Напоминание

"Мотивация учения как свойство личности студента"


Автор: Мантыева Валентина Нарановна
Должность: преподаватель экономических дисциплин
Учебное заведение: ФГБОУИ ВО "Московский государственный гуманитарно–экономический университет" Калмыцкий филиал
Населённый пункт: г. Элиста Республики Калмыкия
Наименование материала: Статья
Тема: "Мотивация учения как свойство личности студента"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Мотивация учения как свойство личности студента

Преподаватель: Мантыева Валентина Нарановна

ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический

университет»

Калмыцкий филиал

Мотивация учения

как свойство личности представляет систему ее целей,

потребностей, побуждающих обучаемых

к активному пополнению своих знаний ,

овладению умениями , сознательному отношению к профессиональной деятельности.

Отличительной особенностью мотивации учебной деятельности является то, что она,

отражая

единство

двух

деятельностей

-

познания

и

производительного

труда

направлена на профессиональную деятельность как ведущую. Одним из выражений

этого

свойства

личности

является

ее

способность

мотивировать

свои

действия

общественно-значимыми

мотивами.

Способность

актуализировать

необходимый

в

данной

ситуации

мотив,

принять

нужное

для

дела

решение

характеризует

высокоразвитую мотивацию.

Мотивация

носит

обобщенный

характер

-

это

свойство

личности

распространяет

свои

действия

не

только

на

изучение

отдельного

предмета,

выполнение

понравившихся

операций,

а

на

учение

и

труд

в

целом.

При

этом

обучаемый

имеет

правильное

представление

о

социальных

функциях

знаний,

получаемой профессии, и их роли в формировании личности.

Осознанность мотивации рассматривается как стремление обучаемого

развить в себе более совершенные побуждения к учению, как признание ценности

знаний

для

личности

и

общества,

как

осознание

необходимости

знаний

для

профессионального совершенства.

Для исследования отношения студентов к учебной деятельности была

подготовлена анкета диагностики мотивации учения для студентов группы 2 курса по

специальности

38.02.01

Экономика

и

бухгалтерский

учет.

В

анкете

были

представлены

следующие

вопросы:

Что

побуждает

Вас

учить

специальные

дисциплины

в

филиале?

Как

Вы

объясняете

свое

отношение

к

изучению

этих

дисциплин? Какие формы обучения на занятии Вам больше нравятся? Какое значение

имеет изучение специальных дисциплин для овладения Вами профессией?

Студенты должны были выбрать правильные на их взгляд ответы.

В результате анкетирования выявлены следующие уровни развития

мотивации :

Группа Б-2

0- уровень дезадаптации -

1- уровень адаптации - 10

2- уровень структурирования среды - 15

3- уровень самоидентификации 3

4- уровень преобразования себя и среды -

Уровень

дезадаптации

(0)

характеризуется

малочисленностью

положительных

мотивов.

Положительные

мотивы

учения

и

труда

ситуативны,

кратковременны, заключаются в интересе к знаниям эмпирического прикладного

характера.[8]

В

труде

обучаемый

видит

способ

удовлетворения

только

своих

материальных потребностей. Личность не ориентирована на социально- значимые

ценности. Функционируют мотивы избежания неудобств, дискомфорта ( вынужден

учиться так как этого требуют родители, преподаватели ). Познавательные интересы

аморфны. Мотивы самообразования отсутствуют.

Уровень адаптации (1) характерен тем, что обучаемые уже осознают

важность

изучения

общеобразовательных

предметов

для

своей

профессии.

По

составу мотивация полнее, в одних случаях проявляются мотивы узколичностного

плана, в других- интерес , в третьих - актуализируется долг , ответственность.[8]

Важность

учения

осознает,

но

абстрактно.

Поэтому

мотивы

учения

и

труда

разобщены. Обучаемый изучает материал тех предметов, которые считает нужным

для

себя

и

необходимыми

для

овладения

профессией.

Долг,

ответственность

понимаются узко, как подчинение требованиям старших. В деятельности привлекают

занимательные

игровые

моменты.

Самовоспитание

отличается

стихийностью

-

понимает свои недостатки, но о причинах их не задумывается. Трудолюбие развито

слабо.

