Автор: Князева Татьяна Анатольевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СШ №2 - многопрофильная" имени заслуженного строителя РФ Е.И.Куропаткина
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование универсальных коммуникативных учебных действий в классе для детей с ограниченными возможностями здоровья на начальном этапе обучения английскому языку"
Раздел: начальное образование
«Формирование универсальных
«Формирование универсальных
коммуникативных учебных действий в классе
коммуникативных учебных действий в классе
для детей с ограниченными возможностями
для детей с ограниченными возможностями
здоровья на начальном этапе обучения
здоровья на начальном этапе обучения
английскому языку»
английскому языку»
Введение
Проблема адаптации в обществе детей с ограниченными возможностями
здоровья, их взаимодействие и отношение этого общества к ним, является
сегодня
приоритетной. Знание
языка
дает
возможность
приобщиться
к
полноценной жизни в обществе, способствует росту личности ребенка и ее
социализации в условиях постоянно меняющегося мира Английский язык
расширяет
лингвистический
кругозор
учащихся,
содействует
их
общему
речевому развитию, формирует коммуникативно – эмоциональную личность
обучающегося, что является самым актуальным при работе с детьми с
ограниченными возможностями здоровья.
Данный педагогический опыт сформировался на основе преподавания в
классе детей с ЗПР церебрально-органического происхождения. У всех детей
этой группы отмечаются явления церебральной астении, которая проявляется
в
повышенной
утомляемости,
непереносимости
духоты,
жары,
езды
на
транспорте, снижении работоспособности, слабой концентрации внимания,
снижении памяти. Познавательная деятельность у детей данного типа ЗПР
значительно
снижена.
Знания
усваиваются
фрагментарно,
быстро
забываются,
в
результате
чего
к
концу
первого
года
обучения
учащиеся
становятся
стойко
неуспевающими.
Стойкое
отставание
в
развитии
интеллектуальной
деятельности
сочетается
у
детей
этой
группы
с
незрелостью
эмоционально-волевой
сферы,
проявления
которой
более
глубокие и грубые, чем у детей с описанными выше ЗПР. Психическая
незрелость
проявляется
в
примитивности,
поверхности
эмоциональных
реакций,
слабом
понимании
взаимоотношений,
сниженной
мотивации
достижения,
некритичности,
несамостоятельности,
внушаемости,
пресыщаемости.
Ведущий
мотив
-
игра,
что
ведет
к
постоянному
внутреннему
конфликту
между
«хочу»
и
«надо».
Для
детей
типичны
дезадаптивные
формы
поведения
возбудимого
или
заторможенного
характера. При возбудимых формах поведения они конфликтны, агрессивны,
раздражительны, драчливы. При заторможенном поведении - вялы, пассивны,
медлительны, уклоняются от контактов, пугливы, тревожны, плаксивы. На
основании всего выше изложенного были выделены следующие проблемы в
усвоении английского языка:
1
1.
Неустойчивость
внимания
школьников,
которая
ведет
к
снижению
продуктивности,
обусловливает
трудности
выполнения
заданий,
требующих постоянного контроля.
2.
Сниженная концентрация. Выражается в трудностях сосредоточения на
объекте
деятельности
и
программе
ее
выполнения,
быстрая
утомляемость.
3.
Снижение объема внимания к новой информации.
4.
Сниженное распределение внимания. Ученики не могут одновременно
выполнять несколько действий.
5.
Повышенная отвлекаемость.
Обучение таких детей в обычном классе общеобразовательной школы
бесперспективно.
Им
нужна
систематическая
компетентная
коррекционо-
педагогическая поддержка в социальных условиях обучения. В соответствии
с этим главной задачей стало формирование в образовательном учреждении
условий,
так
называемой
образовательной
среды,
обеспечивающей
коррекционно-развивающее
сопровождение
учебного
и
воспитательного
процессов, направленных на всестороннее развитие личности и коррекцию
недостатков,
через
индивидуальную
работу
учителя
на
уроке,
а
также
введения игровой деятельности для решения выше означенных проблем.
Главная цель данного опыта описать приемы и методы
обучения
английскому языку детей с задержкой психического развития с опорой на
игровые
технологии
для
развития
способности
к
межкультурной
коммуникации
Основные задачи:
- охарактеризовать основные приемы формирования коммуникативных
навыков;
-выявить
эффективность
их
использования
для
формирования
коммуникативных УУД.
