответственности.

Этапы урока и плана

Организация деятельности учащихся

Рабочие

заметки

Универсальные

учебные действия

(УУД)

I. Организационный момент

Записывают тему и план урока в тетрадь,

самостоятельно формулируют цель урока

.

Слайд 1-3

Выдвигать гипотезу

и обосновывать ее.

Осуществлять актуализацию

личного жизненного

опыта

Слушать собеседника.

Строить понятные для

собеседника высказывания

1.Правонарушение и его признаки.

Сегодня мы изучаем новую тему – “Правонарушения и

юридическая ответственность”. Наша цель на уроке –

охарактеризовать понятие “правонарушение” и объяснить

его связь с понятием “юридическая ответственность”.

Является ли тема сегодняшнего урока важной?

Тема урока, пожалуй, всегда очень актуальна, так как

история человеческой цивилизации показывает наглядно,

что человек в силу его специфической психологической

структуры и ряда внешних социальных обстоятельств не

всегда может устоять перед различного рода соблазнами и

иногда уклоняется в сторону противоправного, в том

числе преступного, поведения. Преступления

совершаются не только взрослыми людьми, но и

подростками.

«Древнеримское юридическое изречение гласит: “Где есть

правонарушение, там есть и возмездие”.

К концу урока нам нужно ответить на следующий вопрос:

почему именно государство устанавливает наказание за

совершение правонарушения?

Работа с терминами: Для начала дадим определение

понятию “правонарушение”

Но это слишком общее определение. Выделим признаки и

свойства правонарушения. Для этого мы обратимся к

документу (раздаточный материал 1). В данном

документе мы должны найти основные признаки

правонарушения, которые мы представим в виде схемы.

Схему мы рисуем в тетради. В ней мы указываем главный

признак понятия «правонарушение», которым будет

являться имя существительное, и свойства, выражаемые

чаще всего именами прилагательными. Итак, в течение

трёх минут мы ищем в тексте один главный признак и

несколько свойств и отмечаем их в самом тексте

следующим образом: признак – с помощью квадрата,

свойства – с помощью кружков. После этого мы

проверяем результаты вашей работы. Демонстрируется

готовая схема в презентации: Сравним найденные вами

признак и свойства с образцом. Занесём данные в свои

тетради. Теперь давайте составим из этих признаков

Ученики, участвуя в беседе, формулируют

определение правонарушения как виновного,

противоправного, общественно опасного деяния,

сверяют со школьным справочником, записывают

в тетрадь.

Работа в тетради, учащиеся чертят схему и начинают

работу с текстом учебника.

Правонарушение – это виновное противоправное

общественно опасное деяние дееспособного лица

Слайд 4-6

Слушают, отвечают на

вопросы, участвуют в

обсуждении, записывают

определение в тетрадь,

работают с технологической

картой, работают с текстом

учебника, составляют схему.

определение понятия “правонарушение”. Какое

определение вы могли бы дать?.

2. Виды правонарушений.

Правонарушения принято разделять на два вида. Схема

«Виды правонарушений»

Работа с терминами: Вначале запишем определение

понятия «проступок». Проступок – это правонарушение,

которое отличается малой степенью общественного вреда .

А теперь дадим самостоятельно определение понятию

“преступление”».

Преступление – это правонарушение, которое отличается

высокой степенью общественного вреда . Теперь запишем

данное определение.

Обратимся к ситуациям, иллюстрирующим на практике

примеры проступка и преступления. Ваша задача –

определить, где указывается проступок, а где

преступление (презентация).

Теперь выполним аналогичное задание, текст которого

можно увидеть на экране Смотрим на экран и поднимаем

руки, если у нас готов ответ.

Таким образом, как мы все увидели, любое

правонарушение характеризуется определённой степенью

общественной опасности, т.е. той угрозы, которую оно

представляет для общества.

Работают со схемой презентации:

«Виды

правонарушений»,

составляют схему.

Работают с документом.

Слайд 7-9

Слушают, отвечают на

вопросы, участвуют в

обсуждении, записывают

определение в тетрадь,

работают с технологической

картой, работают с текстом

учебника, составляют схему.

3.Юридическая ответственность.

“Каково твоё деяние, таково и воздаяние” - говорили

древние. Как вы думаете, что они имели в виду?».

Именно поэтому возникло понятие «юридическая

ответственность». Запишем его. Юридическая

ответственность – это ответственность за совершенное

правонарушение, т.е. это ответственность перед законом,

выраженная в форме наказания Вопрос: а как вы думаете,

с какого возраста человек несет ответственность за свои

поступки?

