Напоминание

"Создание развивающей среды в квартире".


Автор: Прохорова Людмила Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №25 "Журавлик"
Населённый пункт: г. Тамбов
Наименование материала: Рекомендации для родителей
Тема: "Создание развивающей среды в квартире".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Рекомендации для родителей

Создание развивающей среды в квартире.

В

своем

доме

вы

обнаружите

все

необходимое

для

наблюдения,

исследования,

решения

практических

задач

иными

словами,

все

необходимое для развития ребёнка.

Как создать среду, способствующую развитию ребёнка, у себя дома?

Неутомимый

исследователь,

не

считаясь

с

подстерегающими

его

опасностями, отправляется на поиск нового в неизведанном мире.

Сделайте

свою

квартиру

безопасной,

но

интересной

для

малыша.

Посмотрите на мир его глазами и решите, что ему интересно и полезно

обследовать. И давайте вместе с ребёнком отправимся в путешествие по

большой стране, которая называется КВАРТИРА – место самых больших

открытий.

Каждая

остановка,

которую

вы

делаете

во

время

путешествия,

находится за чудесной дверью. Открыв её, вы услышите нежный звон. Это

звенит колокольчик или бубенчик, подвешенный вами на дверь. Дверной

колокольчик помогает ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и в

событиях,

происходящих

вокруг.

Если

вы

на

разные

двери

повесите

колокольчики с разным звучанием, они без слов расскажут малышу, что вы из

коридора вошли в ванную, а теперь возвращаетесь в комнату, и он сейчас

увидит вас. Такое ожидание события и вслед за ним его реализация помогают

ребёнку устанавливать причинно-следственные связи и последовательность

событий.

Итак, в путь!

Остановка первая: «Кухня»

Кухня самое интересное место для малыша прежде всего потому, что

там находитесь вы, и не просто находитесь, а делаете массу удивительных

вещей: что-то режете, льёте, перекладываете. Вокруг вас творятся чудеса:

идёт пар, появляются и исчезают запахи. У вас есть два пути: бесконечные

запреты или продуманное безопасное развивающее окружение.

Мы надеемся, что вы выбрали второе, и тогда наши советы помогут

вам.

Итак, что из того, что есть на кухне, можно дать ребёнку?

Прежде всего кухонную посуду и утварь: кастрюли и крышки к ним,

дуршлаг, сито, формы для выпечки печенья.

Покажите малышу, как можно играть с этими предметами: прячьте мелкие

предметы в крупные. Постучите крышка о крышку или ложкой о дно

кастрюли.

Покажите

ребёнку,

что

кастрюли

разные

по

величине,

и

помогите правильно подобрать к ним крышки.

Яркую небьющуюся посуду. Она может быть из пластика или из дерева.

Очень

хорошо

дать

расписную

деревянную

посуду.

Ребёнок

может

вкладывать одну тарелочку в другую и снова вынимать. Это поможет

ему на практике познакомиться с размером. Если вы не боитесь, что

малыш

промокнет,

налейте

в

таз

воды,

дайте

чашку

и

ситечко,

покажите разницу между ними.

Пустые

пластиковые

бутылки

и

коробки.

Большое

количество

продуктов теперь продается в пластиковой посуде. Не выбрасывайте её.

Малышу будет интересно играть и экспериментировать с ней, а её

большое количество позволит разнообразить игру ребёнка. Если в одну

бутылку

насыпать

горох,

в

другую

-

налить

воду,

а

в

третью

поместить

металлические

детали,

получится

набор

музыкальных

игрушек с разным звучанием. Обклейте горлышко клейкой лентой или

пластырем для безопасности и дайте малышу.

Коробочки для масла или маргарина. Можно провести с ребёнком игру

«Угадай, что внутри». В коробочку прячут разные предметы, чтобы

ребёнок по звучанию угадал, что там. Есть другой вариант игры, когда

прячут продукты с сильным запахом, чтобы малыш мог по запаху

узнать, что в коробочке.

Яркие

жестяные

коробочки

из-под

чая

и

конфет. Многим

детям

нравиться прятать разные предметы в сундучки и шкатулки. Как можно

играть с ними? На глазах у малыша спрячьте игрушку в одну из

коробочек

и

попросите

найти

её.

Игра

может

развить

память

и

наблюдательность

ребёнка.