Новизна опыта заключается в том, что:
- обоснована необходимость учета специфики в организации обучения
детей с ЗПР;
- представлена система организации учебной деятельности детей с
ЗПР
на
уроках
английского
языка
при
урочном
обучении
в
обычной
общеобразовательной школе.
Учебная
деятельность
в
младшем
школьном
возрасте
становится
ведущей
и
определяет
развитие
мышления,
памяти,
восприятия,
воображения.
Однако,
у
«особенных»
детей
учебная
деятельность
очень
длительное
время
подменяется
игровой,
которая
сохраняет
свою
главенствующую роль.
В
условиях
урока
используется
игра
как
речевое
упражнение,
как
ситуативно-вариативное
упражнение,
где
появляется
возможность
для
многократного
повторения
речевого
образца
в
условиях,
максимально
приближенных
к
реальному
речевому
общению
с
признаками
эмоционального,
спонтанного,
целенаправленного
речевого
воздействия.
2
Любое
повторение
коммуникативно
оправдано:
в
игре
предлагается
не
образец для имитации, а образец решения коммуникативной задачи.
Игры способствуют выполнению методических задач:
- созданию психологической готовности детей к речевому общению;
- обеспечению естественной необходимости многократного повторения
языкового материала;
-
тренировке
учащихся
в
выборе
нужного
речевого
варианта,
что
является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.
На разных этапах урока
и, в целом изучения языка, применяются
разные виды игр: фонетические, грамматические, диалоговые ролевые игры.
1.
Основная часть
2.1.Обучение чтению
Чтение
–
это
сложный
психофизиологический
процесс,
в
котором
принимают участие несколько анализаторов (зрительный, речедвигательный,
речеслуховой).
Оно
играет
огромную
роль
в
развитии
личности.
Формирование у детей навыка чтения является одной из важнейших задач
обучения.
В
основе
обучения
иностранному
языку
детей
с
ЗПР
лежит
обучение чтению, в то время как в традиционных классах обучение строится
на устной основе.
Под
словосочетанием
«навык
чтения»
понимается
совокупность
нескольких
компонентов:
темп,
способ,
выразительность,
правильность,
осознанность. В целом он складывается из смысловой и технической сторон.
Полноценное
владение
чтением
предполагает
освоение
ребенком
в
равной мере и той и другой стороны. Но ведущую роль в этом комплексе
играет
понимание
прочитанного
(осознанность),
так
как
цель
чтения
–
извлечь необходимую информацию, понять смысл прочитанного.
В качестве предметного результата при изучении иностранного языка в
коммуникативной сфере по программе ФГОС последнего поколения наряду с
говорением, аудированием, письмом выделяется чтение.
Четко определяются задачи в обучении чтению во 2 классе:
- формирование техники чтения, т.е. соотнесения графического образа слова
со звуковой формой;
- освоение учащимися звукобуквенных соответствий;
- освоение интонационного оформления предложений (., ?, !).
Всю работу над чтением подчиняю принципу «от простого к сложному»:
1. Ребенок учится произношению и написанию букв, буквосочетаний и
транскрипционных
значков,
а
затем
чтению
слов
и
воспроизведению
(написанию) их по памяти.
2. Затем дети знакомятся с правилами чтения гласных и согласных.
3.
Тренировочное чтение.
Соблюдение этапов подачи материала будет давать результат только в
тандеме с эмпатическим настроем к ребенку:
- живое общение с ребенком;
3
- поощряющий взгляд;
- ободряющая улыбка.
Большинство детей с ЗПР – тактильны, воспринимают мир «на ощупь»,
через
прикосновение.
И
это
необходимо
учитывать
при
формировании
навыка чтения.
Важным этапом обучения чтению является формирование образа буквы
в соответствии со звуком. Л.С. Выготский в книге «Мышление и речь» писал,
что понятие образуется, когда формируются ощущения. Это утверждение
было положено в основу метода тактильного изучения букв.