Уголовная ответственность с 16 лет, а по ст.20, п.2 УК РФ

– с 14 лет. (работа со статьей 20 УК РФ)

Вопрос: за какие преступления уголовная ответственность

наступает с 14 лет?

Юридическая ответственность – применение мер

государственного принуждения за совершенное

Ученики отвечают на вопросы: «Как вы

понимаете это высказывание?

Как вы думаете, что

они имели в виду?

Согласны ли вы с ним?»

Ответ учеников: «Ответственность за совершённое

правонарушение».

Записывают определение в тетрадь.

Слайды

10,11

Анализируют, отвечают на

вопросы, делают вывод,

записывают определение в

тетрадь.

Развитие умений

систематизировать

информацию,

преобразовывать текст в

графическую информацию,

применять заданный

алгоритм деятельности,

строить схему

правонарушение, т.е. это ответственность перед законом,

перед судом, выражена в форме наказания.

Вопрос: как вы думаете, от чего зависит строгость

наказания?

Строгость наказания зависит от характера

правонарушения.

Но и наказание бывает разным, значит и ответственность

делится на несколько видов.

4.Виды юридической ответственности.

Как вы думаете, от чего зависит строгость наказания?

Поскольку наказание бывает разным, значит и

ответственность делится на несколько видов. Сейчас мы

разделимся на пять групп, каждой из которых будет дано

задание – рассмотреть на основе текста (раздаточный

материал 2) определённый вид юридической

ответственности. Результаты своей деятельности вы

должны представить в виде таблицы. В шаблоне таблицы

мы отмечаем название вида ответственности,

характеристику и наказание, устанавливаемое в

соответствии с данным видом ответственности. Учитель

демонстрирует учащимся таблицу-образец

Откроем учебник на странице 90 и сравним данные в

таблице с материалом параграфа. Что можно добавить?

Отвечают на вопросы:

«Как вы думаете, от чего зависит строгость

наказания?»

Класс делится на пять рабочих групп и получает

раздаточный материал.

Каждая группа в течение пяти минут изучает текст и

заполняет таблицу по своему виду юридической

ответственности, а также выбирает эксперта, который

ознакомит членов других групп с результатами их

работы. В процессе выступления эксперта из одной

группы учащиеся, члены других групп, заполняют

общую таблицу на основе информации, даваемой

экспертом. Задача эксперта – дать ответ строго на

основе плана, чтобы информация могла быть сразу

записана в таблицу.

Слайды

12,13

Создание условий для

формирования умения

взаимодействовать в ходе

выполнения групповой

работы.

Заинтересованность не

только в личном успехе, но и

в успехе группы.

5.Первичное осмысление и закрепление

Сейчас мы проверим полученные нами на уроке знания. С

этой целью мы выполним задания теста, которые лежат у

вас на партах (раздаточный материал 3). Задания теста

близки к тем, которые используются в ОГЭ по

обществознанию. Задания теста требуют выбора только

одного правильного ответа. На работу отводится четыре

минуты.

Работа с терминами: Презумпция невиновности – каждый

обвиняемый считается невиновным, пока его вина не

будет доказана судом

Давайте теперь попробуем ответить на вопрос,

вынесенный в начале урока .Обратимся к схеме на

презентации. О какой роли государства говорит она? Что

представляет собой правонарушения для общества?.

Самостоятельно выполняют задание. Проверяют и

оценивают свои ответы. Записывают новое понятие в

тетрадь.

Ответ учеников: «Государство обеспечивает

исполнение права. Правонарушение представляет

собой общественную опасность. Поэтому государство

устанавливает специальные наказания в связи с

общественной опасностью правонарушений»

Слайды

14,15

Умение конкретизировать

полученные знания.

Умение оценивать явления

социальной

действительности

6.Итоги урока. Рефлексия

Предлагает ответить на два вопроса на выбор:

1.Сегодня я узнал…

2.Я понял, что…

3.Теперь я могу…

4.Я приобрел…

5.Было трудно…

6.Я выполнил задания…

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Развивают умение

рефлексировать, адекватно

оценивать свой вклад в урок

и действия других

7.Домашнее задание

Записывают домашнее задание.

§ 10, найти крылатые фразы, относящиеся к понятиям

«правонарушение» и «юридическая ответственность»

Слайд 16



В раздел образования