Напоминание

Развитие орфографической зоркости


Автор: Вохменцева Татьяна Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №6
Населённый пункт: город Комсомольск–на–Амуре
Наименование материала: статья
Тема: Развитие орфографической зоркости
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие орфографической зоркости

«Систематичность упражнений – есть первая и главная

основа их успеха, и недостаток этой систематичности

главная причина, почему многочисленные и долговременные

упражнения в орфографии дают плохие результаты»

К. Д. Ушинский

Одной из актуальных проблем современной методики преподавания

русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии

учащихся начальной школы. От того насколько полно будут сформированы

навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение

ребёнка

в

школе,

его

орфографическая

и

речевая

грамотность,

его

способность усваивать родной язык в письменной форме.

Программой начального обучения

по русскому языку для каждого

класса предусмотрено усвоение орфограмм. Но как научить грамотно писать?

Этот вопрос волнует меня как учителя.

С

точки

зрения

фонематической

концепции

русского

правописания, орфографическая

зоркость

это

умение

фонологически

(позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в

сильной позиции, а какой – в слабой, и, следовательно, какой однозначно

указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том

же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции,

п р е ж д е

в с е г о

и

с о с т о и т

о р ф о г р а ф и ч е с к а я

з о р к о с т ь .

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе

выполнения

разнообразных

упражнений,

обеспечивающих

зрительное ,

слуховое,

артикуляционное,

моторное

восприятие

и

запоминание

орфографического материала. Зрительное восприятие осуществляется в ходе

зрительного: объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного

списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста

упражнений, корректировки письма. Слуховое восприятие происходит при

проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании

сигнальных

карточек.

Для

речедвигательного

восприятия

и

запоминания

особое

значение

приобретает

орфографическое

проговаривание.

Рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех

упражнений.

Орфографическая грамотность должна закладываться в младших

классах.

Лингвисты,

психологи,

методисты

подчеркивают

зависимость

результатов обучения орфографии от его первоначального этапа, от того, на

сколько

развита

у

учащихся

способность

обнаруживать

в

словах

места,

которые нужно писать по правилам. Значит, задача учителя – формировать

орфографическую

зоркость

учащихся.

Исследования

показывают,

что

у

детей, пришедших в 5 класс, процент видения орфограмм колеблется от 30 до

50%.

Изучение работ психологов (А.Р. Лурия, М.С. Шехтер, П.И. Зинченко и др.)

позволило

выделить

в

структуре

орфографической

зоркости

следующие

компоненты:

Мотивационный

компонент связан

с

коммуникативной

направленностью письменной речи и предполагает осознание учащимися

необходимости грамотного письма и постановки орфографической задачи.

Операционный компонент связан с опознаванием орфограммы на основе

знания ее признаков и их определением в речевой ситуации.

Операционный

компонент

на

первоначальном

этапе

формирования

орфографической зоркости предполагает активное участие фонематического

слуха, звукового анализа в процессе проговаривания, а на последующих

этапах – целенаправленное зрительное восприятие.

Контролирующий компонент складывается на основе самопроверки

написанного в результате сличения воспринимаемых зрительных образов с

их следом в памяти.

Таким образом, мы видим, что на формирование орфографической

зоркости оказывают большое влияние следующие психические процессы:

а) активное

зрительное

и

слуховое

восприятие,

включающие

в

себя

целенаправленный анализ;

б) логические

операции

сравнения,

конкретизации,

систематизации,

классификации;

в) зрительная память, включающая в себя запоминание и воспроизведение

зрительных образов орфограмм;

г) непроизвольное

и

произвольное

внимание,

обеспечивающее

действие

самоконтроля и самопроверки.

Орфографическая

зоркость

развивается

постепенно,

в

процессе

выполнения

разнообразных

упражнений,

обеспечивающих

зрительное,

слуховое,

артикуляционное,

моторное

восприятие

и

запоминание

орфографического материала.