Первый этап - развитие тактильной памяти. Основная цель этого этапа -
соединение в памяти ребенка образца заглавной (прописной) и строчной
буквы. Этот этап начинается с изучения первой буквы и продолжается до
конца изучения алфавита. Из шершавой бумаги вырезаются, затем буквы
наклеиваются
на
карточки.
Такую
карточку
предлагают
ребенку.
Указательным пальцем руки ученик ощупывает контуры буквы, запоминает
образы букв, их различие, элементы букв, направление письма. Развитие
тактильных рецепторов приводит к более интенсивному интеллектуальному
развитию
ребенка.
Обводя,
ощупывая
букву,
ребенок
уже
«пишет»
ее.
Параллельно с ощупыванием буквы детьми учитель сначала сам, а затем
хором с детьми, повторяет название буквы. На следующем этапе ученики
самостоятельно
воспроизводят
образ
буквы
в
специальных
лоточках
с
манкой, проговаривая название буквы. Кроме тактильной информации дети
получают и зрительную и слуховую информацию, у них развивается чувство
языка, орфографическая зоркость.
Для контроля усвоения алфавита показываю каждому по 5 карточек с
буквами иностранного алфавита. Задача правильно и без пауз назвать все 5
букв. Количество букв можно увеличивать или уменьшать, в зависимости от
индивидуальных способностей ребенка.
Для формирования навыков чтения вводится система фонетических
зарядок на каждом уроке, где отрабатываются произносительные навыки
английских
звуков,
их
артикуляции,
необходимые
детям
при
чтении.
Помогает
мне
в
этом
дидактический
комплекс
«Акустико-методический
аспект фонетической зарядки на уроках английского языка»:
•
[ei] - представьте, что на другом берегу реки вы увидели своего друга и
крикнули ему: «Эй! Привет!» Улыбнитесь, приоткройте рот и скажите «Эй!»
Повторите: Эй-Эй-Эй!
•
[i:] - ваш друг вас заметил и, широко улыбнувшись в ответ, сказал: «Давай
играть!» Только с улыбкой получается широкий и долгий звук и-и-и.
4
Рис.1. «Волшебный» цветок буквы А.
Для понимания и дальнейшего использования
основных правил чтения
открытого
и
закрытого
слога
особое
внимание
уделяется зрительному
анализу положения буквы в слоге, через подчеркивание ее «соседей».
Необходимо
также
начать формирование
навыка
дифференциации
звукобуквенных
соответствий. Вместе
составляем
волшебный
цветок,
который
помогает
соотносить
детям
звук,
букву
и
прочтение
буквы
в
словах(рис.1).
Затем задача усложняется: пишу на доске несколько слов и предлагаю
обучаемым найти среди них то, в котором буква читается определенным
образом. Владение транскрипцией позволяет читать любые слова, получать
удовольствие от чтения, а значит, быть более успешным на уроке английского
языка.
На
этом
же
этапе
формирования
навыка
чтения
вводится прием
установления
адекватных
звукобуквенных
соответствий.
Первоначально
детям
раздаются
листы
с
изображением
различных
предметов.
Читаю
с
определенной
скоростью
слова
в
произвольной
последовательности.
Обучаемые должны отметить только те картинки, которые соответствуют
произнесенным словам. Постепенно картинки заменяются словами.
С целью формирования навыков сочетания букв в слове пишу крупными
буквами на листе бумаги слова и, не показывая его, разрезаю на буквы,
говоря: «Было у меня слово. Оно рассыпалось на буквы. Догадайтесь, какое
это было слово?» Дети охотно собирают слово, прочитывая его.
Для отработки навыков чтения использую следующие упражнения :
Таблица 1. Система упражнений для отработки навыков чтения
Вид
упражнений
Цель
Пример упражнения
Фонетические
Повторение и
отработка звуков
[e] – pen, pencil, desk
[x] – bag, stand, schoolbag
[W] – girl, learn, schoolgirl, her
Овладение
транскрипцией как
зрительной опорой
для усвоения
[sing], [big], [smail], [desk], [gә:l]
Чтение с
выделением слов
Отработка изученной
лексики
-Lessonarthistorymathssciencemusic
- Yearsoldbirthdayenglishtodayhow
- Criminalworkusescreenkeyboard
Установление
звучания и
написания слова
Отработка чтения
сложных слов
How do you spell it?
Picture, climb down, orchid, deliver,
nature, catch и т.д.