Уровень

структурирования

среды

(

2)

характерен

усилием

долга,

познавательного интереса, мотивации учения, самообразования труда. [8]На вершине

иерархии мотивов - ценность получения образования, профессии. Систематически

изучаются отдельные предметы. Начинает осознаваться необходимость овладения

умениями

учиться.

Обучаемый

осознает

свое

место

в

коллективе.

Начинает

функционировать ориентация на сочетание своих действий с другими , на отношение

личных

и общественных интересов. Цели воспитания и развития заключаются в

организации

более

сложной

деятельности,

обеспечивающей

постоянное

подкрепление

тех

мотивов,

которые

служат

основной

мотивацией

следующего

уровня.

Уровень

самоидентификации

(3)

отличает

глубокое

осознание

необходимости,

нужности

знаний

как

по

общеобразовательным,

так

и

по

профессиональным дисциплинам. В деятельности по самовоспитанию гармонично

сочетается личное и общественное.

В целом по группе уровень мотивации довольно низкий. На такой уровень

мотивации

повлияли

такие

факторы

как:

изучение

в

первом

семестре

общегуманитарных дисциплин , информация которых знакома студентам., небольшое

количество спецдисциплин , которые проводятся в основном во втором семестре.

Ведь

на

них

основной

упор

делается

на

самостоятельную

исследовательскую

деятельность студентов , а навыки у них еще не сформированы.

Так как учебно- познавательные мотивы формируются в ходе самой

учебной деятельности , поэтому важно как эта деятельность осуществляется. Для

формирования

положительной

устойчивой

мотивации

к

учебной

деятельности

рекомендую обратить внимание на :

1.

Содержание учебного материала :

2.

Организацию учебной деятельности ;

3.

Коллективные формы учебной деятельности ;

4.

Оценку учебной деятельности ;

5.

Стиль педагогической деятельности преподавателя.

1. Содержание учебного материала - выступает для студентов в первую

очередь в виде той информации , которую они получают от преподавателя , из

учебной литературы. Однако сама по себе информация вне потребностей студента

не имеет для него какого-либо значения , а следовательно не побуждает к учебной

деятельности. Поэтому учебный материал должен подаваться в такой форме,

чтобы вызвать у студентов эмоциональный отклик , задевать их самолюбие , т.е.

быть

достаточно

сложным

,

активизирующим

познавательные

психические

процессы , хорошо иллюстрированным.

Стремление преподавателей к упрощению материала, "разжевывать "

сложные вопросы, понятия приводит к сиюминутному успеху, но делает изучение

материала тягостным и нудным занятием, убивающим интерес к учению.

Учебный материал должен опираться на прошлые знания, но в то же время

содержать информацию, позволяющие не только узнать новое , но и осмыслить

прошлые знания и опыт , узнать уже известное с новой стороны. Важно показать,

объяснить на примере изучаемый материал - это придаст ему значимый ему смысл,

разовьет потребность в познании.

Однако, пробуждая интерес студентов к учению, не следует излишне

эксплуатировать приемы , связанные с внешней занимательностью или ссылками на

практическую значимость получаемых знаний и умений в настоящее время и в

будущем.

2. Организация учебной деятельности - изучение каждой темы учебной

программы

должно

состоять

из

трех

основных

этапов

:

мотивационного,

операционально- познавательного и рефлексив- оценочного.

Мотивационный этап - это сообщение, почему и для чего студентам нужно

знать данную тему, какова основная учебная задача данной темы. Этот этап

состоит из трех учебных действий.[5]

1.

Создание

учебно-проблемной

ситуации,

вводящей

в

содержание

предстоящей темы. Это достигается с помощью следующих приемов : а) постановкой

перед студентами задачи, которую можно решить, лишь изучив данную тему ; б)

рассказом преподавателя о теоретической и практической значимости предлагаемой

темы ; в) рассказом о том , как решалась эта проблема в истории науки.

2.Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной

ситуации. Эта задача является для студентов целью их деятельности на данном уроке.

3. Рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по

изучению данной темы. После постановки задачи намечается и обсуждается план

предстоящей работы, выясняется, что нужно знать и уметь для изучения темы, что

студентам не хватает, чтобы решить задачу. Таким образом, создается установка

на необходимость подготовки к изучению материала.

Операционно-познавательный этап - на этом этапе студенты усваивают

тему, овладевают учебными действиями и операциями в связи с ее содержанием.

Роль данного этапа в создании и поддержании мотивации к учебной деятельности

будет зависеть от того, ясна ли студентам необходимость данной информации,

осознают

ли

они

связь

между

частными

учебными

задачами

и

основной,

выступают

ли

эти

задачи

как

целостная

структура,

т.е.

понимают

ли

они

предложенный

учебный

материал.

Существенное

влияние

на

возникновение

правильного отношения к учебной деятельности на данном этапе могут оказать

положительные эмоции, возникающие от процесса деятельности ( "понравилось")

и достигнутого результата. Поэтому важно не рассуждать об учебе, ее важности и

пользе, а добиваться , чтобы студент начинал действовать.

Рефлексивно-оценочный

этап

связан

с

анализом

проделанного,

сопоставлением

достигнутого

с

поставленной

задачей

и

оценкой

работы.

Подведение

итогов

надо

организовать

так,

чтобы

студенты

испытали

удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и

познания

нового.

Это

приведет

к

формированию

ожидания

таких

же

эмоциональных переживаний и в будущем. Следовательно , этот этап должен

служить своеобразным "подкреплением " учебной мотивации , что приведет к

формированию ее устойчивости.

3.Коллективная (групповая) форма деятельности - известно , что во многих

случаях групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию , чем

индивидуальная. Групповая форма "втягивает" в активную работу даже пассивных,

слабо мотивированных студентов , так как они не могут отказаться выполнять свою

часть работы , не подвергнувшись обструкции со стороны товарищей. Кроме того,

подсознательно возникает установка на соревнование, желание быть не хуже других.

4. Оценка результатов учебной деятельности- мотивирующая роль оценки

результатов учебной деятельности не вызывает сомнения. Однако слишком частое

оценивание

приводит

к

тому,

что

получение

хороших

отметок

становится

для

студентов самоцелью. Происходит сдвиг учебной мотивации с самой деятельности , с

ее процесса и результата на отметку , которая "добывается" многими студентами

нечестными

способами.

Это

приводит

к

угасанию

мотива

собственно

учебной

(познавательной) деятельности и к деформации развития личности студента. Важно,

чтобы

в

оценке

давался

качественный,

а

не

количественный

анализ

учебной

деятельности

студентов,

подчеркивались

положительные

моменты,

сдвиги

в

освоении учебного материала, выявлялись причины имеющихся недостатков, а не

только констатировалось их наличие.

Список литературы:

1.

Баканов Е.Н., Иванников В.А. О природе побуждения // Вопросы психологии. -

1983. - № 4.

2.

Белоглазов С. Е. Исследование особенностей формирования мотивационно-

смысловой

сферы

студентов

//

Материалы

III

Междун.

конф.

студентов

и

аспирантов

по

фундаментальным

наукам

"Ломоносов

-

1996"

(секция

Психология). - М.: МГУ, 1996. - С. 11.

3.

Бибрих Р.Р. Мотивационные аспекты адаптации студентов к учебному процессу

в вузе // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному

процессу в вузе: Сб. науч. тр. - Кишинев: ШТИИНЦА, 1990. - С.17-28.

4.

Большакова В.В. Троицкий о мотивации деятельности человека как основном

законе его самосохранения мотива // Психологический журнал. - 1995. - Т.16,

№ 4.

5.

Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования

педагогических систем.- М: Логос,1999

6.

Ковалев В.И. Мотивационная сфера личности как проявление совокупности

общественных отношений // Психологический журнал. - 1984. - Т. 5, №4.

7.

Ковалев В.И., Дружинин В.Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в

процессе профессиональной подготовки // Психологический журнал. - 1982. - Т.

3, № 6.

8.

Ходякова Н.В. Личностно-развивающая образовательная среда: концепция и

технология

проектирования:

Монография

/Н.В.

Ходякова.

Волгоград:

ВА

МВД России, 2003.



В раздел образования