В своей paботе я наметила основные цели:

1) научить детей слуховой зоркости – слуховому восприятию;

2) научить зрительной зоркости – зрительному вниманию;

3) научить

мыслить,

рассуждать,

доказывать,

видеть

общие

и

частные

признаки, говорить, вести диалог на уроке .

С чего следует начать?

1. Прежде

всего

необходимо

научить

слышать

звуки,

определять

их

количество

в

слогах,

а

затем

в

словах,

различать

гласные

и

согласные,

ударные и безударные. Эту работу помогут осуществить различные звуковые

схемы. Нельзя пренебрегать этой работой, так как впоследствии учащиеся

будут писать без пропусков букв.

2. Второй этап в этой работе – это выработка орфографической зоркости. Я

учу ученика видеть и узнавать орфограммы. А этот навык формируется в

деятельности и является результатом многократных действий.

3. И третье, что необходимо для достижения грамотного письма, – это

научить детей самоконтролю, т.е. ученик должен уметь сам контролировать

себя во время проверки своей работы.

Общепризнанным является положение о том, что наибольший эффект для

выработки орфографической зоркости дает комбинированное восприятие и

запоминание,

которые

возможны

в

процессе

комментированного

письма,

з в у к о - б у к в е н н о г о

и

о р ф о г р а ф и ч е с к о г о

р а з б о р а .

Умение

обнаруживать

и

умение

распознавать

орфограммы

являются

основополагающими в системе орфографических умений. Вот почему одной

из

важнейших

причин

низкой

грамотности

учащихся

является

их

неумение «видеть» орфограммы.

По мнению Львова М.Р. «эта причина сводит на нет хорошее знание

правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе

письма».

Развитие орфографической зоркости – это один из приёмов повышения

грамотности.

С

первого

класса

на

уроках

русского

языка

я

ввожу

понятие

«орфограмма». Объяснение для ученика следует такое: если имеется выбор

букв, значит это орфограмма.

Орфограмма - (от греческого opthos – правильный и gramma – буква)

правильное написание, которое нужно выбрать из ряда возможных.

После того, как дети усвоили понятие «орфограмма», я начинаю работу

над развитием орфографической зоркости. Орфографическая зоркость – это

способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и

определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение

обнаруживать ошибки, допущенные пишущим.

Отсутствие

орфографической

зоркости

или

её

слабая сформированность, является одной из главных причин допускаемых

ошибок.

Орфографическая

зоркость

развивается

постепенно,

в

процессе

разнообразных занятий.

Общий способ решения орфографической задачи можно представить в

следующем виде:

произношение слова и распознавание орфограммы,

определение места орфограммы в слове,

определение способа проверки,

проверка,

запись слова,

контроль.

Для решения этой задачи нужно формировать следующие умения:

умение находить орфограмму,

умение выбрать соответствующее орфограмме орфографическое правило,

умение применить это правило.

Встаёт вопрос: «Как же научить ребёнка «видеть» орфограмму?»

Одним

из

важнейших

условий

формирования

орфографической

зоркости

учащихся

является

развитый

фонематический

слух,

на

основе

которого

выполняется

другое

условие:

вооружение

детей

знаниями

тех

опознавательных

признаков,

по

которым

они

могли

бы,

ещё

не

владея

орфографическими

правилами,

обнаруживать

подавляющее

большинство

орфограмм.

Существует

несколько

опознавательных

признаков,

с

которыми

знакомятся учащиеся, уже начиная с 1 класса..

Один из опознавательных признаков – это несовпадение буквы и

звука,

написания

и

произношения.

Выявлению

и

запоминанию

таких

совпадений способствует звуко – буквенный анализ и синтез. Это признак

применяется успешно в тех случаях, если ребёнок может прочитать слово, т.е.

зрительно воспринять. Работа направлена на формирование речевого слуха

учащихся.

Второй

опознавательный

признак

орфограмм

это

звуки

и

звукосочетания,

буквы

и

буквосочетания,

которые

создают

опасность

ошибок. Стараюсь с первых же дней обращать внимание детей на «опасные»

звуки и буквы в словах: гласные а-о, и-е; парные звонкие и глухие согласные;

сочетания чк-чн, жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Так постепенно в памяти у ребят накапливается набор тех звуков и

звукосочетаний, которые могут представлять собой орфограммы и привести к

орфографической ошибке. В результате многократных упражнений у детей

появляется определённый автоматизм - основа орфографической зоркости.