(p – i – c – t – u – r – e и т.д.)
Чтение слов с
пропущенными
Формирование
правильного образа
eg-s, sp-de-, rab-it, m-nk-y, s-ient-st.
5
буквами.
слова
Одновременное
чтение
фрагмента
текста в парах.
Коррекционная
работа по технике
чтения со
слабочитающими
детьми.
I’m Greg. I’m nine. I have got a nice
red cat. It can jump and run. But I
haven’t got a dog, and I’m sad. This
is Rob. He is three. He has got a little
yellow fish. The fish is nice. It can
swim. Rob is happy.
Учащиеся
с
ЗПР
способны
овладеть
основными
составляющими
сознательности
чтения,
но недостаточная
сформированность
морально-
этических
представлений,
слабовыраженная
способность
к
определению
мотивации
поступков
действующих
лиц,
несовершенства
жизненных
представлений не дают им возможности осмысления текстов со сложной
смысловой структурой. В этом помогает метод направленного чтения. Он
учит:
- самостоятельному чтению;
- поиску ответов;
- чтению с остановками и обсуждению прочитанного.
Этапы :
1.
Учитель
ставит
вопрос
перед
обучающимися
на
о снове
прочитанного текста, т.е. задает направление поиска.
2.
Учащиеся должны найти ответ в тексте.
3.
Обсуждение верных и неверных ответов.
4.
Подведение детей к пониманию текста в целом.
Эффективно применение упражнений поискового характера на этапе
контроля
домашнего
задания
–
текста.
Например,
найти
слова
и
транскрипционные знаки (ow).
Тексты
сложны
для
понимания,
так
как
имеют
много
незнакомой
лексики, кроме новой лексики к уроку. Поэтому чтение песен и стихов
облегчает процесс чтения, а стимулирует интерес в чтении
музыкальное
сопровождение
песен,
которое
вызывает
позитивные
радостные
эмоции
младших школьников.
Вывод: в формировании навыков чтения главное не столько новые
подходы
к
обучению
чтению,
сколько
системное
использование
методических рекомендаций (упражнений).
Обучение
чтению
в
начальной
школе
готовит
ребенка
к
самостоятельному чтению и создает базу для его развития в средней школе,
мотивирует
речемыслительную
деятельность
детей,
развивает
их
познавательные и творческие способности.
6
“Why can’t a porcupine smile?”
Why can’t a porcupine smile?
Why can’t an elephant sing?
Why can’t a pelican boil an egg,
When I can do all of these things?
2.2 Овладение навыками диалогической речи.
Овладение
чтением
дает
нам
возможность
дальнейшего
развития
коммуникативных способностей через диалогическую речь.
Процесс обучения диалогической речи рассматривается с точки зрения
его коммуникативной направленности и выделяюся приоритетные принципы
коммуникативного подхода при отборе содержания, форм и методов для
детей с ОВЗ.
Формирование
навыков
диалогической
речи
у
детей
с
ОВЗ
требует
особого подхода, в частности использование презентаций (визуальная опора),
интерактивных упражнений, а также более частое использование слуховой
опоры(аудиофайлы)
Диалогическая
речь
предполагает
умение
свободно
пользоваться
лексическим
и
грамматическим
материалом.
Речевому
упражнению
предшествует тренировочные упражнения:
- формирование лексических единиц (2,3,4 классы) ;
- использование грамматических структур (з,4 класс);
- употребление лексических клише(2,3,4 классы);
- упражнения на подстановку, трансформацию(2,3,4 классы);
- ответы на вопросы(2,3,4 классы);
- составление предложений по образцу(2,3,4 классы).
2.2.1.Формирование лексических единиц
Формирование лексической стороны речи на уроках английского языка
составляют
основу
владения
диалогической
и
монологической
речью.
Изучаются
в
пределах
тематики
начальной
школы
лексические
единицы
(слова,
словосочетания,
оценочную
лексику,
речевые
клише),
соблюдая
лексические нормы; вводится оперирование в процессе общения активной
лексикой в соответствии с коммуникативной задачей.
Максимальная
повторяемость
материала
является
принципом
успешного
усвоения
лексических
единиц.