Если

спрятать

игрушку

незаметно

для

ребёнка, то у него развивается навык поиска.

Пакеты из-под сока и молока. В тих также прячут игрушки. Сначала

малыш будет искать в одной из двух коробочек потом количество их

можно

увеличить.

Если

коробочки

разного

цвета,

ребёнок

будет

запоминать цвет, если разной величины, - то величину, а если оно

разной

формы,

в

фокусе

малыша

окажется

форма.

Игра

разовьет

память, внимание, наблюдательность, внимание ребёнка. Предложить

малышу сложить в пакет сушки или хлебные палочки.

Трубки из-под фольги. В них можно дуть, гудеть, изображать паровоз.

Спрячьте в такую трубку маленькую машинку или шарик. Малышу

придётся решить сложную практическую задачу: как достать игрушку?

Может, постучать трубкой по полу или вытолкнуть черенком ложки.

Холодильник. Когда достаете продукты из холодильника, давайте их

малышу

потрогать.

Приговаривая:

«Холодно!»

Положите

в

тарелку

кубики льда, дайте потрогать малышу, вместе с ним понаблюдайте, как

они тают.

Теплые и горячие предметы. Вы знакомили малыша с тем, что такое

холодные предметы, а теперь дайте ему дотронуться до бутылки, куда

вы налили тёплую воду, из полуостывшего чайника, до чашки с чаем и

объяснить, что это все теплое.

Никогда сами не предлагайте ребёнку трогать горячий предмет, даже если

вы знаете, что это безопасно. Такая провокация подорвет его доверие к

вам.

Остановка вторая: «Комната»

Комната

также

полна

загадочных

вещей:

в

шкафах

лежат

коробки

со

швейными

принадлежностями,

которые

нельзя

трогать,

в

углу

стоит

телевизор, рядом магнитофон.

Что можно дать малышу и как это можно использовать для развития?

Кусочки ткани разной фактуры (шёлк, мех, вельвет, махровая ткань и

т.

д.). сложите все в отдельную коробочку или сумку. Пусть малыш

открывает

её,

достает,

рассматривает,

ощупывает

содержимое.

Помогайте в конце игры сложить всё обратно.

Катушки из-под ниток. Самые хорошие катушки - деревянные, если

они еще сохранились у вас. Их можно нанизать на шнур и сделать

бусы. Если таких катушек нет, подойдут пластиковые или картонные. И

те, и другие можно покрасить разные цвета. Если малышу трудно

нанизывать шнур, используйте провод в пластиковой оболочке.

Книги и журналы. Малышу нравиться рассматривать не только свои

книги, и журналы взрослых. Вместе рассмотрите картинки в журналах.

Выделите

объекты

знакомые

ребёнку:

собака,

машина,

папа,

мама,

малыш, дом и т. д. Говорите с ребёнком о них. Если малыш уже не

тащит всё в рот, можно дать ему журналы с цветными иллюстрациями

и для самостоятельной игры.

Аквариум.

Если

у

вас

дома

есть

аквариум,

привлеките

ребёнка

к

большим цветным рыбкам и их передвижениям. Поставьте недалеко от

аквариума маленький стульчик. Возможно, он напомнит ребёнку, что

можно сесть и понаблюдать за рыбками самому.

Телефон. Все дети проявляют к телефону постоянный интерес. Если им

предлагают

игрушечный

телефон

или

даже

настоящий,

но

не

работающий, они не соглашаются с этой заменой. Дайте возможность

малышу послушать гудки или речь в настоящем телефоне. Для этого

сядьте вместе ребёнком на пол на коврик или одеяло, поставьте рядом

аппарат, позвоните бабушке и попросите поговорить с ребёнком или

просто наберите номер «Говорящих часов».

Домок

под

столом.

Выделите

своему

ребёнку

место

в

шкафу

или

тумбочке, куда вы вместе будете складывать игрушки и откуда он сам

сможет их достать. Еще несколько отделений с неопасными вещами,

например, с одеждой, ребёнок тоже может обследовать. Остальные

закройте, чтобы не портить себе и ребёнку настроение постоянными

«нельзя».

Магнитофон. В продаже есть записи детских песенок, классических

мелодий, переработанных для детей, народные песни и многое другое.