Работа

над

второй

группой

признаков

направлена

на

запоминание.

В

процессе

этой

работы

у

детей

развивается

внимание,

своего

рода

«бдительность» в отношении орфограмм.

Третий

опознавательный

признак

орфограмм

это

морфемы

в

словах.

Овладение

этим

признаком

обеспечивается

морфемным анализом

слов. Зная, какие трудности могут встретиться в приставке, корне, суффиксе,

окончании, ученик целенаправленно ищет орфограмму. Работа над третьей

группой

признаков

подготавливает

ребят

к

решению

грамматико-

орфографических задач.

Путь обучения правописанию через орфограмму, через применение

правил правописания – единственный надёжный путь.

Навык

грамотного

письма

формируется

в

процессе

многократных

упражнений. При систематической тренировке зоркость автоматизируется и

становится частью орфографического навыка.

Использование

разных

видов

работ

с

одной

стороны

разнообразит

работу

на

уроке,

вызывая

активность

учащихся,

а

с

другой

стороны

способствует формированию орфографической зоркости.

Виды работ по развитию орфографической зоркости.

1 . О р ф о г р а ф и ч е с к о е

ч т е н и е

Необходимо, начиная с начальной школы, развивать артикуляционную

память на основе орфографического чтения (Тоцкий П.С. Орфография без

правил.

М.,

1991г.).

Автором

разработана

система

тренировки

орфографической зоркости. Если ежедневно на каждом уроке (математике,

русском

языке,

чтении,

природоведении)

отводить

по

5-7

минут

для

орфографического чтения, это принесет хороший результат (задачи, правила,

специально подобранные тексты, столбики слов, словосочетаний, в парах, по

п а м я т к е ,

п о

у п р а ж н е н и ю

и

т . д . )

2.

Комментированное

письмо

с

указанием

орфограмм.

При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как

ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование —

это

вид

упражнения,

включающий

в

себя

объясняющее

рассуждение

в

процессе

записи

слов,

предложений.

При

комментировании

или

орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения,

т . е .

о р ф о г р а м м у .

3 . П и с ь м о

с

п р о г о в а р и в а н и е м

Письмо с проговариванием обеспечивает большой объем написанного,

аккуратность,

красивое

письмо,

практически

полное

отсутствие

ошибок.

Письмо с проговариванием объединяет весь класс, постепенно все ребята

начинают работать в хорошем темпе. Вначале проговаривать может учитель,

затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые

учащиеся. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. И если

ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя

предотвратят

беду,

т.е.

не

дадут

зафиксировать

эту

ошибку

на

письме.

4 . З р и т е л ь н ы й

д и к т а н т

Считаю

весьма

эффективным

средством

повышения

орфографической

грамотности учащихся зрительный диктант, цель которого – предупреждение

ошибок. На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст

выразительно

читается,

затем

выделяются

наиболее

интересные

с

точки

зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова

проговариваются

(можно

провести

орфографическое

чтение

всех

предложений). Затем учащимся предлагается ''сфотографировать'' отдельные

слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на

время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают

трудные

слова.

В

случае

необходимости

текст

открывается

снова.

Класс

настроен написать текст без ошибок, попутно оттачивая зрительную память.

Но если вдруг ученик засомневается в написании какого-то слова, то он все

равно

имеет

право

поставить

точку

на

месте

сомнительной

буквы.

5 . Д и к т а н т

" П р о в е р я ю

с е б я ”

Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как

пишется то или иное слово. Но беда в том, что на первых порах слабые

ученики ничего не спрашивают и допускают при этом большое количество

ошибок, - это негативная сторона диктанта ''Проверяю себя''. Поэтому важно

как можно раньше вооружить учащихся знанием наиболее общих признаков

орфограмм. Первое и главное достоинство диктанта ''Проверяю себя'' состоит

в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать

и сомневаться, мы им даем возможность писать без ошибок, предупреждать

их. Этот диктант позволяет писать часто и много, а ошибок делать мало или

не делать вовсе: орфографический навык совершенствуется и укрепляется.