Только
после
многократного
повторения
в
различных
заданиях
учебника,
рабочей
тетради,
а
также
заданиях,
составленных
непосредственно
учителем,
слова
переходят
в
качественно иную стадию и становятся тем вокабуляром, которым учащиеся
должны активно пользоваться. В этом помогает система игр по темам.
Таблица 2. Примеры упражнений для отработки различных тем
Название
игры
Цель
Ход игры
Цифры
Повторение
количественных
числительных.
Образуются две команды. Справа и слева
на
доске
записывается
вразброску
о д и н а к о в о е
к о л и ч е с т в о
ц и ф р .
Преподаватель
называет
цифры
одну
за
другой.
Представители
команд
должны
быстро назвать числа.
Изображени
е действия
Отработка
понимания
Учитывая малую наполняемость классов
ЗПР
всех
детей
можно
увлечь
игрой,
7
ситуации
употребления
глаголов
разбив
их
на
пары.
Один
играющий
изображает
действие
(мимическое
или
пантомимическое),
другой
должен
прокомментировать
его,
употребляя
изученные глаголы.
Угадай
название
Активизация
лексики по
изученной теме
К а ж д ы й
о б у ч а е м ы й
п о л у ч а е т
тематиче ский
рисунок,
н ап р и м е р ,
«Школа». Он должен рассмотреть его и
назвать, что на нем изображено. Тот, кто
первым угадает тему
рисунка, получает
следующий и выполняет то же задание.
Такие занятия вырабатывают у учащихся умение свободно и быстро
использовать
речевые
образцы.
Особенностью
работы
с
классом
ЗПР
является
тщательная
дозировка
речевого
материала.
Нужно
учитывать
утомляемость, склонность к торможению и для этого нужно часто проводить
смену видов деятельности. При тщательном выборе методов работы можно
достичь
определённых
положительных
успехов
даже
в
обучении
такому
сложному
предмету
как
иностранный
язык.
Вышеизложенные
приёмы
и
методы работы на уроке английского языка не угнетают ребёнка, а создают
вокруг
него
реабилитирующее
пространство,
обеспечивающее
огромную
возможность
самореализации
себя
как
полноценной
личности
учебного
процесса.
Учащиеся,
получающее
образование
в
образовательной
среде,
становятся подлинными субъектами обучения, чувствуя, что учатся для себя,
для своего развития, а учитель должен проявлять мудрое терпение, чуткость,
постоянную
заботу,
любить
детей
такими,
какие
они
есть
и
радоваться
успехам каждого.
2.2.2. Введение употребления лексических клише
Первоначальные
клише
задаются
в
репликах
учителя.Ценность
и
необходимо сть
такого
рода
упражнений обусловлена
тем,
что
предварительное
восприятие
реплик
учителя
на
начальном
этапе
способствует
образованию
и
закреплению
эталона
речевого
поведения,
позволяющего проводить регуляцию и оценку своих речевых действий.
Особенностью речевых упражнений в диалогической речи является развитие
умения
быстро
реагировать
на
простые
речевые
ситуации,
безошибочно
находить словесную формулу для выражения мыслей, возникших в связи с
данными ситуациями.
Таким
образом
на
начальном
этапе
обучения
младшие
школьники
овладевают репликами-клише диалогов: этикетным диалогом, диалогом –
расспросом.
2.2.3.Упражнения на подстановку, трансформацию
Упражнения данного вида позволяют проверить усвоение лексического
8
минимума
и
понимания
места
слова
в
тексте
в
пределах
изученного
лексического
материала.
Такую
работу
можно
проводить
в
парах
или
индивидуально. Эффективна работа по карточкам. Дети получают карточку,
сложенную вдвое. На первой стороне в окошки нужно вписать пропущенные
буквы. После этого ребенок разворачивает вторую половину и сам сверяет с
верными ответами свой вариант.
Позже дети получают такие карточки с предложениями, в которых
пропущены слова, и их нужно подставить в текст.
Такие
упражнения
помогают
сформировать
навык
самоконтроля,
который развит на низком уровне у детей с ЗПР.
Рис. 2. Карточка – мозаика «Составь предложение»
Использование карточек – мозаик позволяет детям ориентироваться не
только на вербальном уровне , но и на визуальном. Если ребенок не может
сконструировать предложение, то, сложив картинку он вспомнит порядок
слов, и закрепит его. Такие картинки решают множество задач на уроках в
классах для детей ЗПР.