Не ищите только простые по содержанию записи. Возможно вашему

ребёнку

понравятся

и

песни

для

взрослых.

Есть

записи

воспроизводящие звуки природы. Вы можете и сами создать свою

фонотеку. Запишите голоса взрослых членов семьи, самого малыша,

дайте ему прослушать и спросите, узнал ли он, кто это говорит или

поет.

Совершайте под музыку разные движения, в зависимости от характера

музыки: маршируйте, танцуйте, укачивайте куклу.

Альбом

с

фотографиями. Рассмотрите вначале вместе с малышом,

называйте

тех,

кто

там

изображен,

составляйте

с

ним

короткие

рассказы. просите малыша показать пальчиком того, о ком вы говорите,

назвать его имя. Через некоторое время рассматривание фотографий

может стать его любимым занятием.

Фонарик. Включив

фонарик

и

погасив

в

комнате

свет,

вы

можете

показать, как по потолку и стене движется луч света. Направляйте

световое

пятно

на

разные

предметы

и

называйте

их.

Предложите

малышу самому поводить фонариком. Пусть он попробует по вашей

просьбе осветить телевизор, свою кроватку и другие знакомые уму

предметы.

Остановка третья: «Ванная»

Фен для волос. Убедитесь, что ребёнок не боится звука работающего

фена. В этом случае включите фен, и подуйте сначала малышу на

волосы, потом осторожно направьте струю на руки. Если вы будите

направлять струю на разные части тела и при этом называть их, малыш

быстрее начнет ориентироваться в их названиях.

Стиральная машина. Малыш может помочь загружать её. Подготовка к

стирке, конечно, займет много времени, чем если бы вы делали её сами,

но принесёт вам радость совместного общения. Попросите ребёнка

найти среди вещей свои штанишки, майку. Привлеките его внимание к

звуку и вибрации машинки.

Игры в воде. Прежде всего дайте ребёнку дотронуться до теплой и

холодной воды и назовите её. Когда малыш купается, опускайте в ванну

разные предметы и покажите, как с ними играть: губка – отжимать,

кружка – переливать воду, и другое. Любой плавающий предмет можно

опустить под воду и ждать его появления на поверхности.

Бельевые прищепки. Купите пластмассовые прищепки ярких цветов.

Насадите

прищепки

на

края

пластмассовой

тарелочки,

предложите

малышу снять их. Пусть ребенок складывает прищепки в коробочку.

Зубные щетки. Покажите малышу все зубные щетки, потом поставьте

их в стаканчик, оставьте только его щетку. После того как он её хорошо

рассмотрит и потрогает, предложите найти её выбрав из всех щеток,

стоящих в стаканчике.

Остановка четвёртая: «Прихожая»

Обувь. Как

бы

вы

не

были

против

игры

с

обувью,

вам

придется

смириться. Время от времени вы будите обнаруживать вашего ребёнка,

сидящего на полу в прихожей и играющего с ботинками и сапогами. У

вас все та же альтернатива запреты и признание за малышом правы

выбора объекта для исследования. Во втором случае вам придется

организовать среду и поиграть с малышом.

Как можно играть с обувью:

o

вытаскивать и вставлять шнурки;

o

застегивать и расстегивать молнию на сапогах;

o

выстраивать всю обувь в ряд и вместе с малышом искать его туфельки

и сапожки.

Если вы сделаете вид, что хотите натянуть их на себя, это рассмешит

малыша. Закончив игру, вместе с ребёнком уберите обувь на место.

Головные

уборы. Для игры с головными уборами нам понадобится

зеркало.

Как можно играть:

o

снимать и надевать шапку малышу перед зеркалом;

o

надеть и предложить малышу самому её снять;

o

дать малышу шляпу и предложить надеть на вас.

Звонок. Многие дети боятся звонка, особенно если у него резкий и

громкий звук. Помогите малышу познакомиться со звонком в игре.

Выйдите с малышом за дверь и помогите ему нажать на кнопку звонка.

Другой

взрослый

откроет

дверь,

обнимет

малыша,

похвалит

его.

Обычно страх после таких игр проходит.

Вот и закончилось наше путешествие по квартире. Теперь, вы вместе с

малышом,

можете

совершить

много

разных

открытий.

Маленький

человек поможет увидеть вам мир, сверкающий чудесными красками.



В раздел образования