6 . С п е ц и а л ь н о

о р г а н и з о в а н н о е

с п и с ы в а н и е

Предлагаемый прием списывания разработан группой психологов под

руководством В.В. Репкина и П.С. Жедек. Для того чтобы данная работа

принесла

желаемый

результат,

во-первых,

она

должна

проводиться

ежедневно, желательно на протяжении всей начальной школы, во-вторых,

должен жестко соблюдаться сам алгоритм письма, так как каждый шаг имеет

определенную смысловую нагрузку и не может быть выкинут из списка.

Только

полное

воспроизведение

алгоритма

гарантирует

успех.

В

классе

алгоритм

списывания

составляется

с

детьми

коллективно

и

размещается

рядом

с

доской.

Каждый

ученик

получает

дополнительно

карточку,

на

ко т о р о й

з а п и с а н

в е с ь

п о р я д о к

д е й с т в и я

п р и

с п и с ы в а н и и .

Памятка

1.Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.

2.Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты

его.

3.Выдели орфограммы в списываемом тексте.

4.Прочитай предложение так, как оно написано.

5.Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь писать.

6.Пиши, диктуя себе так, как проговорил последние два раза.

7.Проверь написанное:

-читай то, что написал, отмечая дужками слоги;

-подчеркни орфограммы в написанном;

-сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

7 .

К а к о г р а ф и ч е с к и е

у п р а ж н е н и я

В практике своей работы использую какографические упражнения, которые

предусматривают исправление учениками умышленно допущенных в текстах

о ш и б о ч н ы х

н а п и с а н и й .

8 .

Д и к т а н т

с

п о с т у к и в а н и е м

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда

произносит

слово

с

орфограммой.

Это

постукивание

заставляет

ученика

думать.

9.

Выборочный

диктант,

самодиктант,

взаимодиктант

Провожу на уроках выборочный диктант, когда дети по заданию учителя

отбирают для записи соответствующие определенному заданию части текста.

Выборочный диктант в сравнении с другими видами диктовки ценен тем, что

он исключает возможность механической записи, позволяет давать очень

сконцентрировано

насыщенный

изучаемыми

орфограммами

материал,

способствует лучшему восприятию и запоминанию написания слов. Особое

место

в

ряду

диктантов

занимают

самодиктанты,

взаимодиктанты

и

г р а ф и ч е с к и е

д и к т а н т ы .

Самодиктант – это вид диктанта, при котором:

Текст

перед

записью

зрительно

воспринимается

детьми,

их

внимание

фиксируется на изучаемой орфограмме, ученики объясняют условия выбора

слов

с

данной

орфограммой,

по

окончании

подобной

работы

ученики

диктуют себе по памяти текст, а затем сверяют свою запись с образцом;

Проводится домашняя подготовка: нахождение и выписывание в рабочую

тетрадь из изучаемого на уроках чтения художественного произведения 3 – 5

слов

с

данной

орфограммой.

После

выписывания

искомых

слов

с

орфограммой

проводится

графическое

обозначение

условий

ее

выбора,

подбор

(при

необходимости)

проверочных

слов

к

данным,

затем

с а м о п о д г о т о в к а

и

с р а в н е н и е

с в о е й

з а п и с и

с

и с х о д н о й .

Взаимодиктант проводится

после

подготовки,

описанной

для

самодиктанта:

В парах с взаимопроверкой при использовании образца;

Одним из учащихся, который диктует классу отобранные им дома из книги

для чтения слова; после записи происходит комментирование записанного

несколькими

учениками

(их

число

соответствует

количеству

записанных

слов), далее работы сдаются на проверку учителю.

10. Обострению орфографической зоркости способствует прием ''Секрет

письма зеленой пастой'', с помощью которого дети оформляют письменные

работы

в

тетрадях:

как

только

появляется

правило

начинает

работать

зеленая паста. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зеленый свет

''зажигается'' в тетрадях учеников.