2.2.4.Приемы формирования навыка составления предложений по
образцу
Действие по образцу, хотя и является репродуктивным, но в классах для
детей с ЗПР становится незаменимым для формирования навыка составления
предложений.
Обеспечение подсказки
или
элементов
для подстановки
позволяет детям запоминать грамматические конструкции предложений по
различным
темам,
благодаря
чему
повысится
значение тренировки
в
результате зрительной опоры, т. к. они увидят ее «выход» в речь. Учащиеся
смогут
закрепить
новый
грамматиче ский
материал,
а
т а к же
выработать автоматизм его употребления в подобных учебных ситуациях. Так
на уроке по теме «Семья» дети разбиваются на пары и используют при
составлении диалога о своих семьях следующие зрительные опоры.
- Hello,…
- Hello,…
- Have you got a family?
- Yes, I have.
9
c ... t
cat
а ... d
and
а ...
т
arm
s ... t
sit
-Is your family big?
Yes, It is
No, it is not
-Have you got a mother/ father/sister/brother?
Yes, I have
No, I have not
-What is her/ his name?
-Her/ His name is…
-Goodbye
-Goodbye
Вывод:
Следовательно, результатом владения диалогической речью является у
детей
ОВЗ
-
обмен
репликами
в
диалоге,
владение
лексикой,
умение
составлять простые вопросительные предложения и отвечать на них.
Система по обучению диалогической речи включает в себя:
подготовительные
упражнения,
формирующие
материа льно-
операционную
основу
говорения
(лексические,
грамматические,
фонетические упражнения на имитацию, подстановку, трансформацию,
комбинирование);
условно-коммуникативные
(коммуникативные),
связанные
с
решением
определенной
коммуникативной
задачи,
при
которых
учащиеся
приобретают
умения
реплицировать
(произносить
стимулирующую
и
реагирующую реплики), соотносить действия друг с другом (утверждение
- переспрос, вопрос - ответ), т.е. поддерживать двустороннюю активность.
3.Заключение
Преподавание английского языка в данном классе проходят с учетом
физических
и
психических
особенностей
обучающихся
и
коррекцией
методических приемов введения учебного материала по английскому языку
по чтению, говорению, аудированию, письму, согласно программе данного
предмета в рамках ФГОС.
Во
время
преподавания
английского
языка
за
первую
четверть
наблюдается интерес к новому предмету, к новой учебной
информации,
культуре других стран. Дети активны на уроке. Обучающиеся постепенно
усваивают
требования
к
предмету
и
к
выполнению
домашнего
задания.
Намечаются
положительные
тенденции
в
усвоении
нового
предмета
–
изучение английских слов, возможность выполнения заданий на английском
языке
с
опорой
на
перевод,
участие
в
новых
формах
заданий(
диалоги,
зарядки
с
опорой
на
английский,
повторение
английских
стишков,
возможность выучить новый алфавит). К концу I четверти дети показали
следующие результаты. Оценка навыков проводилась по диагностическим
материалам Вербицкой М. Н. для 2 класса по программе
«FORWARD»
(приложение 2). Оценка производится в 2 –х бальной системе.
Оценка коммуникативных навыков
Таблица 3.
№ ФИ ученика
Чте
ние
Лексик
а
Монологическа
я речь
Диалогическая речь
Темы
10
Контроль
№1, SB 18.
Давайте
познакоми
мся
Хобби
Моя семья
О себе
Давайте
познакоми
мся
Хобби
1
Исрафил Г.
1
1б
1б
1б
1б
1б
1б
2
Алексей Г.
1
1
1
0
1
1
1
3
Леонид Д.
0
0
0
0
0
0
0
4
Арина К.
1
1
1
1
1
1
1
5
Александр Л.
2
2
2
1
2
2
2
6
Артемий П.
1
1
1
1
1
1
1
7
Даниил П.
0
0
0
0
0
0
0
Продолжение таблицы 3
.
8
Рухшона Р.
1
1
1
1
1
1
1
9
Валерия С.
1
1
1
1
1
1
1
1
0
Михаил Т.
1
1
1
1
1
1
1
11 Мария Ф.