11. Письмо через строчку.

Дети пишут текс через строчку , а в пропущенной строчке пишут

проверочные слова.

12.Графическое

выделение

орфограмм (подчёркивание)

возможно

при

выполнении

всех

письменных

работ.

Подчёркивание

орфограмм

имеет

большое значение для выработки орфографической зоркости, так как дети

постоянно

тренируются

в

отыскании

и

объяснении

орфограмм.

Но

вырабатывать

этот

навык

трудно.

Многие

учащиеся

с

трудом

находят

орфограммы в тексте, а некоторые подчёркивают буквы без разбору, поэтому

учителю нужно добиваться осознанной деятельности учащихся.

13.Сигнальные

карточки желательно

использовать

в

упражнении

-

это

эффективное средство, которое включает в активную работу всех учеников

класса и осуществляет индивидуальный подход в обучении, так как учитель

сразу видит того ученика, кто ошибся, и быстро ему помогает.

14.Перфокарты так

же

развивают

орфографическую

зоркость

учащихся.

Ученику надо записать не всё слово, а только орфограммы. В результате у

школьника появляется запись, которую учитель может проверить в считанные

секунды.

15.Письмо по памяти проводится с целью закрепления правописания слов с

различными орфограммами, заполнение которых основано на зрительном

восприятии. Как орфографическое упражнение, оно ценно тем, что требует от

учащихся тщательной подготовки. Они заучивают наизусть текст в несколько

строк (стихотворный или прозаический), объясняют все орфограммы, знаки

препинания,

запоминают

слова

на

ещё

не

изученные

правила.

Заранее

подготовленный

текст

самостоятельно

записывается

учащимися.

После

записи проводится проверка: дети сличают текст с написанным на доске.

Такой вид диктанта развивает орфографическую зоркость, умение видеть

“опасные” места.

16.

Прием «усиления» орфограммы

Большой интерес представляет собой прием “усиления” орфограммы.

“Усилить” орфограмму – значит сделать более ярким, или “уярчить”, то место

в слове, которое трудно запоминается и легко забывается. Усиление требует

большой творческой активности учащихся.

Этапы работы по «усилению» орфограммы

1. Выявление трудной орфограммы.

2. Постановка перед учащимися проблемы: как “уярчить” орфограмму? Как

лучше запомнить именно эту букву? Как помочь своей памяти?

3. Самостоятельный поиск учащимися способов “усиления”.

4. Коллективный выбор лучшего из предложенных вариантов.

5. Выбор каждым учащимся индивидуального приема запоминания.

Эффективными способами “усиления” орфограммы являются:

17.«Усиление» орфограммы путем возвращения в этимологию слова.

Для этимологического экскурса отбираются слова только тогда, когда

обращение к истории слова помогает найти самого нужного «родственника» -

проверочное

слово

для

орфограммы,

которая

без

него

считалась

непроверяемой. При возвращении к истокам слова происходит понимание

детьми сущности современных слов, обогащение словарного запаса.

18. Корректировка письма

Орфографическая зоркость кроме умения находить орфограммы и

определять их тип включает в себя также умение обнаруживать допущенные

ошибки ( свои или чужие ). С целью развития этого умения используется

прием корректировки письма, это известные самопроверка и взаимоконтроль.

Здесь следует помнить о целенаправленности различных видов самоконтроля

и предлагать детям конкретные задания при проверки выполненной работы.

Например: “проверьте, правильно ли записаны слова с безударными личными

окончаниями”. Использование взаимной проверки способствует развитию

произвольного внимания школьников: они стремятся не допустить ошибки в

своей работе и не пропустить их в тетради товарища, что создает условия для

формирования орфографической зоркости.

19.Работа по алгоритму.

Грамотность учащихся приходит через умение ставить перед собой

орфографические задачи и безошибочно их решать, то есть решать

орфографическую задачу с помощью алгоритма.

Алгоритмизация в орфографии направлена на преодоление трудностей:

совершенствование орфографической грамотности учащихся,

повышение интереса к изучению русского языка,

повышение качества знаний по русскому языку.

На уроках русского языка по УМК « Школа 2100» при работе с разными

орфограммами часто применяю алгоритмы.( имеются в учебнике) Мой опыт

их применения показал хорошие результаты.

В Энциклопедическом словаре написано: «Алгоритм – способ (программа)

решения вычислительных и других задач, точно предписывающий, как и в

какой последовательности получить результат, однозначно определяемый

исходными данными». Значит, алгоритм на уроке русского языка – это способ

действия (развёрнутое предписание, схема), указывающий, что и в какой

последовательности следует выполнить ученику, чтобы применить то или

иное правило. Очень хорошо выручают алгоритмы при изучении разных тем

на уроке.

Совсем простенькие алгоритмы, включающие в себя 1 – 2 шага

дисциплинируют работу мысли ученика. Вводить алгоритм на уроке,

конечно, нужно после знакомства с правилом.

Первый способ: дать готовый алгоритм целиком.

Второй способ: постепенно, шаг за шагом.

Третий способ: путём наводящих вопросов вывести учеников на составление

алгоритма.

Мне кажется, что последний результативнее, поскольку он позволяет

развивать логическое мышление, заставляет ученика думать, а не получать

готовый продукт деятельности учителя.

После введения алгоритма необходимо закрепление на многократном

повторении действий. Здесь всё зависит от учителя, от приёмов его работы

над закреплением темы. Вначале устная работа, затем письменные

упражнения.

20.Ученики начальных классов особенно любят заучивать

зарифмованные правила, а это тоже своего рода алгоритмы. Хорошо их

оформлять и в стихах, и схемой.

Существует множество таблиц – сводных правил, справочных материалов в

методической литературе, всевозможных «подсказок», различных пособий по

русскому языку. Задача учителя научить каждого школьника безошибочно

применять правила русского языка.

21.Формированию орфографической зоркости подчинена и система работы

над ошибками.

Немаловажное значение для успешной организации этой работы имеет

исправление ошибок учителем в момент проверки тетрадей.

Практикую такие приемы исправления ошибок: неверно написанные буквы

не исправляются, а, как правило, подчеркивается все слово с ошибочным

написанием, на полях делается отметка о наличии ошибки. Цель такого

исправления - заставить ученика вдуматься в данное слово, увидеть в нем

орфограмму,

распознать

ее

тип,

а

затем

уже

исправить

ошибку

в

этой

позиции.

1-й этап - поисковый, когда ребенок ищет ошибку в указанном учителем

слове.

Если

дети

испытывают

трудности

при

нахождении

ошибки,

они

справляются

у

учителя.

Практикуется

и

взаимопомощь.

Если

ученик

затрудняется в обнаружении ошибки, разрешается соседу по парте помочь

это сделать.

2-й этап - написать слово, в котором была допущена ошибка, в отдельную

тетрадь и провести работу по исправлению ошибки.

На доске написаны слова, в которых допущены ошибки, но вперемешку с

правильно написанными словами на такую же орфограмму. Предлагается

найти

орфограммы

в

ошибочно

написанных

словах;

объяснить,

как

их

правильно

написать,

при

этом

на

полях

в

тетради

поставить

номер

орфограммы.

Только

после

такой

коллективной

работы

приступаем

к

самостоятельной, индивидуальной.

На следующем этапе работы над ошибками с целью развития

орфографической зоркости используем прием проведения орфографических

пятиминуток с включением слов, в которых были допущены ошибки.

Начиная с 1 класса ученик, получив работу , принимается за поиск ошибок

в той строке, где на полях поставлена палочка (или номер орфограммы).

Затем слово, в котором была допущена ошибка, ученик выписывает внизу под

работой и выполняет работу над ошибками в соответствии с ''Памяткой'' (в

списке орфограмм с номерами дается способ ее объяснения и проверки).

Каждый раз, работая с ''Памяткой'', ученик видит перед собой список

изученных орфограмм, знает способ исправления ошибок. Все это

способствует лучшему запоминанию орфограмм и повышению

орфографической грамотности.