1
2
1
1
1
2
1
Анализируя таблицу мы можем отметить следующие:
1.
С чтением справились 9 учащихся. Не смогли выполнить задания
2
человека.Допущены
ошибки
на
произношение
английских
звуков,
на
знание основных правил чтения. С ошибками ответили на вопросы учителя
по содержанию текста.
2. С диалогом справились 9 человек. Большинство учащихся смогли
организовать
взаимодействие
друг
с
другом.
Были
допущены
ошибки
в
грамматической
стороне
речи,
присутствовали
некоторые
фонетические
ошибки. Двое не справились с работой. Все справились
с интонацией
вопросительных
предложений.
Ошибки
были
допущены
в
лексико
–
грамматической стороне диалога.
3. С
монологом
справились
8
человек.
Выполняя
задание,
часть
учащихся
смогли
сообщить
кратко
о
заявленной
теме,
используя
тематическую лексику, составить несколько предложений, опорных слов и
дополнительной
наглядности.
Однако,
некоторые
не
могли
правильно
использовать лексику по теме, сделали ошибки на построение предложения.
Все справились с интонацией утвердительных предложений. Ошибки были
допущены в лексико –грамматической стороне монолога.
4. С диалогом справились 9 человек. Большинство учащихся смогли
организовать
взаимодействие
друг
с
другом.
Были
допущены
ошибки
в
грамматической
стороне
речи,
присутствовали
некоторые
фонетические
ошибки. Все справились с интонацией вопросительных предложений. Также
ошибки были допущены в лексико –грамматической стороне диалога.
Перспективные направления работы по дальнейшему
формированию коммуникативных навыков
Формирование навыков чтения
11
1. Доведение отработки знания английских букв и звуков и их
правильного соотнесения при чтении.
2. Создание системы по усвоению фонетического материала и основных
правил чтения для применения на практике.
Формирование лексического запаса
1. Повышение качества звучания английских звуков при регулярном
проведении фонетической зарядки на уроках.
2. Обеспечение усвоения грамматических навыков .( осуществление
анализа грамматических явлений через упражнения и правила.)
3. Организация работы по усвоению английских слов, словосочетаний,
речевых клише в целях обеспечения выхода на диалог.
4. Формирование лексического кругозора учащихся.
5. Формирование монологической речи
1. Тренировка тематической лексики, грамматических структур с целью
овладения основными коммуникативными типами речи: описанием,
сообщением, рассказом, характеристикой (персонажей).
Формирование диалогической речи
1.Введение
тренировочных
упражнений
для
дальнейшего
ведения
диалога-расспроса учащимися (запрос информации и ответ на него) диалога-
побуждение к действию.
2.Создание условий для
усвоения грамматических навыков .( анализ
грамматических
явлений
через
упражнения
и
правила.) с
целью
формирования умения общаться на элементарном уровне с учетом речевых
возможностей и потребностей младших школьников в устной речи.( диалог,
монолог) формирование представлений об английском языке как средстве
общения.
Список литературы
1. Бабкина
Н.В.
Особенности
познавательной
деятельности
и
ее
саморегуляция у младших школьников / Н.В. Бабкина // Дефектология. –
2002.
2. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С.
Певзнер
//
Хрестоматия
по
психологии:
учебное
пособие
/
Ред.
А.В.
Петровский;
Сост.
В.В.
Мироненко.
–
Издание
2-е,
переработанное
и
дополненное. – Москва: Просвещение, 1987.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.:
Педагогика, 1991.
5.
Зимняя
И.А.
Педагогическая
психология
/
И.А.
Зимняя.
–
М.:
Педагогика, 1975.
6.
Клиническая
систематика
задержки
психического
развития
//
Актуальные
проблемы
диагностики
задержки
психического
развития
у
детей / Под ред. К. С. Лебединской. М.: Педагогика, 1982.
7. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с
отклонениями в развитии: Учеб. пос. для студ. сред. пед. уч. заведений. / Под
ред. Б.П. Пузанова. – 3-е изд., доп. – М.: Академия, 1999. – 160 с.
12
8.
Пассов
Е.И.
Коммуникативный
метод
обучения
иноязычному
говорению / Е.И Пассов.- 2 издание – М.: Просвещение, 1991.
13