СПИСОК ИЗУЧЕННЫХ ОРФОГРАММ

Название орфограммы

пример

1

Заглавная буква в начале предложения.

Пролетел легкий ветерок.

2

Заглавная буква в именах собственных.

Саша, Ока, Пермь,

Кавказ.

3

Буквы и, у, а после шипящих.

Жизнь, шить, чудо, часто,

щука, роща.

4

Проверяемая безударная гласная (а, о, е, и, я)

в корне слова.

Моря - море, в лесу - лес.

5

Непроверяемая безударная гласная в корне

слова.

Пенал, пилот, карандаш.

6

Буквосочетания -чк, -чн, -нч, -нщ, -щн.

Корочка, вечный,

изящный.

7

Удвойная согласная.

Анна, бассейн, аппетит.

8

Проверяемые парные согласные в корне

слова

Берег-берега, шарф-

шарфы.

9

Непроизносимые согласные в корне слова.

Честный-честь.

10

Раздельное написание предлогов с другими

словами.

По дороге (по красивой

дороге),

за берёзой (за красивой

берёзой)

11

Правописание гласных и согласных в

предлогах.

По, на, за, под, с, над, из,

от.

12

Правописание гласных и согласных в

Поехал, надписал, сделал.

приставках.

13

Буквы о и е после шипящих и ц.

Тучей, овцой, улицей,

ключом.

14

Соединительные буквы о и е в сложных

словах.

Паровоз, вездеход

15

Буквы и и е в суффиксах существительных

-ек, -ик.

Ключик-(нет) ключика,

замочек-(нет) замочка.

16

Буквы о и е в безударных падежных

окончаниях существительных.

В школе (1скл., П.п.), на

празднике (2скл., П.п.), к

мыши (3скл., Д.п.)

17

Ь - показатель мягкости согласных.

Мель, коньки, тень,

пеньки.

18

Ь знак на конце существительных после

шипящих.

Мышь (3скл.), луч (2 скл.)

19

Ь на конце глаголов 2-го лица единственного

числа.

Греешь, греешься.

20

Ь в глаголах неопределенной формы перед

-ся.

Мыться, ругаться,

смеяться

21

Разделительные Ь и Ъ.

Семья, подъезд, обезьяна.

22

Правописание частицы не с глаголами.

Не читает, не хочет, не

ест.

23

Правописание безударных окончаний

глаголов I и II спряжения.

Копает (I), рубит (II).

24

Правописание безударных падежных

окончаний прилагательных

В синем (ср.р., П.п.),

к новому (м.р., Д.п.)

25

Правописание о и е на конце наречий после

шипящих

Хорошо, горячо, свежо,

блестяще, жгуче, певуче.

Цель работы над ошибками состоит в том, чтобы активизировать

мыслительную

деятельность

школьников,

сформировать

у

них

умение

сознательно применять изученные правила, закреплять навыки правильного

написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над

ошибками.

Орфографические задачи трудны, сложны, требуют точных знаний и

умений

в

области

грамматики,

но

путь

обучения

правописанию

через

орфограмму, через применение правил правописания, через использование

данных видов упражнений, через систематическую работу над ошибками –

единственно надёжный путь к успеху, к повышению грамотности учащихся.

Конфуций писал :

“Перед человеком три пути:

Путь размышления – это самый благородный;

Путь подражания – это самый легкий;

Путь личного опыта – это самый тяжелый путь”.

Возможные

психологические причины

неразвитости орфографической

зоркости:

у

обучающихся

низкий

уровень

развития

произвольности

внимания,

несформированность

приёмов

учебной

деятельно сти

(самоконтроля, умения действовать по правилу), низкий уровень объёма и

распределения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти.

Снижение данных причин - кропотливый ежедневный труд учителя, ученика,

родителей, психолога, и при этом не всегда приводящий к желаемому успеху.

Работа

над

развитием

орфографической

зоркости

позволяет

мне

добиваться высокого качества обучения.



В раздел образования